статья "Виды здоровьесберегающих технологий"
статья

Котенкова Виктория Владимировна

статья "Виды здоровьесберегающих технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Виды здоровьесберегающих технологий

Котенкова В.В., воспитатель1КК

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

    Отталкиваясь от поставленных  целей и задач нашего дошкольного учреждения (осуществление целостного подхода к укреплению здоровья детей), педагоги нашего МБДОУорганизовали развивающую предметную среду. Среда, окружающая детей в группе, обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении. Оборудованный, физкультурно-оздоровительный уголок в группе, включают в себя не только спортивный инвентарь, но и нетрадиционное оборудование, сделанное своими руками, иллюстрации, дидактические игры, тренажёры профилактики плоскостопия. Занятия в этих уголках помогают детям снять агрессию, напряжение, негативные эмоции, у детей появляется интерес к своему здоровью.  

   В воспитательно-образовательной работе я  освоила и применяюследующие здоровьесберегающие технологии, которые разделены на три группы:

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Дыхательная гимнастика. Позволяет нормализовать физиологическое и речевое дыхание. Дыхательную гимнастику лучше проводить в виде игр и с использованием художественного слова. Например, одуванчик и предложить подуть на него сначала ртом, а потом носом. Обычно дети с удовольствием включаются в игру. К таким упражнениям-играм можно отнести пускание мыльных пузырей, задувание свечи, нюхание цветка.Дети запоминают дыхательные упражнения и овладевают навыками произвольного упражнения дыханием гораздо быстрее взрослых, но если занятия нерегулярны, то они так же быстро утрачивают полученные навыки.

Гимнастика для глаз способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.

Для профилактики утомляемости и нарушения зрения на своих занятиях использую наглядные пособия - тренажеры, по которым дети бегают глазами. Их можно изобразить на листе бумаги для каждого ребенка, на ватмане, на стене(«Геометрические фигуры», «Веселые человечки», «Видеоазимут», «Дорожка»).

Физминутки подбираю таким образом, чтобы они были тесно связаны с темой занятия и являлись как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Используя, физминутки, я решаю такие задачи как:

- снятие усталости и напряжения;

- внесение эмоционального заряда;

- совершенствование общей моторики;

- профилактика нарушений осанки, плоскостопия.

Пальчиковая гимнастика.Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Ручной массаж пальцев. Эту работу провожу на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. [4, 98]

- Технологии обучения здоровому образу жизни

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Серия игровых занятий «Школа Айболита».Занятия проводятся 1 раз в неделю. Педагогами нашего учреждения разработана система валеологического воспитания дошкольников и формирования представлений детей о здоровом образе жизни. Внедрение разработанных занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволило повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.[2, 115]

- Коррекционные технологии

Артикуляционные упражнения, направленные на развитие и совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие напряжения лицевых мышц (забор-окошко, трубочка-улыбочка, часики, качельки, футбол, лошадка и т.д)

Логоритмика направлена на:

- коррекцию речевых нарушений;

- обучение правильному дыханию;

- оптимизацию мышечного тонуса и обучению релаксации;

- развитию целостного образа тела и повышению устойчивости;

- развитию чувства ритма;

- формированию пространственных представлений;

- динамической организации двигательного акта;

- формирование межполушарного взаимодействия;

- развитию психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения).[1, 65]

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она  влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.). Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с  трудом,  засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела. [3, 155]

Профессиональная компетентность, убежденность  в необходимости сохранения здоровья детей, трудолюбие, высокий уровень коммуникабельности, организаторские способности позволяют мне реализовывать здоровьесберегающие технологии на высоком методическом уровне.

        В результате применения здоровьесберегающих технологий улучшилось соматическое здоровье детей, повысились показатели их физического развития.    

    Также увеличилось число детей, не болевших за год, что позволяет говорить о росте индекса здоровья детей.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к  здоровому образу жизни.   

  Используемая литература:

1.        Горбатенко О.Ф.,  КадраильскаяТ.А.,  Попова Г.П.   Физкультурно-оздоровительная работа. -  Волгоград: Учитель, 2007 , 159 с.

2.        Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель,  2009, 220 с.

3.        Крылова Н.И.  Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008, 218 с.

4.        Павлова М.А., Лысогорская  М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009, 186 с.

5.        Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет.- Волгоград: Учитель,2008,215с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...