Доклад на РМО "ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА"
консультация (старшая группа)

Красноперова Анастасия Алексеевна

В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_krasnoperova.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

Здоровье — это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, это возможность оптимально выполнять адекватные возрасту биологические и социальные функции. Для того чтобы совместно укреплять здоровье ребенка, необходимо четко знать: возрастные особенности физиологии детского организма на каждом этапе его развития и те мероприятия, необходимые для поддержания и улучшения его здоровья.

В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Задачи гимнастики:
· Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.
· Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.
· Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.

Как помочь малышу проснуться в хорошем настроении и активно продолжать день?

Конечно же, провести бодрящую гимнастику после дневного сна! Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Систематически проводимая гимнастика после  способствует: профилактике простудных заболеваний; укреплению дыхательного аппарата; предотвращению развития проблем с осанкой, плоскостопием.

Как влияет бодрящая гимнастика на здоровье детей:

• гимнастика пробуждения поднимает настроение, укрепляет нервную систему детей с психическим нарушением

• дыхательная гимнастика улучшает работу дыхательной системы, уменьшает риск заболевания дыхательных путей

• поглаживающий массаж укрепляет мышечный тонус, улучшает и усиливает физическое развитие

• коррекционные упражнения, ходьба по массажной дорожке для профилактики плоскостопия, сколиоза, исправления осанки.

В функции воспитателя в организации бодрящей гимнастики после дневного сна входят:

  • Обеспечить гибкий двигательный режим.
  • Температурный режим в спальне - не менее 16-18 градусов.
  • Обеспечить постепенное пробуждение детей.

Детям, перенесшим ОРВИ – две надели отменить хождение босиком по полу.

Другие упражнения выполняются с учётом индивидуального самочувствия детей.

При нежелании ребенка проводить гимнастику его не беспокоить, тактично выяснять причину.

Вариантов гимнастики после дневного сна огромное количество, но опираясь на указания СанПина и личное изучение и наблюдения, мы определили для себя удобную и интересную нам форму проведения, придерживаясь определенных советов:

  • Бег во время гимнастики после сна по длительности короче, чем днем.

Это  диктуется  условиями  проведения  мероприятий  в ограниченном пространстве зала и медицинскими обоснованиями (нельзя давать большие физические нагрузки сразу после пробуждения, а кроме того, длительный бег по комнате утомителен для детей).

  • Предпочтительнее организовывать бег как серию подвижных игр или игровых упражнений.
  • В любой вариант комплекса рекомендуется включать коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Их количество может варьироваться.
  • Для детей, просыпающихся раньше или позднее других или любящих заниматься самостоятельно, готовится комплекс упражнений для выполнения в группе. Это разминка в постели, самомассаж, упражнения на тренажерах или спортивном комплексе.
  • После  гимнастики  согласно  схеме  закаливания  данной  группы проводятся водные закаливающие процедуры.
  • Форма одежды различная. Как правило, дети занимаются в спортивных трусиках и босиком. Если в основу гимнастики   положены  танцевальные упражнения, то на ногах —чешки, носочки.
  • Если в комплекс включено лазание по  канату,  следует  надевать  хлопчатобумажное трико,  чтобы  не повредить кожу.

Большинство  вариантов  комплексов  для  детей  старших  и

подготовительных групп рассчитано на большую самостоятельность детей, так как гимнастика после сна, кроме вышеуказанных целей, имеет еще одну — приучить ребенка разминаться после сна.

Следует стремиться к тому, чтобы дети помнили упражнения, их очередность и осознанно выполняли комплекс.

Как и утренняя гимнастика, комплекс гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей:

1. Гимнастика в постели
2. Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия
3. Дыхательная гимнастика
4. Индивидуальные задания
5. Водные процедуры

I. Подготовительный этап.

Пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: проветривает группу (готовит «холодную» комнату (игровая комната или раздевалка, в зависимости от планировки здания детского сада); температура в ней с помощью проветривания снижается вначале на 3 – 5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой), готовит коврики.


II. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Это поможет создать положительную эмоциональную атмосферу, т. к. настроение ребёнка может зависеть и от того, как они выспались, и от эмоциональной обстановки, которая создаётся нами (воспитателями) в группе, и от состояния здоровья ребёнка.

III. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Гимнастика в постели может включать такие элементы, как

  • потягивание,
  • поочередное поднимание и опускание рук и ног,
  • элементы самомассажа,
  • пальчиковой гимнастики,
  • гимнастики для глаз.

Главное правило исключить резкие движения. Которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

IV. Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплексе упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики – 2-3 минуты. 

V. Далее дети выполняют комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, фитболы, а также упражнения хатха-йоги, как «Кошечка», «Змея», «Дерево», «Рыба», «Кузнечики». Они выполняются в течении 2-3 минут.


VI. Затем дети выполняют  комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиться выполнением одного-двух упражнений в течении нескольких секунд. Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточном длительном выполнении дыхательных упражнений. Дозировку их нужно увеличивать постепенно от 0,5-1 до 3-4 минут.

VII. Затем проводятся индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа с нуждающимися детьми

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут

В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам.

После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка, что соответствует требованиям современной ФГОС.

Важно отметить, что, внедряя развивающие формы оздоровления дошкольников, мы проводим в игровой форме все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после дневного сна. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, мы одновременно решаем несколько задач: оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное воображение, формируем осмысленную моторику. А главное - все это доставляет им огромное удовольствие.


Гимнастика после дневного сна в старшей группе

  1. Подготовительный этап

- Подготовить «холодную» комнату. В нашем случае это раздевалка.

- Разложить корригирующие дорожки.

- На каждый стульчик положить комочек для дыхательного упражнения.

II. Пробуждение проходит по классическую музыку:

- Государственный академический оркестр «Симфония №7. Фа мажор»

- Симфонический оркестр Рудольфа Баршая «Симфония №8. Соль мажор»

- Йозеф Гайдн «Симфония №8. Соль мажор»

  1. Гимнастика в постели:

«Дружные ребята»

Мы, все дружненько проснулись,
Улыбнулись, потянулись!

Ляжем мы на спинку

И начнём разминку.


Мы проверим локоточки,

(Круговые движения руками до локтя)
Чтоб работали дружочки.

Шевелим ногами,

(Ногами крутим в воздухе педали)
Покрутим мы педали.

Щёчки мы погладим,
Глазками поморгаем.

Мы посмотрим вправо-влево

Нарисуем шарик смело.

(Глазка на потолке рисуем шарик)


Мы разбудим лобик,

(Всеми пальчиками постукиваем по лобику)
Носик не забудем.

(Указательными пальчиками рук наживаем на носик)
Где же наши губки?

(Причмокиваем несколько раз губками)
Где же наши ушки?

(Берёмся указательными и большими пальцами за ушки)
Подбородок не забыли.
Вот и всё мы разбудили.



IV. Встаём паровозиком, держа друг друга за руки и переходим в «холодную комнату» (раздевалку) по корригирующим дорожкам.

Комплекс упражнений: на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок.


V. Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки. Для данного комплекса используются упражнения хатха-йоги.

«Лотос». Взрослый и ребенок садятся, скрестив ноги, выпрямив спину. Теперь нужно потянуться вверх и в стороны.

«Дерево». Встать прямо, сложить руки перед грудью, затем поднять правую ногу к левой так, чтобы правая стопа оказалась на внутренней стороне левой ноги. Руки высоко вытянуть вверх «домиком». Держать баланс в такой позе.

«Борец сумо». Очень широко расставить ноги и присесть (как будто на стул). Руки находятся ладонями на ногах немного выше колен, спина чуть округлена. В этом положении, не выпрямляя ноги, поочередно переступая с одной ноги на другую, раскачиваться влево-вправо.

«Кошечка». Встать на четвереньки, на вдохе прогнуться спиной вниз, на выдохе округлить вверх.

«Довольный малыш». Лечь на спину, взяться руками за ступни и, подтягивая их к себе, перекатываться влево-вправо.

VI. Комплекс дыхательной гимнастики:

«Ха». Сидя. Вдох носом - руки вверх, ладони соединяем над головой.

Выдох ртом- говорим «ха- а- а». Повторить 2-3 раза.

Подыши одной ноздрей

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрей» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.

Губы «трубкой»

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.

2.Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.

3.Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4.Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

«Загони мяч в ворота»

У каждого ребёнка мячик на ниточке.

  1. Набираем воздух. Надумаем животик.
  2. Дуем на мячик, чтобы тот поднялся высоко.

За хорошее выполнение задания, каждому ребёнку дарим звёздочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика после дневного сна (комплексы № 1-9, подготовительная группа)

Основная цель гимнастики после дневного сна - поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки и стопы. Многочисленные исследования последних лет показывают,...

Взаимодействие воспитателя и ребёнка по основным движениям в подвижных играх и игровых упражнениях при организации совместной деятельности, после дневного сна, на прогулках.

Взаимодействие воспитателя и ребёнка по основным движениям в подвижных играх и игровых упражнениях при организации совместной деятельности, после дневного сна, на прогулках....

Комплекс плантарного массажа после дневного сна.

Плантарный массаж выполняется в удобной для детей позе...

Гимнастика после дневного сна

Бодрящая гимнастика помогает детскому организму ...

Гимнастика после дневного сна для детей 3-4 лет

Комплексы упражнений после дневного сна для детей второй младшей группы....

Комплексы гимнастики после дневного сна

Представлен комплекс гимнастики после сна...

Комплекс занятий гимнастикой после пробуждения дневного сна после дневного сна в средней группе

Весёлый, доступный комплекс занятий гимнастики после дневного сна. Простые, понятные упражнения дарят хорошее настроение, заряд бодрости и позитива!...