Нейроигры в коррекционной работе.
методическая разработка (старшая группа)

Кравченко Светлана Ивановна

У детей с речевой патологией наблюдаются нарушения высших психических функций,эмоционально-волевой и двигательной сферы,что свидетельствует о  поражении  центральной  нервной системы в целом,либо незрелости определенных структур головного мозга. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребенка через движение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry.docx95.89 КБ

Предварительный просмотр:

НЕЙРОИГРЫ –

эффективный инструмент в работе учителя-логопеда

Начну своё выступление со слов заслуженного учителя, отличника народного просвещения, логопеда высшей квалификации Т. А. Ткаченко «Запасы профессиональных умений и секретов, имеющиеся у специалистов, должны стать достоянием коллег по работе. Тогда лучшее в опыте одного может принести десятикратную пользу».

Мы наблюдаем, что у детей, имеющих НР, как правило, наблюдаются  нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой  и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга.

Все эти трудности у детей с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.  

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию  нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.

Систему упражнений с нейрокоррекционным воздействием я использую во время логопедических занятиях на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука на материале чистоговорок и в стихотворений.

На первом этапе для формирования необходимого артикуляционного уклада мы используем метод биоэнергопластики с дидактической куклой Лягушкой-Болтушкой, тактильно-кинестетическую стимуляцию с массажными ковриками.

Применяем зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук.

Используем кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука. Направлены на развитие координации, формирование содружественных движений двумя руками. Когда левая и правая рука выполняют одновременно разные движения.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия позволяют создать новые нейронные связи в коре головного мозга. У детей при этом наблюдается положительная динамика в коррекционном процессе, повышается мотивация и работоспособность,  формируется самоконтроль за речью, звуки быстрее автоматизируются. Такие игры, как «Кулак, ребро, ладонь», «Лезгинка», «Стул» «Стол», «Оладушки» очень любят дети, их можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

Гимнастику мозга можно использовать в качестве динамических пауз или как организационный момент перед началом занятия. Мы с детьми отрабатываем слоговые цепочки и чистоговорки в сочетании с движениями.

Корректурные пробы применяем для автоматизации звуков

Игры с тактильными мешочками, массажными мячиками, орешками. 1. перекладывание из правой руки в левую и наоборот 2. передача соседу и наоборот. 3. по кругу 4. перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).

Уважаемые коллеги из фокус-группы, предлагаю вам поучаствовать в тренинге и самостоятельно выполнить несколько кинезиологических упражнений, используя речевое сопровождение.

Приглашаются 4 участника для выполнения игры «Графомоторные дорожки»  – изолированное произнесение звука Р,+ гимнастика мозга с проговариванием чистоговорок со звуком «Р». Упражнения: Стул, Стол, Лезгинка.

Приглашаются 4 участника для выполнения игры «Кинезиологические таблицы» на дифференциацию звуков С и Ш, Р-Л со звоночками.

 Приглашаются 2 участника для проведения игры на развитие логического мышления «Судоку» на звук Р.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе нейропсихологических методов и приёмов для коррекции нарушений речи, которые вы тоже можете с успехом применять в своей работе.

Благодарю Вас за активное участие!

Желаю успехов в работе!

        

                                 

                                    Комплекс артикуляционной гимнастики,

 с применением метода «Биоэнергопластика»,

 для  свистящих звуков.

Руки детей разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 6 - 8 секунд. После выполнения каждого упражнения детям предлагается опустить руки и расслабиться.

Упражнение для языка «Бегемот» - упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;

https://logopeddoma.ru/_pu/2/93935567.jpg

Упражнение для языка «Улыбка» - пальцы сжаты в кулак;

https://logopeddoma.ru/_pu/2/46599680.jpg

Упражнение для языка «Трубочка» - пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;

https://logopeddoma.ru/_pu/2/68049598.jpg

Упражнения «Улыбка» и  «Трубочка» чередовать 2-3 раза.

Упражнение для языка «Лопата» - кисти рук расслаблены и опущены;

https://logopeddoma.ru/_pu/2/20746814.png

Упражнение для языка «Желобок» - кисти рук принимают форму «лодочки» (пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу);

https://logopeddoma.ru/_pu/2/74343305.png

Упражнение для языка «Горка» - кисть руки принимает форму горки;

Упражнения «Желобок» и  «Горка» чередовать 2-3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейроигры в коррекционной работе.

Статья посвящена науке – нейропсихологии, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др...

Консультация для родителей и педагогов "Нейроигры в коррекционной работе".

Нейропсихологические упражнения (нейроигры) − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений....

Консультация для родителей и педагогов " Нейроигры в коррекционной работе"

Консультация для педагогов и родителей «Нейроигры в коррекционной работе»...

Нейроигры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Все больше внимания в логопедической практике уделяется такому направлению как нейропсихология. Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой....

Нейроигры в коррекционной работе учителя-логопеда.

Все больше внимания в логопедической практике уделяется такому направлению как нейропсихология. Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой....