Стопотерапия
методическая разработка (старшая группа)

Шестакова Наталья Николаевна

Методические рекомендации по использованию технологии стопотерапии в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stopoterapiya.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня в современной системе образования большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и укрепить здоровье детей.

Стопотерапия – это одна из современных здоровьесберегающих технологий сохранения и укрепления здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия. Плоскостопие – это одно из самых распространённых заболеваний двигательного аппарата у детей (деформация стопы с уплощением её продольного свода, что в свою очередь приводит к образованию плоской подошвы).  Проблема плоскостопия у детей всегда была насущной и актуальной.  

Работая в детском саду, мы часто сталкиваемся с проблемой плоскостопия у детей. Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, жалуются не только на боли в ногах и спине, но и на головные боли. У таких детей наблюдаются задержка развития двигательных умений и навыков, снижающих уровень физического развития и здоровья ребенка. Не следует считать плоскостопие несерьезным заболеванием. Нарушение стопы не только способствует ухудшению осанки ребенка, а может привести к серьёзным заболеваниям (артриту, остеохондрозу). Именно поэтому профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста так важна  в период роста и развития опорно-двигательной системы детского организма.

Авторы методик этой технологии, такие как Моргунова О.Н.  и Красикова И.С., Шарманова  С.Б. и Федорова А.И.,   разработали рекомендации по использованию средств физического воспитания в целях профилактики плоскостопия и специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.

Методы и формы организации работы с детьми по технологии стопотерапии:

•        Массаж и самомассаж стоп;

•        Игры,  упражнения и гимнастика для стоп;

•        Водные профилактические процедуры;

•        Босохождение /игры, упражнения, разные виды деятельности на улице,

желательно на природе, и в помещении на физкультурных занятиях, утренней зарядке и др.

  • Ортопедическая обувь, корригирующие стельки, супинаторы.

Одним из перечисленных видов стопотерапии является массаж и самомассаж. Массаж и самомассаж стоп заключается в активном воздействии на мышцы, суставы и связочный аппарат стопы, активные точки подошвы, кожные покровы. Массаж определённых участков и точек на подошвах ступней обеспечивает благоприятный доступ жизненной энергии в любой участок тела. Такой массаж можно обеспечить путём хождения по дорожкам - массажёрам или так называемым «дорожкам здоровья».

Эти дорожки представляют собой коврики разной длины и ширины, плоские с различными следами и со специальным покрытием /игольчатым, ребристым, с жёстким ворсом и т.д./, а также коврики с различными предметами. К дорожкам здоровья так же относятся дорожки с мягким набивным материалом /вата, поролон, синтепон/. Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей большой интерес и радостные эмоции. Не прилагая особых усилий, ребёнок в непринуждённой, свободной форме выполняет самомассаж стоп, получая приятные ощущения, удовольствие, а его организм наполняется энергией, здоровьем.

Отсутствие побочных нежелательных эффектов делает возможным применение массажных методов без ограничений.  Такой  массаж стоп можно проводить  ежедневно или через день. В результате происходит укрепление стопы в целом, увеличивается свод, развивается сила мышц и решается одна из важных оздоровительных  задач  - профилактика и коррекция плоскостопия.

Закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки стопы, и является прекрасным средством профилактики плоскостопия  и укрепления здоровья. С целью закаливания стоп и укрепления здоровья,  на занятиях, проводимых в помещении, дети занимаются босиком. Методика профилактики плоскостопия в бассейне  заключается в выполнении специальных  упражнений, плавании брасом, плавании в ластах для укрепления мышц стоп. Преимуществом профилактики плоскостопия на воде являются более интенсивная форма тренировок по сравнению с тренировкой на суше, происходит дополнительное развитие органов дыхания, имеет место тонизирующее действие  холодной и теплой воды в бассейне.

Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания — гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Гигиенические факторы - это гигиена обуви и правильный её подбор.

Природно-оздоровительные факторы -  это хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам), которое  также способствует профилактике функциональной недостаточности стоп. В летнее время, в тёплую и  сухую погоду, во время прогулки,  дети ходят босиком по траве, по асфальту,  по песку, по тропе здоровья.

 При босохождении увеличивается интенсивность деятельности практически всех мышц организма,   стимулируется кровообращение. Хождение босиком не только является хорошей профилактикой плоскостопия, но и повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, повышает иммунитет.

С целью профилактики плоскостопия мы проводим в детском саду специальную гимнастику для стоп. Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов; ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы и т. д., которые используются нами  для профилактики плоскостопия во время утренней гимнастики, физкультурных занятий или после сна,  во время закаливающих мероприятий.

Для укрепления мышц стопы и голени мы также используем  различные тренажёры: ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, мячи, полусферы, валики,  гимнастические палки, гимнастические маты.

Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы. формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке

1. Массажные стельки

Игровое упражнение

«Поймай мячик»

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.

Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков

(поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

Игровое упражнение

«Сложи фигуру»

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.

Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

Игровое упражнение

«Новогодняя ёлочка»

Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.

Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

Игровое упражнение

«Башенка»

Оборудование: кубики.

Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку

Игровое упражнение

«Уберём игрушки»

Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»

Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

Игровое упражнение

«Рисуем подарок другу»

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.

Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Игровое упражнение

«Сварим суп из макарон»

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.

Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное мест

Игровое упражнение

«Стирка»

Оборудование: платочки (салфетки). На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Упражнение

«Поймай крышку пальчиками ног»

Оборудование: крышки от фломастеров, пластиковых бутылок, баночки.

Выполнение: собрать пальчиками ног крышки, без помощи рук.

Ходьба по ребристым дорожкам и шипованным коврикам

Оборудование: массажные коврики.

Цель: профилактика плоскостопия.

Ходьба по мешочкам,

наполненных горохом, крупой.

Катание стопой гимнастической палки, тюбиков из-под клея, фломастеров.

Упражнение

"Загрузи машину"

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Игровое упражнение

«Снежки»

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка,

Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

Существует комплекс простых, но чрезвычайно полезных упражнений, которые помогут избежать плоскостопия, если их регулярно выполнять.

Комплекс начинается с положения, сидя на стуле. В этом положении выполняются следующие элементы:

  • сгибание и разгибание пальцев ног
  • поочерёдное отрывание от пола пяток и носков
  • круговые движения стопами
  • натягивание носков в направление к себе и от себя
  • максимально возможное разведение пяток в стороны без отрыва носков от пола

Все эти упражнения необходимо выполнять каждый день. Именно поэтому я включаю их в курс утренней гимнастики, «физкультминутку», физкультурные занятия, разминку после дневного сна, подвижные игры и индивидуальную работу

Комплекс упражнений

по профилактике плоскостопия

  1. «Перекаты с пятки на носок». И. П. Сидя на стуле, руки на поясе. Выполнять перекаты с пятки на носок. Повторить 10 раз.
  2. «Развести пятки в стороны». И. П. Сидя на стуле, стопы на полу, руки на поясе. Развести пятки в стороны, вернуться в И. П. Повторить 5-6 раз.
  3. «Стопы на внешнее ребро». И. П. Сидя на стуле, стопы вместе, руки на наружной стороне коленей. Поставит стопы на внешнее ребро, руками оказывать незначительное сопротивление. Повторить 5-6 раз.
  4. «Сгребать песок». И. П. сидя на стуле, руки на коленях, пятки на полу. «Сгребать песок» всеми пятью пальцами. Повторить 10-12 раз каждой ногой. Далее «отгребать песок» пальцами по тому же принципу.
  5. «Массаж мячом». И. П. Сидя на стуле, руки на поясе. Массажный мяч зажат между стопами. С надавливанием выполнять массаж данной области. Повторить 10-12 раз каждой ногой.
  6. «Круговые движение стопой». И. П. Одна нога на мяче, руки на поясе. Выполнять круговые движения стопой, массируя её, затем сменить положение ног. При движении надавливать стопой мяч. Повторить 10-12 раз каждой ногой.
  7. «Перекатывать мяч стопой ног к другой ноге». Руками не помогать. И. П. Сидя ноги врозь, руки на поясе. Массажный мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны. Повторить 10-12 раз каждой ногой. Игры и упражнения по профилактике и коррекции плоскостопия

Упражнение "Каток":

поочередно ногами катать вперед-назад мяч, скакалку или бутылку.

Упражнение "Разбойник":

ребенок сидит на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение "Маляр":

сидя на полу с вытянутыми ногами, ребенок проводит большим пальцем одной ноги по подъему другой от большого пальца к колену. Повторить 3-4 раза. Поменять ноги.

Упражнение "Гусеница":

сидя на полу с согнутыми ногами, согнуть пальцы ног и подтягивать пятку вперед, затем снова расправить пальцы и повторить движение. Можно одновременно обеими ногами до тех пор, пока пальцы касаются пола.

Упражнение "Кораблик":

сидя на полу, согнуть ноги, чтобы подошвы прижались друг к другу. Выпрямлять колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу.

Упражнение "Барабанщик":

сидя на полу с согнутыми коленями, стучать по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

Упражнение "Хождение на пятках":

ходить на пятках, не касаясь пола, пальцами и подошвой.

Упражнение "Мельница": сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в разных направлениях.

Упражнение "Окно":

сидя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

«Качели»

Ребенок сидит на гимнастической скамейке, вытянув ноги и опираясь пятками на пол. При слове «вверх» тянет носки ног на себя. Затем опускает при слове «Вниз» к полу. Сопровождается четверостишием: Ах, качели, ах, качели, Прямо к небу подлетели, Вверх-вниз, вверх- вниз, Только крепко ты держись! — «Хлопки»

Ребенок сидит на скамейке. Носки ног нужно развести в стороны. Потом соединить, выполняя своеобразные хлопки. Мы хлопали-хлопали в ладошки, А теперь работают наши ножки!

«Балет»

Ребенок, сидя, упирается руками на скамейку. Ноги вытянуты. Подтягивает конечности, опираясь на пальцы. Затем возвращается в исходное положение, направляя носки на себя. Ножки пляшут, как в балете, Это пляшут наши дети, Стали ножки выставлять, И на пальчиках стоять. «Барабанщик»

Поджать пальцы ног и, сидя на гимнастической скамейке, отбивать ритм стишка пальцами: Есть у Миши барабан, Загремел, как ураган. Но его когда дарили, То потише попросили. Но зачем тогда он есть, Если им нельзя греметь? -

«Паучок»

Ребенок переступает по обручу или палке, приставным шагом. При этом он обхватывает гимнастический снаряд пальцами ног. Паучок ползет по дорожке, Быстро он переставляет ножки «Веселый ежик»

Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он катает мячик от носка к пятке, меняя ноги. Ежик бежит по дорожке, А мы массируем ножки

«Художник»

Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он рисует ножками на полу фигуры – круги, квадраты. Будут дети рисовать, Сегодня только ножками! Станут ножки выполнять Замысел художника «Улитка»

Ребенок, стоя, поднимает пальцы ног. Подгибает их и упирается в пол. Начинает двигаться вперед. Нам покажут наши ножки, Как топает улитка по дорожке!

«Пяточки»

Встать на пятки, подняв носочки. Затем опуститься на стопу. Хватит нежиться в кроватке, Нужно разминать нам пятки! «Маляр»

Ребенок лежит на спине и водит одной стопой по другой. Красить дом уже пора, Мы позвали маляра! Но не с кисточкой, ведром, Мастер к нам пришел в наш дом

Элемент игры в этих упражнениях делает их простыми для выполнения. Ребенок запоминает стишки и может потом по настроению выполнять их сам, даже вне физкультурных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стопотерапия.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ (СТОПОТЕРАПИЯ).(старшая и подготовительная группы)...

Стопотерапия

Стопотерапия, стимуляция стоп - это простые и полезные упражнения для всей семьи, но особую ценность они несут малышам, так как не только укрепляют организм и его системы в целом, но и являются хороше...

Стопотерапия

как построено одно из направлений работы по предупреждению плоскостопию у дошкольников, в нашем детском саду....

«Стопотерапия» - как средство профилактики и коррекции плоскостопия

Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Стопотерапия"

Занятие с элементами познания, ручного труда, и физкультурно -оздоровительной работы по теме Плоскостопие, Стопотерапия, причины плоскостопия и профилактика....

Стопотерапия – залог здоровья ребенка дошкольного возраста

Стопотерапия – залог здоровья ребенка дошкольного возраста...

Стопотерапия в детском саду

Профилактика плоскостопия...