Консультация для молодых воспитателей "Растем здоровыми"
консультация (средняя, старшая группа)

Маркина Наталья Алексеевна

Играя, лечим и развиваем детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_molodyh_vospitateley.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для молодых воспитателей

Растем здоровыми

        Правильно организованная двигательная активность детей в детском саду помогает организму справиться с болезнями.

        Заставить ребенка целенаправленно выполнять, какие – либо, даже самые полезные, упражнения невозможно. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится.

        Только через игровую деятельность мы можем привлечь детей к выполнению тех или иных упражнений.

        Играя, можно справиться с такими проблемами как ОРЗ, плоскостопие, нарушение осанки и т. д. Большое количество игр по каждому виду заболеваний позволят добиться лечебного эффекта различными способами и не наскучат детям.

        Лечебно – профилактические занятия проводятся 1-2 раза в месяц.

        Их можно проводить в веселой, занимательной форме. Именно непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь. В результате использования  лечебных игр не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию. Лечебные игровые упражнения используются не только на занятиях,  но и в течение всего дня пребывания ребенка в детском саду.    

        В своей практике использую игры при заболевании верхних дыхательных путей - носа и горла. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа. При проведении игр необходимо контролировать правильность осанки и смыкание губ.

        Игровое упражнение «Дыхание».

                Подыши одной ноздрей,

                И придет к тебе покой.

        И. п. – стоя, туловище выпрямлено. 1- првую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой делать тихий продолжительный вдох; 2 -  как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю сделать тихий, продолжимтельный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы вверх.

        Игра «Пастушок дудит в рожок».

        Взрослый просит ребенка как можно громче подуть в рожок, чтобы созвать всех коров. Показать, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто продудит громче всех.

        Игры «Мыльные пузыри», «Надуем шарики», «Веселые снежинки» (Дети делают глубокий вдох и медленно выдыхая воздух через рот, сдувают бумажную снежинку со стола) – все эти игры восстанавливают носовое дыхание, формируют углубленное дыхание, прочищают носовую полость.

        В утренние часы также проводим игровые упражнения  с использованием точечного массажа: «Носик балуется», «Погреем носик» и др. Они помогают при насморке.

        Оздоровительные упражнения для горла:

        «Лошадка». Вспомните, как по мостовой цокают копыта лошадки. Цокаем язычком то громче, то тише. Скорость движения лошадки то убыстряем, то замедляем.

        «Ворона». Села на забор и решила всех развлечь своей веселой песней. Произнести протяжно «ка-а-а-аар» (5 - 6 раз). Так громко каркала, что охрипла и стала каркать беззвучно с закрытым ртом (5 – 6 раз).

        «Зевота». Сидя, расслабиться; опустить голову, широко раскрыть рот, вслух произнести «о-о-хо-хо-хо-о-о-о», позевать.

        Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. Именно она создает условия для нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная, сердечно - сосудистая, нервная и др. Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек. Основной профилактикой и лечения нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка.  

        На первоначальном этапе обучения в играх и упражнениях для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки, таких как «Встань прямо», «Потянуться», «Держи голову прямо», «Хорошая и плохая осанка», «Покажи как я», дается подробное объяснение и показ правильной осанки.

        Игровое упражнение «Проверка осанки»

        И. п. лежа на спине, расслабиться.

        Хватит спинушку тянуть, нужно лечь и отдохнуть.

        Ну-ка, правильно лежу? Я на это погляжу:

        Лежат ровно пяточки, плечики, лопаточки.

        Спинка ровная, прямая, а могла бы быть кривая.

        Приобретение правильной осанки - длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Часто ограничиваемся замечанием: «Не горбись! », «Не сутулься! »- это ошибка, так как частица «не» детьми не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки: «Иди прямо», «Выше подбородок» и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение. А лучше всего играть почаще в игры на развития осанки.

        Игровые упражнения:.

  •  «Самолет». Самолет, самолет (Развести руки в стороны ладошками вверх, поднять голову, вдох.).
  •  Отправляется в полёт. (Задержать дыхание). Со звуком «ууууууу» дети передвигаются по группе.
  • Подвижная игра «Жуки» . Жук упал с ветки (дети лежа на спине барахтуются ногами и руками  под рифмованные строчки).

        Жук упал, и встать не может,

        Ждет он, кто ему поможет.

        Именно выполнение упражнений под рифмованные строчки вызывает у детей интерес и эмоциональный отклик к игре.

        Пальчиковая гимнастика находит широкое применение в практической работе воспитателя. Она служит основой развития мелкой моторики. В основном проводятся утром, на занятиях и в вечерние часы. Игры подбираются с учетом возраста детей.         Они должны, доступны по содержанию и воспроизведению. Это когда пальчики выполняют различные действия в соответствии с текстом. Ребенок при этом не только развивается, но и получает удовольствие. Чтобы привлечь внимание детей, при выполнении пальчиковых игр используются различные предметы, которые положительно влияют на здоровье детей. В игре «Птичка гнёздышко свела и яичек принесла», взрослый даёт орех в ладошки (ребенок сводит ладони в форме гнезда). На каждое произнесенное слово ребёнок катает орешек между ладонями.

        Птичка веток набрала,                               С этими словами ребёнок

        Крепко гнёздышко свела,                           сводит ладони в форме гнезда.

        И снесла яичко

        Умница синичка,                                       взрослый даёт орех в «гнездо»

        Ты яичко покатай,                                     С этими словами ребёнок катает

        Но из рук не выпускай                              орешек между ладонями.

        Очень хрупкое оно-

        Так у птиц заведено.

        При проведении игрового упражнения «Гладь мои ладошки еж» используются массажные мячики. Берутся 2 массажных мячика, педагог проводит  ими по ладоням ребёнка, делая по одному движению на каждый ударный слог:

                Гладь мои ладошки ёж!

                Ты колючий  – ну и что ж!

        Потом взрослый держит массажные мячики, а ребёнок гладит их ладошками со словами:

                Я хочу тебя погладить,

                Я хочу с тобой поладить.

                Массаж кисти, пальчиков влияет на поддержание здоровья детей, способствует укреплению иммунной системы, благотворно действует на эмоциональное состояние ребенка.

        Часто у детей наблюдаем негативное эмоциональное поведение. Чтобы изменить эмоциональный фон в положительную сторону, выбираем игры направленные на коррекцию агрессии.

        «Добрая кошка». Ребенок встает на колени и бедра надо поставить перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в пояснице. Дыхание ровное, спокойное. Попросить ребенка подумать о чем-то добром и радостном, улыбнуться, помяукать, как добрая кошка. Взрослый в это время гладит по спине.

        «Сердитая кошка». Полезно чередовать с позой «доброй кошки». И. п. то же. Далее ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Задается ребенку вопрос «Кто его сердит и злит?». Можно «поцарапать коготками об пол», «порычать». Удерживать позу 10-15 сек.

  • «Сражение» (с двух лет). Игроки бросаются легкими предметами (шарики из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.

        Играя, лечим и развиваем детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых специалистов: «Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни»

Рассматривая ситуацию отношения ребенка к здоровью вне болезни, стоит сказать, что отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поскольку это понятие...

Консультация для родителей "Береги здоровье с молоду."

Консультация для родителей "Береги здоровье с молоду."Человеческое дитя – здоровое…развитое…это не только идеал и абстрактная ценность,но и практически достижимая но...

«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...

Королева Маргарита «БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ С МОЛОДУ!!!» о здоровом образе жизни

Здоровый образ жизни Это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной...

Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"

Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....