консультации
консультация

Бурцева Ирина Владимировна

Как приобщить ребенка к здоровому образу жизни 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Как приобщить ребенка к здоровому образу жизни?

Ребенок существо целостное. Если он устал или у него что-то болит, то это отражается на его настроении. Если чрезмерно волнуется- часто реагирует повышением температуры или другими болезненными реакциями. Если он испытывает удовольствие, это чувство поддерживает весь его организм, ребенок меньше болеет.

К дошкольному возрасту у детей, как правило, уже имеется какой-то личный опыт, связанный с болезнью, и он остается в памяти в виде отдельных ощущений и ярких деталей. Опыт же здоровый жизни ребенок не хранит в конкретных воспоминаниях и ощущениях. Он как бы естественно и незримо присутствует в повседневной жизни. Кроме того, дошкольники еще не способны заглядывать в будущее (тем более в далекое). Поэтому ребенку трудно понять формулы, которыми часто пользуются взрослые: «если не чистить зубы, то появится кариес», «Здоровый образ жизни нужен человеку, чтобы не болеть», Для ребенка все это неосязаемо, не наглядно, не связано с личным опытом.

Кроме того, ребенок слишком часто слышит от воспитателей указания:

«Не бегай – упадешь»; «Не ешь снег- заболеешь». А любой запрет для того, кто наценен на открытие мира, интуитивно не принимается во внимание. Ведь хочется расширить границы привычного, По этой же причине плохо работают для детей аргументы, основанные на страхе («Помнишь как тебе было плохо, когда ты лежал в больнице? Опять так же хочешь?», «Если будешь себя плохо, вести, отведу к врачу, он сделает тебе укол» и т.п.). Сначала, конечно, страшно, а потом ребенок привыкает к угрозам и скорее принимает их как вызов или же просто перестает замечать.

В чем основная задача педагогов, когда речь идет о приобщении ребенка к здоровому образу жизни? Надо сделать так, чтобы забота взрослых о его здоровье постепенно перешла в заботу ребенка о самом себе, И здесь стоит  обратить внимание не только на навыки гигиены, но и на развитие самоконтроля и самоорганизации.

В приобщении ребенка к здоровому образу жизни, безусловно, нужна тренировка. Но ежедневное повторение действий и лозунгов еще не гарантирует, что ребенок усвоит, точнее присвоит культуру здоровья, станет использовать ее средства в жизненных ситуациях, с которыми не сталкивался в детском саду. Ключиком к здоровому образу жизни является интерес ребенка к своему телу и эмоциям, понимание их, эксперименты с ними. Здесь конечно, речь идет не о том, что можно засунуть какой-нибудь предмет в розетку или укусить соседа и посмотреть, что будет. А о том, что можно испытать себя, стоя на одной ноге или сдержать смех или почувствовать, как обжигает теплая вода после мороза, - с этого начинается понимание тела и управление им.

Еще один мощный стимул освоить правила здорового образа жизни – это личный пример значимых взрослых и обсуждение этого социального опыта. Дети- великие подражатели. Если дети ежедневно видят, как воспитатель тщательно моет руки с мылом да еще и напевает при этом песенку, чтобы не забыть, как это правильно делать, то они будут стремиться повторять эти действия с точностью до деталей.

Если разговор о здоровье в деталях запланирован взрослым и не опирается не реальный опыт детей, если используются преимущественно фронтальные формы работы и информирование (вместо действия), то детям будет скучно присутствовать на таких занятиях. Их след не останется в детской душе. Культура здоровья не будет присвоена ребенком.

Если педагоги будут доверять детям выполнение каких-то посильных действий, связанных с заботой о своем здоровье, предоставлять необходимые средовые условия, не забывая при этом проверять правильность выполнения процедур, то дети будут более осмысленно и ответственно относиться к своему здоровью.

Когда ребенку пытаются править правила здорового образа жизни через негативные примеры, это наоборот, поддерживает его интерес к экспериментированию с подобными ситуациями, Позитивные же примеры стимулируют собственные пробы и анализ своего состояния. При обсуждении с детьми вопросов, связанных со здоровьем, необходимо придержаться знакомого ребенку опыта и не давать информацию, к которой он еще не готов.

Играя в доктора, дети часто воспроизводят стереотипный сюжет (что то болит, доктор дал таблетку, все прошло). Если педагог будет действовать в зоне ближайшего развития ребенка, предлагать идеи для игры, например, доктор помогает здоровому человеку лучше узнать свое тело (измерить и сравнить рост нескольких детей, рассказывает о полезных продуктах, показывает упражнения для зарядки, делает рентген), то игра детей обогатится, и это будет способствовать освоению культуры здоровья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....