«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.
методическая разработка

Немкова Наталья Анатольевна

Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиционные оздоровительные технологии и методики. Одной из них является, использование элементов восточных гимнастик, как средства достижения оздоровительных задач и разнообразия форм физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Ниже прилагаю ссылку на видеопрезентацию по материалу. https://rutube.ru/video/5ceed1c9cf0f094a88038e5192...

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9

комбинированного вида, II (вторая) категория

План профессионального развития (самообразование)

инструктора по физической культуре

Немковой Натальи Анатольевны

г.Дивногорск

2021г.

Тема по самообразованию:  «Волшебные хлопки» - китайская хлопково-ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных здоровьесберегающих технологий  физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Срок реализации: 2021-2022 учебный год.

Цель: Повышение  теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога,  путем внедрения инноваций в образовательный процесс. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий с целью повышения качества физического воспитания детей.

Задачи самообразования:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно – методической, учебной и справочной литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме (в том числе и на интернет сайтах). Систематизировать изученную литературу.
  2. Исследовать актуальность темы в рамках  ДОУ.
  3. Разработать проект (по данной теме), методическое  комплексно-тематическое сопровождение.
  4. Планировать работу по формированию у детей представлений  о работе организма в целом, о способах его оздоровления и профилактики заболеваний.
  5. Планировать работу с учетом изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (комплексы хлопковой гимнастики).
  6. Создать условия для реализации проекта через пополнение предметно-развивающей среды (сформировать картотеку, аудио- и видеотеку гимнастик).
  7. Апробирование и использование проекта по теме в рамках реализации рабочей программы.
  8. Поделиться опытом работы с педагогами  по теме, презентация проекта, через мастер-класс.

        Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.

        Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.

        Совершенствование работы дошкольной организации в соответствии с ФГОС требует от педагогов принципиально новых подходов к осуществлению воспитательно-образовательного процесса, в том числе и в области физического развития.

        Именно это направление в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения (что невозможно без физического развития) превращается сейчас в первоочередную социальную задачу. Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия - самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования. Всё это требует от педагогов постоянной работы над собой, своим профессиональным ростом.

        В детском саду используются различные формы физкультурно-оздоровительной работы: спортивные праздники и развлечения; физкультминутки; закаливание; физкультурные занятия; дыхательная гимнастика; утренняя гимнастика; ритмическая гимнастика и другие.

Современные условия подталкивают педагога на поиск и использование действенной и эффективной системы методического сопровождения физического воспитания. В связи с этим, при организации физкультурно - оздоровительной работы возникает необходимость, наряду с традиционными формами, использования инновационного опыта различных подходов здоровьесберегающих методик и новых технологий.

        

         

Формы работы по самообразованию на 2021-2022 учебный  год.

План работы

Мероприятия

Уровень

Сроки

Пред-й результат

1

Изучения научной и  методической литературы по теме проекта.

Сбор и обработка данных:изучение материала по педагогическим наработкам в интернет-источниках.

ДОУ

Сентябрь

Октябрь

2021

Повышение  теоретического, научно-методического уровня, компетентности,

2

Ознакомление с передовым опытом педагогов ДОУ работающих по данной теме.

Консультации с педагогами ДОУ: сформировать  представление об опыте  

мнении других педагогов по использованию в ДОУ данной гимнастики.

ДОУ

Октябрь

2021

Использование опыта педагогов работавших по данной теме в разработке своих наработок.

2

Разработка проекта.

Составление плана по реализации проекта

ДОУ

Ноябрь

2021

Повышение профессионального мастерства и компетентности. Пополнение методической копилки.

3

Подбор и изучение практического материала по данной теме.

Составление и оформление картотек согласно комплексно-тематического планирования.

ДОУ

Декабрь,

Январь,

Февраль

2021

2022

Применение полученного опыта на практике. Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Пополнение методической копилки.

4

Реализация проекта.

Работа по плану проекта.

ДОУ

Март,

апрель,

май

2022

Использование проекта в работе с детьми.

5

Представление опыта работы по проекту.

Презентация и мастер – класс для педагогов в ДОУ.

ДОУ

Май

2022

Обобщение полученного опыта. Повышение профессионального мастерства и компетентности.



Предварительный просмотр:

Доклад к мастер-классу:

Краткая аннотация

Мастер-класс разработан с целью распространения опыта освоения нетрадиционных методов оздоровления и здоровьесберегающих технологий в жизни детей, повышения знаний педагогов ДОУ.

Пояснительная записка

Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся здоровье наших детей! Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Сегодня, наряду с теми мероприятиями, которые мы проводим обычно, т.е физминутки, игры и пальчиковые гимнастики, активно включаются новые формы и методы работы. Предлагаемая здоровьесберегающая технология не нова для современного мира, но я предлагаю взглянуть на неё по-новому, с позиции внедрения и разнообразия традиционных средств оздоровления в ДОУ. В сочетании с методами здоровьесбережения эта технология становится действенной силой решения важнейших задач сохранения физического и психического здоровья.  

Тема: «Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Цель: повысить знания педагогов ДОУ о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей, поделиться опытом освоения нетрадиционной формы оздоровления детей.

Задачи: Освоение на практике новых здоровьесберегающих технологий.

Условия реализации: Обязательное использование ИКТ.

Выразительные средства: ИКТ (презентация), видео и аудио сопровождение.

Ожидаемые результаты: Снятие физического и психического напряжения, получение информации, которая поможет в дальнейшей работе.

Вступительное слово: 1 слайд: Уважаемые коллеги, добрый день. Представляю вам, презентацию опыта работы, по теме: Китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

2 слайд: Китайский врач, Сунь Сымяо, времен империи Тан, внесший большой вклад во многие области традиционной китайской медицины, высказывался:

«Люди, искусные в сохранении здоровья, лечат болезнь, которой еще нет». Данное высказывание чётко характеризует нашу деятельность по созданию условий для оздоровления дошкольников, ведь именно в детстве закладываются основы здорового образа жизни.

3 слайд: Одним из главных направлений работы детского сада является создание условий для более гармоничного развития дошкольников, их физического и умственного развития. Большую роль в работе детского сада отводится деятельности, ориентированной на создание здоровой развивающей среды, укреплению природного защитного механизма, поддержанию постоянства внутренней среды организма ребенка дошкольного возраста (адаптацию к окружающей природной и социальной среде).

На состояние здоровья ребенка влияют несколько факторов, вы видите их на экране:

4 слайд: Профилактическая и оздоровительная деятельность в нашем детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные оздоровительные технологии и методики.

5 слайд: 

В целях разнообразия традиционных методов работы, сохранения и укрепления здоровья воспитанников, в нашем дошкольном учреждении широко используются и нетрадиционные методы работы.

Выбор нетрадиционных методик неслучаен. Поскольку многолетний опыт практической работы в школах и детских садах, где внедряются нетрадиционные методы оздоровления, показал положительные результаты.

Из огромного количества нетрадиционных направлений, я выделила восточные оздоровительные методики, такие как - Мудры, Йога, Цигун и многие другие. Сегодня я познакомлю Вас с одной из них, это - китайская хлопково – ударная гимнастика. Эту форму оздоровления я использую впервые, и потому считаю её инновационной в своей практике.

6 слайд: Древняя восточная медицина знает множество средств оздоровления. Гимнастика мягко тренирует весь организм, повышает его выносливость, считается одной из самых уникальных и эффективных систем оздоровления организма. Она сочетает в себе комплекс статических физических упражнений, дыхательных техник и концентрацию внимания.

Занятия с использованием комплексов упражнений восточной гимнастики на детей действуют успокаивающе, укрепляя здоровье и дух ребенка, избавляют его от избытка энергии и новых эмоциональных переживаний, которые зачастую отвлекают детей и тормозят их развитие. Обладая природной гибкостью и чувством равновесия, дети обычно легко осваивают позы.

Регулярные практики меняют жизнь к лучшему и приводят к поразительным результатам для здоровья, позволяя быть всегда здоровым и бодрым.

7 слайд: Практика, про которую мы сегодня будем говорить называют не только Китайским похлопыванием, но и энергетическим самомассажем, который восстанавливает жизненные силы, бодрость, активность, профилактирует появление любых проблем с физическим телом (ну это как нам заявляют :).

Самомассаж — это массаж, выполняемый самостоятельно, массаж — это дозированное механическое раздражение тела человека с помощью различных приемов и манипуляций, выполняемых руками и специально подобранным природным материалом, а также специальным оборудованием.

В нашем случае мы, решили попробовать данную методику с детьми, начиная с аплодисментов здоровья.

Почему мы остановились на этом.

8 слайд: Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили взаимосвязь развития речи и тонких движений рук, на ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов.

Именно поэтому нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком – бессознательно посылать положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам. Во время этой практики, на физическом уровне, в вашем теле усиливается циркуляция крови, ослабленные внутренние органы получают дополнительное питание, укрепляются кости и сухожилия, становятся более подвижными суставы, а из организма начнут выходить накопившиеся токсины, усилится обмен веществ, улучшится состояние кожи и волос.

Современные же исследования подтвердили, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.  

Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Известный исследователь детской речи Мариони́лла Макси́мовна Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за моторику, является необходимым элементом в системе коррекционной работы как с воспитанниками с нарушениями речи, так и детей с нормой. Так, многие логопеды взяли её в практику своей работы с детьми с нарушениями речи.

А так как в нашем детском саду функционируют группы компенсирующей направленности детей с ТНР (тяжёлые нарушения речи). Использование различных форм и методов стимуляции мелкой моторики посредством самомассажа, особенно актуальна.

9 слайд: 

За основу нашей гимнастики похлопывания взят комплекс, который так и называется «Аплодисменты здоровья».

Он подходит всем без исключения. Можно делать, даже не вставая со стула. вот основные тезисы проведения самомассажа:

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями, слегка надавливая, легко поглаживая или похлопывая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.).

Перед занятием хорошенько разотрём ладони, в том числе пространство между пальцами – вся поверхность ладоней должна «гореть».

Каждый удар выполняется от 7 раз. Весь комплекс в начале освоения достаточно повторять 2 раза подряд, а потом его рекомендуется выполнять до 6 раз подряд. В течение дня его можно повторить 3-5 раз, но только не вечером. При этом соблюдайте главное правило цигун – ищите баланс, прислушивайтесь к себе, всё делайте по своему самочувствию.

10 слайд:

А теперь коротко об упражнениях и их воздействии на организм.

  • Постукивание кулачками друг о друга — это для профилактика хронических головных болей и боли в плечах;

  • Похлопывание запястьями друг о друга - аплодисменты, улучшающие работу мочеполовой системы.

  • Похлопывание по тыльной стороне ладони другой рукой - способствует уменьшению болей в пояснице. Сначала надо сделать упражнение с левой, потом с правой руки или наоборот. Главное поменять руки.

  • Постукивание кончиками пальцев одновременно друг о друга - поможет при хронических ринитах, усталости глаз. На кончиках пальцев есть акупунктурные точки, которые связаны с лицом.

  • На внутренней стороне наших ладоней есть точки, которые связаны с сердцем и легкими, постукивание кулаком внутренней части ладони - улучшает работу этих органов. Делается это упражнение сначала с одной руки, потом с другой.

  • Растирание и похлопывание ладоней стимулирует те точки, которые связаны со многими внутренними органами и системой кровообращения. Похлопывания ладонями друг о друга, с расставленными пальцами - улучшит работу щитовидной железы, внутренних органов, сердечно-сосудистой системы.

  • Соберите ладони в горсти и похлопывайте — это отличное упражнение для профилактики инсультов и старческого маразма.

  • Заведите руки за голову и похлопайте в ладоши — это упражнение снимает усталость в области плеч и рук.

Как видите, все очень просто и легко.

11 слайд: Непосредственная задача практики данной оздоровительной гимнастики состоит в пробуждении дремлющего в человеческом теле механизма самовосстановления, естественным образом восстанавливается здоровье всех систем организма и улучшается общее состояние человека. Поэтому в нашем саду, решено делать его сразу после основной гимнастики, не пропускать и делать каждый день. Сам комплекс выполняется под энергичную, весёлую музыку, что особенно нравится детям. Данный комплекс, пока, опробован с детьми старшего дошкольного возраста. Конечно, пока рано говорить о каких-либо результатах применения данной технологии, но уже сейчас можно твёрдо сказать, что дети с радостью включаются в выполнение этой гимнастики, настроение улучшается, дети с удовольствием хлопают.  В перспективе, мы планируем включить его в систему физкультурно-оздоровительной работы и с детьми младшего дошкольного возраста. С логопедической точки зрения, данная технология уникальна, в тесном сотрудничестве с ними, по мере освоения движений самомассажа, предполагаем идти на усложнение упражнений и добавление новых, а также упражнений разнонаправленного действия, для улучшения межполушарных связей.

   12 слайд: если вы любите необычные гимнастики, то я думаю многим должна понравиться эта практика – одно из драгоценных наследий в сокровищнице традиционной китайской медицины. Это оздоровительная и общеукрепляющая система с отличительными национальными чертами. Она является обобщением опыта, накопленного китайским народом. Мы же продолжим изучение опыта восточных технологий. И внедрение их в традиционные формы работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ВОЛШЕБНЫЕ ХЛОПКИ» ИЛИ «АПЛОДИСМЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ» КИТАЙСКАЯ ХЛОПКОВО–УДАРНАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ОДНА ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО–ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Подготовила инструктор по физической культуре высшей категории: НЕМКОВА Н.А.

Слайд 2

Китайский легендарный врач, Сунь Сымяо (541-682 гг. н.э.), времен династий Суй и Тан, которого в народе называли «Царём лекарств». «Люди, искусные в сохранении здоровья, лечат болезнь, которой еще нет».

Слайд 3

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА: недостаточность врачебного контроля . климатогеографический фактор : низкие температуры воздуха, недостаток солнца, дефицит двигательной активности; биологические: состояние здоровья женщин, уровень жизни, низкий уровень грамотности родителей в вопросах сохранения здоровья детей, неполноценное питание; нехватка витаминов, отсутствие набора свежих продуктов необходимых для детского растущего организма; социальные факторы: психологический климат в семье, отношение к здоровому образу жизни;

Слайд 4

Цель работы: формирование у дошкольников поведенческих навыков здорового образа жизни, через инновационные технологии оздоровительных методик. Направлять совместную работу педагогического коллектива МДОУ на развитие и закаливание организма ребёнка. Помочь ребёнку осознанно включится в работу по укреплению психофизического здоровья. Формировать навыков здорового образа жизни, через активную деятельность. Поддерживать стремление дошкольника к самопознанию. Формировать навыки саморегуляции поведения ребёнка.

Слайд 5

ТРАДИЦИОННЫЕ Утренняя гимнастика Физкультурное занятие Гимнастика после дневного сна Физкультминутки Подвижные игры Физические игры Закаливание Дыхательная гимнастика Физкультурные досуги Упражнения между занятиями (динамическая пауза) Летние забавы на прогулках ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ Музыкотерапия Аутотренинг Психотерапия Психогимнастика Пальчиковая гимнастика «Дорожки здоровья» Само-массаж Дыхательная гимнастика Релаксация Эстетикотерапия Игрогимнастика Игротанец Креативная гимнастика Фототерапия Аэроионотерапия Ароматотерапия НЕТРАДИЦИОННЫЕ

Слайд 6

ВОСТОЧНЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ Мудры (йога для пальцев) - (санскр.: mudrā, «печать, жест, знак») — в индуизме и буддизме — символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов. Йога – упражнения для развития гибкости, восстановления здоровья и душевного равновесия, глубокая и мудрая система самосовершенствования, представляющая собой не только физиологию, но и духовную составляющую. Цигун (Ци Гун) – система дыхательных и двигательных упражнений, носящих практический характер, включает в себя медитацию и упражнения, с контролируемыми движениями и дыханием, преимущественно в оздоровительных и терапевтических целях.

Слайд 7

Практика похлопывания поможет вам за короткие сроки: восстановить жизненные силы, привести мышцы в тонус, и предотвратить различные болезни. Данная гимнастика, как утверждают китайские учёные, помогает не только очистить свой организм от токсинов, но и активизировать работу всего организма, способствует циркуляции крови, усиливает работу внутренних органов и обмен веществ. Потому что к тому месту, по которому хлопает себя человек, стягиваются питательные и биологически активные вещества. К тому же на теле человека находятся энергетические точки, и во время зарядки мы прорабатываем их.

Слайд 8

На руках, кистях и пальцах расположено множество чувствительных рецепторов, нервных окончаний. Это биологически активные точки, связанные с внутренними органами.

Слайд 9

развитие положительных эмоций. Ожидаемые результаты применения массажа: в образовательном направлении: усвоение правил (знание того, что движения необходимо производить по ходу тока крови, не массировать лимфатические узлы); умение овладеть простейшими приемами; в оздоровительном направлении: расширение капилляров кожи; ускорение циркуляции крови и лимфы; усиление функций потовых и сальных желез; влияние на обменные процессы; улучшение подвижности связочного аппарата; побуждение к активности; в воспитательном направлении: тонизирующее влияние на центральную нервную систему;

Слайд 11

К сведению! Скорая помощь:  при сердечном приступе рекомендуется надавить большим пальцем в центр ладони;  утоление нервной усталости – массаж мизинцев до полного расслабления;  сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем – улучшает запоминание важных вещей;  устранение психической напряженности – круговые движения орехами в каждой ладони; сцепить руки над головой, наклонять тело в обе стороны попеременно;  проверка функции печени – при напряженных разогнутых пальцах руки согнуть, указательный палец в виде крючка;  активизация функции печени – растягивать зацепленные друг с другом указательные пальцы в противоположные стороны перед грудью;  простуда, зубная боль, переутомление глаз, желудок, кишечник, красивая кожа – точка между большим и указательным пальцем, нажимать большим пальцем другой руки или орехом делать круговые движения (30 раз для точки каждой руки). Для снятия усталости ног нужно сто раз ударить кулаком по подошвам ног – японское упражнение «Стократное ударение по подошвам ног».

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ

     Программа обеспечивает всестороннее развитие на основе психологических особенностей, создает оптимальные условия для реализации активности.  Основываясь на собственном ...

Дополнительная физкультурно-оздоровительная программа обучения детей плаванию в детском саду

Дополнительная программа по плаванию для детей среднего и старшего возраста....

Мастер- класс для педагогов ДОУ "Дыхательная гимнастика –здоровье сберегающая технология в системе работы воспитателя детского сада"

Мастер- класс      Тема: "Дыхательная гимнастика – здоровье сберегающая технология в системе работы воспитателя детского сада"     Цель: По...

Педагогический проект.Тема: «Инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур на территории «Салемальского детского сада «Золотая рыбка»

Инновационность в образовательно-оздоровительной технологии - терренкур на территории детского сада – это специально организованный маршрут для детей и взрослых, двигательной активности дошкольн...

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в подготовительной группе логопедического детского сада

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в подготовительной группе логопедического детского сада: дыхательная гимнастика, су-джок, детская йога....

«Детское движение «Юный патриот» как одно из важнейших звеньев системы воспитательной идеологической работы в детском саду»

В статье представлены различные формы организации деятельности с детьми в детском саду по патриотическому воспитанию....

Игровой стретчинг как одна из эффективных форм современных физкультурно-оздоровительных технологий

Игровой стретчинг как одна из эффективных форм современных физкультурно-оздоровительных технологий...