Картотека народных подвижных игр
картотека

Шамайко Дарья Николаевна

НАРОДНЫЕ ИГРЫ для дошкольников выдержали испытание временем, отшлифовались годами и представляют для педагогов истинную школу нравственности. Они в естественной форме ненавязчиво учат ребёнка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем. Известно, что основной вид деятельности детей - игра. Через народные игры для дошкольников дети познают окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_narodnyh_igr.docx523.95 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека народных подвижных игр | Картотека по физкультуре ...

НАРОДНЫЕ ИГРЫ для дошкольников выдержали испытание временем, отшлифовались годами и представляют для педагогов истинную школу нравственности. Они в естественной форме ненавязчиво учат ребёнка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем. Известно, что основной вид деятельности детей - игра. Через народные игры для дошкольников дети познают окружающий мир.

  Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.

Игра «Коники»

Цель: учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Проводится как эстафета. У всех кони едут по свистку атамана наперегонки к плетню, на котором висит шляпа. На пути – препятствия: ров, вода и т.д. Победит тот, кто первый возьмет шляпу.

Игра «Сторожевые»

Цель: развитие ловкости, координации движений.

Нужны палки и резиновый мяч, положить обруч или вырыть ямку. Сторожевые с палками охраняют круг, нападающие за кругом. Задача – загнать мяч в круг.

Игра «Колыбель»

Цель. Развитие коммуникативных навыков, чувства доверия к группе.

Содержание. Дети встают вокруг расстеленного на полу одеяла. Ведущий упоминает детям о том, как в детстве их качали родители, и предлагает желающим покачаться на одеяле.

Один ребенок ложится на одеяло, а остальные берут одеяло, поднимают его и начинают раскачивать.

Делать это нужно согласованно. При раскачивании можно напевать спокойную песню. Примерно через минуту по команде ведущего дети прекращают раскачивание и осторожно опускают одеяло на пол.

Рекомендации. Качают только тех, кто сам этого захотел. Ребенок решает, качается он с открытыми или с закрытыми глазами.

Хороводная игра «Просо сеяли»

Цель: координировать слова и движения в соответствии с текстом.

В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.

Девушки на слова: «А мы просо сеяли, сеяли...» делают 4 шага вперёд и два притопа. Затем, на слова: «Ой, дед Лада, сеяли, сеяли». Возвращаются на место.

Группа парней, повторяя движение девушек, поёт: «А мы просо вытопчем, вытопчем. Ой, дед Лада, вытопчем, вытопчем». Девушки, сменяя парней, поют: «Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей. Ой, дед Лада, 100 рублей, 100 рублей». Парни, сменяя девушек, продолжают песню: «Нам не надо 100 рублей, 100 рублей. А нам надо девицу, девицу красавицу». Девушки идут навстречу парней со словами: «Мы дадим вам девицу, девицу красавицу. Мы дадим вам кривую, вот такую косую».

Парни отвечают:

«Нам не надо кривую, нам не надо косую».

Один из парней остаётся на середине площадки, а парни продолжают петь:

«А мы возьмем любую, любую».

Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.

Шеренги девушек и парней соединяются.

Игра "Краски".

Выбираются "хозяин" и два "покупателя". Все остальные-"краски". Каждая"краска"

придумывает себе цвет и тихонько называет его "хозяину". Когда все цветы

названы, он приглашает одного из "покупателей". Тот стучит:

-Тук, тук.

-Кто там?

-Покупатель.

-Зачем пришел?

-За краской.

-За какой?

-За голубой.

Если голубой краски нет (хозяин говорит: Иди по голубой дорожке, найди голубые

сапожки. Поноси, поноси да назад принеси)

Если покупатель угадал цвет, то забирает краску себе.

Идет второй покупатель разговор с хозяином повторяется так покупатели подходят

по очереди, разбирая краски. Выигрывает тот, кто набрал больше красок.

Эта игра так же развивает речь ребенка, внимание, память и закрепляет знание

цветов. Вот пример русских словесных народных игр для развития ребенка.

Игра «Разбей кувшин»

Цель: развитие координации движений, ловкости.

Ведущий кладет колесо в центре игровой площадки. На палку, вставленную в ступицу колеса, надевается глиняный кувшин. Игрок берет в руки палку, отходит от шеста с кувшином на 5-6 шагов, завязывает себе глаза. Делает несколько оборотов на месте, а затем, направляется к кувшину, чтобы разбить его. (Можно вместо кувшина взять шарик).

Игра «Трещотки»

Цель: развитие памяти, речи.

Соревнуются две группы. Ведущий дает задание и следит за его выполнением. На каждую группу – 2 скороговорки. Каждый должен верно произнести по одной скороговорке. Если игрок не может произнести, он выбывает. Побеждает та группа, которая «переговорила» соперников. «Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Прокоп, кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, Так и без Прокопа кипел укроп».

*        *        *        *

«Раз дрова, два дрова, три дрова».

*        *        *        *        *

«В поле Поля полет просо, Сорняки выносит Фрося».

Игра «Петушок»

Цель: развиваем слуховую память, внимание.

Все дети сидят, Ведущий считалкой удаляет одного игрока, он становится ко всем спиной. Среди оставшихся назначается Петушок. Ведущий говорит: «Утром кто бесов гоняет, песни звонкие спивает, спать мешает казаку и кричит...» Петушок: «Кукареку!» Выбранный отгадывает, кто кричал.

Игра «Завивайся плетень»

Цель: развитие речи, координации движений, силы, ловкости.

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10-15м. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

Заяц заяц не войдет

В наш зеленый огород!

Плетень, заплетайся,

Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!». И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

Не войдет и другой раз,

Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Игра «Прыганье через шапку»

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции.

Все играющие, кроме одного, который стоит в кругу, садятся на землю на некотором расстоянии друг от друга и перебрасывают шапку один другому, не соблюдая при этом никакого порядка (бросают вперед и назад). Стоящий в кругу должен поймать шапку, когда она летит от одного к другому из бросающих, или должен вырвать ее из руки. Если это ему удается, то он садится в круг, а его заменяет тот, у кого была отнята шапка, или кто не поймал ее, когда ему ее бросали, между тем, как ее схватил кто-либо из играющих.

На ровном месте один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз; остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот переменяет сидящего, то есть становится сам «болван».

Игра «Узел»

Цель. Развитие групповой сплоченности, умения выполнять команду и действовать сообща.

Инвентарь. Не нужен.

Число участников. От семи человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Один из участников игры отворачивается, остальные встают в круг и берутся за руки.

Ведущий говорит: «Теперь попробуйте превратиться в узел. Для этого надо будет запутаться, не разнимая рук. Можно перешагивать через сомкнутые руки, проползать под ними так, чтобы в результате ваши руки переплелись, а из круга получился клубок. Отпускать руки своих соседей нельзя!»

Тот, кто отворачивался, пытается развязать узел. Надо объяснить, что сразу может и не получиться, распутать узел можно только шаг за шагом. Можно давать инструкции с помощью слов: «Виктор, перелезь через руку Маши», а можно с помощью слов и направляющих движений.

Игра «Тополек»

Цель: развитие речи, внимания, ловкости; учить ориентироваться в пространстве.

В игре участвуют: ведущий - «тополь», игроки - «пушинки», 3 игрока - «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии. Ведущий:

«На Кубань пришла весна,распушила тополя!

Тополиный пух кружится,

но на землю не ложится.

Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!».

После этих слов налетают «ветры» и «уносят» (т.е. ловят) «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные пушинки становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.

Игра «Баба Яга»

Цель: активизировать речь детей; учить ориентироваться в пространстве, развивать координацию движений.

В центре стоит Баба Яга, в руках у нее помело (веточка). Дети двигаются по кругу и приговаривают:

Бабка Ежка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! А потом и говорит: «У меня нога болит!» Пошла на улицу - раздавила курицу, Пошла на базар - раздавила самовар, Вышла на лужайку - испугала зайку!

Дети разбегаются, а Баба Яга, прыгая на одной ноге, пытается осалить детей своим помелом. Бабой Ягой становится тот, кого водящий перенесет в круг.

Подвижные игры в детском саду: картотека с примерами (гори гори ясно,  карусель, плетень, собери урожай и прочие), цели и анализ деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека народных подвижных игр

описание народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр.

Самые любимые игры для детей – те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность.Не менее интересны игры, требующие от детей быстрот...

Картотека народных подвижных игр

Подборка народных подвижных игр для детей дошкольного возраста...

Картотека народных подвижных игр

Материал предназначен в помощь воспитателю детского сада при проведении  подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Народные подвижные игры – это, как правило, игры, которые передаются из поколения в поколение. Для дошкольников они просты и интересны, и без всяких на то усилий ребенок знакомится с обычаями, особенн...