«Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ТНР в соответствии с ФГОС ДО»
статья

Черемных Марина Сергеевна

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_zdorovesberegayushchie_tehnologi.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми

с ТНР в соответствии с ФГОС ДО»

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Жан Жак Руссо

В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. В связи с этим все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Поэтому одна из главнейших задач работы в логопедической группе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) – создание коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» дискуссионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н. К. Смирнов, как родоначальник «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье ребёнка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

• Применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи.

• Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду это, прежде всего технологии валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

• приобщение детей к физической культуре;

• использование развивающих форм оздоровительной работы.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей с тяжёлыми нарушениями речи, неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок», считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей с ТНР.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

• «Не навреди!»

• Принцип сознательности и активности.

• Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

• Принцип всестороннего и гармонического развития личности.

• Принцип доступности и индивидуальности.

• Принцип систематичности и последовательности.

• Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

Работа с детьми в логопедической группе, предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения для сохранения и укрепления здоровья детей в группе в сотрудничестве с инструктором по ФИЗО, логопедом, использую на занятиях комплексную оздоровительно-коррекционную работу, включающуюся в себя современные здоровьесберегающие технологии — это:

• Технологии сохранения и стимулирования здоровья

• Технологии обучения здоровому образу жизни

• Коррекционные технологии

К технологии сохранения и стимулирования здоровья относятся:

Дыхательная гимнастика – её необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20—30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Перед гимнастикой необходимо очистить нос. Продолжительность занятия — от 10 до 20 минут. Необходимо учитывать состояние каждого ребенка: при необходимости делать паузы, менять темп выполнения на более медленный, уменьшать дозировку в упражнении. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания, и укрепление здоровья детей с речевой патологией. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

Гимнастика пробуждения – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватях, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам и массажёрам, лёгкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещении.

Зрительная гимнастика – ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время, в середине занятия, в зависимости от зрительной нагрузки. Используется наглядный материал и показ педагога. Цель зрительной гимнастики - профилактика нарушений зрения, формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Динамические паузы (физкультминутки) Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия – 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение.

Подвижные и спортивные игры - ежедневно, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. С детьми используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – проводится в любом подходящем месте. Мы в основном проводим в групповой комнате, используем спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) – проводится в любое удобное время. Ежедневно, индивидуально, либо с подгруппой детей. С детьми проводятся разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками, бусами, пуговицами, природным материалом, игры со счётными палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, квадрат Воскобовича, кубики Никитина, шнуровки, пальчиковые дорожки. Данные упражнения способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Кинезиологические упражнения О. И. Крупенчук

Эти упражнения активизируют все мозговые процессы – память, мышление, быстроту реакции, что в свою очередь способствует более эффективному освоению нового материала. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. Дети становятся внимательными, активными, снимается напряжение, страх, раздражение и улучшаются учебные достижения. В работе с детьми используется комплекс кинезиологических упражнений: «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо-нос», и т. д. А так же упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся:

Физкультурное занятие – 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз на улице по 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ и в хорошо проветренном помещении.

Самомассаж - название этого вида говорит само за себя. Это действия, которые ребенок делает самостоятельно. Самомассаж представляет собой упражнения, при которых необходимо выполнять движения руками или массаж языка при помощи губ и зубов.

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Занятия из серии «Здоровье» - Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. и могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития детей.

Коррекционные технологии

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью занятий.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Регулярное выполнение поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами приведёт к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Су - джок терапия - прокатывание шарика с одновременным проговариванием рифмованных текстов помогает нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, скорректировать речевые нарушения.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической оздоровительной работе с детьми с ТНР способствуют следующим результатам:

• Повышению уровня речевого развития и творческих способностей детей. Повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать, учатся красиво говорить;

• Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка. Корректируется поведение, и преодолеваются психологические трудности;

• Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года. Пробуждается интерес к занятиям, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств.

Десять золотых правил здоровьесбережения :

• Соблюдайте режим дня!

• Обращайте больше внимания на питание!

• Больше двигайтесь!

• Спите в прохладной комнате!

• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

• Гоните прочь уныние и хандру!

• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

• Желайте себе и окружающим только добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС ДО

 Здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективн...

Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС».

Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС»....

«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС».

Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и ос...

презентация "Современные здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками в контексте ФГОС"

Важное место в формировании ЗОЖ, является правильно подобранная предметно развивающая среда созданная в группах, которая способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлет...

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС».

Из опыта работы применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в детском саду...

Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС»

    Данная разработка предназначена для педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов, руководителей учебных учреждений, а также родителей, у которых дети в дошкольном...