«Здоровьесберегающие технологии»
методическая разработка (старшая группа)

Бочкарева Наиля Гильмуллаевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Нижневартовска  детский сад №66 «Забавушка»

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

 

Подготовила воспитатель :

Бочкарева Н.Г.

г. Нижневартовск

В.А. Сухомлинский писал:

"Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье -   это важнейший

труд воспитателя.  От жизнерадостности,

бодрости  детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение,     умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы

 

- Добрый день, уважаемые педагоги. Предлагаю вам познакомиться с использованием здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни. 

                                                                                                                                                     

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни.

В настоящее время задача  сохранения и укрепления  здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями в нашем детском саду является одной из значимых и приоритетных.

Поэтому в детском саду  необходим  поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий, а так же мотивации активного отношения  к своему здоровью.

Необходимо отметить, что наше МАДОУ реализует программу «Неболейка».

 

Цель:

Формирование у дошкольников старшего возраста основ здорового образа жизни через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий

Задачи:

Формирование представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.

Формирование устойчивой мотивации старших дошкольников к здоровому образу  жизни.

Развитие  осознанного отношения к своему здоровью, навыков личной гигиены и самоконтроля за их выполнением.

Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников предпосылок к здоровому образу жизни, организации

оздоровительной и профилактической работы с детьми.

Повышение компетентности педагогов по проблеме внедрения и использования в процессе образовательной деятельности здоровьесберегающих технологий.

  Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям путем овладения навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания                  

Мы остановимся с вами на модуле «Работа с детьми»

Первый блок составляет комплекс занятий по разделу «Здоровый образ жизни» В качестве их ведущего компонента выступает система знаний о человеке и его здоровье, практические умения и навыки Здорового образа жизни.

 Для повышения результативности образовательной программы, в целях сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников. Нами используются такие Здоровьесберегающие  технологии:

Игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка. А.А.Уманская, М.Ю. Картушина  Пальчиковые гимнастики. С.Е. Большакова, А. Бейлина, О.И. Крупенчук, Е. Синицина, Л. Савина М.И.Чистякова «Психогимнастика»  В.Ф.Базарный «Гимнастика для глаз» А.А. Сметанкин Дыхательная гимнастика  Артикуляционные гимнастики. Е. Колесникова

Практическая часть

Уважаемые коллеги, хочу предложить вам поучаствовать  в упражнениях, которые вы сможете провести с детьми.

Игровой точечный массаж  «Неболейка»

(для профилактики простудных заболеваний)

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

дети поглаживают ладонями шею сверху – вниз

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

указательным пальцем растирать крылья носа

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком

прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею.

раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами

Знаем, знаем, да-да-да  нам простуда не страшна!

потирают обе  ладони

Упражнения на расслабление мышц шеи "Любопытная Варвара"

а) Поверните голову влево, постарайтесь это делать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твёрдые, как каменные. Вернёмся в исходное положение: Аналогично в другую сторону. Вдох-выдох!

Любопытная Варвара

Cмотpuт влево, смотрит вправо ...

А потом опять вперёд

Тут немного отдохнёт.

Шея не напряжена, а расслаблена.

Движения повторяются по 2 раза каждую сторону.

б) Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок, больше откиньте голову назад. Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямились. Легко стало, свободно дышится. Вдох-выдох.

 А Варвара смотрит вверх

 Выше всех, всё дальше вверх!

 Возвращается обратно

 Расслабление приятно!

 Шея не напряжена  И расслаблена!

в) А сейчас медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох-выдох!

А теперь посмотрим вниз

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно

Расслабление приятно!

Шея не напряжена  

И расслаблена.

Хочется остановиться более подробно на технологии «БОС-Здоровье», которая оказывает общеукрепляющее и оздоровительное воздействия на организм ребенка:

- улучшение кровообращения;  повышение работоспособности; улучшение обмена веществ;

- улучшение внешнего вида; улучшение жизни бронхов; укрепление здоровья и улучшение голоса

Второй блок  при работе с детьми составляют практические занятия обучения детей навыкам диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Для большего понимания содержания работы по данной технологии я предлагаю ВАМ принять участие в одном из занятий, которое может провести каждый воспитатель без подключения к аппарату «БОС-Здоровье».

Займите удобное, комфортное положение (лежа, сидя).

В положении сидя, плечи расслаблены и опущены, руки лежат на коленях.

Сделайте неглубокий медленный вдох через нос с закрытым ртом и постарайтесь при этом надуть живот.

Затем сделайте плавный, медленный выдох через рот, губы должны быть полусомкнуты (сложены трубочкой).

Втяните при выдохе живот, поджимая нижние доли легких для максимального освобождения от отработанного воздуха.

Следите за тем, чтобы мышцы груди и плечевого пояса не участвовали в дыхании.

Для контроля одну руку можно положить на грудь, а другую на живот. Должна двигаться только одна рука, находящаяся на животе. Грудная клетка находится в покое.

Старайтесь, чтобы выдох был, по  крайней мере, в два раза дольше вдоха. Например, вдох на «раз-два», а выдох на «раз-два-три-четыре».

Ни в коем случае выдыхайте через силу, постарайтесь полностью расслабиться, никаких неприятных ощущений быть не должно.

Воздух свободно покидает легкие. Вы лишь создаете небольшое сопротивление полусомкнутыми губами.

При правильном выполнении частота дыхания должна составлять 6-12 дыхательных движений в 1 мин. Диафрагмальное дыхание станет для вас обычным типом дыхания при условии постоянных тренировок.

 Упражнение на дыхание для детей «Воздушный шар» (диафрагмальное дыхание)

Сначала вдох  Воздух через нос легко вдыхается

И животик, Словно ШАРИК, надувается.

Выдыхаем долго,  Сделав трубочкою рот,

И сдувается, как шарик наш живот.

Далее, когда дети освоили навык диафрагмально-релаксационного дыхания, закрепляем на тренажере.

- А сейчас я вас познакомлю с одним из занятий с использованием компьютерной технологии «БОС-Здоровье»  (видео урок)

Использование  указанных  оздоровительных технологий проходит в  игровом  варианте:  обучение  и  оздоровление  происходит  с  легкостью, упражнения  и  оздоровительные  техники  остаются  в  памяти  ребенка  надолго.  

Реализуемая нами система работы привела к устойчивым положительным результатам: снижению общей и простудной заболеваемости (в динамике), составлению стабильности физической и умственной работоспособности детей, сосредоточенности, уравновешенности, улучшение в целом эмоционально-психологической ситуации у детей.

Следовательно, занятия   направленные на формирование у детей знаний о здоровом образе жизни в совокупности с занятиями "БОС-Здоровье" не только целесообразны, но и необходимы. Реализация данной программы  позволяет определить механизмы укрепления здоровья человека, средства обучения индивидуальному способу оздоровления,  позволяющим тем самым полноценно готовить к жизни здоровое поколение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...