"Разные мы -разные темпераменты"
консультация (подготовительная группа)

Чикир Наталья Ивановна

Дети отличаются друг от друга уже с момента рождения по темпераменту. Часто педагоги и родители, не зная об этих особенностях, беспокоятся, а нет ли в поведение ребенка каких-либо нарушений?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskaya_gostinnaya_2.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

Родительская гостиная для родителей средней группы на тему

«Разные мы –разные темпераменты»  

                                                          Провела

Воспитатель Чикир Н.И.

Педагог-психолог Ильина М. А.

Химки 2018 год

    Дети отличаются друг от друга уже с момента рождения по темпераменту. Часто педагоги и родители, не зная об этих особенностях, беспокоятся, а нет ли в поведение ребенка каких-либо нарушений?

    Темперамент – это совокупность свойств психики, одинаково проявляющихся в разнообразной деятельности личности, оставаясь постоянными в течение жизни.

    Свойства темперамента – это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Они определяют динамику различной деятельности человека – игровой, учебной, трудовой, а также отдыха. Необходимо помнить, что свойства темперамента врожденные и начинают проявляться с первых месяцев жизни малыша и почти не меняются в последующие возрастные периоды. Они характеризует такие особенности человека как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. Чаще всего ведущий тип темперамента у детей можно выделить после окончания кризиса трех лет, когда ребенок научается себя контролировать и более-менее понятно выражать свои эмоции.

    Для того чтобы определить темперамент ребенка, проведите несложный тест:

    Начертите на листе бумаги горизонтальную ось и напишите у левого ее конца «замкнутость», а у правого- «общительность», поставьте в центре нулевую точку и отметьте на этой оси место, которое ребенок, по вашему мнению, на ней занимает (с учетом того, что у левого конца оси находятся действительно замкнутые дети, а у правого – очень открытые и общительные, а центр – это норма). Оценивайте ребенка не на данный момент, а в целом, с момента его рождения. Теперь через нулевую точку горизонтальной оси проведите вертикальную ось. У верхнего края напишите “нестабильные”, а у нижнего – “эмоционально стабильные”. В самом низу оси находятся спокойные, уравновешенные, эмоционально устойчивые дети. У верхнего конца вертикальной прямой – дети повышенном нервозные, с неустойчивыми эмоциями, бурно проявляющие свои чувства, не умеющие себя сдерживать. Найдите на вертикальной оси точку, которая соответствует душевному состоянию вашего ребенка. Проведите перпендикуляры от точек на осях до их пересечения.

  • Попадание в левый верхний сектор означает меланхолический темперамент.
  • Попадание в правый верхний сектор – холерический темперамент.
  • Попадание в нижний левый сектор – флегматический темперамент.
  • Попадание в правый нижний сектор – сангвинический темперамент.

                                                                                       

   Нестабильность

                                                       

Эмоциональная стабильность

Диагностика темперамента обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста

    Инструкция: прочитайте следующие утверждения и отметить плюсами те из них, которые особенно подходят к характеристике данного ребенка.

    1. Любит шум и суету вокруг себя.
   2. Очень нуждается в близких, которые могли бы поддержать, утешить.
   3. Нередко раздражен чем-то, возбужден, беспокоен.
   4. Быстрых ответов на любые вопросы от него не жди.
   5. Любит работу, которую надо делать быстро.
   6. Дети считают его веселым.
   7. У него часто меняется настроение.
   8. Чаще молчит в обществе детей.
   9. Стесняется заговаривать первым с новыми людьми.
   10. Не любит шумных игр, предпочитает уединение.
   11. Умеет долго играть или выполнять задание, не отвлекаясь.
   12. Не прочь похвастать, приукрасить события.
   13. Часто не может усидеть на месте.
   14. Его легко огорчить.
   15. Дольше других сохраняет работоспособность, не устает.
   16. Легко переключается с одного поручения на другое.
   17. Нетерпелив и несобран, особенно плохо переносит ожидание.
   18. Предпочитает кропотливую работу, не требующую быстрых реакций.
   19. Быстро устает, отключается, перестает слушать.
   20. Верит в себя, легко переносит неудачи.


Утверждения, характеризующие сангвиника — 1, 6, 12, 16, 20;
холерика — 3, 5, 7, 13, 17;
меланхолика — 2, 9, 10, 14, 19;
флегматика — 4, 8, 11, 15, 18.

 

  Давайте коротко познакомимся с признаками, характеристиками для детей разных темпераментов.

Сангвиник

   Ребенок оптимист, заводила, выдумщик, фантазер. Легко находит контакт с людьми, отличается веселым нравом, легко дает обещания и легко о них забывает. Такой ребенок очень подвижен. Отличается повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. В новой обстановке он не чувствует скованности. Слезы у сангвиника появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного занятия на другое. Родителей и педагогов беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность. Засыпает легко и быстро, так же и просыпается, встает рано. Легко адаптируется к новой обстановке, не чувствует скованности. В играх любит лазать, ползать, бегать. Быть «непостоянным» - не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и нежадны. Ребенок – сангвиник весел, жизнерадостен, ловок  и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента. Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора и т.д.

Советы по взаимодействию с ребенком сангвиником

    1. Стремитесь воспитывать устойчивые привязанности и интересы. Учите внимательно относиться к ровесникам, играть с ними, разговаривать, дружить.

    2. Учите упорству, терпению, умению доводить начатое дело до конца. Обратите внимание ребенка на качество выполнению работы, например, не разрешайте приниматься за другой рисунок, пока не закончен первый.

    3. Не ругайте за несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность. Собранность и аккуратность формируются у сангвиника с большим трудом. Воспитывайте эти черты примером, занимайтесь с ребёнком и чаще хвалите его: "Как ты аккуратно провёл тонкие линии кисточкой", "Давай-ка, мы тобой вместе сложим кубики в коробку, пусть спокойно спят", "Поиграл, машинам пора в гараж, а нам гулять".

    4. Хвалите заслуженно, так как сангвиник имеет место склонность к зазнайству.

    5. Для развития устойчивости внимания собирайте с малышом пазлы, читайте книги.

    6. Нужен постоянный, доброжелательный контроль, напоминания, подсказки.

Игры для детей сангвиников

    Подойдут любые нескучные игры, познавательные фильмы, головоломки, разрывание бумаги и игры с ней; хороводы; игры с водой, песком; игры с подушками; «Лягушки»

Игра «Лягушки»

    Цель: Развитие умения подчиняться словесной инструкции, формирование чувства ритма, развитие координации движений, снятие излишней двигательной активности, сплочение группы.

    Содержание:

    Все дети сидят на маленьких подушечках-думочках.

    Затем они начинают передвигаться на этих подушках по ковру и приговаривают все вместе:

                    Две лягушечки с утра

                    Съесть хотели комара.

    Далее взрослый говорит:

                    Комары все улетели,

                    И лягушки их не съели.

    Дети встают с подушек и все вместе пляшут, взявшись за руки и припевая:

                    Тара-ра, тара-ра,

                    Веселиться всем пора.

Игра «Самолет летит по небу»

    Цель: Развитие воображения, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию.

    Содержание:

    Дети стоят в кругу. Взрослый говорит:

                    Самолет летит по небу,

                    В самолете я лечу.

    Дети изображают руками крылья самолета, гудят.

    Взрослый говорит:

                    На машине я поеду,

                    Если только захочу.

    Дети изображают, как они едут в машине, держатся за руль, рычат, подражая звуку мотора.

    Взрослый выполняет движения вместе с детьми.

Игра «Солнечный зайчик»

    Цель: стабилизация эмоционального состояния.

    Подготовка: поговорить с детьми о ласковом солнышке, о непоседливом и веселом солнечном зайчике, при возможности - поиграть с настоящим солнечным зайчиком.

    Содержание: ведущий произносит: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками: на лбу, на носу, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Он забрался за шиворот - погладь его и там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним». 

Игра «Зайки и слоники»

    Цель: возможность почувствовать себя сильным и смелым, повышение самооценки.

    Содержание: ведущий произносит слова: «Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы будем зайками-трусишками. Скажите, что делает заяц, когда чувствует опасность? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает ушки, весь сжимается старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки трясутся….». Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?». Дети разбегаются по группе, прячутся. «А что если видят волка?». Взрослый

играет с детьми. «А теперь мы будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его?». Они дружат с ним и, когда его видят, продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят, тигра…». Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашных слонов.

    Рекомендации: по окончании упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше всего понравилось быть и почему.

Меланхолик

    В его поведении много непонятного, но оно вытекает из его богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей. Пугается чужых людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «Маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кроватке любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания. Родители должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. У ребенка должен быть в семье человек (родителей, бабушка, дедушка или домашнее животное), которому он мог бы довериться полностью, получать от него тепло и внимание. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры.

Советы по взаимодействию с ребенком меланхоликом

    1. Помните о том, что ребёнок меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с ним поласковее и помягче, чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и пр.  Поддерживайте и одобряйте.

    2. У маленького меланхолика обязательно должен быть в семье человек (мама или папа, бабушка или дедушка, сестра или брат), наконец, домашнее животное, которому бы он мог довериться полностью, получать от него тепло и внимание.

    4. При взаимодействии с меланхоликом важен щадящий режим и принцип постепенности. Пока малыш маленький, сузьте круг знакомств и сильных раздражителей, которыми являются незнакомые взрослые, большое количество игрушек, резкий и громкий шум. Ребенок не переносит сильных раздражителей! Постепенно приучайте ребенка активно действовать с новой игрушкой; спокойно реагировать на источник шума, и не бояться его; спокойно, без тревоги наблюдать за появлением нового человека, отвечать на приветливые слова.

    5. Никогда не делайте своему ребёнку замечания на людях  это провоцирует развитие серьёзных комплексов. Не требуйте, а просите.

    6. Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов - не перегружайте его развивающими заданиями, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы. Помните о том, что даже игры утомляют его и могут довести до стресса.

    7. Стрессовой для ребёнка меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.

    8. Не пугайте и не запугивайте своего ребёнка. Ребёнку меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.

Игры для детей меланхоликов

    Подойдет - игра с лентами под медленную спокойную музыку; конструкторы; настольные игры; игра с большим мячом; игры с водой; экспериментирование с красками;

Игра «Ищу друга»

    Цель: Обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».

    Содержание: 

    Для проведения игры необходимо иметь набор игрушек, среди которых должно быть 2—3 зайчика, 2—3 мишки, 2—3 рыбки и т. д. Каждому ребенку выдается игрушка.

    Взрослый говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки одного-двух друзей. На первом этапе взрослый показывает детям все игрушки, заостряя их внимание на том, что в наборе не один зайчик, а два или три, не один мишка, а два или три.

    Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают своей зверюшке друга. Когда друг (пара) будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. Игрушки можно поставить на пол перед собой и танцевать вокруг них.

Игра «Мой хороший медвежонок»

    Цель: Развитие эмпатии детей, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара детей.

    Содержание:

     Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к другу. Взрослый бросает кому-либо из них плюшевого медведя (или другую мягкую игрушку). Ребенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) ее другому ребенку.

    Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как дети с трудом находят ласковое имя для медведя, не умеют передавать игрушку кому-либо из играющих. Но затем, по мере освоения этих операций, темп игры, как правило, ускоряется.

    Примечание: Для более старших детей, которые уже умеют говорить, можно использовать стихотворное  

                    Мой хороший медвежонок,

                    Мне его скорее дай.

                    Он красивый, он хороший

                    И еще...  (ребенок добавляет свое ласковое слово, например: Он добрый очень).

Холерик

    Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других.  Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведение многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком.  Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком –холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмичные танцы. Такому ребенку нужно больше жизненного пространства, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствия творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!

    Советы по взаимодействию с ребенком холериком

    1. Поддерживайте и направляйте энергию ребенка на полезные дела.

    2. Не запрещайте ребёнку быть активным. Играйте с ним в живые, состязательные, подвижные игры. Энергия, которая дана холерику природой, должна быть использована.

    3. Предложите малышу спортивные упражнения – плавание, прыжки на батуте, ритмичные танцы, рок-н-ролл, катание на велосипеде, роликовых коньках  это занятия для маленького холерика. Ребенку необходимо большое жизненное пространство.

    4. Исключите из обстановки то, что перевозбуждает нервную систему ребёнка, особенно вечером, ближе ко сну.

    5. Контролировать слишком бурные проявления холериков помогают спокойные игры, интересное хобби. Используйте настольные игры  лото, конструирование, выпиливание, оригами, вышивание, рисование.

    6. Малыша – холерика трудно остановить, увести, успокоить, уложить спать. Крики, угрозы, шлепки, дёргания за руку – недопустимы вообще, а к маленькому холерику тем более. Они только усилят напряжение и возбуждение ребёнка. Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойное, строгое, тактичное требование.

Игры для детей холериков

    Подойдут подвижные игры, конструирование, рисование, ручной труд, релаксационные игры, физ.минутки, ритмичные танцы, игры с кеглями;

Игра «Колокольчик»

    Цель: Развитие координации движений, умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции.

    Содержание:

     Все дети сидят в кругу на стульчиках. Стулья должны стоять как можно плотнее друг к другу. Один из детей встает в центр круга — он водящий. Дети, сидящие в кругу, передают друг другу колокольчик (он дол жен быть со звонким, отчетливым звуком). Задача водящего — дотронуться до того ребенка, у которого в руках колокольчик. Как только ему это удастся, он садится на стул, а место водящего занимает тот, кого «поймали» с колокольчиком в руках.

Игра «Покажи нос»

    Цель: Развитие слухового внимания, обучение детей ориентации на своем теле.

    Содержание:    

    Все играющие стоят напротив взрослого, который говорит им:

                    Раз, два, три, четыре, пять,

                    Начинаем мы играть.

                    Вы смотрите, не зевайте

                    И за мной все повторяйте,

                    Что я вам сейчас скажу

                     И при этом покажу.

    Далее взрослый называет вслух (можно вместе с детьми и одновременно показывает на себе) какую-либо часть лица, тела:

    «Уши-уши» — все показывают уши. «Глазки-глазки» — все показывают глазки. «Ручки-ручки» — все показывают ручки и т. д.

    Примечание: Когда дети привыкнут к этой инструкции, взрослый  может усложнить игру: он специально путает детей — называет одну часть тела или лица, а показывает другую. Дети должны заметить это и не повторить неверное движение. Взрослый может помогать им, изменяя интонацию, хитро улыбаясь, тем самым заостряя внимание на каком-либо движении.

Флегматик

    Медлительный молчун, полненький, спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, нешумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много и в еде неразборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, в садике играет своей игрушкой. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявлять быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать решения затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием вспоминает уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в ролевые игры. Схватывает и запоминает новые правила, информацию медленно, но надолго, редко ошибается.

    Родителей беспокоит скудный эмоциональный мир ребенка, некоторое безразличие и способность сопереживать. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. Старайтесь не слишком рано отправлять спать на ночь, не давайте пересыпать днем, утром будите настойчивее. Закаляйте, поторапливайте во время еды, не давайте много сладкого. В игре не предоставляйте самому себе, тормошите, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будут действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодуший, завоеванию любви.

Советы по взаимодействию с ребенком флегматиком

    1. Помните о том, что такой малыш не может работать в условиях дефицита времени. Такой сильный раздражитель, как крик  затормаживает ребенка и вместо того, чтобы поторопиться, ребенок замирает.

    2. Учите ребёнка рационально распределять время. Если ребенок приступил к выполнению задания, не оставляйте его одного, побудьте рядом, иначе период раскачки и начала дела может растянуться. Флегматику трудно приступить к делу и трудно его закончить.

    3. Важно развивать интерес к движениям, играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет любые правила игры. При этом важно помнить, что развивать подвижность и активность надо постепенно, учитывая возможности малыша, наращивать темп, не торопясь.

    4. Пытайтесь развивать любознательность ребёнка: читайте с ним интересные познавательные книги, посещайте выставки, музеи, обсуждайте полученную информацию.

    5. Чтобы ровность и спокойствие, свойственные флегматикам, не превратились в безразличие и неспособность сопереживать, развивайте творческое воображение, фантазию ребенка, занимайтесь музыкой, вышиванием, лепкой и рисованием.

    6. Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности. Призовите на помощь песочные часы, будильник – ребенок будет учиться заканчивать дело до звонка, следить за темпом выполнения задания.

    7. Учите полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то, радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать коммуникабельность.

Игры для детей флегматиков

    Подойдет  лепка, рисование, ролевые игры, моделирующие ситуации; игры-эксперименты; пазлы; телесно- ориентированные игры и упражнения.

Игра «Помоги Тане»

    Цель: Воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.

    Содержание:

    Взрослый говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. Для более старших детей каждую игрушку можно разделить не на две, а уже на три-четыре части.

    Полученные детали раздают детям — каждому ребенку по одной — и просят их помочь Тане починить ее игрушки.

    Задача малышей — найти отдельные части игрушки и соединить их.

    С совсем маленькими детьми или «особыми» деть ми на первых порах можно играть в эту игру вдвоем: ребенок и взрослый.

Игра «Добрый бегемотик»

    Цель: Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.

    Содержание:

    Дети встают в шеренгу. Взрослый говорит, что все вместе они — маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впередистоящего.

    Взрослый просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке...

    Затем взрослый просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу-малу», ко всеобщему удовольствию всех участников.

Список литературы:

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов на Дону, 1999.

2. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия Развития, Академия Холдинг, 2001 г.

3. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

4. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 2002.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

6. И. А. Пазухина, Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Пособие для практических работников детских садов, Санкт – Петербург, «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Разный темперамент - разные дети"

Индивидуальные особенности детей.Разный темперамент - разная эмоциональность.Холерик.Сангвиник.Флегматик.Меланхолик.Как вести себя родилелям....

Консультация " Разный темперамент - разная эмоциональность".

Темперамент (от лат. temperamen-turri) — надлежащее соотношение ча­стей, соразмерность. Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуаль...

Разный темперамент – разная эмоциональность

Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденны, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоци...