Статья:"Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений у дошкольников"
статья (младшая группа)

Николенко Ольга Николаевна

С физиологической точки зрения осанка - это динамический стереотип, сформированный на основе безусловных и сложных условных рефлексов, приобретенных, в процессе роста и развития ребенка.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья : «Формирования правильной осанки и профилактика  ее нарушения у дошкольников».

Позвоночник - это основа нашего организма. Благодаря ему наше туловище может находиться в вертикальном положении, а не безудержно падать вниз бесформенной массой. Таким образом, он является опорой для всего тела.

           У детей первого года жизни образуются два изгиба позвоночника вперед (шейный и поясничный лордозы) и компенсирующие их два изгиба назад (грудной и крестцовый кифозы). Но эти изгибы еще изменчивы и очень нестойки. Они существуют пока только в вертикальном положении. Четко выраженными они станут лишь к 5-7 годам жизни, постоянными - только к 14-17-летнему возрасту, а окончательно сформируются уже к 20-25 годам, когда закончатся процессы роста и формирования костной ткани. Поэтому-то именно в детском возрасте нужно заниматься профилактикой нарушений осанки и искривлений позвоночника.

С физиологической точки зрения осанка - это динамический стереотип, сформированный на основе безусловных и сложных условных рефлексов, приобретенных, в процессе роста и развития ребенка.  В медицинской литературе осанка определяется как сложный акт координированных динамических, и статических напряжений и расслабления в нервно-мышечном аппарате, осуществляемых процессами торможения и возбуждения в нейтральной нервной системе, а именно: в коре головного мозга. 

С позиций спортивной морфологии (Б.А. Никитюк, А.Л. Гладышева) осанка не является врожденной особенностью, а приобретается в течение жизни и работы. Осанка меняется в течение дня, отражая состояние человека, состояние центральной нервной системы.

У ребенка дошкольного возраста продолжается формирование физиологических изгибов позвоночного столба, а значит, и осанки. Постепенно уменьшается, но полностью не исчезает выпячивание живота. Более заметным становится поясничный изгиб. Уплощается грудная клетка, а плечи становятся более округлыми. Колени при ходьбе еще несколько согнуты, но, когда ребенок стоит, уже полностью выпрямлены.

Осанка у дошкольника носит неустойчивый характер. Она легко может изменяться под действием как положительных, так и отрицательных факторов. Неустойчивость осанки вызывается неравномерным развитием костной и мышечной ткани. Наиболее критичным для возникновения нарушений осанки является период бурного роста в 5-8 лет. В это время позы не успевают приспособиться к их новым размерам.

Правильная осанка дошкольника:

-         голова незначительно наклонена вперед;

-        плечевой пояс немного смещен вперед, но не выступает за уровень грудной клетки;

-         лопатки чуть-чуть отстают от спины;

-         живот немного выступает;

-         изгибы позвоночника выражены слабо.

Таким образом, правильная осанка характеризуется симметричностью развития правой и левой части тела. Когда естественные изгибы позвоночника выражены умеренно (шейный и поясничный отделы позвоночника слегка прогнуты вперед, грудной отдел - назад), лопатки прижаты, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. Профиль позвоночника образует волнообразную линию с равномерными возвышениями и углублениями одинаковой высоты.

Физиологически правильная осанка обеспечивает оптимальное функционирование систем дыхания, кровообращения, пищеварения, опорно-двигательного аппарата. Правильная осанка облегчает координацию движений.

Профилактика нарушений осанки в процессе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ:

- Двигательный режим ;

- Оздоровительные занятия физкультурой;

 - Утренняя гимнастика ;

 - Подвижные  игры;

- Физкультминутки ;

- Самостоятельная двигательная деятельность;

- Физкультурный досуг;

- Создание гигиенических условий в ДОУ;

- Физкультурный уголок;

- Взаимодействие ДОУ с родителями;

В дошкольном возрастном этапе, когда происходит формирование опорно-двигательного аппарата, закладываются основы функциональных возможностей организма, одной из самых актуальных задач для педагога , является задача по формированию правильной осанки у детей, поиска эффективных средств и методов для её решения.

Список литературы:

1.Интернет-ресурсы.

2.Анисимова, В.В. Предупреждение нарушений осанки у детей / В.В. Анисимова. - М.: Просвещение. - 2018. - 234 с.

3.Борисова, М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / М.М. Борисова, Н.Н. Кожухова, А.А. Рыжкова. - М.: Просвещение, 2017. – 225с.  4.Михайлов, В.В. Физкультура для всей семьи / В.В. Михайлов. – М.: Физкультура и спорт. - 2019. – 171 с.



Предварительный просмотр:

Статья :  «Формирование начальной экологической культуры дошкольников»

В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста. И начинать формировать экологическую культуру дошкольников в детском саду надо с момента прихода детей в первую младшую группу.

Несмотря на наглядно-образный характер мышления дошкольников, необходимо знакомить их не только с видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но и со скрытыми причинами природных явлений. Важно подарить ребенку не только радостное удивление натуралиста, но и приобщить его к пытливому анализу естествоиспытателя.

      В соответствии с этим формируется цель работы по формированию экологической культуры дошкольников: 

Воспитание правильного отношения непосредственно к самой природе, к людям, охраняющим и созидающим её, формирование отношения к себе как к части природы.

 Основные задачи:

 1. Дать первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, сформировать начальные знания о растениях, животных и природных явлениях.

2. Развивать сенсорные навыки: выделять, различать и называть свойства предметов и материалов, воспринимаемых разными анализаторами.

3. Формировать осознанное отношение к природе, людям, охраняющим и созидающим её, а также отношение к себе как к части природы.

4. Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами, умение правильно взаимодействовать с природой, интерес к окружающему миру.

В своей работе выделяем следующие компоненты:

 а) формирование начал экологических знаний и умений;

 б) развитие экологического мышления;

 в) становление начал целостной ориентации в мире;

 г) воспитание начал экологически оправданного поведения.

 Ввести ребёнка в мир природы, научить его понимать её, воспитать бережное отношение к ней, овладеть определёнными знаниями должны взрослые.

Какие экологические представления могут и должны быть сформированы у дошкольников:

1. Представления об уникальности, сложности жизни, её хрупкости и ранимости;

2. О взаимосвязях и взаимозависимости, полезности всех природных объектов;

3. О непрерывности жизни.

Экологические представления формируются лишь при непосредственном наблюдении за природой, а значит надо использовать каждую прогулку, экскурсию, работу по уходу за комнатными растениями и т.д. объектов для наблюдения множество.

Представление о сложности и уникальности, хрупкости жизни – это первое с чем надо познакомить детей. Каждый живой организм – неповторим. Можно использовать разные ситуации, например, говоря о растениях: растут в одинаковой почве, поливать одинаковой водой, а они разные, у них разные стебли, листья, их легко отличить друг от друга.

Экологическое воспитание дошкольников связано с решением важного вопроса: делить ли представителей животного мира и растения по степени полезности для человека. Необходимо давно отказаться от понятий, вредный и полезный, в отношение, живых существ, поскольку все виды необходимы для создания биологического равновесия в природе. Поэтому необходимо учить дошкольников видеть неповторимую индивидуальность живого существа. Часто дети относят к категориям “вредных” те растения и животных, внешний вид которых кажется непривлекательным.

Далее мы должны научить детей видеть взаимосвязь всех природных объектов. Учить читать и составлять экологические цепочки, то есть моделировать сведенья, обращая внимания на листья на которых видны повреждения, а от других осталось только часть. Как вы думаете, что случилось? Это летом их ели гусеницы. Вред или нет? Дети обычно дают утвердительный ответ. Вот и ошибаетесь: летом у всех птенцы – птицы кормят их насекомыми, нужно съесть очень много, чтобы окрепнуть. Так нужны ли они? Можно сказать, что они вредные? Вот как интересно получается: дерево – лист - насекомое – птица так подводим детей к пониманию явление в природе, поэтому нельзя говорить о вредности.

Следующая задача – формирование представления о непрерывности жизни. Для этого лучше использовать видимый сезон изменения в живой природе. Особенно зимой наблюдаем мы, как умирают растения и животные. Весной они появляются в огромных количествах. Возникают ли заново? (опыт необходим, проверим живые ли растения, срежем ветки и поставим) делаем вывод, так же и насекомые (крепко спят, надёжно спрятались). Конечно же необходимо научить детей – деятельно заботиться о природе. Это значит владеть определёнными умениями и способами, одних знаний здесь не достаточно. Поэтому большое внимание уделять привитию навыков ухода за растениями и животными.

Старших детей приучают ухаживать за растениями с учётом их потребности в свете, тепле, влаге. Дети уже усвоили внешние признаки светолюбивых и тенелюбивых растений, которые у них в уголке. Далее обращаем внимание на растения в соответствие с их дифференцированные потребности в свете. По внешним признакам (толщина, сочность листьев) дети определяют, каким должен быть полив (обильно полили – пожелтели листья, уменьшили полив – к вечеру опустились листья и т.д.).

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое движение души ребёнка, зависящие от интереса к растениям или животным. От степени развития наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается ответственность за всё живое.

Последняя задача – это дать представление о непрерывности жизни. Для формирования этого представления можно использовать видимые сезонные изменения в живой природе. Зимой парки, сады, леса кажутся почти безжизненными. Особенно заметно, зимнее умирание растений и животных. Весной они появляются вновь в огромных количествах. Откуда они взялись? Возникают ли каждый раз заново? Эти вопросы можно поставить перед детьми. Проверим, мертвы ли растения. Понаблюдаем оживление ветки, поставим в баночке в группе. Сделайте вывод. Так же как насекомые  зимой растения спят, их трудно найти, они надёжно прячутся.

Сообщая детям конкретное задание, решая поставленные задачи, вовлекая детей в работу по охране природы – всё это является основным условием воспитания экологической культуры и чувства личной ответственности за состояние природы.

Чтобы легче было проводить работы по экологическому воспитанию. Даже в помощь планирования можно разделить его на 4 связанных между собой разделов:

-Познавательные мероприятия– включают в себя такие темы как человек и общество. Человек - дом, улица, город. Как человек воздействует на природу, как должен себя вести, чтобы сохранить её для будущего поколения. Раздел так же включает в себя мероприятия дающие конкретные знания о растениях, животных, о живой и не живой природе. .

-Просветительные работы -включают в себя организацию выставок: “природа и фантазия зимний букет”, экология в картинках, серии экологических плакатов и т.д. Чтения, заучивание стихов, рассказов, загадок примет о природе. Придумывание самостоятельно сказок, рассказов детьми.

.-Практические мероприятия- это заготовка кормов, природного материала, изготовление атрибутов, поделок, посадка растений, труд в уголке, рисование плакатов, рисунков.

.-Развлекательные мероприятия разнообразные прогулки, экскурсии, викторины, ребусы, утренники.

В жизни детей дошкольного возраста, основным практическим методом является игра. В своей работе я использую:

-Дидактические игры. Например: «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Угадай по описанию», «Что изменилось?».

- Предметные игры. Например: «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету» и др.

- Словесные игры. Например: «Назови, кто летает, бегает, прыгает?», «Когда это бывает?», «Нужно - не нужно» и др.

 -Подвижные игры экологического характера. Например: «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик» и др.

 -Игры-путешествия. Например: «Путешествие в сказочный лес, «В гости к зайке» и др.

Строительные игры с природным материалом.

Вывод :

Дети должны иметь представление о сложности и уникальности хрупкости жизни. Знать признаки живых существ (движение, питание, размножение). Уточнить что в природе нет вредных, и полезных, есть необходимые. Понимать взаимозависимость всех видов. Видеть и понимать состояние другого живого существа. Проявлять гуманно – деятельное отношение к природе. Строго выполнять правила о том, что каждый вид неповторимый и губить его нельзя..

Список литературы:

1. Аксенова П. В заповедном лесу : экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 7. - С. 62-65.

2. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. - N 2. - С. 34-39.

3. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. - М. : Просвещение, 1993. - 128 с. СОУНБ; ЕФ; Шифр 74.102.1; Авторский знак В493; Инв. номер 2181601-ЕФ СОУНБ; ЕФ; Инв. номер 2181125-ЕФ

4. Детский сад - эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. – 2004. - N 2. - С. 4.

5. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 7. - С. 10-14.

6. Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2. - С. 19-24.

7. Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший школ. возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. - N 10. - С. 16-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений у детей дошкольного возраста

Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и бо...

Консультация для родителей «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений средствами музыки»

В современных ДОУ педагогам и родителям просто необходимо следить за осанкой детей, способствовать ее коррекции. Это возможно делать в домашних условиях, на занятиях, в том числе – музыкальных: — учит...

"Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста....

Самообразование "Методика формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников"

Цель: повысить профессиональную квалификацию по методике формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников....

Самообразование по здоровьесберегающей технологии. Тема: Методика формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников.

Повысить профессиональную квалификацию по методике формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников...

Самообразование Тема: Методика формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников

СамообразованиеТема:  Методика формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников...

Самообразование Тема: Методика формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников

Тема:  Методика формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников...