«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сластенина Галина Владимировна

              «Музыка обладает магической силой  

и может усмирить дикаря, смягчить камень

             или согнуть кряжистый дуб»

             У. Конгрив, британский драматург, 18 век.

   Здоровьесберегающие технологии в ДОУ включают в себя  пальчиковую, дыхательную гимнастики, гимнастику для глаз, цветотерапию, сказкотерапию, песочную терапию, музыкотерапию, танцевальную терапию и ряд других направлений.

   Я хочу остановиться на музыкотерапии и танцевальной терапии.

Сегодня здоровье детей (физическое, психическое, нравственное) – это самая актуальная проблема дошкольного образования в России.

  Статистика Министерства здравоохранения показывает, что 80% обследованных детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют нарушения здоровья психосоматического характера.

   Это говорит о том, что изменения, происходящие во внутренних органах и системах организма ребёнка, связаны с продолжительным  эмоциональным  напряжением в виде страха, тоски, ненависти, отчаяния, обиды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_dou.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Сластенина Галина Владимировна

Музыкальный руководитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 18

г. Самара, ул. Ставропольская 107-107а

8 917 153 96 55

chgv_58@mail.ru

              «Музыка обладает магической силой  

и может усмирить дикаря, смягчить камень

             или согнуть кряжистый дуб»

             У. Конгрив, британский драматург, 18 век.

   Здоровьесберегающие технологии в ДОУ включают в себя  пальчиковую, дыхательную гимнастики, гимнастику для глаз, цветотерапию, сказкотерапию, песочную терапию, музыкотерапию, танцевальную терапию и ряд других направлений.

   Я хочу остановиться на музыкотерапии и танцевальной терапии.

Сегодня здоровье детей (физическое, психическое, нравственное) – это самая актуальная проблема дошкольного образования в России.

  Статистика Министерства здравоохранения показывает, что 80% обследованных детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют нарушения здоровья психосоматического характера.

   Это говорит о том, что изменения, происходящие во внутренних органах и системах организма ребёнка, связаны с продолжительным  эмоциональным  напряжением в виде страха, тоски, ненависти, отчаяния, обиды.

   Основными причинами  возникновения негативных  эмоций могут быть:

  • неправильные взаимоотношения и взаимодействия  старших и младших, родителей и детей, а также взаимоотношения педагогов их воспитанников;
  • сокращение времени для отдыха и эмоционально -  двигательной разрядки;
  • ослабленное здоровье ребёнка;
  • увеличение учебной нагрузки, не соответствующей возможностям и здоровью ребёнка.

    Энергетическая активность  детей с различными отклонениями здоровья, поведения, развития очень низка, а преобладающие у них отрицательные эмоции блокируют функции мозга: внимание, память, мышление. Чтобы повысить энергетический запас детского организма и направить его на развитие, необходимо не только избавить детей от душевных переживаний, но и помочь им получить удовольствие и радость от жизни.

В этом большую помощь может оказать искусство.

   Не случайно на пороге третьего тысячелетия усилилось внимание к  использованию всех видов искусства и творческой деятельности в терапевтических целях - арттерапии.

   О влиянии искусства на жизнь и здоровье людей было известно давно. В самой природе искусства лежат его психотерапевтические  и развивающие возможности.

   Наши предки значительно шире, смелее, чем мы использовали музыку, танец  и другие виды искусства для лечения людей от различных недугов, для эмоционального  настроя человека на различные действия, требующие силы, отваги, энергии. Язык, который использует терапия искусством, называется первичным языком. Он универсален. Язык чувств символичный и понятный всем, кто хочет его понять. Когда мы смеёмся, радуемся, плачем или страдаем, нам не нужен переводчик.

   Арттерапия  в педагогике используется  в смысле социального врачевания, т.е. профилактики по сохранению душевного здоровья и коррекции отклонений в развитии детей через различные виды творческого самовыражения.

   На Западе возникновение арттерапии как знания относится к тридцатым годам. Сначала она включала в себя  использование различных видов искусства и творческой деятельности с лечебно - коррекционными целями. Результат достигался за счёт «отвлечения» пациента от переживаний и проблем болезни. Это направление применялось артпедагогами в медицинских учреждения и называлось - терапия отвлекающими впечатлениями, т.е. посредством музыки, танца, изобразительного искусства, литературы.

Впоследствии из неё выделались самостоятельные научные направления: Арттерапия (лечение средствами изобразительного искусства), «Метод психодрамы», «Танцевальная терапия»,  «Музыкотерапия»  (лечение музыкой).  

   Обращение к искусству закономерно, т.к. оно является формой обращения к творческим ресурсам человека, как к источнику жизненной силы и созидательной энергии. Кроме того, это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром в целом.

    Теперь немного подробнее о развитии таких направлений как музыкотерапия и танцевальная терапия.

    Среди различных видов искусства самым сильным средством воздействия на человека является музыка.

   Сведения об использовании музыки для лечения эмоциональных и душевных расстройств людей пришли к нам из далекого прошлого -  Египта, древней Греции,  Китая и Индии. Еще на заре человеческой цивилизации жрецы, в затем философы, врачи, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела

   По мнению Пифагора,  «…Музыка много дает для здоровья, если пользоваться ею надлежащим образом». В середине круга садился человек играть на лире, а вокруг садились те, кто умел петь. В таком виде они пели различные песни,  посредством которых приходили к ясности духа и становились внутренне благозвучными. Существовали определенные мелодии, созданные против недугов души, против уныния и внутренних язв. Были мелодии  против раздражения, против гнева, против всякого душевного  помрачнения.

   А вот как в одной из глав древнекитайского трактата «ЮЭЦЗИ»  рассказывается о музыке и ее роли в жизни человека. «…Музыка происходит от звуков. Их основа – чувства, рожденные в человеческом сердце внешними предметами. Поэтому, когда сердцу печально, то звук резкий и замирающий, когда в сердце удовольствие, то звук широкий и медленный, в сердце радость — звук внезапный и раскатистый, в сердце гнев — звук грубый и свирепый, в сердце почтение - звук открытый и отчетливый, в сердце любовь - звук гармоничный и мягкий. Эти шесть чувств - не от природы. Все музыкальные звуки идут от человеческого сердца; музыка связана с отношением человека к человеку».  

   Философ Востока аль-Фараби в своих общепедагогических трудах о музыке отметил ее лечебную силу: «Кроме эстетического предназначения музыка, музыкальная наука полезна в том смысле, что умеряет нравы тех, которые потеряли равновесие. Она делает совершенными тех, которые еще не достигли совершенства, и сохраняет равновесие у тех, которые находятся в состоянии равновесия. Эта наука полезна и для здоровья тела, ибо, когда тело испытывает  помехи, то испытывает помехи и душа. Поэтому исцеление тела совершается таким образом, что исцеляется сначала душа, что ее силы умеряются и приспосабливаются к ее субстанции (телу) благодаря звукам, производящим такое действие».

   Певец Орфей своим пением смягчал души не только людей, но даже диких зверей и птиц. А в «Одиссее» Гомера рану главного героя лечили музыкой и пением, после чего она перестала кровоточить. Гомер указывает также, что пением и игрой на лире  Ахилл усмирял свою ярость и гнев.

    Все эти примеры кажутся немного фантастичными. Но дальнейшее развитие цивилизации, а также результаты научных исследований на протяжении ХХ века в области влияния музыки на организм человека показывают, какое воздействие на нас оказывает музыка и в современном мире.

    Каждый день, попадая в мир звуков, мы не задумываемся над тем, как влияет на нас то, что приходится слышать. Мы не связываем свое настроение со звучанием внешнего мира, хотя находимся в постоянной зависимости от него.

    В начале ХХ века в России был основан Комитет по исследованию музыкотерапевтических эффектов, в который вошли представители музыкального искусства и ряд видных врачей. В научных исследованиях был подтвержден факт воздействия музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, центральную нервную систему. Важными были  выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции  коры головного мозга. А положительные эмоции от общения с музыкальным искусством оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональную сферу человека, мобилизуют его резервные силы. Эти выводы легли в основу научного обоснования использования музыкального искусства в коррекционной работе.

   Музыкотерапия становится эффективным методом лечения дошкольных и школьных неврозов детей.

    Изучение и исследования различных свойств музыки и ритма показывают, что музыка воздействует на человека в трех плоскостях.

   Во-первых, она формирует психологический настрой, моделирует эмоциональное состояние. Музыка соприкасается с нашими органами чувств намного раньше, чем любой другой возбудитель. С точки зрения генетики данная «сверхвосприимчивость» обусловлена далеким прошлым. Охотникам приходилось надеяться  лишь на собственные уши, то есть на тот самый канал, который даже во сне принимал сигнал опасности.

С сигналами, предупреждающими о возникновении угрозы, мы сталкиваемся  по сей день; тревожный сигнал полицейских машин, представляющий собой скачок на кварту, соответствующий сигнал пожарных или звуки гонга. В любом случае наши уши являются каналом, клетки мозга — получателями, причем самыми восприимчивыми из всего того, что мы с вами имеем.

   Данные нейрофизиологии говорят о том, что в соответствии с нашей структурой восприятия слух действует гораздо сильнее на наше эмоциональное состояние, чем зрение. Информация о том, что один человек может влиять на чувства другого посредством музыки, очень важны для терапевтической работы.

Не случайно на протяжении многих столетий перед сражением воинам играли марш, ритм которого успокаивал того, кто нервничал,  а отчаявшегося заставлял собраться. А в наше время мы сами можем поддержать и восстановить истощенные духовные и физические силы, поднять себе настроение самым доступным способом — прослушиванием  любимой музыки.

    Эффект воздействия на эмоционально - психическое состояние людей всех времен и народов заключается в общедоступном языке музыки. Это язык чувств и эмоций, символичный и понятный всем, независимо от национальности. Вызывая различные ассоциации радости или горя, торжества побед или горечи поражения, светлой мечты или скорбного одиночества, музыка  как бы раскрывает наше подсознание, выпуская на поверхность пережитые нами чувства, воспоминания, нереализованные способности и скрытые силы.

    Во-вторых, музыка воздействует на физическое тело человека. С точки зрения психофизиологии учёные отметили особенности воздействия на человека активизирующей, стимулирующей и успокаивающей, расслабляющей музыки.

    Активизирующая музыка характеризуется:

• пунктирным ритмом;

• мажорным ладом;

• громким звучанием;

• диссонансами (резкое звучание звуков);

• подчёркнутой, ударной пульсацией;

• наличием резких взлётов и падений мелодии;

• отрывистым звучанием;

• острыми ладовыми тяготениями.

     Она может вызвать у человека такие реакции как:

• повышение сердечно-сосудистого давления;

• учащение дыхания, пульса;

• спазмы мускулатуры;

• расширение зрачков;

• раздражение кожи (мурашки);

• возбуждение, сходное с состоянием опьянения, опасное для здоровья и даже жизни;

    Успокаивающая музыка характеризуется:

• минорным ладом;

• консонансами (спокойное звучание);

• небольшой силой звучания:

• приемами легато (плавность мелодии);

• отсутствием острых ладовых тяготений.

     Она вызывает такие реакции как:

• снижение сердечно-сосудистого давления;

• замедление дыхания и частоты пульса;

• расслабление мышечных зажимов:

• сужение зрачков;

• уменьшение раздражения кожи;

• чувство спокойствия, удовольствия.

     Играем ли мы, поем, танцуем, или слушаем  музыку,  мы заставляем тело работать. При пении работает диафрагма, легкие, трахея, связки, язык, губы, зубы. Задействован и пищеварительный тракт, усиливается кровообращение всего организма. При игре на музыкальных инструментах активизируется моторика мышц рук. В движении и танцах все мышцы тела получают нагрузку. Заставляя работать тот или иной орган, музыка «включает» и активизирует ответственную за него зону мозга.

     В-третьих, музыка - это вибрация звуковых частот. Она способна влиять на биохимические процессы в организме. Считается, что все органы человека обладают определенной частотой вибрации. Правильно выбранные частоты внешнего воздействия, т.е. музыки, помогают в восстановлении организма. На Востоке существует теория, по которой считается, что каждая гласная  воздействует на свой определенный орган. Так «А» -  соответствует печени, «У» - легким, «Е» -  сердцу, «О» - почкам. Эта теория используется в некоторых французских клиниках, где пациенты распевают гласные, соответствующе органу, который хотят оздоровить.

      Во второй половине ХХ века учеными были открыты эндорфины, вещества, содержащиеся в человеческом мозге. Это так называемая группа опиатовых белков. Они активизируются под воздействием ритма и действуют подобно опиуму, т.е. приводят человека в состояние комфорта, эйфории.  Активизация эндорфинов - гормонов удовольствия - происходит под действием возбуждения «центра удовольствия» гипофиза и приводит к изменениям состава аденозинтрифосфорной кислоты, являющейся энергетической базой организма человека. Вполне объяснимы теперь ощущения прилива бодрости после прослушанной утром стимулирующей музыки. Такие изменения создают у каждого человека внутренний источник получения энергии.  

     Итак, интуитивное обращение наших предков к терапии искусством нашло свое научное обоснование в ХХ веке: чем сильнее чувственная и эмоциональная реакция человека на взаимодействие с искусством, тем сильнее активизируются «гормоны удовольствия», и тем быстрее пополняются энергетические запасы организма человека.

     Особенно быстро это происходит во взаимодействии с музыкальным искусством, там, где есть ритм, ритмическая стимуляция: танцах и пении, игре на детских музыкальных инструментах и активном слушании музыки.

      По мнению знаменитого физиолога И.П.Павлова, «нет ничего важнее в жизни человеческого организма, чем устойчивость и стабильность жизненных ритмов человека: пульса, дыхания, моторики  движения и как результат – ритмичность химических процессов при обмене веществ в организме человека».

      И вот тут самое время подчеркнуть, что механизм воздействия,  коррекции и лечения музыкой происходит именно через  звуковой регулятор жизненных ритмов человека: пульса, дыхания и моторики движения.

      Озвучивая жизненные ритмы (пульс, дыхание, моторику) музыка через слух проникает в мозг, а от него передается телу, становясь звуковым телом человека. Ребенок или взрослый человек очень быстро реагирует на импульсы, идущие от музыки, если она соответствует его жизненным ритмам и возрасту. Она помогает ему  разобраться в мире своих эмоций, способствуя тому, что они выходят из подсознания и оформляются в виде танцевальных движений или напевания мелодий, а иногда и рисования конкретного образа.

     Но чтобы воздействие музыки на здоровье человека, в том числе и ребенка, оказалось благотворным, здоровьесберегающим, не следует забывать и о причинах разрушительного влияния музыки на организм человека. Это чрезмерно громкое и долгое воздействие ритмическим звуковым потоком музыки, которое не соответствует жизненным ритмам  и возрасту. Продолжительное воздействие звуков большой мощности, превышающей положенные 65 децибел приводит к продолжительной глухоте. «Болевой порог»  колеблется в пределах 100-120 децибелов. Но и меньшая громкостъ вполне может покалечить. Для сравнения: шум стартующего современного истребителя равен 145 децибелам; при звуке в 155 децибел сгорает человеческая кожа, при 165 децибелах погибают домашние животные; при 185 децибелах умирает человек.

    Что касается громкости звука, то уже твердо установлено: человеку понадобится около 45 минут отдыха после часового шумового воздействия  силой в 60 децибел. И  так бывает всегда, независимо от содержания звучания. К громким звукам привыкнуть невозможно никогда. Они всегда оказываются стрессом для организма.

     Не всегда благотворным бывает использование в детских садах некоторой фонограммной музыки в острых современных ритмах, безусловно, сложной для восприятия ребенка, а также сложной классической музыки в исполнении симфонического оркестра. Как правило, такая музыка не соответствует жизненным ритмам детей дошкольного возраста. В лучшем случае дети к такой музыке остаются равнодушны и безразличны, а в худшем - подавлены и угнетены, даже если такая музыка очень нравится взрослым, что совершенно естественно,  т.к. их жизненные ритмы, как правило, соответствуют выбранной им музыке. Музыкальному руководителю следует профессионально подходить к этому вопросу, и с точки зрения целесообразности:

  • забыть на время о своих предпочтениях, что перед вами шедевр классической или современной музыки (в данном случае это не главное);
  • учесть состояние здоровья детей, их возраст;
  • вспомнить, что главное в работе с детьми - не «научи», а не «навреди».

     Итак, музыкотерапия - это средство, помогающее установить равновесие в деятельности нервной системы - умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей. Кроме того это средство, которое помогает пробуждать интерес к музыкальной деятельности, устранять изоляцию ребенка, вовлекать в совместную деятельность, активизировать детей и заряжать каждого ребёнка энергией жизни.

     Современная музыкотерапия включает в себя два основных направления в работе.

Активная музыкотерапия  предполагает обязательное участие детей в музыкально-ритмических  движениях, танцах, пении, игре на музыкальных инструментах, активном слушании музыки.

Пассивная музыкотерапия -  прослушивание музыки для улучшения настроения детей.

Музыкотерапия не терпит суеты, торопливости и натаскивания.

В любой терапии, будь она лекарственная или терапия искусством, необходимо последовательное, постоянное,  пошаговое воздействие. Оно врачует, исцеляет душевное состояние ребенка, нормализует его пульс, дыхание, моторику движений, заряжает каждого энергией жизни.

    Общение с музыкой в разных видах деятельности должно приносить истинную радость само по себе, т.е. без установки на достижение определённого результата.

Если мы видим, что на занятиях детям интересно, легко и радостно, значит, мы идем в правильном направлении. Ведь легкость в усвоении различных навыков способствует исправлению таких качеств личности ребенка как неуверенность, низкая самооценка, тревожность и как следствие – пониженная стрессоустойчивость.

    В коррекционной работе можно выделить два этапа работы – подготовительный и основной.

    Задачи коррекционной помощи на подготовительном этапе:

  • создание атмосферы принятия, доверия, взаимопонимания и  активного взаимодействия между педагогом и детьми;
  • снижение эмоционально-психического напряжения, а также формирование положительных эмоций и  душевного равновесия;
  • обеспечение возможности эмоционального и двигательного самовыражения детей;
  • развитие лучшего понимания себя и других;
  •  формирование социально-коммуникативных навыков;

      (общения, сопереживания, доброжелательности, взаимодействия  и  др.);

  • совершенствование психических процессов: внимания, воображения, памяти, мышления и др.

    Эти задачи являются фундаментом коррекционной работы.

    Специальные задачи музыкального воспитания на подготовительном этапе:

  • формирование интереса и любви к музыкальному искусству;
  • формирование образа и схемы тела, учения ощущать своё тело и управлятъ им;
  • формирование координации общей и тонкой моторики рук и ног;
  • формирование восприятия музыки и согласованности её с движением;
  • формирование пространственной организации движения и регуляции мышечного  тонуса;
  • формирование артикуляционной в мимической подвижности, речевого слуха и речевой моторики;
  • формирование речедвигательной координации;
  • формирование речевых в певческих навыков, дыхания, дикции,  звукообразования,    интонации;
  • комплексное формирование музыкальных способностей:

      развитие слухового внимания и слуховой памяти, чувства ритма, темпа, формы;

  • развитие музыкального слуха и его компонентов.

     Сроки перехода от подготовительного этапа работы к основному зависят, прежде всего, от готовности детей, от динамики их развития, а не от того, в какую возрастную группу они переходят. Опыт работы показал, что дети с ослабленным здоровьем, лёгкой ЗПР (задержкой психического развития) и ОНР (общим недоразвитием речи) осваивают задачи подготовительного этапа за 1-2 года. Хотя эти сроки тоже условны.

    Задачи коррекционной помощи на основном этапе - совершенствование всех выше перечисленных сквозных коррекционных задач подготовительного этапа.

    Специальные задачи основного этапа следующие:

  • совершенствование умения ощущать свое тело и управлять им;
  • дальнейшее развитие координации общей и тонкой моторики рук и ног;
  • развитие восприятия музыки и согласованности её с движениями;
  • дальнейшее развитие артикуляционной и мимической подвижности речевого слуха и  речевой моторики;
  • совершенствование речевой и двигательной моторики;
  • развитие речевого и певческого дыхания, дикции,  речевого и певческого голоса;
  • комплексное развитие музыкальных способностей:

      слухового внимания и слуховой памяти, чувства ритма, темпа, формы;

  • дальнейшее развитие музыкального слуха (ладового, динамического, звуковысотного, тембрального);
  • совершенствование коммуникативных умений и навыков, а также формирование свободы  и непосредственности общения;
  • развитие первоначальных навыков музицирования.

         Еще одним из направлений арттерапии является танцевальная терапия. История танцевальной терапии берет свое начало с давних пор. Еще до появления человеческой речи средством общения предков были жесты и мимика,  движения и танец. Язык человеческого тела всегда был эффективным способом самораскрытия, выражения естественных реакций человека, его сокровенных душевных переживаний. С давних пор танец и музыка являются способом выражения чувств и эмоций,  которые нелегко было перевести в слова.

    Танцевальная терапия ведет свое происхождение от далеких ритуальных танцев, создаваемых исполнителями спонтанно по принципу «здесь и сейчас». На протяжении тысячелетий в самых разных культурах использовались ритуальные танцы, сопровождавшие не только торжества по случаю военных побед, но и ритуальные танцы, которые были частью погребального обряда. А после удачной охоты начинались танцы - имитации, где участники изображали себя свирепыми лесными хищниками и птицами, ведьмами и духами.

    В наше время, если танец используется в терапевтических целях, необходимо чтобы чувства и эмоциональное состояние исполнителя выражались в спонтанных, импровизационных  движениях. В таких случаях важно только содержание того, что передается через движения.

    Язык человеческого тела иногда может рассказать о человеке больше, чем его слова. Можно заметить, что любое наше переживание сопровождается напряжением какой-либо группы мышц, тем самым затрудняет свободное выражение эмоций. Есть выражение «остолбенеть от страха» - когда человек не в силах сдвинутъся с места и даже крикнуть. В таких  случаях, воздействуя на зажатые мышцы при помощи различных жестов, движений, поз, можно ослабить мышечное напряжение, тем самым помочь проявлению заторможенных эмоций.

     Постепенное освоение и осознание возможностей своего тела подводят человека к выражению и осознанию своих чувств. Овладение новыми жестами, мимикой, позами, движениями означает и овладение новыми чувствами. Гибкое, расторможенное тело, свободно владеющее разнообразными позами, движениями, жестами, раскрывает свою внутреннюю свободу и готовность к новым чувствам и мыслям.

Когда чувства человека передаются в танце, то они становятся как бы зеркальным отражением его душевного состояния.

      Кроме того движения и танец помогают быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими членами группы, что также дает «эффект снижения эмоционального напряжения». Необходимо подчеркнуть, что в танцевальной терапии нет стилистических  ограничений. Для нее хороши все формы танца, начиная с самых простых, что исполняются в первобытных  племенах, до народных танцев. А также исполнение массовых танцев типа польки, вальса или рок-н-рола. Любой из них может быть средством выражения чувств и эмоционального состояния человека.

Задачи танцевальной терапии включают:

  • изучение собственных чувств;
  • развитие осознание своего тела;
  • создание позитивного образа тела;
  • развитие навыков общения;
  • приобретение опыта работы в группе.

   Педагог группы танцевальной терапии выступает сам как партнёр по танцам, как вдохновитель, создающий  в группе обстановку спокойствия и доверия. После второй мировой войны танцевальная терапия обычно использовалась для работы с людьми, страдающими тяжелыми эмоциональными расстройствами.  А сейчас она используется в общеобразовательных учреждениях, а также в группах, где здоровые люди с её помощью улучшают свое физическое и душевное состояние, дают выход эмоциям и просто получают удовольствие.

   Подводя итог можно сказать, что терапия музыкальным  искусством помогает детям обрести силы, развить устойчивость внимания, восстановить активность, почувствовать себя успешными. Все направления музыкальной деятельности используются не только для того, чтобы доставить ребенку радость и развить его музыкальные способности, но и для того, чтобы защитить его от всего, что мешает благополучно развиваться.

  1. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.

      Детство-Пресс, 2011

  1. Кацер О.В., Коротаева С.А. Музыка. Дети. Здоровье. Игровая методика развития музыкальных способностей детей. 

       Композитор, 2008

  1. Овчинникова Т. Музыка для здоровья.

      СПб. Союз художников, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...