Дидактические игры по формированию культурно - гигиенических навыков у дошкольников.
картотека

Родичева Ирина Сергевна
Материал содержит картотеку дидактических игр по формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Дидактические игры по формированию

         культурно – гигиенических навыков у дошкольников.

«Чистоплотные дети»
Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры. Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные
и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были
чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитатель говорит: "Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло,
щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы” (гребень,
щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник,
губка, мыло и пр.).
Вариант. Воспитатель задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети
знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка
для рук, паста, мыло). Произносит потешку: Из колодца принесла
                                                                           Курочка водицы,
                                                                           И ребята всей гурьбой
                                                                           Побежали мыться.

«Что нужно кукле!»
Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Пособия: Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде,
одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук,
заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый
прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен
каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит
детям: "Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?”
Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для
умывания. Игра продолжается. Воспитатель направляет игру так, чтобы чередовались все
виды деятельности. Например, она говорит: "Наша кукла умылась и хотела бы
причесаться, но чем? Наша кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим
есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”. Произносит потешку:

Мы на пухлые ручонки, одеваем рубашонку
Повторяй за мной слова: ручка - раз, ручка - два!
Застегнем застежки на твоей одежке:
Пуговки и кнопочки, разные заклепочки.
На мою малышку оденем мы штанишки:
Повторяй за мной слова: ножка - раз, ножка - два!
А теперь на ножки - носочки и сапожки!

«Что ты можешь о них сказать!»
Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в
кружке, резиновые куколки.
Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.
Воспитатель называет по имени одного ребенка: "Петя, скажи, что ты видишь здесь?”
Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил,
другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.
Далее воспитатель задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: "Яна, есть у
вас дома мыло?”
Когда ребенок ответит утвердительно, воспитатель просит: Принеси мыло. Посмотри на
него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”
Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитатель может вызвать
следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)
Воспитатель может задать и наводящие вопросы: "Для чего мама купила мыло?” (Она
хочет стирать.) "Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.)
"Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”. Произносит потешку:
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Чистая водичка умоет
Саше -- личико
Анечке -- ладошки,
пальчики -- Антошке.
В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

«Угостим кукол чаем»
Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-
игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки,
чайник).
Ход игры: Воспитатель  говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить
за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к
чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает
затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры воспитатель подытоживает:
"Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:
Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!

«Кукла идет на прогулку»
Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять
предметно-игровые действия.
Оборудование: кукла.
Ход игры: Воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем
кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду:
шапку, куртку, ботиночки. Затем воспитатель поочередно берет каждую вещь,
показывает ее ребенку, медленно приговаривая:
Надеваем курточку,
проденем руки в рукава,
застегнем пуговицы.
Вот, куртку надели!
Надеваем ботиночки на ножки,
вот шнурки,
я помогу тебе завязать.
Вот, ботиночки надели на ножки.
Надеваем шапку на голову.
Вот, так, шапку надели.
Кукла собралась на прогулку, может идти гулять.

В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

«Водичка, водичка!»
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков
самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: Воспитатель показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать,
но у них грязные руки и лицо. Воспитатель спрашивает: "Что надо сделать?

 - Надо вымыть куклам руки!

Попросим водичку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб кусался зубок,
Чтоб смеялся роток!"
Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

«Вымой руки»
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход занятия: Воспитатель обращается к ребенку:

"Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки.
Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки".
Воспитатель ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры воспитатель от имени зайчика хвалит
ребенка.

«Сделаем лодочки»
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать
действиям воспитателя.

Ход занятия: воспитатель обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо
соблюдать последовательность действий: засучить рукава (взрослый произносит потешку:
"Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит!";
открыть кран; сложить ладони рук "лодочкой";
подставить руки под струю воды;
закрыть кран; вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражаявоспитателю, который обращает внимание ребенка на положение рук.

«Мыльные перчатки»
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: Воспитатель подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в
руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает
ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается
внимание ребенка на белые ручки, воспитатель говорит: "Вот, какие у нас перчатки -
белые!" Далее воспитатель помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом
произносит одну из потешек:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(воспитатель называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры воспитатель хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В
случае необходимости используются совместные действия воспитателя и ребенка.

«Умывалочка»
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: Воспитатель приводит ребенка (после сна) в умывальную комнату, просит
посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д.
Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно
сделать. Воспитатель произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Ай, какой чистый ребенок, посмотри на себя в
зеркало!"

«Делаем прическу»
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями
сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее
прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик.
Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!"
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят --
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Маму, дочка, слушайся.
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю: --
Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса!
Воспитатель расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша
попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает
удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит
ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же
красивым, как кукла.

«Почистим зубки»
Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход занятия: Воспитатель просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом
обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их
чистить. Воспитатель  достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает,
как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!
В конце игры, воспитатель вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы.

При необходимости используются совместные действия воспитателя  и ребенка.

«Фонтанчики»
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход занятия: Воспитатель подводит ребенка к зеркалу в комнате для умывания  и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот
Пусть фонтанчик оживет!
Воспитатель набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

«Миша заболел»
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: Игрушка - медведь, носовые платки.
Ход игры: воспитатель демонстрирует детям игрушку и говорит: "Вот Миша, он заболел,
у него насморк, ему трудно дышать через нос. В кармане у него лежит носовой платок.
Поможем Мише очистить носик!" Воспитатель  произнести потешку:
Миша заболел, трудно ему дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!
Воспитатель  показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на игрушке.
Предлагает детям повторить действие.

"Носики-курносики"
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия: воспитатель  произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
Носовой платок в кармашке
(достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать
(показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик,
Снова чистым был опять
(убирает платок в карман).
Воспитатель  просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым
платком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Подборка дидактических игр, направленных на формирование кгн у детей раннего возраста...

«Влияние дидактической игры на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста »

В материале даны рекомендации по организации работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию культурно-гигшиенических навыков....

Дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыков

Представлены игры на формирование у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков...

Дидактические игры для формирования культурно - гигиенических навыков у младших дошкольников

Дидактические игры для формирования культурно- гигиенических навыков. Цель игры. Оборудование .Ход игры....

"Дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыков".

 Познакомиться с предметами гигиены и их использованием....

Дидактические игры по формированию культурно - гигиенических навыков у дошкольников

Предлагаем Вам«Домашнюю игротеку по гигиеническим навыкам» Последнее время мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько насыщен, что для игры у ребенка...

Дидактические игры по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Последнее время мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько насыщен, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому ...