«Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе различных образовательных технологий».
методическая разработка (старшая группа)

Кулачек Маргарита Ивановна

 Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе различных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_zdorovogo_obraza_zhizni.docx88.33 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

«Моя педагогическая находка»

 «Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе различных образовательных технологий».

Как вы знаете, в соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач физического развития дошкольников является задача «становления ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек. (Раздел II, п. 2.6.).

Реализация данной задачи имеет огромное значение не только для физического развития детей, но и способствует формированию гармонично развитой личности. Крайне важно сформировать у дошкольников элементарные основы ответственности за свое здоровье. Необходимо закрепить представление о том, что здоровье напрямую зависит от того, как сам человек к нему относится: соблюдает ли он физическую активность, правила гигиены и правила питания.

Однако, анализируя свою работу с детьми на основе наблюдений и бесед, я выявила проблему.

Выяснилось, что ребята затруднялись объяснить взаимосвязь между соблюдением норм здорового образа жизни и самочувствием человека. У некоторых воспитанников не были сформированы практические умения по уходу и бережному отношению к своему организму. Дети не проявляли интереса к оздоровительным процедурам. Были и такие, кто не применял  культурно-гигиенические навыки без напоминания.

В связи с этим, возникла необходимость обратить особое внимание на формирование у дошкольников элементарного осознания ответственности за свое здоровье. То есть, закрепить представление о том, что здоровье напрямую зависит от того, как сам человек к нему относится: соблюдает ли физическую активность, правила гигиены, основы правильного питания, режим дня.

Мне, как воспитателю, необходимо было найти новые возможности и средства педагогического воздействия, формирующие ценности здорового образа жизни и способствующие физическому развитию детей.

Одним из путей решения данной проблемы я считаю использование при взаимодействии с детьми разнообразных образовательных технологий.

Применение технологий позволит мне значительно расширить рамки образовательного пространства. Результатом будет здоровьесберегающая компетентность ребенка, а именно готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Инновационность моей системы работы заключается в:

1. Использовании современных образовательных технологий, развивающих методов и приемов при взаимодействии с детьми.

2. Комплексном подходе к формированию у детей культуры здорового образа жизни.

3. Обогащении РППС игровыми пособиями и нестандартным оборудованием.

4. Вовлечении родителей в оздоровление своих детей.

Цель - формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе различных образовательных технологий.

В соответствии с целью сформулировала задачи:

  1. Создать условия для приобщения воспитанников к здоровому образу жизни, включающие психолого-педагогическое сопровождение, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды.
  2. Внедрить в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии с учетом специфики ДОУ, климатических условий региона, возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников.
  3. Формировать ценности здорового образа жизни, его элементарные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
  4. Формировать практические навыки сохранения и укрепления своего здоровья.
  5. Формировать элементарные представления о строении собственного тела.
  6. Развивать потребность в ежедневной двигательной активности и физическом совершенствовании.
  7. Организовать эффективное взаимодействие с родителями по вопросам оздоровления и формирования культуры здорового образа жизни у детей.

Педагогическую деятельность по формированию навыков ЗОЖ я условно разделила на три этапа.

На первом этапе прежде, чем начать работу по данному направлению, я провела вводную диагностику для определения уровня сформированности у дошкольников представлений о ЗОЖ, в диагностике принимало участие 13 детей.

Применила диагностический инструментарий из методического пособия И.М. Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: «Мозаика-Синтез», 2010.

Диагностический комплекс по методике И.М. Новиковой включает: беседу, диагностические задания, проблемные ситуации, наблюдения за детьми в специально организованной игровой деятельности, в режимные моменты и в свободном общении.

Результаты вводной диагностики были следующие:

Высокий уровень успешности выполнения заданий показали 3 ребенка. Они имели правильные представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Рассказывали о факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых способах укрепления здоровья.

Средний уровень показали 5 воспитанников. Для актуализации представлений им потребовалась эмоционально-стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. У этой группы детей были сформированы единичные представления о здоровье и о ЗОЖ.

Низкий уровень – у 5 детей. У них были отрывочные, бессистемные представления о здоровье, способах укрепления организма, о связи физической культуры со здоровьем. Дети нуждались в помощи взрослого при ответах на вопросы.

Дополнительно было проведено исследование представлений о ЗОЖ у дошкольников в семье, при этом использовалось анкетирование родителей.

Учитывая результаты диагностики, мною было разработано комплексно-тематическое планирование: в рамках Рабочей программы группы, в перспективное планирование были добавлены темы НОД по формированию навыков культуры здоровья, а также мероприятия различных проектов. В план воспитательной работы добавила модуль «Основы здорового образа жизни».

Важнейшим условием успешной реализации данного направления я считаю организацию развивающей  предметно-пространственной среды.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к РППС обогатила развивающий Центр «Школа здоровья». Подобрала наглядно-дидактический материал: дидактические игры по ЗОЖ, картотеки игр Е. и С. Железновых «Пальчиковая гимнастика», «Игровой массаж», «Физкультминутки», «Аэробика», «Гимнастика для глаз» «Дыхательная гимнастика».

Совместно с коллегой, с которой работаем на группе, оформили спортивный уголок с необходимыми атрибутами для самостоятельной двигательной активности: мячи, кегли, массажные мячи, мешочки с песком, обручи, скакалки. Изготовлено нестандартное физкультурное оборудование: массажные коврики из крышек, ребристые дорожки на основе пуговиц и др.

Оформлен уголок сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Аптека», «Магазин». Собрана коллекция музыкальных игр Железновых, развивающие видео и презентации об организме человека, здоровом питании, полезной и вредной пище.

На втором этапе я применила комплекс современных развивающих технологий, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей дошкольного возраста.

Каждая технология была основана на принципе активности воспитанников и характеризуется высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих.

  1. Прежде всего, здоровьесберегающие технологии. Я использовала следующие технологии:

- технологию, направленную на оздоровление и развитие различных органов: это дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз. Упражнения из этих гимнастик улучшают функции дыхательной и зрительной систем, тем самым осуществляется профилактика заболеваний глаз или органов дыхания;

- технологию, направленную на развитие моторики рук: пальчиковая гимнастика, которая влияет на коррекцию речевых нарушений, совершенствование общей моторики, регуляцию мышечного тонуса, активизацию внимания и памяти;

- технологию, направленную на формирование навыков собственного оздоровления: игровой самомассаж, самомассаж рук, релаксация, закаливание. Благодаря данным технологиям улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, улучшается физическое и эмоциональное самочувствие;

- технологию, направленную на профилактику опорно-двигательного аппарата: корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки, профилактики плоскостопия.

- технологию, направленную на развитие двигательной активности, повышение работоспособности дошкольника: гимнастика после сна, «минутки здоровья», ритмическая гимнастика, подвижные игры Сергея и Екатерины Железновых.  Они укрепляют опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствуют общему оздоровлению.

  1. Особое внимание уделяла игровым технологиям. Я обязательно наполняла все игры содержанием о здоровом образе жизни.  Так, в игровой форме дошкольники выполняли элементы различных видов гимнастик, физических упражнений, самомассажа.

Органично включала в режимные моменты игры-имитации для профилактики нарушений осанки: «Гордая походка», «Балерина», «Птица перед взлетом». Предлагала упражнения на напряжение и расслабление мышц спины через вхождение в образы (медведь, слон, бабочка, зайчик). (Из Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления»).

Для профилактики плоскостопия применяла игровые упражнения: «Малышка» (массаж стопы), «Танец на канате», подбрасывание воображаемого мяча стопами (лежа на спине); подбрасывание пальцами ног мелких предметов (палочек, камешков, шишек). (Из Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления»).

Предлагала детям дидактические игры «Если кто-то заболел», «Назови вид спорта», «Вредная и полезная еда» и др.

Моделировала такие игровые обучающие ситуации, в процессе которых у воспитанников формировала не только знания и навыки, но и умение добывать эти знания самому, осваивать их в процессе игровой деятельности. Например, в различные режимные моменты проводила следующие игровые обучающие ситуации: «Как нужно одеваться зимой», «Что мы возьмём на прогулку», «Какие продукты купим ребенку при простуде» и др.

Для того, чтобы поддержать познавательную активность, опиралась  на познавательный интерес детей. Главными условиями для возникновения познавательного интереса я считаю новизну, необычность, неожиданность при подаче материала. Поэтому часто использовала разнообразные игры-«секретики». Например, «Волшебный чемоданчик доктора Айболита», «Домик для полезных продуктов», «Какие физкультурные тренажеры спрятались в мешочке», «Узнай на ощупь» и др.

Воспитанники работали с изготовленными мною лэпбуками «Органы чувств», «Что для носа хорошо, а что плохо», «Вкусные и полезные продукты» и др.

Включала игровые ситуации по собственной безопасности на улице и дома: «Едем в автобусе» «Я пешеход и пассажир», «Один дома», «Поведение с незнакомыми людьми».

Использовала обыгрывание ситуаций из личного опыта детей, цель которых – формировать навыки здоровьесбережения в практической деятельности.

В группе созданы условия для сюжетно-ролевых игр со всеми необходимыми аксессуарами и атрибутами. Дети очень любят играть в такие сюжетно-ролевые игры как: «Больница» (приобщение к здоровому образу жизни), «Магазин» (приобщение к здоровому питанию), «МЧС» (обогащение представлений о пожарной безопасности), «Аптека» (ознакомление с лекарственными травами и некоторыми названиями лекарств).

Я заметила, что ребятам больше нравятся подвижные игры, игры с творческими заданиями, а также внесение усложнений в знакомые задания.

Поэтому я модифицировала многие игры, делала их более динамичными.

Так, дидактическую игру «Вредная и полезная еда» я проводила не только за столом и с карточками, но и модифицировала её в игру «Разложи на тарелках полезные продукты», где в качестве атрибутов были настоящие продукты. Необходимыми продуктами. дети на скорость наполняли тарелки

Игру о ПДД «Заполни пустые клеточки» я проводила по аналогии с игрой «Классики», где дети скачут по разлинованным квадратам-классикам.

Специально для формирования у детей знаний о ЗОЖ и в целях практического оздоровления разработала авторские пособия и игры:

  1. Цифровые игры: «Помощники чистоты», «Правильное питание».
  2. Игровые дыхательные сеансы: «Животные», «Ветер, ветерок».
  3. Подвижную игру «Микробы и лекарства».
  4. Игровые дыхательные тренажёры: «Подуй на листочек», «Тучка и солнышко», «Сдуй салфетку», «Маленькая мельница».

Таким образом, при взаимодействии с детьми я старалась усовершенствовать игровые методы обучения, разнообразить приемы подачи информации,  и тем самым вовлечь каждого ребенка в процесс приобщения к ценностям ЗОЖ.

  1. Эффективно использовала технологию проблемного обучения. Данная технология привлекла меня новыми возможностями построения занятия, где ребята не просто слушатели и исполнители, а  активные исследователи. 

В рамках проблемного обучения использую сочетание разнообразных методов и средств: проблемные ситуации и вопросы, различный дидактический материал, ситуации-провокации, экспериментирование.

Например, применяла проблемные вопросы: «Почему заболел ребенок?», «Почему нельзя есть грязными руками?», «Почему нужно заботиться о здоровье с детства?».

Вместе с детьми старались найти выход из проблемных ситуаций: «Если человек заболел гриппом, то необходимо…», «Если порезался, то нужно …», «Если промочил ноги, то важно …», «Если перегрелся на солнце, то обязательно …» и т.д.

Использовала ситуации-провокации: «Мальчик целый день играл в компьютерные игры. Это хорошо или плохо?», «В жаркий день девочка выпила целую бутылку «Кока-Колы». Это хорошо или плохо?».

Проводили экспериментальную деятельность по темам: «Выращивание хлебной плесени», «Почему нельзя есть снег», «Как распространяются микробы», «Чем опасна кока-кола».

Таким образом, в результате у детей происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности и основы логического мышления.  Организация проблемного обучения даёт возможность дошколятам самостоятельно пополнять свои знания, вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения.  

  1. В системе использую информационно-коммуникационные технологии, которые стимулируют познавательный интерес, творческую и двигательную активность старших дошкольников. А мне помогают организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями.

Мною разработаны:

- презентации по всем направлениям, которые мы изучали с детьми в рамках ЗОЖ;

- созданы видеоотчеты к проектам и мероприятиям, видеозарисовки оздоровительных занятий с детьми для родительских собраний и открытых показов;

- разработаны электронные консультации и библиотека для родителей, информационный и дидактический материал в цифровом формате.

  1. Проектные технологии считаю очень эффективным средством для формирования у детей культуры здорового образа жизни.

Были разработаны и проведены:

- проект «Аптека на лугу», где знакомили с лекарственными растениями, растущими на лугу;

-проект «Витамины на окне», в котором вместе с детьми весной выращивали зелень: лук, петрушку, укроп, кресс салат.

В октябре 2022 года мы провели проект «Азбука здорового питания», Задачи проекта - формировать у детей старшего возраста представления о продуктах, приносящих пользу организму, расширить и уточнить представление у детей об организации правильного здорового питания. Вместе с детьми мы учились отличать полезные продукты от вредных, смотрели видеофильм «Живая и мертвая еда», презентации о фруктах и овощах, играли в игры «Четвертый лишний», «Пирамида питания». Родители были активными участниками проекта, 10 родителей прошли заочное обучение на сайте Новосибирского института гигиены и получили сертификаты. Для тех родителей, которые не смогли пройти обучение, мы провели родительское собрание «Основы здорового питания».      

Реализация проектной технологии помогла сформировать у дошкольников практические навыки ЗОЖ, развить любознательность и познавательную активность.

Родители стали более компетентны в вопросах оздоровления своих детей.

Мне, как педагогу, проекты помогли систематизировать знания по формированию культуры здорового образа жизни, узнать новые методические приемы и современные формы работы с детьми..

К началу третьего этапа у большинства детей, в соответствии с возрастом, уже были сформированы представления и практические навыки ЗОЖ.

Поэтому на данном этапе я уделяла больше внимания организации самостоятельной деятельности воспитанников, а также проведению тематических мероприятий и развлечений, как одному из эффективных путей закрепления имеющихся знаний и как опосредованному обучению.

Самостоятельная деятельность дошкольников осуществлялась в Центре «Школа здоровья». Ребята играли со сверстниками в дидактические игры, музыкально-оздоровительные игры Железновых, сюжетно-ролевые игры.

Были проведены следующие мероприятия:

- итоговые беседы «Одевайтесь по погоде», «Режим дня»;

- развлечения «Чудеса из мыла», «Советы доктора «Айболита»;

- спортивное развлечение «День космонавтики».

Нельзя не сказать о работе с семьями воспитанников.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработали систему работы, в которую входили: консультации с родителями, беседы, оформление папок-передвижек, рекомендации по поводу профилактики болезней, о  пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены; Дни здоровья, спортивные праздники; буклеты, памятки из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?».

Совместно с родителями провели фотовыставку на тему «Мы любим спорт», спортивное развлечение «Дошкольный розыгрыш» и Летний спортивный праздник.

Организовали совместную акцию «Овощи и фрукты - полезные продукты»,  где дети с родителями изучали полезные свойства овощей и фруктов, выращивали овощи и фрукты на своих огородах, а потом проводили презентацию урожая.

В итоге, увеличилось количество родителей, принимающих участие в совместных мероприятиях, творческих выставках и конкурсах, проводимых в нашей группе.

Я считаю, что осознанное включение родителей в единый совместный процесс оздоровления и физического развития своего ребенка позволило полностью реализовать все поставленные задачи по приобщению дошкольников к ЗОЖ.

По окончании третьего этапа я провела итоговую диагностику. А для проверки эффективности методов, форм и содержания образовательного процесса осуществила сравнительный анализ вводной и итоговой диагностик.

Данные сравнительного анализа позволяют сделать вывод о положительной динамике формирования навыков здорового образа жизни у старших дошкольников.

Результаты итоговой диагностики:

 Высокий уровень успешности выполнения заданий показали 6 детей. Это на 3 ребенка больше, чем показатели вводной диагностики (было 3). Представления детей о ЗОЖ носили целостный характер. Дошкольники были активны и самостоятельны в своих суждениях и высказываниях.

Средний уровень показали 5 дошкольников. Во водной диагностике было 5 детей. Дети этой группы имели основные представления о ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья. При этом им требовалась помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров.

Не удалось достичь положительного результата (низкий уровень) у 2 детей. Это на 3 ребенка меньше чем показатели вводной диагностики.

У детей были отрывочные, бессистемные представления о здоровье и здоровом образе жизни.

Причина – частые пропуски детей по болезни. Тем не менее, я планирую для этих воспитанников разработать индивидуальные маршруты и привлечь родителей для активного сотрудничества.

Был проведён анализ заболеваемости воспитанников группы. Он подтвердил положительную динамику работы по оздоровлению детей и приобщению к ЗОЖ. По итогам мониторинга образовательной организации заболеваемость в моей группе снизилась в период с декабря 2021 г. по декабрь 2022 г. с 10,5% до 6,7 %.

Таким образом, получены стабильные результаты по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством различных образовательных технологий.

Они подтверждают эффективность созданных мной условий по данному направлению, применение различных технологий, важность развивающих форм и методов работы с детьми, обогащение РППС, а также необходимость вовлечения родителей в процесс оздоровления своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по самообразованию: «формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Доклад по самообразованию: «формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»...

Проект по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста «Здоровячек»

Новизна и теоретическая значимость данного проекта заключаются в преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни, в формировании осознанного отношения к своему здоровью. Практическая...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...