Статья "Значение физкультминуток для дошкольников"
статья (средняя группа)

Волченкова Наталья Викторовна

Статья: "Значение физкультминуток для дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_fizkultminutok_dlya_doshkolnikov.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Значение физкультминуток для дошкольников.

Непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является огромной

нагрузкой на ещё неокрепший организм дошкольника. Ребенок быстро утомляется, значительно снижается устойчивость внимания, теряется интерес к деятельности, всё это отрицательно влияет на ее эффективность. Воспитателю дошкольного учреждения  следует не допускать  возникновение утомления у детей, своевременно обнаруживать признаки его появления,  так как утомление, накапливаясь, перерастает  в переутомление и становится  причиной возникновения различных нервных расстройств.  Для  предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности  используются  кратковременные физические упражнения, так называемые физкультминутки. Что же это такое – физкультминутки для дошкольников? Это несколько минуток веселья, стихов и движения. Детям очень нравятся физкультминутки, они с удовольствием участвуют в них, так как вся их жизнь протекает в игре. Для того, чтобы дети росли здоровыми и гармонично развивались, воспитателю необходимо проводить веселые кратковременные  физические упражнения,  как в процессе занятий (требующих интеллектуального напряжения), так и между ними. Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий (прыжки, приседания, наклоны и др. движения).  Движения должны быть простыми, доступными и интересными каждому ребенку. Эти  несложные упражнения  сопровождаются стихами и, по возможности, связаны с темой и содержанием деятельности.  

 Благодаря физкультминуткам у детей улучшается кровообращение, лучше работают легкие и сердце. Физкультминутки снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют  дыхательную систему. Физкультминутка – это весело, интересно и полезно!

Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода  физкультминутки. Различают следующие виды физкультминуток:

 Оздоровительно-гигиенические. Их можно выполнять стоя и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поболтать ногами. Зарядка для глаз: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

           Танцевальные. Под веселую музыку, движения произвольные, кто как умеет.

          Ритмические. Выполняются по музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

          Физкультурно-спортивные. Традиционная гимнастика под счет, с чередованием вдохов и  выдохов.

          Двигательно-речевые. Дети хором читают стихи и одновременно выполняют движения.
         Подражательные. Подражать движениям животных, музыкантов, машинок и т.д.

       В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и при проведении физкультминуток нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти руки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.

3. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.

4. Произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

6. Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.

7.Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, «не замечайте», если сначала они делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

8.Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.

9. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

10. Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

11. Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия.

12. Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

40 физкультминуток для дошкольников.

Материал содержит стихотворные тексты и описания движений для проведения динамических пауз с дошкольниками....

Картотетка физкультминуток для дошкольников

Физкультминутка -это “минутка” активного и здорового      отдыха, прекрасная     возможность   снять    отрицательное...

Картотека физкультминуток для дошкольников

Разнообразные физкультминутки для дошкольников....

Картотека физкультминуток для дошкольников

Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые ...