Профилактика нарушения осанки у детей
консультация

Коваленко Людмила Николаевна

Профилактика нарушения осанки у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_osanki.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушения осанки у детей

      Осанка – это привычное положение тела человека при ходьбе, стоянии и сидении. Формируется осанка с самого раннего возраста и зависит от гармоничной работы мышц костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития.

     Осанка считается правильной, если ребёнок держит голову прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги в коленных и тазобедренных суставах разогнуты. 

    Нарушение осанки влечёт за собой ухудшение всех функций организма, а иногда может привести к серьёзным заболеваниям, особенно в период роста. Например:

1. Вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышенную утомляемость, снижение аппетита;

2. Ухудшить деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения.

     Нарушение осанки не только портит фигуру, но и затрудняет работу внутренних органов (сердца, лёгких, желудочно - кишечного тракта), ухудшает обмен веществ и снижает работоспособность.

Нарушение осанки –это сутулость, сколиоз, кифозы и плоскостопие.

Причины неправильной осанки:

- привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу (позвоночник изгибается на одну сторону),

- неправильная походка (с опущенной головой, свисающими плечами, согнутой спиной и ногами);

- неправильная поза за столом (высота стола и стула должна соответствовать росту ребёнка);

- ношение тяжести в одной и той же руке;

-если мама ведёт всегда малыша за одну и ту же руку, это тоже ведет к нарушению осанки;

- долгие просмотры телепередач, компьютерные игры;

- на нарушение осанки влияет питание (в пище должно быть достаточно кальция, т.к. он укрепляет кости).

    Поскольку на формирование осанки влияет окружающая среда, родители должны контролировать позу детей, когда они сидят, стоят и ходят. То же самое должны делать воспитатели детского сада.

Наиболее эффективная профилактика нарушений осанки – правильное и своевременно начатое физическое воспитание. Детям необходимо выполнять утреннюю гимнастику, а также ровно сидеть на стуле и за столом. Не рекомендуется спать на одном и том же боку, подгибая колени к груди. Сон на слишком мягкой постели приводит к ослаблению мышц спины.

Полезны для детей подвижные игры, особенно на свежем воздухе. Они укрепляют мышцы тела, способствуют лучшей работе сердца, органов дыхания, активному обмену веществ.

    Дети с дефектами осанки должны находиться на диспансерном учёте у ортопеда. Им рекомендованы лечебная физкультура, массаж, лечебное плаванье, физиотерапия, ортопедическое пособие и т. д.

Примерный комплекс упражнений при нарушении осанки

        Чтобы повысить эффективность занятий, у детей нужно воспитывать дисциплинированность и сознательное отношение к выполнению упражнений и требованиям гигиены.

       Ходьба обычная с правильной осанкой, на носках — руки в стороны, на внешней стороне стопы – руки на поясе, на пятках – руки за голову, локти в сторону.

  1. И.П.- Ноги вместе, кисти к плечам. Потянуться, выпрямить руки вверх – вдох, вернуться в исходное положение – выдох. 6-7 раз.
  2. «Гуси пьют водичку». И.П.- ноги вместе, руки на поясе. Наклониться вперёд с прямой спиной – выдох, вернуться в И.П. – вдох. 5-6 раз.
  3. «Воробушек». И.П.- ноги чуть расставлены, кисти к плечам. Круговые движения, вращения в плечевых суставах. 6-8 раз.
  4. Приседания. Выполнение – присесть на носках с прямой спиной, руки в стороны – выдох, вернуться. И.П. – вдох. Повторить 4-5 раз.
  5. Лежа на животе – рыбка. Руки под подбородком, ноги вместе. Поднять голову и руки, отвести плечи назад – вдох, И.П. – выдох.
  6. «Велосипед» на спине. Ноги вместе, руки за головой. Движение ногами, как при езде на велосипеде. До усталости.
  7. И.П.- тоже. Волна. Согнуть ноги, подтянуть колени к животу, выпрямить, согнуть и положить. 4-5раз.
  8. «Самолет». Лёжа на животе. И.П.- Руки под подбородком, ноги вместе. Поднять голову и грудь, развести руки в стороны – вдох, И.П. – выдох. 6-8раз.
  9. Лёжа на спине. «Пистолет» И.П.- руки за головой, одна нога согнута. Вторая прямая под углом 45 градусов к полу. Сменять положения ног.
  10. На четвереньках. Согнуть руки, коснуться подбородком пола – выдох, И.П. – вдох. (При сгибании рук, сводить лопатки). 4-6 раз
  11. На четвереньках. Поочерёдное поднимание ног. Следить за дыханием.
  12. На спине. «Ножницы». И.П. – руки вдоль туловища, или за головой. Выполнять движение прямыми ногами сверху вниз.
  13. Ходьба с различным положением рук.
  14. Контроль за осанкой и воспитание правильной осанки у зеркала или у стены.

Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса

Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.

"Морская фигура"

      Ребенок, размахивая руками вперед-назад произносит слова: "Волны качаются -раз, волны качаются - два, волны качаются - три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" ребенок принимает положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Родитель выбирает лучшую "фигуру" - ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.

     Правила: принятую после слова "замри!" позу нельзя менять; при повторении игры необходимо найти новую позу; если ребенок не сумел сохранить положение правильной осанки, надо показать ему, как делать правильно.

  "Футбол"

     Ребенок лежит на животе, руки под подбородком, ноги вместе. Родитель бросает мяч ребенку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу. Затем можно поменяться местами – ребенок бросает мяч, а родитель, лежа, отбивает.

"Кораблики"

     Ребенок лежит на коврике на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась. Можно устроить соревнование с мамой или папой, у кого лодочка плывет и не опрокидывается, тот выигрывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Статья  адресована воспитателям , материал направлен на  правильное соблюдение и организацию  проведения физкультминуток....

Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста.Какие нарушения осанки бывают.Примерный комплекс упражнений  для профилактики  осанки у детей 4-7 летнего возраста....

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто п...

«Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста».

Консультация для  воспитателей  по  использованию  различных  методов по  профилактике нарушения осанки у  дошкольников...

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.

Консультация содержит коррекционные упражнения по профилактике осанки....

Фитбол - гимнастика, как одно из средств профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Актуальными для сегодняшней практики становятся вопросы: «Как вырастить здорового красиво сложенного ребенка? Как можно и с помощью чего предупредить нарушение осанки?      Зд...