Проект "ЗОЖ"
проект
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект «Шаги к здоровью» взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью.
Авторы проекта:
Мадримова Г.Г., воспитатель ВКК,
Канева И.В., воспитатель IKK.
г. Барабинск
2018г.
Содержание
Введение………… ………………………………………………………..3стр.
Актуальность проекта…...……………………………………………......3стр.
Цель и задачи проекта ........................…………………….......................4стр.
Ожидаемые результаты ………….....……………………........................4стр.
Аннотация проекта…………………………………………………..........5стр.
Стратегия достижения поставленной цели….……….………………….5стр.
Практическая значимость проекта……………………………………..12стр.
Список литературы………………………………………………………13стр.
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Укрепление физического и психического здоровья детей является одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ. Оно реализуется в разнообразных формах работы с детьми по формированию у них сознательного и ответственного отношения к своему здоровью и приобщению к здоровому образу жизни.
В дошкольном детстве образ жизни ребенка формирует семья и близкое окружение. Поэтому мы считаем, что работу по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью необходимо начинать с семьи.
Практика показала, что наиболее успешного решения задач физического развития дошкольников можно добиться благодаря использованию метода проекта. Проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка, и, исходя из детских потребностей и интересов, развивают его как личность. Поэтому нами был разработан и внедрен проект «Шаги к здоровью».
Основная цель данного проекта направлена на взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по формированию сознательного и ответственного отношения дошкольников к своему здоровью и приобщению к здоровому образу жизни.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи по сохранению и укреплению здоровья детей на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду - образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького здорового человека в большой мир.
Семья обладает значительным воспитательным потенциалом, что и учитываем мы при организации взаимодействия с родителями как участниками образовательных отношений.
Воспитание ценностного отношения к здоровью – одна из важнейших задач дошкольной ступени образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основные задачи дошкольного образования:
- Пункт 1.6 подпункт 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни…
- Пункт 1.6 подпункт 9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Пункт 2.6. Образовательная область «физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: … становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами правилами (в питании, двигательном режиме, в закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Взрослые обязаны подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за свое здоровье, и каждый из нас может сохранить и укрепить свое здоровье.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Установление сотрудничества и взаимодействия между семьями воспитанников и педагогами ДОУ по формированию у дошкольников сознательного и ответственного отношения к своему здоровью; формирование у родителей базы практических навыков приобщения детей к здоровому образу жизни.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- Разработать и постоянно осуществлять комплекс мер, направленных на улучшение здоровья дошкольников, формированию культуры здоровья.
- Повысить компетентность родителей в области сохранения и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни.
- Сформировать навыки сотрудничества детей и родителей в процессе приобщения к здоровому образу жизни, содействовать их эмоциональному сближению.
- Создать условия для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами в сфере приобщения детей к здоровому образу жизни.
- Способствовать получению практических навыков по ведению здорового образа жизни в рамках семьи; создать условия для обмена семейным опытом по формированию сознательного отношения к здоровью.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Повышение уровня взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию у детей сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.
2.Повышение уровня воспитательного потенциала семьи.
3.Повышение уровня удовлетворенности родителей работой дошкольного учреждения.
4.Повышение уровня включения родителей в деятельность дошкольного учреждения.
5.Повышение компетентности воспитателей в работе с родителями.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Вид проекта: информационно- практико-ориентированный
Продолжительность проекта: среднесрочный (6 месяцев)
Участники проекта: воспитанники младшей группы, руководители проекта – воспитатели Мадримова Г.Г., Канева И.В., родители (законные представители), педагог – психолог Числянюк М.А., учитель-логопед Соколова Т.А., инструктор по физической культуре ДОУ Болдырева П.В., библиотекарь городской детской библиотеки №3 Бикеева В.А.
СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ
Основная работа по проекту «Шаги к здоровью» осуществлялась на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» Барабинского района Новосибирской области.
Проект рассчитан на шесть месяцев. Реализация проходила в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе была проведена диагностика и анализ отношения семей воспитанников к здоровому образу жизни. Обследование проводилось в форме анкетирования, опроса, наблюдения, бесед с членами семей воспитанников. Целью данного анализа было выявление уровня осведомленности родителей в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни и степень готовности родителей к сотрудничеству с педагогами в вопросах формирования здорового образа жизни детей. На основе результатов данного анализа была разработана система взаимодействия с родителями по вопросам здорового образа жизни. Также на этом этапе была изучена литература по данной теме, составлен перспективный план взаимодействия с родителями.
Во время реализации основного этапа проекта были использованы разнообразные формы взаимодействия с родителями по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни: родительские собрания, фотовыставки, индивидуальное информирование, совместные с детьми праздники и мероприятия, семинары-практикумы, мастер-классы, круглый стол и др. Семьям была предоставлена возможность делиться своим опытом по приобщению детей к здоровому образу жизни с педагогами и другими родителями. Родители и педагоги приобрели опыт по созданию благоприятных условий для формирования у детей представлений о здоровом образе жизни в ДОУ и дома. Была создана единая система оздоровительной работы в семье и ДОУ.
В уголке здоровья каждый месяц в кратком и красочно оформленном виде публиковалась новая информация, которая была интересна и полезна родителям.
Семьи воспитанников принимали активное участие в фотовыставках «Здоровым быть – себя любить!» и «Оздоровительные традиции в семье», где были представлены любимые виды спорта некоторых семей и воспитанников, семейные прогулки, активный отдых, закаливание, совместные утренние пробежки, семейные дни здоровья и др. (Приложение №1,2)
На семинарах практикумах некоторые мамы раскрыли секреты приготовления вкусных и полезных блюд, а папы делились опытом изготовления нестандартного оборудования и массажных ковриков и дорожек. Воспитатели познакомили родителей с методикой проведения гимнастики для глаз (профилактика нарушений зрения), упражнениями для профилактики искривления позвоночника. (Приложение №3,4.5)
Педагоги провели мастер-классы, на которых познакомили родителей с играми и упражнениями по приобщению детей к здоровому образу жизни: элементы игрового массажа: «Поиграем с носиком», «Поиграем с ручками» и др.; оздоровительные упражнения в самостоятельной двигательной деятельности детей: «Часики», «Вырасти большой», «Любопытный щенок», «Упрямый жеребенок» и др.; дидактические игры по формированию сознательного отношения к своему здоровью: «Мой день» (режим дня), «Если сделаю так…» (Опасные и неопасные для здоровья ситуации), «Скорая помощь» (оказание первой помощи), «Путешествие хлебного комочка» (строение пищеварительной системы), «Полезная и вредная еда», «Как вырасти здоровым» др.
В процессе реализации проекта было обращено внимание родителей и на психоэмоциональное здоровье детей. Педагог-психолог Числянюк М.А. и учитель-логопед Соколова Т.А. познакомили мам и пап с факторами, влияющими на психоэмоциональное здоровье ребенка, даны рекомендации «Методы общения с ребенком», каждой семье предложена памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы». Педагоги познакомили родителей со здоровьесберегающей технологией «сказкотерапия», которая способствует снижению уровня детской конфликтности и агрессивности, уменьшению числа психосоматических заболеваний. Был проведен практикум по сказкотерпии «Сказкотерапия детских проблем».
Самые важные мероприятия для детей и родителей – это совместные развлечения и праздники. «День Матери» - праздник любимых мамочек. Этот праздник позволил привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада, способствовала эмоциональному сближению детей и их родителей, появлению общих интересов. (Приложение №6)
Итоговыми мероприятиями работы по формированию сознательного отношения к здоровому образу жизни были спортивный досуг для родителей «Веселые старты». Совместный спортивный праздник «Папа, мама, я -спортивная семья», который организовал инструктор по физической культуре Болдырева П.В. (Приложение № 7,8).
Целью данных мероприятий было обобщение полученных знаний детьми и родителями по формированию сознательного отношения к своему здоровью и приобщению к здоровому образу жизни.
В результате реализации данного проекта создана система совместных мероприятий, направленных на установление сотруднических отношений между педагогами и семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию у детей сознательного отношения к здоровью, снижен уровень заболеваемости детей в группе. Повысилась активность родителей в совместной с педагогами деятельности по формированию здорового образа жизни. Семьи воспитанников приобрели знания, практические умения и навыки осуществления оздоровительной работы. Родители и педагоги получили опыт сотрудничества в создании благоприятных условий для оздоровления детей.
Результатом всех форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников стало установление доверительных отношений между педагогами и родителями и продуктивное сотрудничество в вопросах формирования у детей сознательного отношения к здоровью.
План реализации проекта
Этапы | Методы |
1.Подготовительный | 1.Изучение литературы и подбор материала. 2.Разработка структуры проекта. 3.Диагностика и анализ отношения семей воспитанников к здоровому образу жизни. 4.Составление перспективного плана. |
2.Основной | 1.Родительские собрания «Сохранение психологического здоровья в семье», «Бережем здоровье с детства или10 заповедей здорового образа жизни». 2.Тематическая выставка «Нестандартное физкультурное оборудование», «Массажные дорожки и коврики». 3.Мини-вернисаж совместных работ родителей и детей «А без папы и без мамы – это что за выходной?». 4.Фотовыставки «Здоровым быть – себя любить!», «Оздоровительные традиции в семье». 5.Оформление уголка здоровья: «Игры и упражнения по приобщению к здоровому образу жизни, которые можно провести дома», «Как с пользой провести выходной», «Все о детском питании», «Я прививок не боюсь…», «Одежда детей зимой», «Профилактика вирусных заболеваний», «Профилактика кишечных инфекций и пищевых отравлений», «Следим за зрением и осанкой» 6.Мастер-классы для родителей: «Игровой массаж», «Дидактические игры по формированию сознательного отношения к своему здоровью». 7.Дискуссия на тему: «Закаливание ребенка: «за» и «против». Информирование родителей: «Здоровье ребенка в ваших руках». 8.Семинар-практикум: «Все о детском питании. Секрет приготовления полезных и вкусных блюд для ребенка», «Спину прямо я держу…» 9.Совместное с детьми мероприятие: «День матери». |
3.Заключительный | 1.Создание системы мероприятий взаимодействия с семьями воспитанников по формированию сознательного отношения к здоровью. 2.Мероприятие для родителей «Веселые старты» (родители, педагоги). 3.Спортивный праздник «Папа, мама, я- спортивная семья». Оформление отчетной документации: паспорт проекта «Шаги к здоровью» взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью», размещение информации на сайте ДОУ. |
Перспективный план
месяц | форма работы | содержание | задачи |
сентябрь | Анкетирование Индивидуальные беседы Опрос Наблюдение | Выявить уровень осведомленности родителей в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни. Выявить степень готовности родителей к сотрудничеству с педагогами в вопросах формирования здорового образа жизни детей. | |
Родительское собрание | «Сохранение психологического здоровья в семье» | Познакомить родителей с факторами, влияющими на психическое здоровье ребенка; побуждать их проявлять заботу о психическом здоровье ребенка. | |
Информация в уголке здоровья | «Игры и упражнения по приобщению к здоровому образу жизни, которые можно провести дома» | Познакомить родителей с играми и упражнениями по приобщению детей к здоровому образу жизни, которые можно провести дома. | |
Фотовыставка | «Оздоровительные традиции в семье» | Предоставить возможность родителям поделиться опытом семейного воспитания. | |
октябрь | Информация в уголке здоровья | «Как с пользой провести выходной», «Все о детском питании». | Предложить родителям ряд оздоровительных мероприятий, которые можно провести в выходной день совместно с детьми (подвижные игры, велосипедные прогулки, пробежки, походы и др.). Сформировать единый подход к организации питания детей дома и в ДОУ |
Тематическая выставка | «Нестандартное физкультурное оборудование» | Предоставить возможность родителям поделиться своим опытом по изготовлению нестандартного оборудования | |
Информирование родителей | «Здоровье ребенка в ваших руках» | Повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни | |
Круглый стол: | «Подвижные игры – забава или способ оздоровления ребенка» | Обсудить с родителями значение подвижных игр для оздоровления и физического развития ребенка | |
ноябрь | Информация в уголке здоровья | «Я прививок не боюсь…», «Следим за зрением и осанкой». | Расширить знания родителей о вакцинации. Повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах здорового образа жизни |
Семинар-практикум | «Все о детском питании. Секрет приготовления полезных и вкусных блюд для ребенка» | Познакомить родителей с рецептами вкусных и полезных блюд для детей (из меню детского сада), предоставить возможность родителям поделиться своим опытом. | |
Дискуссия | «Закаливание ребенка: «за» и «против». | Выяснить отношение родителей к закаливанию. Обсудить плюсы и минусы закаливания. | |
Совместное мероприятие | «День Матери» | Создать условия для творческого сотрудничества родителей, детей и сотрудников детского сада | |
декабрь | Родительское собрание | «10 заповедей здорового образа жизни» | Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей |
Информация в уголке здоровья | «Профилактика кишечных инфекций и пищевых отравлений», | Повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах здорового образа жизни | |
Информирование родителей | «Сказка – это серьезно!» | Познакомить со здоровьесберегающей технологией «Сказкотерапией» | |
Семинар-практикум | «Сказкотерапия детских проблем» | Познакомить родителей с практическими приемами использования сказкотерапии для решения поведенческих проблем у детей | |
январь | Семинар-практикум | «Спину прямо я держу…» | Совместно с родителями определить факторы, влияющие на сохранение правильной осанки и предложить комплекс упражнений для профилактики искривления позвоночника |
Информация в уголке здоровья | «Одежда детей зимой», «Следим за зубами» | Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах здорового образа жизни | |
Мини-вернисаж совместных работ родителей и детей | «А без папы и без мамы – это что за выходной?» | Содействовать эмоциональному сближению детей и родителей в процессе совместного творчества | |
Тематическая выставка | «Массажные коврики и дорожки» | Предоставить возможность родителям поделиться своим опытом по изготовлению дорожки здоровья. | |
февраль | Информация в уголке здоровья | «Профилактика вирусных заболеваний» | Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах здорового образа жизни |
Мастер-класс | «Дидактические игры по формированию сознательного отношения к своему здоровью». | Познакомить родителей с дидактическими играми по формированию сознательного отношения к своему здоровью | |
Фотовыставка | «Здоровым быть – себя любить!» | Распространение лучшего опыта семейного воспитания | |
Совместный спортивный праздник | «Папа, мама, я- спортивная семья» | Приобщение к здоровому образу жизни | |
Мероприятие для родителей | «Веселые старты» | Привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Данный проект позволил установить сотрудничество и взаимодействие между семьями воспитанников и педагогами ДОУ по формированию у дошкольников сознательного и ответственного отношения к своему здоровью и приобщению здоровому образу жизни.
Проект значим как для педагогического коллектива ДОУ, так и для дошкольников и их родителей. Благодаря данному проекту повышается уровень взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, уровень воспитательного потенциала семьи; большее число семей стали активными участниками образовательного процесса; повышается уровень компетентности педагогов в работе с родителями; создается система комплексной работы с семьей и методической с педагогами ДОУ.
Список литературы
1. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Метод.пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 144с.
2. Двигательная активность дошкольников. Учебное пособие/авто-сост. О.В.Головин – Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2009. – 304с.
3. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112с.
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2003.- 96с.
5. Родительские собрания в детском саду./Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М: ВАКО, 2014. – 240с.
6. Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС/авт.-сост. А.Я.Ветохина, Л.Ю. Крылова, Н.М.Сертакова, О.В.Голова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 181с.
7. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004. – 80с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
9.Интернет-ресурсы.