Народные игры как средство реализации двигательного потенциала воспитанников
методическая разработка

Викторова Юлия Николаевна

В материале представлены несколько народных игр, позволяющие реализовывать потребность дошкольников в движениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Народные игры как средство реализации двигательного потенциала воспитанников

Народные игры — уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат этнические традиции (хороводы, манипуляции с народной игрушкой и т. д.). Эти традиции — источник мудрости, помогающий подрастающим поколениям усваивать общечеловеческие ценности. Раздел общероссийской программы детских садов содержит набор рекомендаций «Введение в русскую традиционную культуру», подразумевающий воспитание в детях почитания Родины и преданности своему народу. Народная игра является одним из лучших способов реализации этой задачи.

Существует известное высказывание, ставшее народным: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

Правильная нагрузка необходима для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Когда мышцы включаются в работу, организм начинает выделять эндорфины. Гормоны счастья снимают нервное напряжение, успокаивают нервную систему и повышают тонус. В результате отрицательные эмоции исчезают, а уровень работоспособности, напротив, взлетает. Благодаря активной мышечной работе, снимается перенапряжение отдельных органов и систем. Улучшается процесс газообмена, кровь циркулирует по сосудам быстрее, а сердце работает более эффективно.

Когда скелетные мышцы включаются в работу, происходит активация окислительно-восстановительных процессов, все органы и системы человека «просыпаются» и включаются в деятельность. Поддержание организма в тонусе необходимо для сохранения здоровья.

Предлагаю немного взбодриться и проверить сказанное на себе.

Разминка

Явился в дом к Петрову грипп,

Чтоб заболел он и охрип,

Чтоб затемпературил,

Таблеткозамикстурил.

Тук-тук, — Скажите, где Петров? —

Петрова нет с шести часов,

Он на пробежке в сквере, —

Сказали из-за двери.

Тогда грипп выбежал во двор

И в сквер залез через забор,

И побежал по лужам,

Ему Петров был нужен.

Бежал, бежал, устал, промок,

Догнать Петрова он не смог.

Уселся на дороге,

Да и простыл в итоге.

Ну, а Петров, а что Петров?

Петров по-прежнему здоров!

Горелки с платочком

(русская народная игра)

Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.
Играющие говорят хором:
Гори, гори, масло,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!
После слов «Птички летят!» игроки последней пары стремительно бегут вперёд, и кто из них первый возьмёт платочек, тот встаёт с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит».

Кружева

(русская народная игра)

Дети выбирают двух водящих, один из них — челночок, другой — ткач. Остальные встают парами в круг или полукругом лицом к центру. Дети в парах берут друг друга за руки и делают ворота. Челночок встаёт у второй пары, а ткач — у первой. По сигналу ткача челночок начинает бегать змейкой, не пропуская ворота, а ткач его догоняет. Если ткач догонит челночок прежде, чем он добежит до конца полукруга, то он становится челночком. Ребёнок, бывший челночком, идёт к началу полукруга, выбирает игрока первой пары и встаёт с ним на противоположном конце полукруга, игрок, оставшийся без пары, становится ткачом.
Если же челночок добежит до последних ворот и не будет пойман, то они с ткачом встают последними, а первая пара начинает игру. Один из игроков первой пары выполняет роль челночка, а второй — ткача.
Правила.
1. Челночок начинает игру только по сигналу ткача.
2. Ткач и челночок, пробегая под воротами, не должны трогать руками игроков, стоящих в парах.

«Птица без гнезда»

(латышская народная игра «Путнс без лигздас».)

Задачи: Знакомить детей с играми разных народов. Упражнять в беге, учить имитировать летательные движения, действовать согласованно во время игры. Развивать чувства ориентировки в пространстве, умения действовать по сигналу водящего.

Ход игры.

Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. То, кто в паре стоит первым, т.е. ближе к кругу, - гнездо, второй за ним – птица. В центре круга чертят небольшой кружок – там водящий. Он считает: «Раз…» - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на пояс; «Два…» - игроки – птицы кладут руки на плечи впереди стоящему, т.е. пицца садится в гнездо; «Три…» - птицы вылетают из гнезда и летают по площадке. По сигналу водящего «Все птицы по домам!» каждая птица стремится занять своё гнездо, т.е. встать за игроком – гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд.

При повторении игры дети меняются ролями.

Правила игры: Птицы вылетают только на счёт «Три!». Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные подвижные игры, как средство развития двигательных умений детей среднего дошкольного возраста

Актуальность темы:   В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннег...

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно- духовного.

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственн...

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет молодым  педагогам детского сада познавательно   и интересно организовать и провести  народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....

МАСТЕР-КЛАСС «Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника»

МАСТЕР-КЛАСС.«Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника»....