Приобщение детей к здоровому образу жизни через создания предметно развивающей среды
план-конспект урока (старшая группа)

Ерина Светлана Сергеевна

Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание предметно – развивающей среды».

Воспитатель: Ерина С.С.

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу - куда мы ходим отдыхать; в реке - где мы плаваем; в городе - где мы живем. Мы должны заботиться о себе, о своем здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды.

Здоровье - одна из главных ценностей в жизни, каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач в образовательной деятельности, в играх, в спорте. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

В настоящее время в педагогике возникло особое направление: «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоров сбережения.

Для достижения целей здоровье сберегающих технологий в дошкольном возрасте я применяю следующие группы средств:

Средства двигательной направленности:

  • Минутки вхождения в день;
  • Физические упражнения;
  • Физкультминутки;
  • Гимнастика (оздоровительная после сна);

 

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Зрительная;
  • Дыхательная;
  • Подвижные игры;
  • Спортивные игры;
  • Самомассаж;

 

  • Сухой бассейн и т.д.

Ежедневно в своей работе с детьми я использую такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.

В группе имеется картотека стихов, сопровождающих упражнения, различные предметы для выполнения упражнений, также в своей работе я использую пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В играх стараюсь выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т. д.

Для укрепления зрения я использую следующие моменты: зрительные паузы , в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

Массаж глаз - помогает детям снять усталость, напряжение.

Тренировочные упражнения для глаз провожу несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение.

  • Зрительные ориентиры (пятна) - снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
  • Красный - стимулирует детей в работе - это сила внимания.
  • Оранжевый, желтый - соответствуют положительному рабочему настроению - это тепло, оптимизм, радость.
  • Синий, голубой, зеленый - действует успокаивающе - это общение, надежда, вдохновение.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время образовательной деятельности, во время игр.

Часто использую  минутки покоя:

- посидим в тишине с закрытыми глазами;

- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

- помечтаем под эту прекрасную музыку.

Наряду с традиционными формами работы я провожу с детьми самомассаж от простуды (автор А. И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов, массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом (1-2 раза в день).

Мы все знаем, что закалённый человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

Дети, проснувшись, выполняют гимнастику после сна в кроватках, дыхательную гимнастику с использованием музыки, проходят по дорожке здоровья (для профилактики и коррекции плоскостопия), ходят босиком, умываются прохладной водой (лицо, руки до локтей в холодное время года), обливание ног ( в тёплое время года). Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.

Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.

 

 

 

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • Экскурсии;
  • Солнечные и воздушные ванны;
  • Водные процедуры;
  • Закаливание.

Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трёх часов, поэтому в своей работе с детьми я стараюсь как можно больше находиться на свежем воздухе.

Через экскурсии, прогулки, игры на свежем воздухе, развлечения, дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье.

Во время прогулок на свежем воздухе дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Дети учатся наблюдать, анализировать увиденное, пополняют знания о пользе деревьев. Рассуждаем с детьми: можно ли жечь мусор? Откуда появилась плохой воздух? и т.д.

Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:

  • Личная гигиена;
  • Проветривание;
  • Влажная уборка;
  • Режим питания;
  • Правильное мытье рук;
  • Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;
  • Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

В процессе бесед на тему «Воздух и здоровье», «Правила поведения на воде» - формирую понятия детей об использовании воды и воздуха человеком, обучаю правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своём здоровье.

В беседах «Для чего мы чистим зубы», «Гигиена приема пищи» - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене, также знакомлю детей с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как можно лечиться этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные и птицы.

В работе с детьми применяю знания о пользе комнатных растений, приучаю правильно ухаживать за ними. Объясняю, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения организуют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания.

Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, направленных на оздоровление детей. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях родителям предлагаю картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советую литературу.

Соответственно, для родителей я оформила «Уголок здоровья» где предлагаю папки – передвижки.

  • проводим анкетирования.

Все эти приёмы позволяют мне постепенно стабилизировать и приобщить к здоровому образу жизни детей и родителей, ведь у родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, ...

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды.

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды.В настоящее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей, появляется всё больше детей с частыми простудными за...

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды

Перспективное планирование по методической теме "Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды" в средней группе...

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды

Консультация для воспитателей о здоровьесберегающей технологии....

Презентация "Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей предметно пространственной среды"

Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения...