Здоровьесберегающие технологии в детском саду
статья

Дмитриева Юлия Николаевна

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_zdorovesberezhenii.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Я хочу сегодня осветить такую тему, как «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста».

Почему я выбрала именно это направление? Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны.

        Эта проблема волновала выдающиеся умы не одно столетие. Еще в 18 веке  французский писатель Ж. Руссо, говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким  и здоровым: пусть работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном  движении…»

В современном и дошкольнодьном образовании решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место, подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих психическое и физическое здоровье ребенка. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. В настоящее время в  детские сады приходит большое количество детей,  с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими и хроническими заболеваниями.

Реализация важных положений, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, О. М. Дьяченко, В. Г. Алямовская, С. М. Рунова и многие другие. Т. о. можно утверждать, что в целом современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ определились, что сложился системный подход к организации этой деятельности. Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в ДОУ ни у кого не вызывают сомнения. Актуальность такого подхода обусловлена состоянием здоровья детей.

Ранний возраст — это в буквальном смысле — начало. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив. Главная задача — помочь ребенку сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение — все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы. Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в ДОУ ни у кого не вызывают сомнения.

Актуальность такого подхода обусловлена состоянием здоровья детей. При анализе заболеваемости в группах раннего возраста нами было отмечено, что несмотря на прилагаемые усилия педагогического коллектива, число случаев заболеваемости с годами не уменьшается. Беспокойство вызывает то, что больше половины заболеваний составляют заболевания гриппом и острыми инфекциями верхних дыхательных путей, основная масса которых происходит в период массовых вспышек гриппа и ОРВИ. Озабоченность по поводу выявленной картины состояния здоровья детей побудила педагогов не только к совершенствованию уже имеющихся оздоровительных технологий, но и к поиску наиболее эффективных методов и приемов оздоровления детей в группе.

Цель здоровьесбережения заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы.

Поставив цель, определяются следующие задачи:

·          Подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возраста;

·          Организовать предметно - развивающую среду для проведения занятий с детьми;

·          Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения у малышей;

·          Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;

·          Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

·          Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок материалы для родителей.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

                 Закаливающие мероприятия – например «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка…»,  организую ходьбу босиком по мокрой солевой дорожке, ребристой доске после дневного сна, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.

             Динамические паузы – применение комплексов мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.

              Подвижные и спортивные игры - подбор в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения, например на прогулке «Воробышки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто быстрее», в группе «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Вышла курочка гулять» и тд.

              Пальчиковая гимнастика -  темы упражнений самые разнообразные: «Веселая мышка», «Паучки», «Домик на елке», «Крокодилы», идр.

              Гимнастика для глаз –например в стихах:

 Всю неделю по — порядку,   Глазки делают зарядку.

 В понедельник, как проснутся,   Глазки солнцу улыбнутся,

 Вниз посмотрят на траву   И обратно в высоту.

 А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто

Без гимнастики, друзья,  Нашим глазкам жить нельзя!

              Дыхательная гимнастика – очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, «Насос», «Волшебные бутылочки», «Каша кипит», «Чей шарик быстрее» и тд.

              Гимнастика пробуждения – полезновключать спокойную музыку и сначала делаю упражнения на кроватках «Мы проснулись», «Котята»,  «Веселая зарядка». Для профилактических целей может быть изготовлен коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

               Арт-терапия -  С помощью художественного творчества оказывается помощь ребенку погасить отрицательные эмоции, отвлечь и успокоить ребенка. В течение дня включение  в работу «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование на большом листе бумаги», «Рисование пластилином».

Для эмоционального развития детей можно использовать:

               Технологию воздействия цветом. Цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. Сколько удивления и восторга вызывают у ребят эксперименты с красками, нетрадиционные способы рисования по мятой бумаге. В своей работе можно использовать такие игры с цветом, как, «Цветная водичка», игры с атласными лентами, игры с султанчиками, игра «Карусель».

               Утренняя гимнастика – разработано большое количество компексов, которыми, конечно, не стоит пренебрегать.

               Физкультурные занятия -   интегрированные занятия с элементами изобразительной деятельности, конструирования, с музыкальным сопровождением. С использованием нетрадиционного оборудования, такого как «Сенсорные мешочки», «Волшебные прищепки», «Сенсорный цветок», «Сенсорное панно».

         

К коррекционным технологиям относятся:

             Артикуляционная гимнастика –разрезная картотека упражнений для губ, щек, языка.

             Музыкотерапия — помогает снять напряжение, повысить эмоциональный  настрой ребенка.  

            Сказкотерапия  - Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в детский сад, нередко бывает сопряжено с тяжелыми эмоциональными переживаниями. И именно сказка облегчает ребенку вхождение в детский сад, а так же положительно влияет на его здоровье. Каждый день я сталкиваюсь  с большими и маленькими проблемами. Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться, убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на помощь приходят стихи, сказки, песенки, потешки, одним словом – элементы сказкотерапии.

Закончить свое выступление хочу словами Сухомлинского В.А.: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Материал полезен педагогам  на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...

Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:*приобщение детей к физической культуре;*использова...