Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп
картотека

На помощь родителям и  воспитателям приходит специальная картотека упражнений. Дыхательная гимнастика научит ребенка свободно вдыхать и плавно выдыхать. Делать этот комплекс на укрепление дыхания могут и вполне здоровые дети — оно активизирует кровообращение в носоглотке, расширяет легкие, держит в тонусе мышцы грудной клетки и диафрагмы. Все это в комплексе укрепляет организм и уменьшает вероятность болезней.

Чтобы ребёнок  не болел, надо научиться правильно, дышать. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

            КАРТОТЕКАC:\Users\Снежа\Pictures\рамки\416142_1.jpeg

              ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

                     ДЛЯ СРЕДНЕЙ, СТАРШЕЙ

               И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ      

           Тренировка дыхания благотворно сказывается на состоянии организма, хорошо помогает справиться с последствиями разных болезней.

Представленный комплекс упражнений дыхательной гимнастики,

от средней до подготовительной группы,  содержит усложненные упражнения, которые, в игровой форме, помогут вылечить дыхательные болезни, и укрепить иммунитет у здоровых детишек.

Меры предосторожности

Выполняя комплекс дыхательной гимнастики, нужно соблюдать простые правила

  • Чувство голода может привести к головокружениям, поэтому ребенок

должен хорошо поесть и подождать после приема пищи полчаса.

  • Ребенок должен быть в хорошем расположении духа, на занятии ему

должно быть интересно.

  • Осторожно с астматиками — у них может быть приступ. Если

ребенок болеет астмой, нужно присутствие врача с необходимыми медикаментами.

  • Начинайте с нескольких упражнений и увеличивайте нагрузку

 постепенно, чтобы определить, не принесет ли вред комплекс дыхательной гимнастики.

  • При отдышке, боли в мышцах, побледнении кожи нужно прекратить

 занятия и уведомить о проблеме врача, чтобы установить причину

невосприятия организмом упражнений дыхательной гимнастики.

  • Нужно дышать только чистым воздухом — выбирайтесь на улицу,

или, при непогоде, занимайтесь в проветренном помещении. Учтите, что в воздухе может быть множество микробов, в том числе болезнетворных.

  • Одежда должна быть облегченной, температура воздуха около 20

 градусов. Заниматься от 10 минут до получаса, увеличивать продолжительность нужно, учитывая прогресс обучения.

С помощью этих упражнений ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении, и дышать полной грудью.

При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ребёнка стороной!

C:\Users\Снежа\Pictures\рамки\416142_1.jpeg

Комплекс №1

  1.  «Послушаем своё дыхание»

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

 В полной тишине  дети прислушиваются к телу, и определяют:

  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какие органы принимают участие в дыхании при вдохе и выдохе — плечи, грудь, живот или все части – волнообразно;
  • как они дышат — глубоко или поверхностно (легко);
  • какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);
  • тихое, неслышное дыхание или шумное.

  1. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленно и бесшумно вдыхаем воздух носом, при расширении грудной клетки задержать дыхание насколько возможно потом  плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз.

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании Этим упражнением можно заканчивать комплекс.

C:\Users\Снежа\Pictures\рамки\416142_1.jpeg

3. «Подыши одной ноздрёй»

                         Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

        1. - Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

        2. - Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. - То же другими ноздрями.  Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

  1. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

         1. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.                                                    

                        2. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

C:\Users\Снежа\Pictures\рамки\416142_1.jpeg

  1. «Воздушный шар в грудной клетке»

(среднее,  рёберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

          1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

                  2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

  1. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плачей.

Повторить 4-8 раз.

                                                             C:\Users\Снежа\Pictures\рамки\416142_1.jpeg

                         7. «Ветер» (очистительное полное дыхание).

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

        1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

        2. Задержать дыхание на 3-4 с.

          3.Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

8. «Радуга, обними меня»

Цель: та же.

И.п.: стоя или в движении.

        1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

        2. Задержать дыхание на 3-4 с.

          3.Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

9 «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Повторить 3-5 раз упражнение.

                     

                                                            C:\Users\Снежа\Pictures\рамки\416142_1.jpeg

Комплекс №2

                                    Цель данного комплекса: укреплять носоглотку,              верхние  дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса

                              определённых групп мышц.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

1. «Подыши одной ноздрёй».

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

2. «Ёжик».

Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

3. «Губы «трубкой».

  Сначала вдыхаем носом, втягивая живот, потом, сложенными трубкой губами втягиваем воздух по максимум, сымитировать глотание воздуха, задержать дыхание на три секунды, и медленно выдыхаем воздух носом, подняв голову вверх.

       Повторить 4-6 раз.

4. «Ушки».

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.    

Повторить 4-5 раз.      

C:\Users\Снежа\Pictures\рамки\416142_1.jpeg

                                                      5. «Пускаем мыльные пузыри».

Наклоняем голову к грудной клетке, с напряжение носоглотки вдыхаем носом. Спокойно выдыхаем носом, подняв голову, не опускаем подбородок и тут же вдыхаем носом, с напряжением носоглотки. Опускаем голову и выдыхаем через нос.

Повторить 3-5 раз.

6. «Язык «трубкой».

  1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о».

Язык  высунуть и тоже сложить «трубкой».

2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.

3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы

подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд.

 4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос

.Повторить 4-8 раз.    

         

7. «Насос».

Руки сжаты в кулаки перед грудью, наклоняемся вперед, делая вдохи при наклонах с шумом, будто работает насос, выдыхать как хочется. Со временем можно усложнить — наклонятся после маятникового прогиба назад, увеличивая амплитуду.  (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).

Повторить 3-6 раз.

Примечание. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

8. «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Повторить упражнение из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

                            

Комплекс №3C:\Users\Снежа\Pictures\рамки\416142_1.jpeg

  Цель данного комплекса: укреплять мышечный тонус                                              всей дыхательной системы.

                             Проводится в игровой форме.

  1. «Ветер на планете».

Повторить упражнение «Насос»  Руки сжаты в кулаки перед грудью, наклоняемся вперед, делая вдохи при наклонах с шумом, будто работает насос, выдыхать как хочется. Со временем можно усложнить — наклонятся после маятникового прогиба назад, увеличивая амплитуду.  

(5-7 пружинистых наклонов и вдохов).

Повторить 3-6 раз.

Примечание. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

  1. «Планета «Сат – Нам» - отзовись!»

(йоговское дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей  дыхательной мускулатуры.

И.п.: сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат – Нам».

Повторить 3-5 раз.

Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.

Цикл дыхания: выдох «Сат» - пауза – вдох «Нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - всё расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат – Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!».

C:\Users\Снежа\Pictures\рамки\416142_1.jpeg

  1. «На планете дышится тихо, спокойно и плавно».

                            Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.

  1. «Инопланетяне».

Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат – Нам» - отзовись!».

Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

И.п.: 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.

Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются».

1. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот,

    грудную клетку.

2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.

3. Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая

    «Я сильный (а я)».

4. Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.                              

https://guideimg.alibaba.com/images/shop/2016/09/29/49/wallmonkeys-wm289465-alien-with-ufo-cartoon-illustration-peel-and-stick-wall-decals-18-in-w-x-16-in-h_26788049.jpeg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп в соответствии с ФГОС

Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп в соответствии с ФГОС...

Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп

Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп...

Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп в соответствии с ФГОС.

Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп в соответствии с ФГОС....

Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп в соответствии с ФГОС

Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп...