"Формы работы с семьёй по формированию здорового образа жизни"
консультация

Анна Александровна Штукатурова

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Цель взаимодействия педагогов с родителями  по вопросам формирования здорового образа жизни - это не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности  понимать потребности ребенка  и обеспечить возможность удовлетворять их («педагогической компетенции»)  и умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность («педагогической рефлексии»). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Искорка»

Московская обл., г. Протвино, ул. Северный проезд, д. 11, тел.8 (4967) 74-65-40

Сайт: www.iskorkadс.caduk.ru       E – mail dsiskorka2yandex.ru

 

«ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Воспитатель: Штукатурова А.А.

2022г.

«ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

                     

« Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

  Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Цель взаимодействия педагогов с родителями  по вопросам формирования здорового образа жизни - это не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности  понимать потребности ребенка  и обеспечить возможность удовлетворять их («педагогической компетенции»)  и умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность («педагогической рефлексии»). Сущность взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни, заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических условий, как комплекса предпосылок организующих педагогическую деятельность в дошкольном учреждении. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни:

  • совместные занятия физкультурой, прогулки;
  • отсутствие вредных привычек у родителей и наглядный пример;
  • рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
  • дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;
  • бережное отношение к окружающей среде, к природе;
  • медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;
  • формирование понятия «не вреди себе сам».

Формы взаимодействия  с семьей по вопросам формирования здорового образа жизни

  • информационные стенды;
  • анкетирование;
  • тематические выставки;
  • информационные уголки;
  • консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения;
  • родительские собрания,  праздники, досуги;
  • дни и  недели здоровья, соревнования;
  • соревнования «Папа, мама, я- спортивная семья», «Весёлые старты»

—Следует отметить, что  созданная в дошкольном отделении система по формированию здорового образа жизни у дошкольников   позволяет решать задачи  воспитания  физически активного ребенка  и    способствует  развитию интереса и осознанного отношения к физкультурным занятиям, спортивным играм, формированию позитивного опыта выполнения гигиенических процедур.  

 Взаимодействие  ДОУ и семьи должно носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы, которые могут быть представлены последующим основанием.

1.     Время проведения. Все формы работы по данному основанию могут быть разделены на ежедневные, еженедельные,  ежемесячные и мероприятия проводимые с другой периодичностью или по необходимости.

2.     Место проведения. Работа может проводится в помещении ДОУ или за его пределами.

3.     Количество участников. Педагог может организовать взаимодействие с подгруппой или группой родителей, индивидуально.

4.     Состав участников. При проведении совместных мероприятий в них могут участвовать педагоги (воспитатели, муз. руководитель, инструктор по физкультуре, заместитель заведующего, заведующий) и родители, или педагоги, родители и дети.

5.     Задачи взаимодействии с семьей. Формы могут подразделяться на повышающие педагогическую компетентность родителей и способствующие включение их в деятельность ДОУ.

6.     Характер взаимодействие педагогов с родителями. Взаимодействие педагогов с родителями может носить непосредственный (личный) или опосредованный наглядностью характера.

7.     Деятельность участников. Участники единого образовательного процесса могут взаимодействовать в познавательной, трудовой или досуговой деятельности

                   

 При выборе форм работы с родителями необходимо учитывать:

  • тип темперамента ребенка (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).
  • тип семьи (полная, неполная, малообеспеченная, многодетная, семьи социального риска);
  • образ жизни семей (открытый, закрытый, мобильный, активный, учитывать, кому принадлежит доминирующая роль в семье, характер и стиль семейных отношений).

Работа с родителями включает в себя проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.), практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья», дней открытых дверей и других мероприятий.

Педагоги ДОУ используют в своей работе следующие формы и методы:

Для повышения эффективности работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников мы используем следующие формы работы:

  • —  Занятия;
  • —   Игры и игровые ситуации;
  • —   Беседы;
  • —  Театрализованные представления;
  • —  Чтение художественной литературы;
  • —  Продуктивная деятельность;
  • —  Физкультурные досуги,  праздники;
  •      Участие воспитанников в соревнованиях

 Физкультурные досуги и праздники

  •          Досуги и развлечения, праздники, дни здоровья  являются хорошей основой для  развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям.  Мы планируем и организуем досуги различной направленности: сказочно-игровые, музыкально-спортивные, нравственно-патриотические, спортивно-оздоровительные.

В МБДОУ прошел спортивный семейный праздник «Папа, мама, я -спортивная семья». Спортивный праздник проводился с целью пропаганды здорового образа жизни в семье, сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание патриотических чувств.

Следует подчеркнуть, что праздник является для детей путешествием в увлекательный мир разнообразных движений, дает возможность самовыражения и благотворно влияет на эмоциональное состояние детей и сплочение семей. Чувствовалось, что семьи-участники не только были намерены участвовать, но главное - побеждать и получили большой заряд и удовольствие от совместных занятий.

Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые контакты с взрослыми, участвующими в воспитании. В работе с семьёй выделяется несколько этапов:

I. Знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.

II. Знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребёнка (анкетирование)

 В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование родителей, которое проводится в начале учебного года

III. Формирование установки на сотрудничество. Здесь можно предложить следующие формы работы: анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового   ребёнка, ознакомление родителей с результатами обследования детей, индивидуальные и групповые консультации, рекомендации, выставки, открытые занятия.

IV. Организация открытых мероприятий, причём родителям предлагают не только педагогические занятия, но и осуществляют практическую подготовку по вопросам воспитания здорового ребёнка.

  1.     На этом этапе эффективными формами работы с родителями являются: совместные физкультурные досуги, праздники, дни открытых дверей, привлечение родителей к изготовлению инвентаря и оборудования для спортивного зала и физкультурных праздников, демонстрация передового опыта семейного воспитания.
  2. Немаловажное значение имеет и проведение родительских собраний, целью которых может служить то, чтобы показать родителям, что физическое воспитание – это основа формирования здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного ребенка, способного к последующей активной творческой деятельности. Физическое воспитание комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
  3. Ознакомившись с условиями и жизнью семьи, можно сделать вывод, что взрослые по отношению к ЗОЖ и физическому развитию ребенка условно делятся на следующие группы.

К первой группе относятся взрослые, которые недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.

Родителям, отнесенным ко второй группе, разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает знаний и опыта, у них отсутствует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установками полагаются на работу детского сада.

Третью группу составляют взрослые, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка. Они являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жизни ДОУ. Их опыт можно использовать в работе с другими группами родителей.

            Таким образом, разделив взрослых на условные группы, коллектив ДОУ может осуществить дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников.

           Путями установления сотрудничества с взрослыми первой и второй групп являются:

     •    Предоставление возможности наблюдать своего ребенка на групповых и совместных занятиях, праздниках, развлечениях.

     •    Проведение групповых консультаций, бесед.

•   Предоставление родителям литературы из педагогической библиотеки ДОУ.

•  Привлечение родителей в оказание помощи при подготовке спортивных мероприятий. (Например, принять участие в судействе соревнований).

Взрослые третьей группы являются опорой инструктора и воспитателя, их опыт в физическом воспитании детей нужно предлагать для изучения и применения всем родителям. Это может быть организация фотовыставки «Делимся семейным опытом воспитания здорового ребенка», организация конкурсов на самые интересные спортивные подвижные игры с участием детей и родителей.

           Сегодня закон «Об образовании» в Российской Федерации определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Сущность взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни, заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических ...

Статья "Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста"

Нетрадиционные формы организацииобщения педагогов и родителей НаименованиеформыЦельиспользования этой формыФормы проведенияобщенияИнформационно - аналитическиеВыявление интересов, зап...

Нетрадиционные формы работы с родителями по формированию здорового образа жизни у детей (конспект родительского собрания с методическими рекомендациями, консультациями, анкетами))

Нетрадиционные формы работы с родителями по формированию здорового образа жизни у детей (конспект родительского собрания с методическими рекомендациями, консультациями, анкетами))Цель:Формировать у де...

Формы работы с родителями по формированию здорового образа жизни. Из опыта работы

Описание: работа будет полезна воспитателям для написания докладов, консультаций, обобщения опыта по работе с родителями по формированию ЗОЖ, даст возможность родителям поближе познакомиться с ра...

"ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной за...

Консультация для воспитателей «ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ как одна из форм работы с дошкольниками по формированию здорового образа жизни»

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. День Здоровья в детском саду является о...