Картотека игр и пальчиковой гимнастики по криотерапии
картотека

Климова Мария Сергеевна

При использовании криотерапии как здоровьесберегающей технологии, в своей работе я пользуюсь картотекой. ЕЕ я подбирала с учетом возраста и потребностей дошкольников. В ней представлены игры со льдом, опыты со льдом, пальчиковая гимнастика с массажем, игры с тактильными игрушками (в основном Су-джок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_krioterapiya.docx194.49 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР СО ЛЬДОМ

Игра «Бассейн»

Цель: развитие пространственной ориентировки.

Оборудование: предварительно подготовленные кубики льда, маленькие игрушки, глубокая миска.

Ход игры: лед высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течение 5-8 секунд. И достает спрятанные игрушки. Криоконтраст проводят три раза.

Игра «Разморозь игрушку»

Цель: активировать сократительные способности мелких мышц кисти руки.

Оборудование: шарики льда, в которых заморожены маленькие игрушки.

Ход игры: ребенок в ладошке размораживает ледяной шарик, чтобы достать свой клад. Одновременно можно воспроизводить какой-либо стихотворный текст. Например: «Льдинку сильно сжимаю, и ладошку поменяю» и т.д.

Игра «Выложи по контуру»

Цель: развитие зрительного восприятия, формирование целостного образа предмета.

Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда, контурный рисунок, прозрачный файл.

Ход игры:  ребенку предлагают выложить кубики льда по контуру предмета. Закрепление формы и цвета.

Игра «Найди домик»

Цель: закреплять умение соотносить предметы по форме.

Оборудование: предварительно подготовленные разноцветные ледяные фигурки, картонные домики в соответствии с цветом льдинок.

Ход игры:  каждому ребенку предлагают найти для каждого цвета свой домик.

Игра «Стройка»

Цель: развивать конструктивные способности.

Оборудование: предварительно подготовленные кубики льда.

Ход игры:  ребенку предлагается построить постройку из кубиков льда, в зависимости от цели занятия.

Игра «Ледяной карандаш»

Цель:  развитие воображения, изобразительной деятельности.

Оборудование:  предварительно подготовленные цветные кубики льда, картон или плотная бумага.

Ход игры:  ребенку предлагается нарисовать рисунок на заданную тему, или раскрасить готовую картинку цветным льдом.

Игра «Найди одинаковые по цвету»

Цель: развитие цветовосприятия.

Оборудование:  предварительно подготовленные цветные кубики льда.

Ход игры:  ребенку необходимо выбрать все льдинки одинакового цвета. «Найди все красные» или «Найди такой же, как у меня»

Игра «Укрась замок»

Цель: развитие изображения, изобразительной деятельности.

Оборудование: предварительно подготовленная ледяная пластина, краски.

 Ход игры: ребенок рисует пальчиками на «ледяном замке» по заданию педагога или по своему замыслу.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ

СО ЛЬДОМ

ОПЫТ № 1

Тема «Превращение льда в воду»

Цель: привлечь детей к познанию нового, неизвестного. Учить детей с помощью наблюдений и опытов подводить к выводам. Расширить знания детей о свойствах льда (при нагревании лед превращается в воду). Развивать наблюдательность, любознательность, внимательность. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, желание заниматься исследовательской деятельностью.

Материал: лед, мисочки.

Ход опыта: воспитатель проводит беседу о воде и ее состояниях: жидкое, твердое, газообразное. «Возьмем формочку со льдом, достаем из него лед». Дать детям подержать в ладонях ледяные кусочки. «Какой он на ощупь?» - холодный, скользкий. Спросить у детей, что образовалось на ладошках после того, как подержали лед? Почему образовалась вода? Собрать лед в мисочке и показать, что когда тает лед, образуется вода.

Вывод:  от тепла лед тает.

ОПЫТ № 2

Тема «Лед и его форма»

Цель: сделать условия для проведения опыта. Учить детей с помощью наблюдений и опытов подводить к выводам. Углубить знания детей о некоторых свойствах воды: при замерзании она превращается в лед. Объяснить детям: форма посуды определяет форму льда. Закрепить знания детей о неодушевленной природе. Воспитывать желание заниматься исследовательской деятельностью, культурой поведения.

Материал: формочки посуды, разные по размеру.

Ход опыта: опыт проводится в 2 этапа. Напомним детям, что вода – это жидкость, а при замерзании превращается в лед. Возьмем две посуды и нальем туда воду (посуда разная по форме), при переливании закрепляем, что вода льется (воспитатель заносит формочки со льдом в холодильник). После прогулки рассматривают формочки со льдом. Вода при замерзании превратилась в лед. Форму опустим в горячую воду. Перевернем форму и получим лед такой формы, как посуда.

Вывод:  форма посуды определяет форму льда.

ОПЫТ № 3

Тема «Лед. Образование разноцветных льдинок»

Цель: учить детей с помощью наблюдений и опытов подводить к выводам. Продолжать знакомить детей со свойствами воды: под влиянием низких температур она превращается в лед, цвет воды определяет цвет льда. Закрепить знания детей о неодушевленной природе. Упражнять в практическом и умственном экспериментировании. Воспитывать желание заниматься исследовательской деятельностью.

Материал: посуда, краски, вода, трубочки, детские молоточки.

Ход опыта: опыт проводится в 2 этапа: на занятии и после прогулки. Возьмем две посуды и нальем туда воды (дать возможность переливать воду из одного стакана в другой – это жидкость), добавим в одну посуду красной краски, в другую – зеленой, размешаем. Разольем в формочки и поставим замерзать. Зачем мы это делаем?

        2 этап: вода при замерзании превратилась в лед. В формочках образовался разноцветный лед. Почему? Измельчим лед и у нас получаться разноцветные льдинки.

Вывод:  цвет льда зависит от цвета воды, лед разбивается.

ОПЫТ № 4

Тема «Лед – твердый и скользкий»

Цель: учить детей с помощью наблюдений и опытов подводить к выводам. Продолжать знакомить детей со свойствами воды: это жидкость, но под влиянием низких температур она превращается в лед, он холодный, скользкий. Развивать любознательность, самостоятельность, самообладание. Воспитывать желание заниматься исследовательской деятельностью.

Материал: формочки со льдом, тарелочки, салфетки.

Ход опыта: Утром: предложить детям поскользить по ледяным дорожкам. Рассказать, что вода от мороза замерзает и образуется лед. В группе детям раздать кубики льда, замороженные с вечера в формочках. Воспитатель окунает формочки со льдом в горячую воду и высыпает лед на тарелочки. Почему лед легко вынул из формочки? Дети берут лед и определяют, что лед холодный, жесткий. От теплых рук он становится скользким, начинает таять и превращаться в воду. Почему тает лед в руках?

Вывод:  лед – это твердое состояние воды. Лед – холодный, твердый, скользкий.

ОПЫТ № 5

Тема «Газированный лед»

Цель: учить детей с помощью наблюдений и опытов подводить к выводам. Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Материал: поддон для кубиков льда, уксус, пищевой краситель и пищевая сода.

Ход опыта: красочный, интерактивный и захватывающий эксперимент – это отличный способ побудить дошкольников узнать больше о науке, чувствуя, что они играют в игру.

        Предварительно необходимо заморозить кубики льда в лотке, затем смешать несколько небольших емкостей с уксусом и пищевым красителем, чтобы осталось несколько жидкостей разного цвета. Поместите замороженный лед в емкость, посыпьте его пищевой содой, добавьте еще льда и повторяйте, пока не получится холмик, покрытый пищевой содой. Пришло время начать эксперимент. Аккуратно налейте на лед несколько капель цветного уксуса и наблюдайте за появлением шипения. Поэкспериментируйте с разными цветами. Обсудите с детьми, что происходит.

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

«Шарик»

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Игровой самомассаж.

Ручки растираем

Их разогреваем

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперёд потянем,

Тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем за щёчки.

Раз-два-три-четыре-пять –

Мы здоровые опять!

Пальчиковая игра «Пальчики - мальчики»

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

 Вышли пальцы погулять,

 Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

 Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

 Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

 Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

 А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Пальчиковая игра «Ёжик»

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик — прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

Тема «Фрукты».

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.

(массаж пальчиков кольцом начиная с большого)

Картотека

«Пальчиковые игры с массажным

мячиком и колечком»

Массаж Су – Джок шарами.

/дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Массаж пальцев эластичным кольцом.

 /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Пальчиковая игра «Ёжик»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи (дети катают Су- Джок между ладонями).

«Волшебный шарик»

Этот шарик непростой, /любуемся шариком на левой ладошке/

Он колючий, вот такой  /накрываем правой ладонью/

Будем шариком играть /катаем шарик горизонтально/

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем /катаем шарик вертикально/

Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем  /катаем шарик горизонтально/

Катаем, катаем, катаем /катаем шарик вертикально/

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем,

Сильней на шарик нажимаем /катаем шарик в центре ладошки/

Пальчиковая игра «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят: (дети катают Су- Джок между ладоней)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок (поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать (дети катают Су - Джок между ладоней)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игровых упражнений "Пальчиковая гимнастика

Известно, что всем детям нравятся  пальчиковые игры. Но, кроме того, что он забавляют малыша, они помогают взрослым развивать у него мелкую моторику и  координацию движений,  активизиро...

Методическая разработка: "Картотека физкульминуток и пальчиковой гимнастики экологического содержания"

В картотеке представлены упражнения для развития мелкой моторики рук, речевого интонационно-ритмического слуха, способствующие развитию ребенка....

Картотека физминуток и пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Картотека физминуток и пальчиковой гимнастики по лексическим темам...

Картотека.Младшая группа. Пальчиковая гимнастика.

Картотека.Младшая группа. Пальчиковая гимнастика....

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...