консультации для родителей на тему: "Культурно-гигиенические навыки у дошкольников младшего возраста"
консультация (младшая группа)

Сталь Наталья Ивановна

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Культурно-гигиенические навыки у детей

                         в возрасте 3-4 лет.    

  В настоящее время значительно возросло количество детей со слабым здоровьем.

 Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

 При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

  В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Учить детей под контролем взрослых, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Формировать умение с помощью взрослых  приводить себя в порядок.

Во время еды учить детей правильно держать ложку.

Обучать  порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого формировать умение снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

 Нужно приучать детей выполнять следующие гигиенические процедуры:

-мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

-принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном;

-полоскать рот после приема пищи (с двух лет);

-пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

-пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);

-пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);

-ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);

-не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);

-мыть ноги перед сном.

 В семье следует создать необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков, постоянное и удобное место для полотенца).

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно! Чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. Культурно-гигиенические навыки способствуют развитию речи. 

            Воспитание культурно-гигиенических

                            навыков и привычек

      Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте дети знали элементарные правила общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной, например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть грязные руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей.

Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает.

Дети должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.

         Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых.              Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию,  

поэтому взрослые должены быть для них образцом.

      Ребенок приобретает гигиенические навыки в первую очередь в семье.

     Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

       Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример.

Культурно-гигиенические навыки,

их значение в развитии ребёнка

В дошкольном возрасте следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причем большое значение этому следует уделять  в семье,  где дети проводят большую часть дня. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Ребенка нужно научить содержать в чистоте свое тело, помещение и вещи, которыми он пользуется в повседневной жизни. Он должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.

При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих.

Определенное внимание следует уделить воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, связанных с едой. Напоминайте ребенку, что за столом сидят прямо, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону. Пищу берут ложкой или вилкой, понемногу.

Необходимо добиваться того, чтобы дошкольники выполняли все гигиенические нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. В доступной форме следует разъяснять детям значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья.

Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама  покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается.

Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Учим умываться

  • Завернуть рукава одежды ребенка.
  • Проверить температуру воды.
  • Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!" и т. п.
  • Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
  • Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
  • Еще раз обмыть водой руки ребенка.
  • Закрыть воду.
  • Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
  • Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
  • Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

Учим пользоваться полотенцем

  • Снять полотенце с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
  • Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
  • Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!"

Учим пользоваться носовым платком

  • Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
  • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
  • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
  • Обращать внимание на чистоту носового платка.

Учим пользоваться расческой

  • Знать свою расческу и место, где она лежит.
  • Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
  • Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
  • Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").
  • Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
  • Исключить возможность пользования чужой расческой.

Учим пользоваться зеркалом

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
  • Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
  • Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.     

                  Учим пользоваться расчёской.

  •  Знать свою расчёску и место, где она лежит. Показать функциональное назначение расчёски и формировать навык её использования. Учить спокойно относиться к процедуре причёсывания, повторять её по мере надобности. Позволять ребёнку проявлять самостоятельность, исходя из его желания («Я сам!»). Переносить навык использования расчёски в игровую ситуацию (с куклой, повторяя знакомое действие в сюжетно-ролевой игре). Исключить возможность пользования чужой расчёской.

                                   Учим пользоваться носовым платком.

  •  Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры. Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению. Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки и т. д. Самостоятельно доставать платок из кармана и вытирать самому нос (в случае необходимости обращаться за помощью). Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.

                        Ребёнок за столом.

  •  Приучать детей правильно сидеть за столом, аккуратно есть, тщательно и бесшумно пережевывать пищу; уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой; учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, суп, салат, запеканка).
  • Навыки культуры еды включают умение:
  • 1. Держать ложку
  • 2. Не крошить хлеб
  • 3. Не разговаривать за столом; не крутиться, не играть
  • 4. Благодарить
  • 5. Пользоваться салфеткой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников младшего возраста.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Консультация для родителей на тему "Культурно-гигиенические навыки"

Информация для родителей малышей, о том какими элементарными навыками должен обладать ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет....

Консультация для родителей "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"

Консультация знакомит родителей с возможными способами востпитания у детей привычки к гигене....

Консультация для родителей на тему: "Формирование коммуникативных навыков у дошкольников"

В консультации содержится описание формирования коммуникативных навыков и примеры игр....

консультация для родителей на тему "Культурно-гигиенические навыки детей раннего возраста"

Что такое культурно-гигиенические навыки?Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и...

Консультации для родителей на тему "Культурно-гигиенические навыки в старшей группе"

Консультация для родителей«Культурно-гигиенические навыки в старшей группе».      Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте...