Здоровьесберегающие технологии в детском саду
статья

Попова Евгения Юрьевна

В статье описывается работа, которую мы проводим по здоровьесбережению детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_popova_e.yu_.docx11.05 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое здоровье? – казалось бы, самый верный ответ – это отсутствиеболезней, но на самом деле – здоровье – это наше самое главное богатство нетолько одного человека, но и всего человечества. И при встречах, и прирасставаниях мы желаем друг другу крепкого здоровья, так как здоровье – этозалог полноценной и счастливой жизни. Здоровье людей зависит от несколькихфакторов - это генетика, образ жизни, состояние окружающей среды, питание,качество медицины. Здоровье детей же, как гласит народная поговорка, в рукахвзрослых - не только родителей, но и воспитателей. По словам В.А.Сухомлинского – «Забота о красоте и здоровье – этоважнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнедеятельности детей зависитих духовная жизнь, умственное развитие, красота внешняя и внутренняя». Все дети хотят быть сильными, ловкими, быстрыми, но все этонедостижимо без хорошего, полноценного здоровья. В последнее времянаблюдается резкое ухудшение состояния здоровья с раннего возраста,пониженный иммунитет детей, поэтому в своей работе я использую методыздоровьесбережения в ДОУ. В работе широко применяем методические пособия К.Ю. Белой –«Формирование основ безопасности у дошкольников», «Здоровый образжизни»- конспекты занятий, физические упражнения, подвижные игры, подредакцией Н.И. Соловьевой, И.А. Чаленко, так же «Здоровый образ жизни» -физкультурно – оздоровительная работа в детском саду и дома – Е.Ю. Ароновой,К.А. Хашабовой, «Здоровый образ жизни»- я и мое здоровье – программазанятий, упражнений и дидактические игры – Т.А. Тарасовой, Л.С. Власовой. Очень помогает методическое пособие «Здоровячок» - система оздоровлениядошкольников, под редакцией Т.С. Никаноровой, Е.М. Сергиенко. Начиная с младших групп, работаем над повышением уровнявалеологической культуры, используя нетрадиционные техники оздоровления,здоровьесберегающие технологии, применяем в работе:

1. Игры-занятия познавательного цикла, направленные на привлечениевнимания к своему телу, побуждение интереса к самопознанию, усилениемотивации к изучению себя – «Я - человек», «Малыши - крепыши», «Хорошо - плохо», «Можно - нельзя», «Что умеют наши ручки?», «Моетело» и другие.

2. Физкультурные занятия с целью развития двигательной активности, освоения техники основных движений, укрепления определенной группымышц – согласно программам «От рождения до школы», под ред.Н.Е. Веракса.

 3. Праздники и досуги – «Малыши - крепыши», «В гости к Медвежонку», «По дорожке мы шагаем» и другие.

4. Познавательные и эвристические беседы для создания у дошкольниковправильных представлений о здоровом образе жизни: «Лекарства –друзья и враги», «Овощи и фрукты полезны для здоровья», «Бережем своездоровье», «Мы вырастим - большими», «Зачем нам спорт?», «Здоровье -наше богатство», «Соблюдай чистоту», «Чего боятся микробы».

5. Недели безопасности, недели здоровья.

6. В течение дня с детьми проводим динамические паузы и физминутки, для развития предупреждения утомления, восстановления умственнойработоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которыене участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).

7. Провожу работу по профилактике простудных заболеваний изакаливанию организма – босохождение, ходьба по раздражителям, релаксационные упражнения, различные виды закаливания – солнечные, воздушные ванны, обширное умывание, использование игр на развитиемелкой моторики и другие.

 Очень популярны различные варианты дыхательных упражнений, сатрибутами, по тексту, имеется картотека дыхательных гимнастик. Отдыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая иумственная деятельность, а дыхание попеременно через левую и правуюноздри влияет даже на функции мозга. Дыхательная гимнастика нужна, чтобы эффективнее решать задачи укрепления дыхательной мускулатурыдетей с целью повышения сопротивляемости к различным заболеваниям, атакже выносливости при физических нагрузках. Были изучены разныеметодики проведения дыхательной гимнастики, процесс дыхания и егозначение для детского организма. Известно немало методик дыхательнойгимнастики (по К.П. Бутейко, А.Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.).

 9. Наравне с дыхательными упражнениями, широко используютсязрительные гимнастики – упражнения для глаз, это часть коррекционнойработы с детьми Цель зрительной гимнастики – включить в динамическуюработу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, инаоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основнаянагрузка. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение испособствует предупреждению нарушений зрения и развития глазныхзаболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособностии эффективному усвоению учебного материала. Гимнастику глаз проводятпостоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастныхгруппах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения дляглаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должнапостепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте.

 10. Для сопротивления организма простудным заболеваниям в группепроводим различные виды массажа - самомассаж, массаж биологическиактивных точек, массажи разных частей тела, массажи перед и после сна, такие как – «Снеговик», «Крокодил», «Ручки растираем и разогреваем…», «Рельсы, рельсы…». 11.Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают, дети расслабляютсяпод воздействием спокойной, нежной, классической музыки, известныхкомпозиторов.

12. В зимние периоды проводим в группах ароматерапевтическиемероприятия - ароматерапия фитонцидами лука, чеснока, аромамедальоны.

13. С - Витаминизация – чай с лимоном, витаминизирующий напиток.

14.Прогулки – регулярно, согласно режиму дня.

15. Утренний прием детей на свежем воздухе – в теплое время года.

Для проведения массажей в нашей группе имеются нетрадиционныеоборудования для оздоровительных мероприятий – это схемы и атрибуты длязрительных и дыхательных гимнастик, оборудования для различных видовмассажа – прищепки, игры для развития мелкой моторики, сухой бассейн скрышками, массажные мячи, су - джок терапия, массажные коврики. Имеетсяспециально организованный центр физического развития детей, со всемнеобходимым оборудованием. Для повышения уровня знаний родителей о нетрадиционных техникахоздоровления, для родителей проведен мастер – класс «Неболей - ка», на которомродители ознакомились с положительными качествами данных мероприятий. В приемных размещены консультации, папки – передвижки о здоровье детей, пользе витаминов, проводим беседы, инструктажи о соблюдении правилбезопасного поведения в различных ситуациях. Для повышения самообразования посещаю семинары, вебинары по темам физического развития детей, организую и провожу семинары для педагогов потемам здоровьесбережения, мастер – классы по нетрадиционным техникамоздоровления. В результате такой работы, в нашей группе хорошая посещаемость, низкийуровень заболеваемости, наблюдение положительной динамики оздоровления,дети активные, имеют повышенный уровень обучаемости, в полной степени владеют культурно – гигиеническими навыками, дети владеют знаниями о своемтеле, навыках ухода за ним, дорожат своим здоровьем, понимают важность инеобходимость соблюдения режима дня, культурно – гигиенических навыков,закаливающих процедур, уровень знаний родителей повысился. В дальнейшем мы планируем не останавливаться на достигнутом, а искатьновые формы и методы работы по формированию основ здорового образа жизни,по созданию в детском саду специальных условий, способствоватьпсихическому личностному росту каждого ребенка и тем самым помогать емуадаптироваться к условиям социума, развивать познавательную сферу личностиребенка, формировать взгляды на здоровый образ жизни, использовать весь свойтворческий потенциал для этого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Материал полезен педагогам  на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...

Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:*приобщение детей к физической культуре;*использова...