Технологическая карта образовательной ситуации «Путешествие в Страну Здравляндию»
план-конспект занятия (старшая группа)

Тумко Валентина Анатольевна

Технологическая карта образовательной ситуации  «Путешествие в Страну Здравляндию» разработана с целью формирования у воспитанников стремления к здоровому образу жизни.,понятия о ценности здоровья для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_zdravlyandiyu.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной ситуации

 «Путешествие в Страну Здравляндию» в соответствии с выбранной технологией деятельностного метода «Ситуация»

(в условиях реализации программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО).

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) 

Вид: НОД ознакомление с окружающим миром.

Тип: обобщающее.

Длительность проведения: – 25 минут

Основная цель: Формирование у детей целостного понимания и потребности здорового образа жизни.

Задачи:

 1.Формировать у детей представления о важности для здоровья двигательной активности, гигиены, правильного питания, значимости режима дня.

2. Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной активности, воображения через умение наблюдать, анализировать, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

3. Вовлекать детей в игровую ситуативную деятельность, способствующую воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

4. Воспитывать у детей созидательное отношение к своему здоровью. 5.Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности, навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование: Слайды к занятию, интерактивная доска, раздаточные карточки с изображением полезных продуктов питания, муляжи продуктов, овощей и фруктов, фотографии новых видов спорта в олимпийских играх, карта «Страны Здравляндии» с изображением реки, гор, леса.

Предварительная работа: Беседы: «Здоровая пища»,«Мой режим дня», «Закаляйся, если хочешь быть здоров».

Чтение художественной литературы: М. Дружинина «Что такое здравствуй?», В. Бондаренко «Где здоровье медвежье», С. Афонькин «Как победить простуду?», Н. Коростелев «Ласковое солнце», И. Демьянов «Замарашка», Р. Сеф «Мыло», Э. Мошковская «Уши», О. Нэш "Микроб», К. Чуковский «Мойдодыр», З. Александрова «Вкусная каша».

 Просмотр мультимедийных презентаций «Где живут витамины», «Микробы»  

Отгадывание загадок о спорте, предметах гигиены, полезных продуктах. Рассматривание иллюстраций о режимных моментах в ДОУ и дома. Разучивание подвижных игр с использованием мяча, скакалки и обруча. Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр: «Угадай вид спорта», «Туалетные принадлежности»,«Поварята»,«Режим».

 Словарная работа:  

Закрепление слов и выражений - режим, зарядка, физкультура, гигиена, полезное питание, здоровый сон, ЗОЖ.

Знакомство со словами, обозначающими новые виды спорта- слэмбол. хэдис, футбэг, биатлон.

Структурные компоненты занятия - технологическая карта.

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы,

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

1.Вводная часть

Организационный момент.

2 мин

Создать атмосферу психологической безопасности, эмпатического принятия, эмоциональной поддержки. Организовать внимание детей.

Вызвать желание детей участвовать в деятельности.

Звучит телефонный звонок

Создание проблемно-игровой ситуации.

Воспитатель продолжает диалог по телефону. заинтересованный наблюдатель и собеседник..

Создает атмосферу загадки отвечает на звонок.

Организует познавательное пространство группы.

Обращает внимание детей на причину проблемы.

Наблюдает за действия детей.

Задает выясняющие и уточняющие вопросы.

Включаются в диалог с педагогом, эмоционально откликаются на действия педагога. активно перечисляют причины проблемы.

Создана благоприятная эмоциональная обстановка. Внимание детей привлечено.

У детей появилось желание действовать, помочь в решении проблемы.

2.Актуализация знаний.

 

Актуализировать знания и опыт детей в названии предметов гигиены, полезных продуктов питания, необходимых режимных моментов, здоровому образу жизни, поддерживать эмоциональные проявления детей.

Наглядно-практический метод (воспитатель предлагает каждому ребенку карточку -подсказку с помощью которых дети рассказывают о правилах здорового образа жизни)).

Прием сравнения, аналогии.

Организует и направляет действия детей, учит детей не перебивать друг друга, направляет интерес детей друг на друга.

Инициирует проговаривание действий, указанных на карточка-подсказках, и умозаключений, внимательно их выслушивая, и обращая внимание других детей на эти высказывания.

Активно рассматривают, изучают карточки, высказывают свои предположения о необходимых действиях и делают самостоятельные умозаключения, включаются в проблемно-игровую ситуацию.

Все дети включаются в практическую деятельность. В деятельности опираются на собственный опыт и в некоторой части- на карточки-подсказки.

 Определен учёт и поддержка инициативы, активности и самостоятельности детей.

3.Затруднение в игровой ситуации.

Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о правилах здорового образа жизни.

Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

С помощью словесного метода была создана проблемная ситуация ,которую нужно было решать.

Обращает внимание детей на условные обозначения реки, гор и леса. Помогает детям правильно найти на карте нужные ориентиры. Следит за действиями детей во время поиска нужной страны, помогает детям, которые не смогли найти ее на карте с помощью уточнений- слева, справа, посередине.

Проявляют живой интерес к во время решения помочь героям .Активно рассматривают предложенную воспитателем карту, интересуются. какими цветами на карте обозначены лес, горы, река. Вместе проговаривают волшебные слова.

Активизация мыслительной и речевой деятельности детей, что позволило направить их на поиск решений проблемы.

4 этап «Открытие детьми нового знания (способа действия»).

Формировать у детей представление о том, насколько разнообразен мир физкультуры и спорта, способствующий оздоровлению человека; формировать алгоритм действий для формирования здорового образа жизни.

Формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

Организовать активный отдых детей.

Демонстрационный, наглядно-игровой методы позволили познакомить детей с расшифровкой заглавных букв в имени доктора ЗОЖ (здоровый образ жизни) Прием соревнования между командами позволил вовлечь всех детей в игру, вспомнить названия спортинвентаря и заинтересовать новыми видами спорта.

Отгадывание загадок о витаминах и дидактическая игра.

Физкультминутка.

Организует деятельность детей во взаимодействии друг с другом, в работе парами и командами. Наблюдает за соревнованием, следит за тем, чтобы задания выполнялись правильно. Направляет детей на использование в играх раннее полученный опыт. Помогает отстающим детям.

Активно включаются в игру, разгадывание загадок о витаминах, фиксируют их названия. Проявляют инициативу во время соревнования, делают выводы о полезном питании для человека.

Проявление  инициативы, активности и самостоятельности помогло приобрести новый опыт, поддержать положительный эмоциональный настрой.

5 этап «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка».

Закрепить представление о важности и функциональности предметов гигиены: мыла, расчески, носового платка, зеркала, зубной пасты, зубной щетки.

Учить использовать полученные знания в игре (на практике).

Использован наглядно-игровой метод- дидактическая игра «Чудесный мешочек», словесный- игра «Правильный совет!».

Предлагает детям с помощью игр проявить себя в знаниях и умении классифицировать предметы гигиены, их назначении. Создает эмоциональный настрой и поддерживает его в течении всей игры.

Принимают участие во взаимодействии с педагогом, активно применяют полученные ранее знания в игре.

Умение устанавливать взаимосвязь между здоровым образом жизни и наличием здоровья у человека .

6 этап «Осмысление» (итог).

Рефлексия.

Восстановить в памяти детей предыдущую деятельность и создать ситуацию успеха. Формировать предпосылки эмоционального отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось, настроение хорошее),

успешность в достижении «детской цели».

На заключительном этапе использован словесный  метод: детям было предложено вспомнить, какие выполняли задания, что им было интересно и что запомнилось больше всего.

Воспитатель организует осмысление деятельности детей на занятии с помощью вопросов, спрашивает, почему удалось добиться своей «детской» цели, выясняет эмоциональные состояния детей, используя смайлики.

Проговаривают и проявляют свои эмоции. Рассказывают о том, что узнали, как заботиться о своем здоровье, о ЗОЖ.

Созданы условия для осмысления деятельности самими детьми, их эмоционального состояния.

что сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели.

Сценарный план занятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1.Введение в ситуацию.

Звучит телефонный звонок.

Воспитатель: Дети, нам кто-то звонит. Давайте ответим.

Воспитатель: Алло! Слушаем вас.

Голос ребенка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Голос ребенка: Меня зовут Ваня. Дорогие дети! Мой друг Витя заболел. Он не делал зарядку. Ел только сладости. Не любил умываться и мыть руки. Не любил гулять на свежем воздухе. Вот и заболел. Помогите ему выздороветь.

Воспитатель: Ребята, как выдумаете, почему заболел Витя?

Дети: Потому, что он все делал неправильно: он не делал зарядку, ел только сладкое, не умывался и не гулял.

Воспитатель: Какие правила не соблюдал Витя?

2.Актуализация знаний

(Воспитатель предлагает каждому ребенку карточку -подсказку с помощью которых дети рассказывают о правилах здорового образа жизни)

Дети: Нужно регулярно делать по утрам зарядку и заниматься спортивными упражнениями.

Дети: Нужно умываться, мыть руки и лицо, чистить зубы, причесываться, следить за своим внешним видом.

Дети: Нужно питаться только полезными продуктами.

Дети: Нужно вовремя ложиться спать.

Дети: Нужно соблюдать режим дня.

3.Затруднение в игровой ситуации.

Воспитатель: Ребята, хотите помочь Вите и Ване?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Молодцы, дети. Чем мы можем помочь Вите?

Дети: Мы должны ему позвать доктора.

Воспитатель: Ребята, предлагаю отправиться в волшебную Страну Здавляндию к доктору ЗОЖ, нужно придумать, как попасть в эту страну.

Дети: Можно у кого-нибудь спросить, как туда попасть. Можно посмотреть в интернете.

Воспитатель: Молодцы, дети! Такая карта уже есть, давайте рассмотрим ее внимательно. Вы заметили, что карта разноцветная. Каким цветом на ней изображена река?

Дети: Река изображена синим цветом.

 Воспитатель: Каким цветом на карте изображены горы?

 Дети: Горы на карте изображены коричневым цветом.

Воспитатель: Каким цветом на карте изображен лес?

Дети: Лес на карте изображен зеленым цветом.

Воспитатель: Обратите внимание дети на наши ориентиры- наша страна находится за лесом. у реки.

Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и скажем волшебные слова «Вместе за руки возьмемся –в Страну волшебную перенесемся!».

(Дети выходят на импровизированную поляну, на поляне-дом. Рядом с домом находятся герои: Доктор ЗОЖ, Режим, Зарядка, Физкультура, Гигиена, Полезное Питание, Здоровый Сон).

4.Открытие нового знания.

Доктор ЗОЖ: Здравствуйте, ребята! Вы пришли в Страну Здравляндию. Я-Доктор ЗОЖ, Это- мои друзья: Режим, Зарядка, Физкультура, Гигиена, Полезное Питание, Здоровый Сон. Что привело нас к нам?

Воспитатель: Мы пришли к вам за помощью.

Дети: Просим вас помочь Вите выздороветь.

Доктор ЗОЖ: Конечно, я помогу Вите. А пока я буду писать ему рецепт, поиграйте с моими друзьями.

Зарядка и Физкультура: Вы любите соревноваться?

Дети: Да! Любим!

Зарядка и Физкультура: Тогда давайте поделимся на две команды и посоревнуемся, какая их команд быстрее разложит подходящие карточки по видам спорта.

Игра «Выбери нужный спортивный инвентарь» Дети расставляют спортивный инвентарь по соответствующим картинкам и называют их (коньки-фигурное катанье- хоккей; гантели(1кг)-силовые занятия; обруч, скакалка-художественная гимнастика; боксерские перчатки-бокс; мяч-футбол, волейбол)

 Зарядка и Физкультура: Молодцы, ребята! Победила дружба.

Воспитатель: Дети, какие еще виды спорта мы не назвали?

Дети: Велосипедный спорт, легкая атлетика, плаванье, метание молота, прыжки в высоту, в длину (На экране появляются фото этих видов спорта).

 Зарядка и Физкультура: Ребята, спорт с каждым днем развивается все больше. И уже есть совсем новые виды спорта, такие как слэмбол (альтернативное ответвление баскетбола); хэдис (смесь настольного тенниса и футбола); кок-бору (вид спорта схож с конным поло); летний биатлон (может проводиться как на грунте, так и на резиновом покрытии) футбэг  (переброс мяча через невысокую сетку) и многие другие.

(На экране появляются фотографии новых видов спорта).

Зарядка и Физкультура: Что нужно делать для того, чтобы не болеть?

Дети: Для того чтобы в не болеть нужно спортом заниматься.

Зарядка: Давайте и мы с вами начнем заниматься веселой зарядкой!

Физкультминутка: Музыкальная игра «Замри-отомри!».

Полезное Питание: Отгадайте мою загадку.

В овощах и фруктах есть. Детям нужно много есть.

Есть ещё таблетки Вкусом как конфетки.

Принимают для здоровья Их холодною порою.

Для Сашули и Полины Что полезно? — …(витамины)

Полезное Питание: Правильно, дети. Я очень хотел вам рассказать про витамины побольше, да вот беда- все продукты перемешались в корзинах. Помогите мне их разложить на полках правильно. (Предлагаются муляжи продуктов или карточки с изображение продуктов).

Полезное Питание: На первой полке должны стоять продукты, содержащие витамин А. Он в продуктах питания: свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпинат, тыква, репа, сельдерей.

(Дети находят нужные муляжи продуктов или карточки с изображение этих продуктов и ставят на полку для витамина А)

 Полезное Питание: На второй полке должны стоять продукты, содержащие витамин В – рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах - баранина, говядина, крабы. (Дети находят нужные муляжи продуктов или карточки с изображение этих продуктов и ставят на полку для витамина В)

Полезное Питание: На третьей полке должны стоять продукты, содержащие   витамин С – черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка. (Дети находят нужные муляжи продуктов или карточки с изображение этих продуктов и ставят на полку для витамина С)

Полезное Питание: На четвертой полке должны стоять продукты, содержащие витамин Д – рыбий жир, печень трески, говяжья печень, сливочное масло. (Дети находят нужные муляжи продуктов или карточки с изображение этих продуктов и ставят на полку для витамина Д)

 Полезное Питание: Спасибо, ребята. Вы очень мне помогли. Теперь мне удобнее будет составлять меню для тех, кто любит здоровое питание.

5.Включение нового знания в систему знаний.

Гигиена: Я тоже хочу с вами поиграть в игру «Чудесный мешочек». В этом мешочке собраны предметы. Нужно их узнать на ощупь и рассказать, нужны ли они для меня, Гигиены. (Дидактическая игра «Чудесный мешочек». В мешочке мыло, расческа, носовой платок, зеркало, зубная паста, зубная щетка. Дети достают из мешочка предметы, называют их правильно и объясняют для чего они нужны).

Здоровый Сон: Дети, для того что бы вы знали, как сохранить свое здоровье, поиграйте со мной в игру «Правильный совет!». Прослушайте стихи. Если вы согласны с моим советом, говорите: «Правильный. правильный, правильный совет!». Если же в стихотворении говорится о неправильном действии, то вы должны промолчать.

Здоровый Сон: Зубы чтоб всегда блестели, никогда чтоб не болели,

Будет пусть тебе не лень чистить их два раза в день.

Дети: «Правильный. правильный, правильный совет!».

Здоровый Сон: Чтобы зубы не болели. ешь конфеты-карамели.

(Дети молчат).

Здоровый Сон: Если выходишь зимой погулять, шапку и шарф надо дома оставлять. (Дети молчат).

Здоровый Сон: Фрукты и овощи перед едой тщательно, очень старательно мой. Дети отвечают: «Правильный. правильный, правильный совет!».

Здоровый Сон: Вовремя ложись, вставай, режим дня ты соблюдай.

Дети отвечают: «Правильный. правильный, правильный совет!».

Здоровый Сон: Вот еще совет простой-руки мой перед едой.

Дети отвечают: «Правильный. правильный, правильный совет!».

Здоровый Сон: От мамы своей быстро вы убегайте. ногти свои ей подстричь не давайте. (Дети молчат).

Здоровый Сон: Полотенце, и расческа, и стакан, зубная щетка

Быть всегда должны своими —ты не пользуйся чужими.

Дети отвечают: «Правильный. правильный, правильный совет!».

Здоровый Сон: Если на улице лужа иль грязь-надо туда непременно упасть.

(Дети молчат).

Здоровый Сон: Никогда не надо трогать животных во дворах и на дорогах.

Дети отвечают: «Правильный. правильный, правильный совет!».

Здоровый Сон: Обязательное правило-соблюдать не забывай:

Рот при кашле и чихании ты ладошкой прикрывай.

Дети отвечают: «Правильный. правильный, правильный совет!».

Здоровый Сон: Нужен тёплый шарф зимой, дождевик и зонт — весной.

Помнить это постарайся- по погоде одевайся!

Дети отвечают: «Правильный. правильный, правильный совет!».

Здоровый Сон: Молодцы, ребята! Хорошо вы со мной поиграли!

Доктор ЗОЖ: Дорогие дети! За то время, пока вы играли с моими друзьями, я убедился, что вы знаете очень много о Здоровом Образе Жизни. поэтому мои рекомендации для Вити вы сможете передать самостоятельно. Возьмите мои карточки, и вы сами сможете ему все рассказать.

Воспитатель: Спасибо, Доктор ЗОЖ. Мы сейчас потренируемся. Дети, расскажем все правила?!

Дети: Расскажем! (Воспитатель предлагает каждому ребенку карточку -подсказку с помощью которых дети рассказывают о правилах здорового образа жизни)

Дети: Нужно регулярно делать по утрам зарядку и заниматься спортивными упражнениями.

Дети: Нужно умываться, мыть руки и лицо, чистить зубы, причесываться, следить за своим внешним видом.

Дети: Нужно питаться только полезными продуктами.

Дети: Нужно вовремя ложиться спать.

Дети: Нужно соблюдать режим дня.

Воспитатель и дети: Спасибо вам за помощь, Доктор ЗОЖ! Мы передадим ваши рекомендации Вите, и он обязательно выздоровеет.

Доктор ЗОЖ: Дорогие ребята! Вы очень добрые и отважные. поэтому я вам дарю волшебную пословицу, произнеся которую, вы сразу же окажетесь в группе. Нужно взяться за руки и дружно сказать: «В здоровом теле-здоровый дух!» Дети берутся за руки и произносят пословицу:

«В здоровом теле-здоровый дух!» (Звучит музыка, экран гаснет).

6.Осмысление.

Воспитатель: Ребята, в какой волшебной стране нам пришлось побывать?

 Дети: В Стране Здравляндии.

Воспитатель: Кого мы там встретили?

Дети: Мы там встретили Доктора ЗОЖ, Зарядку, Гигиену, Полезное Питание, Режим и Здоровый Сон.

Воспитатель: Почему многие продукты называют полезными?

 Дети: Потому, что в них есть витамины.

Воспитатель: Как называются витамины в полезных продуктах?

 Дети: Витамин А, витамин В, витамин С, витамин Д.

 Воспитатель: Зачем нам нужны знания про полезные продукты?

Дети: Для того, чтобы правильно питаться и не болеть.

Воспитатель: Что нужно делать еще для того, чтобы не болеть?

Дети: Делать зарядку; каждое утро умываться; вечером принимать ванну или душ; соблюдать гигиену: чистить зубы утром и вечером, следить за чистотой ушей, носа, ногтей; обязательно мыть руки перед едой; питаться только полезными продуктами, вовремя ложиться спать.

 Воспитатель: Кто запомнил, каким словом можно назвать такой образ жизни человека, когда он заботится о своем здоровье?

Дети: Здоровым Образом Жизни.

 Воспитатель: Дети, как вы думаете, смогли ли мы помочь ребятам Ване и Вите?

Дети: Да, смогли. Мы привезли рецепт для Вити.

Воспитатель: Почему вам это удалось?

Дети: Нам это удалось потому, что мы узнали о здоровом образе жизни, научились, выполнять задания и запомнили все правила Доктора ЗОЖ.

Воспитатель: Правильно, дети, молодцы! Не забывайте о правилах, и вы всегда будете здоровы.

Список источников:

1.Закон "Об образовании в Российской Федерации". - М.: Сфера, 2014.

2.ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.) 

3.Методическое пособие под ред. Тимофеевой Л. Л. – М.: Центр педагогического образования, 2016.

4.Абдуллина, Н. В. Формирование здоровьесберегающей среды в ДОУ .

5. Галанова, А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников А. С. Галанова Речь, 2007.

6. Борисова М.М. Малоподвижные игры и упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.

Электронные ресурсы: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/02/03/kartoteka-dykhatelnoy-gimnastiki

Воспитатель    высшей категории Тумко В.А.

МБОУ «Школа развития №24»

г. Нефтеюганск                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная ситуация «Путешествие в Радужную страну»

Художественно – эстетическое развитие. Образовательная ситуация  «Путешествие  в Радужную  страну» для детей старшего дошкольного возраста....

Технологическая карта Образовательной деятельности по ФЭМП "Путешествие в страну Геометрию"

Закреплять знани о геометрических фигурах; счет в пределах 5; формировать умение находить геометрические фигуры и преобразовывать их в предметы (круг в мяч, яблоко, треугольник в дом и т.д.); отгадыва...

Технологическая карта образовательной деятельности "Путешествие в страну Здоровье"

Непосредственно  - образователбная деятельность по формированию основ ЗОЖ. Интегрирование областей - познание, коммуникация, физическое развитие...

Образовательная ситуация «Путешествие в песочную страну!» (младший возраст)

Образовательная ситуация «Путешествие в песочную страну!» (младший возраст)Подготовила:Романцова Оксана Геннадьевна, воспитательОбразовательные области: «Социально-коммуникатив...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Художественно – эстетическое развитие.Образовательная ситуация «Путешествие в Радужную страну»

Разработка с использованием книги Т.С. Комаровой «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»...

Технологическая карта образовательной деятельности «Путешествие в страну математики» в подготовительной к школе группе.

Цель: Создание условий для успешного выполнения математических заданий через совместное взаимодействие детей в микрогруппах.Задачи:1. Образовательные:Формировать мыслительные процессы детей чере...

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельности метода «Ситуация») "Путешествие в Усолье - Сибирское"

Формировать представление о добыче полезных ископаемых родного края посредством познавательной деятельности....