Дополнительная образовательная деятельность детей по приобщению к русской народной культуре
план-конспект занятия (старшая группа)

ирина игоревна гаврильчик

занятие по русской народной культуре «КГН у наших предков»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgn.docx742.41 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Московская область

Городской округ Истра

Муниципальное образовательное учреждение

Дедовская средняя общеобразовательная школа №3

Дополнительная образовательная деятельность детей

по приобщению к русской народной культуре

старший дошкольный возраст

Тема:  «КГН у наших предков»

C:\Users\Администратор\Desktop\BERE7795.JPG

                                                                            Составила:  Гаврильчик Ирина Игоревна

                                                                             воспитатель высшей

 квалификационной категории

г.п. Дедовск 2022

Педагог: Здравствуйте, детишки:

                Девчонки и мальчишки

                Спасибо, что мимо не прошли

                Ко мне в гости зашли

                Проходите, не стесняйтесь,

                Поудобнее  располагайтесь!

Педагог: сегодня я хочу продолжить нашу тему о личной гигиене наших предков. Мы с вами уже знакомились с устройством русской бани, беседовали о стирке и глажке на Руси, а сегодня предлагаю более углубленно посмотреть на предметы, помогающие нашим предкам следить за чистой своего тела. Ведь мы знаем что, Чистота залог здоровья! Русский народ был очень чистоплотным. А что это за слово – чистоплотный? От какого словосочетания оно образовалось, как вы думаете? (чистоплотный – человек, который любит чистоту, от словосочетания «чистая плоть» «чистое тело»)

Педагог: Отношение человека к собственному телу всегда являлось показателем заботы о собственном здоровье.

 Напомню вам, что для этих целей у русского народа было заведено посещать баню. Слайд 1

Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. Как правило, это происходило один раз в неделю. Даная процедура была обязательной и общедоступной. Баня вообще имела огромное значение. С её помощью не только смывали грязь с тела, но и очищали душу.

C:\Users\Администратор\Desktop\IMG_5905.JPG

А какие же Ежедневные процедуры совершали наши предки мы сейчас и узнаем. Они такие же, как и у нас, мы тоже с вами все это делаем слайд 2.  Но вот сами предметы, да и их названия могут вас удивить.

Не следует думать, что с водой на Руси контактировали только раз в неделю. За чистотой следили постоянно и умывались регулярно. Так, перед каждым принятием пищи мыли руки, а перед сном – лицо и ноги. Считалось, что вода не только смывает грязь, но и очищает от забот.

Для этих процедур в избе висел рукомойник ( показ экспоната из избы), как выдумает, почему он так назывался? (от словосочетания  – руки мыть)

Педагог: соответственно полотенце называлось «рукотерка» - от словосочетания руки вытирать.  Или по  другому этот предмет назывался умывальник, как вы думаете почему? (от слова «Умываться» ) и соответственно полотенце тоже называлось «утиралка», от образующего слова - вытираться.

Рассказ педагога сопровождается показом умывальника и полотенца

C:\Users\Администратор\Desktop\LCRF9366.JPG                    C:\Users\Администратор\Desktop\YCLZ1775.JPG        

Педагог: но ведь вы понимаете, что умывшись водой микробы мы не смоем. А как же быть? ( нужно взять мыло) Да, я с вами соглашусь, что мыло необходимо, но ведь были времена, когда его еще не существовало и чем же пользовались, вместо мыла я вам сейчас расскажу.

Про мыло наши соотечественники узнали только в середине XVII века, да и долгое время оно было доступно не всем. Как вы думаете почему? ( было дорогое) Но для мытья ему была альтернатива – это зола. Ее размешивали в воде и кипятили или распаривали в печи, получая таким образом щелок, обладающий мыльными свойствами. Им, кстати, не только сами мылись, но и стирали белье.

Слайд 3

Педагог: ну что же, мы умылись, но забыли про еще одну важную процедуру! Как вы думаете, какую? ( почистить зубы)

Педагог демонстрирует современную зубную щетку

Педагог: Но вот такой щетки у наших предков конечно же не было, а вот какой предмет заменитель существовал попробуйте отгадать загадку:

Подвязка для снопа,

Подстилка для скота,

В бескормицу — пирушка,

У мастера — игрушка.

(Солома)

Педагог: Да, ребята, это пучок соломы. Первые зубные щетки на территории России появились еще во времена Ивана IV. Назывались они «зубными метелками», делались из дерева и свиной щетины или соломы, были штучной работой. слайд 4 Но основная часть населения чистила зубы углем. Первый император также отверг «зубные метлы» и настоял на чистке зубов тряпицами, смоченными толченым мелом. Обычай прижился.

Педагог: даже наши предки, понимали о важности здоровья своих зубов! Например, чтобы устранить налет на зубах, жевали древесную золу или воск. Для устранения запаха изо рта десны натирали солью и споласкивали водой.

Педагог: Большое внимание уделялось у славян не только чистоте, но и красоте, то есть, занимались они и косметическими процедурами. Правда, использовали для этого не химические, а исключительно натуральные средства. слайд 5 В деревнях  отлично разбирались в свойствах растений и пользовались большим уважением.  Использовали разные травы и цветы, Например ромашкой и крапивой мыли голову. Слайд 6

 А если мы вспомним сказку «Морозко», то увидим, как наводили макияж девушки слайд 7 – муку использовали, как пудру. Чтобы быть «белоликой», а что это за слово такое? ( от словосочетания «белый лик» «белое лицо»). А свеклу для румян, ведь свекла содержит сильно красящийся элемент. А уголь, чтобы подкрасить брови. Даже в те времена девушки хотели быть красивыми, это сейчас такой макияж у нас может вызвать смех. А по тем временам это считалось красивым.

Педагог: А как же мужчины, они  тоже следили за чистой своего лица, и брились, но это было очень опасное занятие!

 В ход шло любое оружие:  ракушки, кремниевые ножи, выжигание огнем, настоем жгучих трав (например, дурманом), позже — кинжалы, секиры, сабли. Слайд 8 Сам процесс чаще вверялся цирюльникам, чтобы случайно не перерезать себе горло. Цирюльник кто это? Сейчас эта профессия называется по другому ( цирюльник – парикмахер) слайд 9

Педагог:  Кто сегодня может представить свою жизнь без расчески? Пожалуй, никто. История расчески насчитывает, по крайней мере, десять тысяч лет. По началу, для расчесывания пускалось в ход все  то,  что попадалось под руку.  Это могли быть кости, палочки, колючки,…в общем, кому что попадалось.  Самая первая расческа - гребень была обнаружена в Древнем Риме. слайд 10 В то время расчески вырезали из костей и рогов животных, кораллов, черепашьего панциря.

Демонстрация педагогом гребня и обыкновенной расчески.

Педагог: после всех водных процедур наступала пора и еще одной очень важной процедуры ! это процедура важна для всего нашего организма, без нее мы не сможем полноценно работать или учиться. Как вы думаете, что же это? Это поможет нам набраться сил и энергии . (Завтрак) слайд 11

О пользе полноценного завтрака от наших предков ничего не дошло, но вот то, что нельзя выходить из дома, не съев хотя бы небольшого кусочка хлеба, не выпив воды, известно наверняка. Зачем? Ответ дают йоги. Это гармонизирует активность организма!

Педагог: после завтрака, все брались за работу. А вот вечером была еще одна очень интересная традиция. Перед сном не только в России, но и на Востоке принято мыть ноги. Считается, что вода смывает не только грязь, усталость, но и обрывки чужих (не всегда добрых) дел. В давние времена на Руси крепостные «чесали пятки» своим господам. Крестьянам «чесали пятки» их дети. Слайд12 Крепостничество ушло в прошлое, а наши дети далеки от евангельских заповедей. Поэтому каждый может сам массировать перед сном свои ступни. Русские сельские красавицы мазали конопляным, льняным или подсолнечным маслом стопы, руки, лицо, шею.

Педагог: вот такие процедуры совершали наши предки. Чтобы быть здоровыми и красивыми!  

Слайд 13 Ну а нам с вами пора размяться и поиграть и сегодня у нас будет новая русская народная игра.

«Бабушка Пыхтеиха»

Сгорбленная бабушка бредет с батожком в руке.

Играющие  — ребята обступают ее и спрашивают:

— Бабушка Пыхтеиха, куда пошла?

— К обедне.

— Возьми нас с собой.

— Идите, да не свистите.

Дети некоторое время идут позади бабушки смирно, затем поднимают свист и крик. Пыхтеиха сердится, бросается ловить их, ловит, уводит в свой дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Приобщение к русской народной культуре посредством изготовления народной куклы"

Цель занятия: возрождение и сохранение древних традиций. Пробудить интерес к народным традициям и  духовным ценностям русского народа.Воспитательные задачи:Воспитывать патриотические качества: пр...

Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре».

Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре"...

" Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре" информация для родителей

Для родительских уголков групп реализующих программу « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»....

«Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре»

   В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осо...

Консультация для родителей на тему "Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре"

Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества,...

«Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре»..

Консультация для родителей. Материал может быть полезен педагогам ДОУ....