Консультация для родителей по ЗОЖ
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Коробкова Лилия Александровна

Консультация для родителей по ЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx798.48 КБ

Предварительный просмотр:

ЗОЖ ребенка дошкольного возраста

Консультация для родителей


ЗОЖ ребенка дошкольного возраста

Консультация для родителей

В современном  мире жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наше будущее-это наши дети. Россия только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно – способной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение.

Нет задачи  сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. «Здоровье—это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Кода это начинать? Как помочь своему  ребёнку вести здоровую и счастливую жизнь? Ответ волнует как педагогов, так и их родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

Формирование здорового образа жизни  начинается уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении  направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.   Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни:

  • Рациональный режим труда и отдыха
  • Правильное питание.
  • Рациональная двигательная активность.
  • Закаливание организма.
  • Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
  • Соблюдение личной гигиены

Рациональный режим труда и отдыха — важная часть формирования  здорового образа жизни. При грамотном и строгом соблюдении режима вырабатывается необходимый и четкий ритм функционирования организма, что помогает создать оптимальные условия и для учебы так и для  отдыха. Все это способствует укреплению здоровья дошкольника, улучшению его работоспособности и повышению производительности труда.

Ежедневная тренировка во время труда постоянно совершенствует тело. Тот, кто хорошо работает и много времени уделяет любимому делу в течение всей жизни, способен прожить гораздо больше, чем человек, который ничего не делает и не уделяет достаточно времени любимому делу. Ведь безделье приводит к дряхлости мускулатуры, неправильному обмену веществ, ожирению и преждевременному старению.

Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Ребенку в школе и за ее стенами должно быть весело и интересно, чтобы все полученные знания были ему на пользу, а не во вред.

Важным условием поддержания и укрепления здоровья в процессе труда дошкольника является чередование учебы и отдыха. Отдыхать это не значит лежать на диване или сидеть за компьютером, отдых это прежде всего смена деятельности. Если ребенок долгое время являлся работником умственного труда, то необходимо поменять его сферу деятельности на физический труд и наоборот. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья.

Денем, очень важно значительную часть времени проводить на свежем воздухе. Особенно полезен лесной, горный и морской воздух. Они улучшают кровь и быстро способны переключить ребенка с одной сферы деятельности на другую

Правильное питание

    Когда мы используем термин здоровое питание, следует помнить о двух основных правилах, нарушение которых может нести непоправимый вред организму.

    Первый закон — энергия, которую ребенок получает, должна быть равна расходуемой энергии. Если организм дошкольника получает значительно больше энергии, чем расходует, то значит его организм получает пищи больше, чем это ему необходимо для гармоничного развития, для хорошей физической и умственной работы и самочувствия в целом, следовательно ребенок полнеет. На данный момент больше одной трети населения земли имеет проблемы с лишним весом. Значительный процент людей страдающих ожирением приходится на детей дошкольного возраста.

Помимо избыточного веса, переедание способствует развитию таких заболеваний, как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, гипертония, сахарный диабет и другие серьезные недуги.

Второй закон - питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеваниям, и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Наиболее полезен для детей пятиразовый режим питания.

Самым сытным должен быть обед. Ужинать полезно не позднее, чем за 2 часа до сна. Есть рекомендуется всегда в одни и те же часы. Это вырабатывает у человека условный рефлекс, в определенное время у него появляется аппетит. А съеденная с аппетитом пища лучше усваивается. Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Двигательная активность

    Физическая культура и спорт являются важнейшим средством воспитания.

    Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям. 

    Для хорошего оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в одно из таких ценных качеств как выносливость. В сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, выносливость обеспечит растущему организму надежный «щит» против многих болезней.

Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет «сидячий» образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. При занятиях на свежем воздухе улучшается аппарат кровообращения и  стабилизируется нервная система.

Утренняя гимнастика — обязательная, ежедневная, минимальная  физическая нагрузка.

   Ходьба является сложно координированным двигательным актом, управляемым нервной системой, она осуществляется при участии практически всего мышечного аппарата нашего тела. Ее как нагрузку можно точно дозировать и постепенно, планомерно наращивать по темпу и объему. 

Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение нескольких часов является одним из важных компонентов здорового образа жизни ребенка. После того, как ребенок на протяжении 5-8 часов работал в школе (закрытом помещении) особенно ему необходима прогулка в вечернее время, перед сном. Это способствует снятию напряжения, регулирует дыхание, успокаивает возбужденные нервные центры.

Закаливание

В России закаливание издавна было массовым. Польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное научное обоснование.

Большое распространение получили различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Все процедуры весма полезны для ребенка, но, если он только начинает закаляться, необходимо постепенно приучать его к этому делу. С давних пор известно, что ходьба босиком - эффективное закаливающее средство. Зимнее плавание в отличие от ходьбы босиком не подойдет дошкольнику, если он только начал закаляться.  Ведь, чтобы достичь этой высшей формы закаливания ему необходимо пройти все ступени закаливания.

Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру. Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. При длительных перерывах в закаливании его эффект снижается или теряется совсем. 

Массаж – это система механического и рефлекторного воздействия, производимого на ткани и органы человека в общеукрепляющих и лечебных целях. Выполняется он руками массажиста или с помощью специального аппарата. 

Массаж способствует увеличению кровоснабжения массируемых участков тела, улучшает отток венозной крови, активизирует кожное дыхание, процессы обмена, усиливает функции потовых и сальных желез, удаляет отжившие клетки кожи, при этом кожа становится упругой, а связки и мышцы приобретают большую эластичность. Благотворное, успокаивающее влияние оказывает массаж на нервную систему, благоприятствует восстановлению работоспособности организма после утомления.

Существует несколько видов массажа. Главные из них - спортивный и лечебный. Первый предназначен для повышения работоспособности спортсмена и снятия утомления после больших физических нагрузок. Второй - служит средством, способствующим лечению заболеваний. Эти виды массажа могут выполняться только специалистами. 

Простейшей разновидностью массажа является гигиенический массаж с помощью которого повышается общий тонус организма. Он способствует закаливанию и может выполняться не только специалистами, но и самими занимающимися. Массажировать нужно обнажённое тело и, только в отдельных случаях, можно производить массаж через трикотажное или шерстяное бельё. 

Сохранение стабильного эмоционального состояния

 Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.  

Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.

   Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками.

    Соблюдение правил личной гигиены

Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.

     Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

   

   Важно, чтобы ребенок усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

    Одним из основных направлений в работе детского сада является работа с родителями детей ,посещающих дошкольное учреждение. Проблемы охраны и воспитания могут успешно решаться при совместных действиях, взаимном доверии и понимании между родителями, воспитателями, медицинским работником.

   Совместные праздники и развлечения, встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ, индивидуальные беседы и консультации по вопросам здоровья и т. д.. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям – это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения.

Сотрудничество—самая приемлемая форма взаимодействия родителей и коллектива ДОУ. Это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, оценивать, контролировать, что способствует поиску позитивных способов и форм общения, которые могут побудить партнёра к размышлению, сопереживанию.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать  у него навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Используемые источники:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/12/03/osnovnye-elementy-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni
  2. https://ds127.edusev.ru/conditions/medicine/post/126014
  3. https://www.sadik12.ru/index.php/roditelyam/zdorovye-deti-v-zdorovoj-seme/86-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-doshkolnikov
  4. http://nash-izberbash.ru/index.php/12-articles/glavnaya/4815-5-komponentov-zdorovogo-obraza-zhizni
  5. https://alenyshka15rk.tvoysadik.ru/site/pub?id=34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...