пальчиковые упражнения
консультация

Пальчиковые упражнения в стихах не только хороший способ отвлечь детей от переживаний;   они помогают настроить их на позитивный лад, дать заряд бодрости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые гимнастические упражнения в стихах не только хороший способ отвлечь детей от переживаний и сомнений (которые у них не редкость), они помогают настроить их на позитивный лад, дать заряд бодрости. Ежедневные занятия пальчиковой  гимнастикой помогают  снять напряжение, утомление, повышают работоспособность, развивают память и речь. Вместе с тем, речевые центры головного мозга интенсивно стимулируют двигательную активность детей. Стихотворная форма подачи материала более выразительна и её ритм помогает координировать речь и движения. Не менее важно, что выполнение движений с произношением стихов превращает гимнастику в игру.

      Пальчиковую гимнастику можно применять  в комплексе с двигательной и зрительной гимнастикой. Главное подобрать речевой материал для проведения пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастик в стихотворной форме по целому ряду лексических тем.  Такая форме представления детям комплексов гимнастик оказывает положительное влияние на их физическое и психическое развитие, служит профилактикой нервных утомлений, активизирует их интерес к познанию мира.  

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ для детей младшего дошкольного возраста

ШАЛУН

Наша Маша варила кашу 

Кашу сварила, малышей кормила. 
(чертить круговые линии на ладошке малыша) 
Этому дала, этому дала, 
Этому дала, этому дала, (загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) 

А этому - не дала. 
Он много шалил, 
Свою тарелку разбил. 
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать) 

 

БЕЛОЧКА

(по мотивам народной песенки) 
Сидит белка на тележке, 
Продаёт свои орешки; 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке косолапому, 
Заиньке усатому. 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) 

 

ДЕТКИ

Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем пальчики считать - 
Крепкие, дружные, 
Все такие нужные. 
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) 

Тише, тише, тише, не шумите! 

Наших деток не будите! 

Птички станут щебетать, 

Будут пальчики вставать. 

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) 

 

ПО ГРИБЫ

Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы идём грибы искать! 
Этот пальчик в лес пошёл, 
Этот пальчик гриб нашёл. 
Этот пальчик чистить стал. 
Этот пальчик жарить стал, 
Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел. 
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) 

 

ПАЛЬЧИКИ

Раз, два, три, четыре, пять, 
Вышли пальчики гулять! 
Раз, два, три, четыре, пять, 
В домик спрятались опять. 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке) 

 

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Раз, два, три, четыре, пять,  (загибать пальцы, начиная с большого) 
Будем листья собирать.  (сжимать и разжимать кулачки) 
Листья берёзы, листья рябины,  (загибать пальчики, начиная с большого) 
Листья тополя, листья осины, 
Листики дуба мы соберём. 

ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ

Есть игрушки у меня:  (хлопать в ладоши) 
Паровоз и два коня, 
Серебристый самолёт, 
Три ракеты, вездеход, 
Самосвал, 
Подъёмный кран.  (загибать поочерёдно пальчики) 

ПАСТУШОК

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, 
Потерял пастух дуду.  (пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе) 

А я дудочку нашла, 
Пастушку я отдала.  (хлопки в ладоши) 
Ну-ка, милый пастушок, 
Ты спеши-ка на лужок, 
Там Бурёнка лежит 
На теляток глядит. 
А домой не идёт, 
Молочка не несёт. 
Надо кашу варить, 

Деток (можно произносить имя вашего малыша) 
Кашей кормить.  (указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки) 

 ПАРОХОД

(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх) 

Пароход плывёт по речке 

И пыхтит он, словно печка.

КОЗА

(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем) 

У козы торчат рога, 

Может забодать она.

ЗАМОК

На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

КАПУСТА

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим) 
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

КОТИК 

(выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ для детей среднего дошкольного возраста

МОИ ВЕЩИ

Вот это - мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним
Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).
Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.

"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).
А вот моя книжка,
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.
Могу почитать,
Раскрываем ладони "книжечкой".
Могу вам картиночки

В ней показать.
Руки вытягиваем, ладони открыты.

Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.
Его я бросаю над головой.
"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).
А вот мой котёнок, я глажу его,
Мурлычет он так для меня одного.
Поочерёдно гладим одну руку другой.

КОТ И МЫШИ

Динь-динь-бом,
Динь-динь-бом - «позвенеть» у правого уха
Ходит кошка с бубенцом.
Мыши сразу услыхали. - руку к левому уху 
Динь-бом, динь-бом.
Быстро в норку убежали - бежать пальцами по столу 
Динь-бом, динь-бом.
Затворили крепко дверь - спрятать руки под стол
Динь-бом, динь-бом.
Не поймаешь их теперь. -погрозить пальчиком
Динь-бом, динь-бом.

ПАУЧОК

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу или коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

РЫБКИ

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

ШЛА КУКУШКА

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!

АПЕЛЬСИН

Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа 
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)

 

ЁЖИК

 (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки? (малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку (малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите (катаем по полу)
Если дам иголки - съедят меня волки!!! (ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

КОТЁНОК

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

 

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики).
Мы с тобой снежок слепили. (Дети “лепят”).
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком). 
Раз — подбросим, (“Подбрасывают”). 
Два — поймаем, (“Ловят”).
Три — уроним (“Роняют”).
И… сломаем. (Топают).

САМОМАССАЖ РУК.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

(растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и

выкручивающими движениями дойти до ногтей своей фаланги)

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу. (моют руки, пальцы в замок)

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики (расцепить пальцы, перебирать ими)

ПЧЁЛКИ

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей").
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).
Раз два, три, четыре, пять!

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ для детей старшего дошкольного возраста

КАПИТАН

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой,

К маме я вернусь домой.

ДОМИК

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям. 

Под грибом - шалашик-домик,

(соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.

(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем - дубовый стол. 

(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом - стул с высокой спинкой.

(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)

На столе - тарелка с вилкой.

(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят - Угощенье для ребят. 

ГРОЗА

Капли первые упали

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали. 

(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней, 

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей. 

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора. 

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает.

(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце 

(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце! 

БАРАШКИ

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки. 

Захотели утром рано

Пободаться два барана.

Выставив рога свои,

Бой затеяли они.

Долго так они бодались,

Друг за друга все цеплялись.

Но к обеду, вдруг устав,

Разошлись, рога подняв. 

МОЯ СЕМЬЯ

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой. 

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это - мама, 

Это - я,

Это - бабушка моя,

Это - папа, 

Это - дед.

И у нас разлада нет. 

КОШКА И МЫШКА

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, 
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)

И легонько их сжимает -

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает,

Вмиг от кошки удирает. 

Стишок для запоминания названий пальчиков

Палец Толстый и Большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Палец Средний - самый меткий,

Он снимает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А Мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

                                                              * * *

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы, (Загибают большой палец).
Листья рябины, (Загибают указательный палец).
Листики тополя, (Загибают средний палец).
Листья осины, (Загибают безымянный палец).
Листики дуба мы соберем, (Загибают мизинец).
Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки).

                                                                  * * *

Пальчики уснули, в кулачок свернулись. (Сжать пальцы правой руки в кулак).

Один! Два! Три! Четыре! Пять! (Поочередно разжимают пальцы).

Захотели поиграть! (Пошевелить всеми пальцами).

Разбудили дом соседей, (Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак)

Там проснулись шесть и семь,         
Восемь, девять, десять – (Отогнуть пальцы один за другим на счёт).   Веселятся все! (Покрутить обеими руками.)

Но пора обратно всем:                                
Десять, девять, восемь, семь (Загнуть пальцы левой руки один за другим).

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.                

Четыре, три, два, один, (Загнуть пальцы правой руки).

Круглый кулачок, как апельсин.

                                                                   * * *

Мы делили апельсин, (Левая рука в кулачке, правая её обхватывает).
Много нас, а он – один.
Эта долька – для ежа. (Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке).
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для котят.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для бобра.
А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые упражнения

Родители с рождения ребенка должны обращать внимание на развитие ребенка. Постоянно надо с ребенком играть, улыбаться. До нас нас дошли игры:  игры потешки "Сорока -белобока." и др....

Консультация для родителей "Пальчиковые упражнения, для развития мелкой моторики рук ребенка"

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе воспитатели, конечно, используют накопленный опы...

Картотека пальчиковых упражнений с массажным мячом

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4642591","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4642601","at...

пальчиковые упражнения

У детей при ряде речевых нарушений отмечается  моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.Поэтому ...

Пальчиковые упражнения

Пальчиковые упражнения для дошкольников....

консультация для родителей "Пальчиковые упражнения, для развития мелкой моторики рук ребенка"

разные упражнения для развития у ребенка мелкой моторики рук....