Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Я здоровым быть хочу»
рабочая программа (старшая группа)

Направленность программы физкультурно-спортивной направленности  .В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определенные черты характера,  приобретаются жизненно  важные умения и навыки. В связи с этим особая  роль  отводиться правильно организованному физическому воспитанию  в  условиях  детского сада и семьи.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

       Протокол №         от

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»

____________Ермолаева С.Н.

Приказ  от  

 

 

 

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности

«Я здоровым быть хочу»

Возраст детей: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

                                                                               

Корнева Марина Андреевна

воспитатель

Смоленск, 2020

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 1.1.Направленность программы 

Направленность программы физкультурно-спортивной направленности  .В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определенные черты характера,  приобретаются жизненно  важные умения и навыки. В связи с этим особая  роль  отводиться правильно организованному физическому воспитанию  в  условиях  детского сада и семьи.

 

1.2. Актуальность 

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Летнее время является благоприятным периодом для укрепления здоровья детей. Длительное пребывание на свежем воздухе, имеет укрепляющее и оздоравливающее значение. Благоприятны и условия питания (в меню включаются в большом количестве свежие овощи, фрукты); и условия систематического и разнообразного использования воды для закрепления навыков культуры гигиены; и проведения закаливающих процедур (воздушных, водных, солнечных). Следовательно, летнее время максимально используется для укрепления здоровья и закаливания организма

1.3. Отличительные особенности программы

Отличительная особенность данной программы в том, заключается в том, что дети сами учатся следить за своим здоровьем.В данной программе содержание, средства и формы исследовательской деятельности детей подобраны с учётом их возможностей и интересов, которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост осмысленного восприятия окружающего мира.

1.4Адресат и объем программы

Программа разработана для детей 5-6лет. Программа рассчитана на 1 год — 18 часов. Занятия проводится 2 раза в месяц, продолжительность 25 минут для детей старшей группы, итого 18 занятий.

1.5 Формы организации образовательного процесса

 

Программой предусмотрена очная форма организации. Программа включает в себя теоретические и практические занятия.    

 Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка. Для детей 5-6 лет - широко используются наблюдения за природой, опытническая и экспериментальная деятельность.

Чтобы дети не уставали, в организации занятий используется интегрированный подход, смена различных видов деятельности (чтение, беседа, просмотр видеофильмов, пальчиковые игры, дидактические игры, творческие задания, театрализация и т. д.).  

1.6 Виды занятий


    Наглядный:

  1. Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
  2. Демонстрационный материал;
  3. Наблюдение;
  4. Рассматривание  иллюстраций, информационных плакатов.

Словесный:

  1. Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок;
  2. Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение;

Практический:

  1. Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения;
  2. Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания;
  3. Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.

1.7.  Срок освоения программы

 

Программа рассчитана на 1 учебный год, с сентября 2020 года по май 2021 года. Программа содержит 18 часов. 

1.8. Режим занятий

Образовательная деятельность проводится 1 раз в две недели (2 раза в месяц), во второй половине дня продолжительностью 25 минут.

1.9. Принципы реализации программы

Основными принципами программы являются:

1. Доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность.

2. Формирование базисных основ экологической культуры.

3. Интеграция знаний из различных наук с целью формирования экологического мышления и поведения.

4. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком в

регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности.

5. Учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом

возрастном этапе.

6. Активное овладение детьми экологическими знаниями и навыками.

7. Формирование деятельно-практического отношения к экологическим знаниям.

1.10. Цель и задачи программы

Цель: Создание условий для укрепления  и развития психомоторных способностей  дошкольников.

Достижение цели возможно при непосредственном решении ряда задач:

•        Оздоровительные задачи

o        Укрепление физического и психического здоровья детей.

o        Способствовать повышению защитных свойств организма и его устойчивости к различным заболеваниям.

o        Укрепление всех групп мышц, а также опорно – двигательного аппарата; улучшение координации движений.

•        Образовательные задачи

o        Обучение элементарным приёмам самомассажа.

o        Развитие физических качеств личности: силы, выносливости, ловкости, гибкости.

        Воспитательные задачи

o        Выработка потребности в физических упражнениях и играх.

o        Формирование ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ.

o        Воспитание доброжелательных отношений при выполнении физических упражнений и совместной двигательной деятельности.

1.11. Ожидаемые результаты

организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду;

• формирование системы закаливающих мероприятий;

• снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;

• сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни;

• повышение компетентности родителей в области здоровья и здоровьесбережения.

1.12. Условия Организация, осуществляющая образовательную деятельность по

Программе, должна создать материально-технические условия,

обеспечивающие:

• возможность достижения воспитанниками планируемых результатов

освоения Программы;

• выполнение организацией требований:

- санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- пожарной безопасности и электробезопасности;

-по охране здоровья воспитанников и охране труда работников;

• возможность беспрепятственного доступа воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к

объектам инфраструктуры организации, осуществляющей

образовательную деятельность реализации программы

1.13.  Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей

 Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребенком Программы. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках Программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в ДОУ.

Результативность работы по программе можно отследить, осуществляя  на протяжении всего процесса обучения различные виды и формы контроля.

Вводный(входной) контроль в форме первоначальной диагностики (беседа ,выполнение практического задания по образцу), позволяет выявить уровень подготовленности и возможности детей для занятия данным видом деятельности и , при необходимости, коррекции этого уровня. Проводится на первых занятиях данной программы.

Текущий или промежуточный контроль - проводится после прохождения каждого модуля. Проводится в форме беседы, практической или самостоятельной работы.

Итоговый контроль - проводится в конце учебного года(май) и позволяет оценить уровень усвоения знаний и способов деятельности, для чего проводится итоговое открытое занятие.

      Для оценки уровня знаний и эффективности работы по данной программе используются критерии диагностических методик  познавательного развития  . В. Г. Алямовская Ю. Ф. Змановский.

Высокий уровень – ребенок испытывает удовлетворение радость при решении поставленных ему задач. Проявляет самостоятельность  и творческие способности .

     Средний уровень– В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес, частично ,владеет навыками .

      Низкий уровень -  ребенок  включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает .

Выполненные работы оцениваются по следующим критериям:

1. Понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, иметь знания о витаминах,  основах здорового образа жизни.

2. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.

3.Умение самостоятельно отвечать на задачу, по здоровью.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план на 1 год обучения

п/п

 

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Овощи и фрукты

4

2

2

Викторина для детей «Овощи и фрукты — полезные продукты»

2.

Вода и ее полезные свойства

4

3

1

Экспериментальная деятельность «Вода»-что с ней можно делать.

3.

Микробы

5

2

3

Практическое занятие  «Какие бывают микробы»

4.

  Полезные растения

5

3

2

Презентация,ИКТ, викторина ,о свойствах ,лекарственных растений .

 

ИТОГО:

18

 10

8

 

2.2.  Содержание учебного плана

Тема1.Овщи и фрукты : ознакомить с тем, что разнообразие  овощей, фруктов, ягод  является главным источником витаминов, со значением витаминов  и минеральных веществ в жизни человека;развивать мелкую моторику и творческие способности, мышление, память, связную речь;устойчивый интерес к правильному питанию и образу жизни, стремление к самостоятельной деятельности, воспитывать чувство товарищества и коллективизма, желание заботиться о своём здоровье.

Тема 2. Вода и ее полезные свойства: показать значение воды в жизни живой природы; дать представление о пользе и вреде воды; рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадет в наши дома;    формировать привычку бережно и разумно использовать воду. закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует.

Тема 3. Микробы: Сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов

Тема 4.Полезные растения. Расширить и углубить знания детей о лекарственных растениях.Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.

2.3. Календарный учебный график

Название месяца

Тема занятия

Содержание, форма проведения

Оборудование (материал, атрибуты, игры)

Сентябрь

.Вводное занятие.«Наши зеленые друзья - аптекарский огород»

Расширять знания детей о необходимых условиях выращивая растений (лимон, мята, петрушка, укроп, календула и.т.д.), воспитывать трудолюбие

Презентация

ИКТ

Аппликация «Вкусные дары щедрой осени»

Развивать фантазию у детей, дать понятие детям о полезных продуктах..

Ножницы ,бумага ,клей

Октябрь

Пескотерапия «В гостях у песочной Феи»

Снятие мышечной напряженности, развитие тактильно-кинетической чувствительности рук и мелкой

Кинетический песок ,кабинет психолога

Игра-викторина

«Здоровье в наших руках

Формировать стремление к здоровому образу жизни. Вызывать у детей радостное и бодрое настроение.

Презентация

Ноябрь

Беседа с элементами аппликации

Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здо¬рового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода—наши лучшиедрузья).Поощрять проявления творчества.

Ножницы,клей ,бумага.

Практическое занятие

«Азбука здоровья»

Дать представление о правилах уходах за больным

Презентация,куклы,

Набор «юный доктор»

Декабрь

Экспериментальная деятельность

«Водичка, водичка…»

Расширять знания детей о различных свойствах воды, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей планеты.

Презентация.

Рисунки детей.

«Надо,надо, умываться»

Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам, дать знание о необходимости соблюдать личную гигиену.

Январь

Занятие по ОБЖ «В стране дорожных знаков»

Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми, к здоровому образу жизни; профилактика детского дорожного травматизма.

Презентация ,дорожные знаки.

Февраль

Рисование

«Осторожно, микробы»

Закреплять знания детей об оздоровительных мероприятиях и предметах личной гигиены. Развитие творческих навыков у детей.

Гуашь

Альбом

Занятие-путешествие

«Настроение и здоровье»

Актуализировать знания детей о взаимосвязи настроения и здоровья.

Март

Познавательное «В царстве лекарственных растений»

Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.

Беседа  с элементами  цветового игротренинга Н.М. Погосовой«В здоровом теле-здоровый дух»

Формировать стремление к здоровому образу жизни. Вызывать у детей радостное и бодрое настроение

Апрель

Викторина «Что мы знаем о здоровье

Обобщить и систематизировать знания воспитанников о понятии «здоровье», «ЗОЖ»; развивать логическое мышление, речь; целеустремлённость, умение четко отвечать на вопросы викторины; умение работать в команде; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Рисование «Нарисуй любимый вид спорта»

Закрепить умение самостоятельно задавать параметры, самостоятельно организовывать свою деятельность; закреплять умение использовать в своей работе, ранее полученные знания о спорте; развивать умение создавать законченную композицию; воспитывать интерес к спорту.

Альбом

Гуашь

Май

Беседа с элементами экспериментирования «Откуда берутся болезни»

Сформировать представление о здоровье, болезнях, микробах; сообщить элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней; научить заботиться не только о своем здоровье, но и здоровье окружающих людей. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей.

Итоговое занятие.

«Школа здоровья»

Рассмотреть и обсудить с детьми содержание типичные опасные ситуации, и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях. Закрепить правила безопасного поведения на улице, в быту, в природе. Помочь оценивать свое поведение с точки зрения вреда и пользы для здоровья. Учить применять полученные знания на практике. Продолжать знакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма; воспитывать бережное отношение к себе и другим. Пропагандировать здоровый образ жизни..

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1 Организация образовательного процесса

Групповая - 15 человек с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.

Кружковая деятельность проводится 1 раз в 2 недели, 18 занятий в год. Рассчитана на 1 учебный год. Продолжительность занятия не превышает время,

предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 25 минут – старшая группа (5-6 лет).  На занятии прослеживается интеграция образовательных областей.

3.2. Материалы и оборудование

  1. Кисти ,краски,ножницы,бумага.
  2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, лопатки, формочки.  

 

З. Материалы: природный (травы «аптечный сбор»)

 

4. Неструктурированные материалы: вода,шишки.

3.3. Программно – методическое  обеспечение

     Дидактические игры:

 Уголок здоровья;

 Уголок « Безопасности»;

 Спортивный уголок в группе;

 Дидактические игры, настольно-печатные игры;

 Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно-

ролевых игр «Аптека», «Больница».

 Центр литературы: книги о здоровье.

Список литературы

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1983.

 2. Алямовская В. Г. Технология разработки базовой и профильной оздоровительной программы // Дошкольное образование, 2005.

 3. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. - М., АРКТИ, 2001.

 4. Беззубцева Г. В., Ермошина А. М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5-7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. - М., Издательство ГНОМиД, 2003.

 5. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

 6. Бычкова С. С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. - М., АРКТИ, 2002.

 7. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства. Дошкольное воспитание № 1 / 2004.

 8. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.

 9. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Сост. Н. А. Ноткина. - СПб.: Образование, 1993.

 10. Доронова Т. Н., Голубева Л. Г. и др. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. - М. : Просвещение, 2002.

 11. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. - М. : Просвещение, 2003.

 12. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми // Дошкольное воспитание № 12 / 2001, стр. 10.

 13. Зарипова Т. П., Ушакова Т. А. Планирование оздоровительной работы // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, № 1 / 2004, стр. 32.

 14. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., Медицина, 1989.

 15. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

 16. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей и родителей. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005.

 17. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание № 5 / 2004, стр. 66.

 18. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Ослабленный ребенок: Развитие и оздоровление. - М. : Институт ДО и СВ РАО, 2003.

 19. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2002.

 20. Логинова В. И., Т. И. Бабаева Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» Санкт-Петербург, издательство «Акцидент» 1997г.

 21. Макарова З. С., Голубева Л. Г. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

 22. Милюкова И. В. Евдокимова Т. А. Лечебная гимнастика при нарушении осанки и коррекции плоскостопия у детей. - М. : Издательство Эксмо; СПб.: Сова, 2003.

 23. Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы. - Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2005.

 24. Панкратова И. В., Юдина И. И. Растим здоровое поколение // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, № 1 / 2004, стр. 66.

обучения на всех этапах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол - гимнастика»

В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно – профилактической направленностью на занятиях с детьми р...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «СА – ФИ – ДАНС» (танцевально – игровая гимнастика)

Оздоровительно – развивающая программа «Са – Фи – Данс» по танцевально-игровой гимнастике (автор Фирилёва Ж.Е, Сайкина.Е.Г) направлена на всестороннее, гармоничное развит...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча»

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа мяча»Направленность: физкультурно-спортивнаяУровень: базовыйВозраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 1 г...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Фитбол-гимнастика"

Данная программа создана для работы по укреплению здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивная направленность Возраст обучающихся 5-7 лет «Спортивная страна «Игралия»

       1.Пояснительная записка.Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Физкультурная сказка»

В дошкольном возрасте опорно –двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития его формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к...