ПРОГРАММА по здоровьесбережению
методическая разработка (младшая группа)

Малышева Елена Петровна

ПРОГРАММА по здоровьесбережению во 2 младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovesberezheniya_vtoraya_mladshaya.docx74.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по здоровьесбережению во 2 младшей группе

Санкт-Петербург,

2021

Содержание

Пояснительная записка        3

Режим двигательной активности детей в течение года        6

Здоровьесберегающие технологии во 2 младшей группе        7

Система закаливания детей        13

Закаливающие мероприятия (2 младшая группа)        14

Воспитание у детей культуры здоровья,        16

Комплексно-тематический план        17

Список используемой литературы        20

Пояснительная записка

«Забота о здоровье ребѐнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и пра- вил…и не свод требований к режиму, питанию, тру- ду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармонич- ной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творче- ства».1

В. А. Сухомлинский

По данным РАМН РФ, в последнее десятилетие отчѐтливо наблюдают- ся тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья на сегодняшний день является наиболее важной в обществе. Дети- это наше будущее, и от состояния их здоровья зависит то, каким оно будет. Неблагополучная экологическая среда, различные отрицательные бытовые факторы, некачественное питание и вода, неудовлетворительное экономическое положение в обществе – это лишь не- которые факторы, негативно влияющие на здоровье дошкольника.

Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здо- ровье на 50% зависит от образа жизни.

Чаще всего у дошкольников встречаются склонность к частым про- студным заболеваниям, утомление и невротические расстройства, нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие и т. д. Дети дошкольного возраста склонны к так называемой группе риска – второй группе здоровья. Известно, что до- школьный возраст является решающим в формировании фундамента физиче- ского и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ. Именно поэтому становится по- нятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период жизни ребенка.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через исполь- зование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуаль- ных возможностей и способностей.

Задачи:

  1. Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необхо- димости заботы о своем здоровье

  1. Формирование знаний, умений и навыков, которые необхо- димы для сохранения и укрепления здоровья
  2. Формирование привычки к ЗОЖ, т.е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми
  3. Создание здоровьесберегающей среды в группе
  4. Организация рационального двигательного режима для раз- вития двигательных навыков детей и увеличения работоспособно- сти организма
  5. Повышение защитных сил организма и устойчивости к раз- личным заболеваниям посредством системы закаливания
  6. Создание оптимальных условий для всестороннего полно- ценного психофизического развития детей и укрепления их здоро- вья
  7. Проведение мониторинга состояния здоровья детей в группе и анализ его результатов

Ожидаемые результаты:

  • улучшение показателей физического развития, эмоциональ- ного состояния;
  • благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольни- ков (снижение числа случаев заболеваний в течении года) ;
  • оптимальное функционирование организма;
  • формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;
  • сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, уме- ний и навыков, полезных привычек;
  • повышение        адаптивности        к        неблагоприятным        факторам внешней среды.

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельно-

сти:

  • улучшение показателей физического развития, эмоционального со-

стояния;

  • благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (сни- жение числа случаев заболеваний в течении года) ;
  • оптимальное функционирование организма;
  • формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;
  • сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;
  • повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды

Термины и понятия

Здоровье – состояние физического и социального благополу- чия человека (по Уставу ВОЗ).

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образо- вании – технологии, направленные на решение приоритетной зада- чи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном об- разовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспита- ние валеологической культуры как совокупности осознанного от- ношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.

Виды здоровьесберегающих технологий:

  • технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения пе- дагогов дошкольного образования;
  • технологии валеологического просвещения родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ;
  • обеспечение социально-психологического благополучия ре- бенка;
  • физкультурно-оздоровительные технологии;
  • медико-профилактические технологии.

Режим двигательной активности детей в течение года

Виды двигательной активности

2 мл. группа

1. Организованные хороводные игры, п.и., упражнения

со спортивным инвентарем, игрушками, трудовые про- цессы

15-30 мин

2. Самостоятельная деятельность детей: игровая, двига-

тельная и т.п.

1 час

3. Утренняя гимнастика

5 мин

4. Физкультурное занятие

15 мин

5. Музыкальное занятие

2 раз в неделю

по 15 мин

6. Физкультминутки

1-3 мин 3р в день

7. Организованная деятельность на прогулке: п.и., мед- ленный бег, упражнения со спортивным инвентарем, на спортивном оборудовании, игры со снегом, песком, во-

дой, спорт. игры и т.д.

15-30 мин

8.Самостоятельная двигательная деятельность детей на

прогулке с выносным материалом, на спортивном обо- рудовании, со спортинвентарем, творческие игры

1 час

9. Упражнения после дневного сна

5 мин

10.Организованная двигательная деятельность детей по- сле полдника: хороводные игры, п.и., упражнения со

спортинвентарем и др.

1 час

11.Самостоятельная деятельность детей: с/р игры, твор- ческие игры, игры с атрибутами, спорт. игры, игры с

двигательными и строительыми игрушками и др.

1 час

12.Спортивные развлечения

1р в неделю

13.Спортивный праздник

2р в год

14.Неделя здоровья

2р в год

Здоровьесберегающие технологии во 2 младшей группе

Гимнастические упражнения для детей 3-4 лет совершенствуют функ- ции сердечнососудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппара- та, улучшают обмен веществ. Помогают функциональному развитию цен- тральной нервной системы.

  1. Утренняя гимнастика

Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Еже- дневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно во- влекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Утренняя гимна- стика осуществляемая после ночного сна, выводит организм ребенка из со- стояния заторможенности физиологических процессов, усиливая деятель- ность всех органов и систем.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Я использую различные формы утренней гимнастики:

– традиционная форма с использованием общеразвивающих упражне-

ний;


– сюжетная гимнастика;

  • гимнастика с применением методов снятия психоэмоционального

напряжения;

  • гимнастика с применением элементов ритмической гимнастики, хо- роводов;
  • гимнастика с применением элементов корригирующей гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком в физ-

культурном зале или в группе.

  1. Дыхательная гимнастика

Я поддерживаю мнение многих физиологов, которые утверждают, что дышать правильно надо учить! Для этого необходимо научить ребѐнка глу- бокому выдоху для хорошей очистки лѐгких и улучшения их снабжения кис- лородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно че- рез нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребѐнка, профилак- тическое средство против респираторных заболеваний. Не менее важно в обучении правильному дыханию, является научить ребѐнка сморкаться не

через обе ноздри, а поочерѐдно. Во время прогулок полезно учить ребѐнка медленно вдыхать и ещѐ медленней выдыхать носом, а также при быстрой ходьбе и медленном беге.

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздо- ровления и закаливания дошкольников.

Для успешного овладения этой гимнастикой необходимо соблюдать

основные правила:

  • дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
  • необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражне- нии, что увеличивает его положительное воздействие;
  • дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;
  • выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удо- вольствие;
  • дышать надо носом;
  • все упражнения выполнять естественно, без усилий и напряжения;
  • привести свой организм в состояние глубокого расслабления;
  • воздух должен входить и выходить из лѐгких одной непрерывной струѐй.

Дыхательная гимнастика проводится ежедневно, в перерывах между занятиями или режимными моментами.

  1. Гимнастика для глаз

Исследования показывают, что 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Нагрузка на глаза у современного ребѐнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно.

Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости.

Гимнастика для глаз проводится мной ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки.

  1. Пальчиковая гимнастика

В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребѐнка находится на кон- чиках его пальцев».2 Исследования В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева,

А.Р.Лурия доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Развитие ребѐнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребѐнка. Воздействуя на тонус руки ребѐнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.

Пальчиковую гимнастику провожу ежедневно индивидуально или с подгруппой, в любой удобный отрезок времени в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Особенно важно проводить гимнастику с детьми, имею- щими речевые проблемы.

Наиболее часто использую в работе пальчиковую гимнастику стихо- творного ритма, которая помогает поставить правильное дыхание, развить речевой слух. Больше всего детям нравятся упражнения под названием «Се- мья», «Салат капустный», «Мы делили апельсин», «Пальчик-пальчик где ты был?» и пр. Нравится детям и то, что они имеют возможность проводить пальчиковую гимнастику, выступая в роли ведущего, он чувствует ответ- ственность и дорожит тем, что именно ему я поручила эту роль. Это являет- ся, своего рода, мотивацией детей.

  1. Игровой массаж и самомассаж

В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадици- онных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещѐ в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный то- нус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет акти- визировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга.

С детьми мы выполняем массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лѐгкое надавливание, пощипывание, похлопывание. Различные упражнения: катание одного ша- рика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Я использую в работе игровой массаж по методике А. Уманской и К. Дейнеки. Массаж и самомассаж я провожу 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках, самостоятельной деятельности детей.

После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук. Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Поскольку у до- школьников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим масса- жам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребѐнка возникал кон- кретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

Артикулярный массаж- массаж ушных раковин показан детям с са- мого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности.

Самомассаж лица

Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике само- массаж лица, который направлен на развитие и улучшение памяти, абстракт- ного мышления, интеллекта, развитие речи.

Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребѐнка на 75%.

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его за- ключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Прово- дится 2—3 раза в день.

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучше- ния работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболе- ваний.

Проводится в игровой форме 2—3 раза в день.

Комплекс упражнений представлен в Приложении № 5.

  1. Гимнастика после сна

Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояние в другое, чему способствует несформированность нервных процессов. Именно поэто-

му после дневного сна я провожу с детьми специальные упражнения, позво- ляющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными ваннами, закаливанием помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный то- нус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп.

Гимнастику пробуждения выполняем лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения. После гимнастики дети про- ходят босиком по массажным дорожкам , что усиливает оздоровительный эффект и является профилактикой плоскостопия.

Важно помнить, что темп пробуждения у детей разный, разная и сте- пень выраженности эмоционального реагирования. Поэтому я улавливаю настроение детей, подбадриваю тех, у кого фон настроения после сна сни- жен. Слова упражнения проговариваю в спокойном темпе, с радостными ин- тонациями.

Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она разви- вает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает кровообращение в легких, деятельность сердечно - со- судистой системы, укрепляет мышцы спины, стопы, повышает концентра- цию внимания.

  1. Динамические паузы и физминутки

Динамическая пауза и физкультурная минутка предупреждают утомле- ние и помогают сохранить работоспособность в течение дня. Комплексы упражнений здесь подбираются в зависимости от интенсивности нагрузки и состоят из 2—3 упражнений (физкультурная минутка) или 6—8 упражнений (динамическая пауза). Применяю простые, наиболее доступные упражнения, провожу в начале, середине или конце занятия, по мере утомляемости детей.

Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой, их основная задача - позволить ребѐнку сменить позу, расслабить- ся. А короткая, но интенсивная нагрузка приведѐт лишь к обратному эффек- ту. Я провожу для детей в качестве профилактики утомления плавные «рас- тягивающие» движения, которые снимают мышечное напряжение, повыша- ют уровень работоспособности, именно поэтому в начале разминки уделяю большое внимание дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями тела. Это способствует общему оздоровлению и улучшению са- мочувствия.

В упражнения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики в зависимости от вида занятия.

В практических занятиях использую физминутки по стихотворному тексту, но обращаю внимание на следующие правила при подборе стихотво- рений к конкретному занятию:

  • содержание текста должно сочетаться с темой занятия, его про- граммными задачами;
  • стихи должны быть с чѐтким ритмом, так как под них легче выпол- нять разнообразные движения;
  • сам воспитатель произносит текст, так как при произношении текста с детьми у них может сбиться дыхание.
  1. Игры, комплексы упражнений, гимнастика для профи- лактики нарушений осанки и плоскостопия

Осанка – это приобретѐнное человеком в ходе роста привычное, непринуждѐнное положение тела во время покоя и в движении. Красивая прямая спина – это и внешняя привлекательность, и внутреннее здоровье.

У детей дошкольного возраста мелкие мышцы спины, имеющие боль- шое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабо. Поэтому, если не приучить ребѐнка сохранять пра- вильную осанку в повседневной жизни до школы, неправильная, вынужден- ная поза во время школьных занятий будет способствовать прогрессирова- нию нарушений опорно-двигательного аппарата.

Как и во всех других случаях, предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить.

Профилактику нарушений осанки необходимо осуществлять в двух направлениях:

  • создание оптимальных гигиенических условий
  • проведение воспитательной работы, направленной на осознанное закрепление правильного положения своего тела.

Игры, которые я провожу в своей группе, направлены на общее оздо- ровление ослабленных детей, укрепление их опорно-двигательного аппарата, мышечного корсета позвоночника, улучшение работы органов дыхания и кровообращения. При проведении игр важно добиться правильной постанов- ки головы и туловища в положениях « стоя», «сидя» и в движениях.

Профилактика плоскостопия проводится мной после дневного сна де- тей (ходьба босиком по массажным коврикам и дорожкам), а игры и упраж- нения по профилактике осанки можно проводить как в первой так и во вто- рой половине дня, в зависимости от нагрузки .

Система закаливания детей

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организ- ма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.).

Цель закаливания — выработать способность организма быстро из- менять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным услови- ям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его дозировки.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадост- ностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Требования к проведению закаливания:

  1. учет индивидуальных особенностей ребенка;
  2. положительные реакции ребенка на закаливание;
  3. непрерывность закаливания;
  4. наблюдение медперсонала за ответными реакциями , постоянные консультации с педиатром;
  5. согласие родителей.

Закаливающие мероприятия (2 младшая группа)

Характер действия

Метод

Методика

Противопоказания

ВОЗДУХ

Прогулка

На свежем воздухе, в

одежде по сезону

_

ВОЗДУХ

Сон в провет-

ренном поме- щении

Учитывать физиче-

ское и соматическое состояние детей

Температура воздуха в

спальне ниже 14 гра- дусов

ВОЗДУХ

Воздушные контрастные ванны

Использование разни- цы температур(под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате);во время прогулок(в теплое время года-в майках и

трусах)

Температура воздуха ниже нормы, наличие противопоказаний

ВОЗДУХ

Хождение бо- сиком

После «тихого часа», по массажным дорож- кам как профилактика

плоскостопия

Температура воздуха ниже нормы, наличие мед.отвода

ВОДА

Полоскание рта

Перед дневным сном кипяченой водой ком-

натной температуры

_

ВОДА

Умывание, мы- тье рук

Постепенно снижать температуру воды до 14 градусов, после процедуры обтирание полотенцем до разо-

гревания кожи

Наличие мед.отвода

СОЛНЦЕ

Солнечные ванны

На прогулке -утром и во второй половине

дня

Хронические заболе- вания, температура

свыше 30 градусов

В.А. Сухомлинский считал: «Укрепить здоровье человека в детстве, не допустить, чтобы ребенок вступал в юность хилым и вялым, -значит дать ему всю полноту жизненных радостей»3.

Здоровьесберегающая среда.

Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное раз- витие ребенка, а также создать эмоционально-положительную обстановку. Она не только позволяет проводить игры и занятия, но и приучает детей к самостоятельным играм.

Здоровьесберегающая среда в нашей группе включает в себя:

1) Уголок двигательной активности детей (уголок по физо)

В этом уголке размещаются следующие пособия:

  • скакалки,
  • мячи,
  • обручи,
  • массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия и ходьбы ладошками и ступнями одновременно),
  • пластмассовые гантели и гантели изготовленные из подручного мате- риала,
  • массажные шарики,
  • ленточки,
  • лесенка для лазания и перешагивания,
  • дуга для подлезания,
  • тренажер для формирования равновесия,
  • ростомеры, которые служат также для профилактики нарушений осанки,
  • мишень на стене в виде матрешки для попадания мячиком в цель,
  • кольцеброс,
  • кегли для сбивания мячиком,
  • тренажер для развития ловкости и быстроты (палочки с веревками разных цветов для скручивания),
  • пособия для развития глазомера (на стене). Также в группе имеются пособия:
  • для развития мелкой моторики рук: разнообразные «шнуровки», «бу-

сы»,

  • комплексы по утренней гимнастике, дыхательной гимнастике, гимна-

стике для глаз, гимнастике после сна, пальчиковой гимнастике,

  • цветные мягкие модули для прыгания, лазания, игр (например, нра- вится детям модуль «Гусеница»).

В уголке здоровья имеются наглядные консультации для родителей на тему «Здоровье»: «Профилактика гриппа», «Витамины», «О пользе прогу- лок», «Правильное питание», «Физическое развитие дошкольников» и т.д.

Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками

для формирования привычки к здоровому образу жизни

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зави- сит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено прежде всего процес- сом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:

  1. осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
  2. знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять

его;

  1. компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эф-

фективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения пра- вил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, воло- сами, полостью рта, одеждой и обувью.

Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, по- сле любой работы, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку именно через руки в ротовую полость попадает подавляющее большинство болезнетворных микроорганизмов.

После каждого приема пищи мы с детьми полоскаем рот кипяченой во- дой комнатной температуры.

Для реализации данной задачи предполагается продолжение целена- правленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию при- вычек к здоровому образу жизни.

Комплексно-тематический план

по валеологическому воспитанию детей во 2 младшей группе

  1. Тема: «Это – Я и мои друзья».

Сентябрь

О.Ц.: Дать представления о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках. Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, ру- ки, ноги)

  1. Тема: « Мишка Топтыжка знакомится с ребятами».

О.Ц.:Формировать умение называть сверстников по именам; действовать со- гласовано в игре; способствовать сближению детей, установлению доброже- лательных отношений, проявлению интереса к взрослым, их действиям; раз- вивать интерес у детей друг к другу, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним

  1. Игротерапия.Знакомство друг с другом. Объединение детей в группы.

Октябрь

  1. Тема: «Водичка, водичка».

О.Ц.: Приучать детей самостоятельно мыть руки, лицо, полоскать рот после еды, чистить зубы, расчѐсываться, пользоваться носовым платком

  1. Умоем куклу Дидактическая игра

О.Ц.:Перенести полученные навыки умывания в игровые действия; поддер- живать положительные чувства к процессу умывания

  1. Тема: «Утром, чистя зубы, помни про себя, что зубная щѐтка только для те- бя… » Чтение художественной литературы О.Ц.:Закреплять знания детей о предметах личной гигиены

Ноябрь

  1. Тема:« В гостях у доктора Айболита»Экскурсия в медицинский кабинет. О.Ц.: Познакомить с профессиями врача, медсестры; показать как врач забо- тится о детях; расширить игровой опыт детей; воспитывать уважение к труду взрослых

  1. Игра – инсценировка «Оля и Айболит»

О.Ц.: Выделять и называть части тела, предметы одежды куклы, учить соот- носить со словом игровые действия с куклой

  1. Кукольный театр «Мишка заболел»

О.Ц.: Закрепить полученные знания о работе мед.персонала; вызвать чувства сострадания к больному; воспитывать заботливое отношение к близким

Декабрь

  1. «Оденем куклу Таню на прогулку» Дидактическая игра О.Ц.:Познакомить с сезонными видами одежды и еѐ назначением по сезонам; развивать потреб- ность в обращении с вопросами и просьбами к взрослому; воспроизводить игровые действия; закрепить название предметов одежды

  1. «Как Маша с Ваней в гости собирались» Кукольный театр. О.Ц.:Закрепить ранее полученные знание (навыки последовательного надевания верхней

одежды на куклу) ; доставить детям радость

  1. «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Цикл прогулок О.Ц.:Рассказать детям о пользе прогулок, о необходимости правильно оде- ваться на прогулку. Связать понятие о времени года с разнообразием сезон- ной одежды людей

Январь

  1. «Баю, баюшки, баю…» С\Р игра.

О.Ц.: Познакомить с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу,

накрыть еѐ одеялом) ; научить ласково обращаться с куклой

  1. «Кукла Маша проснулась» Дидактическая игра

О.Ц.:Учить одевать на куклу одежду – девочку, соблюдая последователь- ность с небольшой помощью взрослых; закрепить названия одежды

  1. Тема: «Сонные сказки» Чтение художественной литературы. Чтение ска- зок, стихов, потешек на тему «Здоровый сон».

О.Ц.:Учить детей спокойно и тихо ложиться в кровать, не мешая другим де- тям. Формировать правила культуры поведения во время режимных процес- сов

Февраль Витамины 1. « О пользе витаминов» Беседа Рассматривание наглядного пособия.

О.Ц.:Дать детям понятие о витаминах, а также о продуктах полезных для здоровья.

  1. «Где живут витамины» Дидактическая игра

О.Ц.:Закрепить в игровой форме знания, полученные ранее на занятиях и в беседах

  1. «Витаминки для Иринки». Комплексное занятие – игра О.Ц.:Закрепить в игровой форме знания, полученные ранее

Март

  1. «Как Катя готовит обед» Дидактическая игра. Беседа.

О.Ц.: Учить называть качества продукта и действия, совершаемые с ним (разрезать, посолить, перемешать) ; обогащать и активизировать словарь за счет названий обеденных блюд (суп, макароны, котлеты, компот и др.)

; отражать в речи правила поведения (перед приготовлением еды – по- мыть руки, помыть продукты и др.)

  1. «Фрукты или овощи» Дидактическая игра. Беседа.

О.Ц.: Учить различать фрукты и овощи по внешнему виду и по месту произрастания. Закрепить знания детей о полезных продуктах.

  1. «Пейте, дети, молоко будете здоровы» Рассказ воспитателя. О.Ц.:Рассказать детям о пользе молочных продуктов

  1. «Что надо кушать, чтобы быть здоровым?» Обобщающая беседа.О.Ц.: Обобщить знания детей о полезных продуктах

Апрель

Спорт – наш друг. 1. «Как стать сильным здоровым? » Беседа О.Ц.:Уделить особое внимание подготовке к утренней гимнастике и физкультурным заня- тиям, рассказать детям о необходимости заниматься спортом

3. «Зачем надо заниматься спортом? » Кукольный театр О.Ц.:Посредствам кукольного театра продолжать рассказывать детям о пользе спортивных за- нятий. Воспитывать интерес к спорту

3. «Утренняя гимнастика» Беседа.

О.Ц.: Рассказать детям о пользе зарядки.

Май

  1. «Раз, два, три, четыре, пять – собираемся гулять… » Беседы.

О.Ц.: Создание интереса к прогулкам, использование игровых приемов, мо- тивация деятельности детей на прогулке

  1. «Что такое хорошо, что такое плохо… » Кукольный театр

О.Ц.:Посредством кукольного театра рассказать детям о правилах поведения на прогулке (не находиться долго на солнце, не забывать надевать головной убор и др.)

  1. «Сильные, умелые ловкие и смелые» Физкультурный праздник

О.Ц.:Создание хорошего настроения. Вызвать интерес к спортивному ме- роприятию. Воспитывать желание вести активный образ жизни.

Список используемой литературы

  1. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно оздоровитель- ной работы с дошкольниками, 2006
  2. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста, 2007
  3. Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образова- тельном учреждении (практическое пособие), 2006
  4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников, 2005
  5. Лосева В. С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение, 2007
  6. Никанорова Т. С., Сергиенко Е. М. Здоровячок. Система оздоровле- ния дошкольников, 2006
  7. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «остров здоровья»,

2009


  1. Прищепа С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет, 2009
  2. Полтавцева Н. В. , Гордова Н. А. физическая культура в дошколь-

ном детстве, 2006

  1. Харченко Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду, 2009
  2. Чеменева А. А. . Горбунова Л. В. , Кривдина Г. В. Методическое обеспечение инновационного процесса физкультурного образования до- школьников, 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».

Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...

статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"

В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...

Здоровьесбережение в детском саду. Семинар для заведующих ДОУ

современные формы работы в ДОУ по укреплению здоровья детей.Семинар для руководителей...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты вопроса о работе ДОУ с родителями воспитанников в решении общей задачи сохранения и укрепления детского здоровья....

Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет д...

Картотека методических разработок по здоровьесбережению.

Включает в себя психигимнастику, зрительную гимнастику, дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, пальчиковые игры и физминутки...

"Игровые технологии как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению"

Во всем мире за последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья населения: 1. Физически зрелыми рождаются не более 14% детей;  2. 25–35% детей, пришедших в первый кл...