Учебно-методическое пособие "Ростовая кукла "Доктор Айболит". Картотека дидактических игр и бесед с доктором Айболитом для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие

Кулакова Ольга Игоревна

Ростовая кукла «Айболит»

Цель: формирование представлений детей дошкольного возраста о ЗОЖ через различные виды деятельности посредством театрализации.

Задачи:

- развивать игровые, познавательные, коммуникативные способности детей с учётом их индивидуальных способностей.

- формировать знания о ЗОЖ через занятия, совместную деятельность и режимные моменты.

- формировать у ребёнка привычку заботиться о своём здоровье.

Актуальность: Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Они позволяют решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие детей. Они знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Игра обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями, вызывает радостные эмоции, закрепляет знания ребят, развивает речь, творческую инициативу, художественный вкус и музыкальные способности, коммуникативные качества личности, содействует сплочению детского коллектива.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Хочется отметить, что  ростовая  кукла, которую я создала для ДОУ, – это не совсем привычная нам детская игрушка. Слово «ростовая» означает, что кукла выполнена в рост человека, и управлять ей можно при помощи рук и ног. Ростовая кукла  – это особый  костюм, в виде настоящих сказочного персонажа. Надевая на себя куклу , воспитатель становится кем этим персонажем. Искусство кукольного ростового театра начинается там, где кукла несёт «новое» в жизнь: новый образ, новую пластику, новый звук. Ростовая кукла есть «оживление» неживой материи при помощи рук воспитателя и фантазии.

«Ожившие» герои будят у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс.

Прежде чем «оживлять» куклу, мы рассматриваем её внешний образ, описываем характер, стиль речи. С помощью ростовой куклы можно успешно побороть у детей различные комплексы- застенчивость и нерешительность.

С её помощью можно воплотить разные бытовые ситуации и даже закрепить знания о правилах безопасности, о здоровом образе жизни. Когда такие нужные вещи рассказывает персонаж в виде ростовой куклы (Айболита), дети воспринимают это лучше и быстрее усваивают.

В детском саду я использую ростовую  куклу  «Айболит» не только на занятиях, но и  в развлечениях. Спектакли с участием  любимого персонажа  – это необычайное и увлекательное зрелище. Айболит  «приходит» к малышам на праздник в сюрпризных моментах, поет и танцует вместе с ними, проводит весёлые аттракционы. 

Благодаря участию в спектаклях, ребята лучше раскрываются: учатся общаться, фантазировать, творить.

Надеюсь, что со временем, количество  ростовых кукол в нашем ДОУ будет увеличиваться, и мы будем ставить не только сценки, но и целые спектакли с их участием. Ростовая кукла -зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

 

Режимные моменты «ЗОЖ» с доктором Айболитом.

«В гостях у доктора Айболита»

Цель: Формировать представление у детей о здоровом образе жизни.

Задачи: Формировать представление детей о пользе витаминов, овощей, фруктов и физической культуры для здоровья человека.

Предварительная работа: Чтение худ. произведения К. И. Чуковского «Айболит», беседа по прочитанному; наблюдение на прогулках; беседа об овощах и фруктах, рассматривание картинок, выделение основных признаков.

Материалы: Разрезные картинки (полезная и вредная еда, белый халат (для Айболита, аптечка (с загадками)

Ход мероприятия

Воспитатель: Ребята, как ваше настроение? Как вы себя чувствуете? Не болеете?

___ответы детей

Воспитатель: Хорошо! Значит вы здоровы!

А вы знаете, что нам нужно делать, чтобы быть всегда здоровыми?

___ответы детей

Воспитатель: Ребята, подскажите мне кто такой доктор? Послушайте мою загадку про одного доктора из сказки.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит, Это доктор … (Айболит)

Сегодня я вас приглашаю в гости к доктору Айболиту, который нам все и расскажет. Сейчас я позову Айболита. (воспитатель выходит и переодевается в белый халат, берет аптечку).

Айболит : Здравствуйте ребята, я доктор Айболит.

Художественное слово:

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок, и медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Вопросы:

-А, вы ребята, ко мне пришли лечиться?

Я вижу, что вы здоровы. Значит пришли, чтобы узнать, как быть всегда здоровыми и никогда не болеть? Тогда слушайте внимательно:

У меня с собой аптечка. А вы знаете что такое аптечка?

___ответы детей

Айболит : Моя аптечка не простая в ней загадки и задания для вас. Давайте вместе попробуем разгадать мои загадки и выполнить задания. Они помогут нам быть сильными, здоровыми и умными! Будем играть?

___ответы детей

Айболит : Ребята давайте посмотрим первую загадку.

Чтобы мы никогда и ничем не болели,

Чтобы щеки здоровым румянцем горели,

Чтобы было здоровье в отличном порядке,

Мы всегда по утрам выполняем (зарядку)

А вы выполняете зарядку? Молодцы!

Давайте выполним физкультминутку (хомячок)

Зарядка всем полезна, зарядка всем нужна.

От лени и болезни спасает нас она.

Делайте зарядку каждый день, не ленитесь.

Айболит : А теперь посмотрим следующую загадку.

Что такое здоровье?

Здоровье – это красота:

Кто зубы не чистит, не моется мылом,

Тот вырасти может болезненным, хилым.

А вы умываетесь по утрам и вечерам, чистите зубы?

Молодцы!

Здоровье – это счастье:

Каждый день улыбайтесь и здоровыми оставайтесь!

Друг другу нужно улыбаться, тогда и настроение будет хорошее.

А еще свое здоровье нужно беречь:

Не ходить по лужам, чтобы не промочить ноги; зимой нужно тепло одеваться, чтобы не простудиться; не есть снег, чтобы не заболеть и т. д.

Айболит : А теперь посмотрим следующую загадку.

В овощах и фруктах есть.

Детям нужно много есть.

Есть ещё таблетки

Вкусом как конфетки.

Принимают для здоровья

Их холодною порою.

Для Сашули и Полины

Что полезно?. (ВИТАМИНЫ)

Айболит : Ребята, а еще чтобы быть всегда здоровыми, нам требуются витамины. Вы знаете, что такое витамины?

Витамины – это вещества необходимые для здоровья и бодрости человеку. Если недостаточно витаминов, человек часто болеет, становится грустным. Чтобы было достаточно витаминов, нужно кушать овощи и фрукты.

А вы знаете какие-нибудь овощи и фрукты?

Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать какой это овощ или фрукт.

1. Красная, сладкая растет на грядке.

Что больше всего любят зайчата? (Морковь) Достает морковь из аптечки.

2. Сто одежек и все без застежек? Коза с козлятами не откажется от такого угощения. (Капуста) Достает капусту.

3. Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож. (Груша) Достает грушу.

5. Круглое, румяное и растет на ветке

Любят его взрослые и маленькие детки. (Яблоко) Достает яблоко из сундучка.

Молодцы!

Айболит : Ребята, в моей аптечке ежит письмо (Письмо от Бармалея)

Пришло оно от Бармалея. Вам интересно узнать, что он нам пишет? Тогда слушайте (воспитатель читает письмо) :

Ем всегда я что хочу —

Чипсы, вафли, чупа-чупс.

Каши вашей мне не надо,

Лучше тортик с лимонадом,

Не хочу я кислых щей,

Не люблю я овощей.

Чтоб с обедом не возиться,

И колбаска мне сгодится

Всухомятку — ну и что ж!

Чем обед мой не хорош?

И последний мой каприз —

Дайте «Киндер» мне «Сюрприз».

Ребята, скажите, полезные ли продукты употребляет Бармалей? (Нет, он ест много сладкого, всухомятку, не любит кашу и щи).

Айболит : Ребята я вижу, что вы знаете полезную еду, а вы знаете что бывает еще и вредная еда?

Кто может назвать вредную еду?

Давайте пройдем к столикам, для вас сложное задание, нужно собрать картинку и ответить, полезная или вредная еда.

Молодцы! «Чтобы быть здоровым, нужно есть полезные продукты чаще, а сладкие и жирные — реже».

Айболит : Вы справились со всеми заданиями! Для того чтобы оставаться здоровыми нужно выполнять массаж – «Неболейка». А теперь, мне пора! Меня ждут больные животные! До свидания!

 

Дидактические игры с доктором Айболитом

 (средний и старший возраст)

 

Дидактическая игра «Чтобы глазки не болели»

Цель: Формировать знания об органах зрения.

Воспитатель читает правила и показывает карточки-модели. Тогда запоминайте, за мною повторяйте, и пальчики загибайте.

Чтобы глазки не болели,

Веселей всегда смотрели,

Надо глазки утром мыть, (это раз)

Вымыть на ночь, не забыть! (это два)

Меньше мультиков смотреть! (это три)

Кулаками не тереть, (четыре)

Палкой длинной не махать! (это пять)

Дети рассматривают картинки, повторяя каждое правило, объясняя, почему это можно или нельзя делать.

Дидактическая игра «Мы закаляемся»

Цель: Закреплять знания о предметах, которые помогают нам закаляться.

Материал: Карточки с изображением предметов, необходимых для закаливания (инвентарь).

Дети по очереди берут карточки с изображением предметов для закаливания и называют, к какому виду закаливания он относится.

Дидактическая игра «Витаминное лото».

Цель: Закреплять знания о витаминах и содержании их в продуктах.

Материал: Большие карточки (3 штуки) и 32 маленькие карточки с изображением овощей и фруктов.

Воспитатель называет на большой карточке витамины, а дети выбирают предметные картинки с изображением продуктов, в которых есть этот витамин и кладут их к соответствующему витамину.

Дидактическая игра «Азбука настроения»

Цельформировать умение определять эмоциональное состояние человека по мимике и жестам.

Воспитатель читает стихотворение:

Бывают чувства у людей

У взрослых и, конечно же, детей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения!

Затем предлагает поиграть в игру с карточками. Каждому ребёнку дается конверт с изображением людей, выражающих настроение.

Для этого воспитатель просит каждого ребенка найти среди карточек вначале всех веселых людей, потом всех недовольных и т. д. Пусть ребенок внимательно рассмотрит всех персонажей, выражающих определенную эмоцию. Затем нужно предложить ему изобразить на своём лице сходное настроение, разрешая подсматривать на соответствующие картинки. Если в игре участвуют несколько детей, то они выполняют это задание по очереди. Выигрывает тот, кто сделает задание лучше всех. Если же все дети испытывают затруднения, то в эту игру включается воспитатель и демонстрирует настроение сам.

Когда дети научатся воспроизводить настроение с помощью зрительной подсказки, можно пытаться выполнять то же задание без картинки, только по словесному названию настроения.

Дидактическая игра «Видим, слышим, ощущаем»».

Цель: Закрепить знания о пяти органах чувств.

1 вариант: разложить картинки – схемы, а предметные картинки подобрать соответственно им (как можно почувствовать предмет).

2 вариант: каждую предметную картинку прикладывать к схемам и делать обоснованный выбор.

Дидактическая игра "Опасно - не опасно"

Цель игры: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных.

Игровая задача:

Правильно разложить дидактические картинки.

Демонстрационный материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек с зеленым и красным цветом.

Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; зеленую - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками; под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под зеленую - с изображением неопасных ситуаций.

Дидактическая игра «Угадай вид спорта».

Цель: Закреплять знания детей о разных видах спорта, о здоровом образе жизни.

Материал: Карточки с изображением атрибутов к каждому виду спорта.

Ведущий раздает детям карточки с изображением различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать карточки с соответствующими атрибутами к данному виду спорта

Дидактическая игра «Полезные и вредные привычки»

Цель: учить различать полезные привычки от вредных.

Отгадай, какие привычки полезные, а какие вредные.

• Разбросал я книги, вещи (вредная привычка)

• Мою грязную посуду (полезная привычка)

• Вымыть пол я не забыл (полезная привычка)

• Пылесосом всё убрал, (полезная привычка)

• Вытер пыль я (полезная привычка)

• Ногти грызть люблю (вредная привычка)

• С мылом чисто я умылся (полезная привычка)

• У меня опрятный вид (полезная привычка)

Дидактическая игра «Моя гигиена»

Цель: познакомить с навыками гигиены.

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

Дидактическая игра «Как устроен человек».

Цель: закрепить названия частей тела человека, определить их местонахождение.

К модели картонного человечка подбирают 9 карточек с названиями основных частей тела (голова, шея, плечо, предплечье, кисть, туловище, бедро, голень, ступня). Нужно прочитать название на карточке и определить на модели часть тела.

 

Беседы о здоровье с доктором Айболитом (средний и старший возраст)

ТЕМА: «Ребенок и здоровье »

Задачи: формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья . На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь друг другу.

Ход занятия:

1) Поговорить о здоровье , выяснить, как дети понимают слово «здоровье » :

здоровье – лучшее богатство ;

здоровому – все здорово .

2) Внести куклу-мальчика небрежно одетого. Обратить внимание на то, что, одеваясь таким образом можно навредить своему здоровью .

3) Разобрать ситуации, когда нужно вести себя осторожно, беречь здоровье (как пройти по мокрому полу, чтобы не поскользнуться; как спускаться по лестнице; как одеваться, собираясь на прогулку).

Чтение стихов – советов.

ТЕМА : «Полезные продукты»

Задачи: уточнить знания детей о полезных продуктах, их назначении для здоровья и хорошего настроения. Закрепить названия овощей, их вкусовые качества. Воспитывать желание употреблять в пищу фрукты.

Ход занятия:

1) Предложить детям вспомнить какое сейчас время года, показать подарки осени – корзину с фруктами (рассмотреть и описать их) .

2) Рассказать детям о пользе фруктов для здоровья детей и взрослых .

3) Спросить какие фрукты покупают детям родители, напомнить, что для того, чтобы быть сильными и здоровыми , обязательно нужно кушать свежие фрукты.

ТЕМА : «Личная гигиена»

Задачи : развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Уточнить, какими принадлежностями пользуются дети при умывании. Учить эмоционально, четко читать чистоговорку.

Ход занятия:

1) Чтение отрывка из стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» .

2) Вопросы :

Какой из мальчиков вам больше нравиться?

Почему вам понравился опрятный, аккуратный мальчик?

А другой мальчик кому-нибудь понравился?

Почему не понравился?

Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым?

Что, кроме мыла и губки, необходимо для мытья?

Предложить детям показать, как дети моют руки и лицо (имитации движений)

3) Предложить выучить чистоговорку :

Мама Милу

С мылом мыла…

ТЕМА : «Тело человека»

Задачи : Уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека, рассказать о роли органов чувств. Учить понимать значение определенных частей тела : рук, ног, головы, туловища. Понятно отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать желание вырасти сильными и здоровыми .

Ход занятия:

1) В гости пришла кукла Маша и принесла картинки с изображениями своих подруг. Обратить внимание, что все куклы разные (рост, цвет волос и глаз, предложить найти различия, подвести к выводу : у всех одни и те же части тела (предложить показать их на себе) .

2) Вопросы :

Что можно делать ногами, в какие игры играть?

Что делают руками?

Почему руки называют первыми помощниками?

Для чего нужны уши?

От чего нужно беречь глаза?

3) Рассмотреть фотографии детей разного возраста, обратить внимание на изменение их роста.

Побудить прийти к выводу : чтобы вырасти большим, сильными и здоровыми , нужно хорошо кушать, заниматься спортом и заботиться о своем здоровье .

ТЕМА : «Витамины и здоровый организм »

Задачи : Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека . Познакомить детей с назначением витамина А, В, С. Активизировать названия овощей и фруктов. Познакомить с продуктами, которые можно употреблять в небольшом количестве.

Ход занятия:

1) Показать картинки с изображением крепких, здоровых людей , подвести к пониманию, что для хорошего здоровья необходимо правильное питание. Побеседовать о любимых блюдах детей.

2) Рассказать о витаминах, в каких продуктах содержатся и работе каких органов помогают.

3) Рассказать о продуктах, которые не очень полезны (конфеты, черный кофе) .

ТЕМА : «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»

Задачи: Закрепить правила поведения на улице : ПДД, понятие о светофоре и его назначении. Воспитывать правила безопасного поведения на улицах. Способствовать формированию культуры речевого общения в транспорте.

Ход занятия:

1) Внести и рассмотреть макет перекрестка. Уточнить значение сигналов светофора, действия пешеходов и водителей.

2) Вопросы :

Кто регулирует движение на дорогах?

Что означает каждый сигнал светофора?

Где можно переходить через дорогу?

3) С/р игра «Автобус»

ТЕМА : «Здоровье в порядке , спасибо зарядке!»

Цель : Способствовать формированию основ здорового образа жизни , потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить названия некоторых видов спорта.

Ход занятия:

1) Показать картинки с изображением разных видов спорта, уточнить, знают ли дети их название.

Какие виды спорта нравятся и почему?

Каким видом хотели бы заниматься?

Какими видами спорта можно заниматься зимой, летом?

2) Чтение стихотворения Т. Волгиной «Два друга»

Вопросы :

Что случилось с этим мальчиком, почему он заболел?

Почему спортсмены реже болеют?

Как называется ваша любимая подвижная игра?

3) Подвести к выводу о пользе физической культуры и необходимости ею заниматься.

ТЕМА : «Врачи – наши помощники»

Задачи: Закрепить знания о витаминах, уточнить представления об овощах, учить сажать лук. Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья , потребности быть здоровыми . Активизировать название : шиповник.

Ход занятия:

В группу въезжает «автомашина» , в которой лежат мешочки с шиповником, овощами и фруктами и доктором Айболитом.

Д/и «Чудесный мешочек»

Д/и «Угадай на вкус»

Показать плоды шиповника, объяснить, что это такое. Обратить внимание на лук и предложить его посадить.

ТЕМА : «Как я буду заботиться о своем здоровье »

Задачи: Закрепить понимания о здоровом образе жизни . Продолжать знакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважение к людям этих профессий. Повторить пословицы о здоровье .

Ход занятия:

Как вы себя сегодня чувствуете?

Кто в детском саду заботится о вашем здоровье ?

Как вы сами можете помочь себе быть здоровыми ?

Быть здоровым хорошо или плохо ?

Обобщить ответы детей, повторить знакомые пословицы о здоровье .

 

Беседы с Айболитом о здоровом образе жизни (младший возраст).

Беседа №1
Тема: «Секреты здоровья»

Задачи: Формировать представление о здоровье, выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения.
Материал: фрукты, овощи карточки, тарелка.
Ход беседы:
Воспитатель собирает детей и сообщает им, что в детский сад приехал Айболит, он ходит по группам и беседует с ребятами, сейчас придет к ним.
Айболит:З дравствуйте, дети, я приехал посмотреть на вас – какие вы, здоровы ли? Хочу рассказать вам о секретах здоровья. Здоровье надо беречь. Вот я спрашиваю вас: как вы бережете свое здоровье? Что вы делаете, чтобы не болеть? Почему же вы молчите? Не знаете?
Воспитатель: Знают, здоровье - это зарядка, розовые щечки, это когда мы сильные, ловкие, смелые и веселые, это когда мы дружим с витаминами.
Айболит: Правильно. (Детям) Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках.

Много витаминов содержится во фруктах и овощах.
Воспитатель:Мы с ребятами знаем, что фрукты растут на ветках, а овощи на грядке.
Игра «Фрукты-овощи»
Дети раскладывают фрукты и овощи по разным тарелкам.
Айболит: Открою вам секрет, чтобы быть здоровым, нужно не только кушать витамины и быть сильными!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем-
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
А вдруг есть у вас такой ребенок, который и умываться-то толком не умеет?
Воспитатель:Я уверена, что таких детей, уважаемый Айболит, у нас нет.
Айболит: А как это проверить? Я придумал, вы ребята, должны ответить на мои вопросы. Вы решили умыться. А что для этого нужно? (Вода, мыло, полотенце.) -Как надо правильно открыть водопроводный кран? Так, чтобы брызги летели во все стороны?
-Что надо сделать сначала, прежде чем подойти к крану с водой? (Закатать рукава, чтобы не намочить рубашку или платье.)
Воспитатель Покажите, как надо закатывать рукава. Вот так.
Как нужно мыть руки?
Воспитатель: Осталось закрыть кран, а полотенце повесить на место.
Айболит Да, действительно, все дети умеют правильно умываться. Что же, за это их можно только похвалить. Самый главный секрет здоровья, нужно заниматься спортом и каждое утро делать зарядку.
Айболит
Для всех вас, ребята я приготовил сюрприз. Сегодня вы получите стакан витаминного сока от меня, для того чтобы расти крепкими и здоровыми. И перед тем как уйти я хочу вам пожелать здоровья и запомнить все секреты здоровья.
Итог:
Ребята, Айболиту пора уходить в другую группу, скажем ему спасибо за рассказ о секретах здоровья. А мы с вами сейчас постараемся вспомнить, что нужно делать, чтобы быть здоровыми?
Делать зарядку;
Кушать витамины;
Мыть руки перед едой;
Культурно вести себя за столом.
Беседа №2
«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

Задачи:: Закрепить у детей названия некоторых овощей, фруктов; расширять представления детей о том, на сколько полезны многие продукты, и как важно правильно питаться.
Материал: муляжи фруктов и овощей.
Ход беседы:
Воспитатель спрашивает малышей:
- Ребята, вы любите витамины? А какие вы любите витамины? (ответы детей) Кто вам дает витамины? (скорее всего, дети назовут кого-то из членов семьи, воспитателя или медсестру) А где же мама (или др.) их покупают? Выслушать, проанализировать и обобщить ответы детей. Далее воспитатель сообщает детям, что витамины не только продаются в аптеке в красивой упаковке, но и содержатся в продуктах, которые мы едим. Воспитатель обращает внимание детей на муляжи фруктов и овощей:
- Посмотрите, малыши, что это у меня? (ответы детей) А вы знаете, сколько витаминов в них содержится!
Вот, пожалуйста, поднимите руки те малыши, которые любят морковку. Молодцы! Пожалуйста, хлопните в ладоши те малыши, которые любят лимон. Молодцы! Пожалуйста, топните ножкой те, кто любят апельсины. Вот молодцы!
От простуды и ангины
Помогают апельсины!
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Ешь побольше апельсинов,
Пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь
Очень строен и высок.
Нет полезнее продуктов -
Вкусных овощей и фруктов.
- Но знаете ребята, витамины содержатся не только в овощах и фруктах, но и в других продуктах. Очень полезно кушать кашу с маслом, мед, много витаминов
содержится в рыбе, обязательно надо есть мясо. Богаты витаминами и ягоды. А какие вы знаете ягоды? (ответы детей)
- Вот видите, малыши, сколько пользы от витаминов! Поэтому ешьте витамины, которые покупают вам в аптеке.
Но, а самое главное, хорошо кушайте, чтобы не болеть, расти здоровыми и умными!
Пальчиковая игра «Пирожки».
Раз, два, три, четыре
Ловко тесто замесили.
Раскатали мы кружки.
И слепили пирожки,
Пирожки с начинкой,
Сладкою малинкой,
Морковкой и капустой,
Очень-очень вкусной.
Из печи достали,
Угощать всех стали.
Пахнет в доме пирогами..Итог:
-Что нужно кушать чтобы быть здоровым?
-Где содержатся витамины?
Беседа №3
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

Задачи:Формировать навыки здорового образа жизни, развивать двигательную активность.
Материал: мыло, картинки животных и птиц.
Ход беседы.
Дети с воспитателем садятся в кружок на ковер, к ним в гости приходит Айболит (перчаточная кукла).
Айболит: Ребята, пока я к вам шел, я встретил Мойдодыра. Он мне рассказал историю про одного мальчика, который не купался, не умывался, был грязнулей.
Воспитатель: Доктор, мы знаем про кого вы говорите, мы с ребятами читали про этого мальчика.
Воспитатель с детьми вспоминают и читают отрывки из произведения «Мойдодыр» К. Чуковского.
Айболит: А в вашей группе есть грязнули? Все ли вы любите воду? А что вы делаете, когда просыпаетесь?
Дети отвечают на вопросы.
Айболит: Молодцы! Вы меня порадовали! У меня есть для вас подарок!
Доктор Айболит дарит детям мыло. Уходит.
Воспитатель продолжает беседу с детьми о животных, как они умываются.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И утята и котята,
И жучки и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнулиИ чулки и башмаки
Воспитатель: -Купаться, умывать любят все животные и насекомые. Ребята, кто из вас видел, как они умываются? Как умывается кошка?
Дети:- Лапками и язычком.
Воспитатель:- Правильно, а как умывается собака?
Дети: -Тоже лапками и язычком.
Воспитатель:- Кто знает, как купается слон?
Дети:-Хоботом.
Воспитатель:- Молодцы! Слон может делать своим хоботом себе душ. Хомячок умывается лапками. Попугайчик чистит свои пёрышки клювом.
Детям предлагается игра – имитация «Как животные, птицы, насекомые умываются» -картинки животных и птиц.
Воспитатель:- Молодцы! Ребята, а человек умывается?
Дети:- Да.
-Воспитатель: А зачем человек умывается?
Дети: Чтобы быть чистым, красивым, аккуратным, хорошо пахнуть.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает.
Воспитатель: Правильно! А ещё, чтобы не заболеть. У нас на теле скапливаются вредные микробы, мы их не видим. Поэтому, надо мыться, ухаживать за собой, даже если ты и не очень грязный. Человек моет всё тело, когда купается в ванне, под душем, а может отдельно вымыть руки, лицо, ноги. Все любят купаться: и люди, и животные, и насекомые, и даже игрушки мы с вами моем. Мы с вами молодцы и будем обязательно здоровыми!
Итог:
-О чем мы сегодня разговаривали?
-Что нужно делать, чтобы не заболеть?
Беседа №4
«Поможем Хрюше стать опрятным"

Задачи: формировать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков; побуждать детей к постоянному их выполнению.
Материал: мыло, полотенце,
Ход беседы:
1. Сюрпризный момент
Воспитатель: ой, ребятки, вы слышите? Кто – то к нам в гости еще спешит! Давайте мы с вами уберём все игрушки на место, и посмотрим, кто к нам пожаловал.
На ширме появляется Хрюшка – весь грязный, лохматый, сильно плачет.
Воспитатель: Так вот это кто в гости к нам пришел! Здравствуй, Хрюша. Что с тобой случилось? Ты заболел? Почему ты плачешь?
Хрюша: Здравствуйте, ребята! Мне очень грустно. Я сегодня вышел во двор и хотел поиграть с друзьями. Но со мной никто не захотел играть, все отошли от меня в сторону…. (плачет)
Воспитатель: интересно! Ребята, а как вы думаете, почему с Хрюшей не стали играть его друзья?
Дети: он грязный, неопрятный, не красивый, не аккуратный….
Воспитатель: конечно же, потому что он неопрятный! нужно ему срочно помочь.
Хрюша: а еще они мне дали вот этот мешочек, и сказали, что вещи, которые там лежат, мне очень пригодятся. Вот посмотрите? Ребята помогите мне, пожалуйста!
Хрюша отдает мешочек воспитателю и детям, просит помочь ему.
Воспитатель: поможем ребятки Хрюше?
Дети: да.
Воспитатель: тогда давайте присядем на стульчики, а ты Хрюша слушай нас внимательно и все запоминай!
2. Игра “Чудесный мешочек”
Проводится игра “Чудесный мешочек”. Воспитатель: ребята, давайте посмотрим, что в мешке. Смотрите, что это? (Мыло.) Как вкусно пахнет. Какое мыло? (Душистое, белое, круглое.) Кто расскажет Хрюше, зачем нужно мыло?
Ребенок (по желанию) рассказывает, воспитатель помогает (Мыло нужно для того, чтобы умываться: мыть руки, лицо, шею и все тело, чтобы они были чистыми).Хрюша: Ой, ребята, а как моют руки? Покажите мне, пожалуйста!
Воспитатель: что ребята нужно сначала сделать?
Дети: закатать рукава.
Воспитатель: правильно, смотри, Хрюша, и запоминай:
Воспитатель вместе с детьми имитируют мытье рук:
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
тот водички не получит.
Надо, надо нам помыться,
Где тут чистая водица?
Кран откроем: Ш-Ш-Ш,
Руки моем: Ш-Ш-Ш,
Щечки, шейку мы потрем.
И водичкой обольем.
Хрюша: Как здорово!
-1070610-729615
Воспитатель: Ой, руки у нас мокрые! Что нам нужно, чтобы руки стали сухие? (Полотенце.) дети берут в руки воображаемое полотенце и “вытирают” руки.
Ну-ка, Хрюша давай посмотрим, а в твоем мешочке есть полотенце? Конечно же, есть. Вот оно! Полотенце какое, ребята? (Красивое, мягкое, пушистое, разноцветное)
Педагог предлагает детям достать из мешочка последний предмет, и тоже рассказать о нем (расческа): Это расческа. Она деревянная (пластмассовая, длинная, у нее есть ручка и зубья. Расческа нужна нам, чтобы расчесывать волосы вот так (ребенок показывает Хрюше, имитируя движения расчесывания, как нужно расчесываться).
Воспитатель: ну, вот хрюша, теперь ты понял для чего нужны эти предметы? (передает мешочек Хрюше)
Хрюша: я понял, я понял, что нужно делать с этими предметами! Теперь я знаю, как они могут мне помочь! Ребятки, пожалуйста, только никуда не уходите, я сейчас все исправлю….
За ширмой появляется Хрюша, весь чистый, причёсанный, аккуратный и опрятный.
Хрюша: Ребята, ребята! Теперь я точно знаю, почему со мной никто не хотел играть! Вспомните, какой я был? (Дети перечисляют: грязный, неопрятный, чумазый, неряшливо одетый, непричесанный). А теперь я какой? (чистый, красивый, опрятный и т.д.) Мне очень понравилось умываться, вытираться полотенцем, чистить зубы, расчесываться. Спасибо вам огромное за вашу помощь, у меня теперь столько много появилось друзей, которые хотят со мной играть. Я хочу вам подарить их портреты, что бы вы их раскрасили и оставили себе на память.
5. Продуктивная деятельность
Хрюша раздает всем ребятам портреты своих друзей для раскрашивания.
Ну, а мне пора бежать меня друзья ждут. Спасибо ребята. До свидания!
Воспитатель и дети: до свидания!
Воспитатель: как здорово ребята, что мы с вами помогли Хрюше. Давайте сейчас возьмем карандаши и раскрасим всех его друзей
Беседа№5
«Этика питания в детском саду»

Задачи: продолжать учить детей личной гигиены, . приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
Материалы: игрушка – «Буратино», детская посуда, карточки для занятий: «Хлеб».
Ход беседы:
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости давайте с вами поздороваемся, и поиграем в игру.
Дети имитируют движения, повторяют за воспитателем.
С добрым, утром глазки вы проснулись? (смотрят в бинокль)
С добрым утром ушки вы проснулись? (слегка трут ушки)
С добрым утром ручки вы проснулись? (хлопают)
С добрым утром ножки вы проснулись? (топают)
С добры утром солнце Мы проснулись и друг другу улыбнулись.
Ребята мы сейчас с вами будем завтракать.
Скажите, а кто нам готовит еду? Дети:Повар.

Скажите, а кто нам готовит еду? Дети: Повар.
А кто нам приносит еду? Дети: Белла Киримовна.(мл. воспитатель)
Дети а для чего нам нужна еда? Дети: Чтобы быть сильными, крепкими, некогда не болеть, получать витамины для организма.
Виолетта и Роман у нас дежурные поставьте - хлебницы, салфетки. А затем возвращайтесь к нам.
Дети рассматривают картинки, отвечают на наводящие вопросы.
Ещё ребята повара приготовили нам кашу, каша очень полезная, она бывает: манная, рисовая, гречневая, варится на молоке.
Ну-ка, ну-ка, ну-ка нули!
Не ворчите вы кастрюли,
Не ворчите, не шипите, кашу сладкую варите,
Кашу сладкую сварите, наших деток накормите.
И наконец чай его любят и взрослые и дети.
Ребята, а скажите как мы должны вести себя за столом? Дети: Спокойно, не толкаться, не разговаривать и т. д.
Послушайте у меня есть такое стихотворение.
На себя не проливай, суп горячий или чай.
Осторожней будь, когда горяча твоя еда.
Ешь спокойно не вертись, над тарелкой не крутись.
Да, ребята за столом мы должны сидеть спокойно, следить за своей осанкой, правильно держать ложку.
Появляется игрушка Буратино. Не правильно ведёт себя за столом. Все делают замечания. А теперь, давайте покажем Буратино как мы должны вести себя за столом. Но перед этим мы должны помыть руки. А зачем мыть руки мы послушаем стихи. Дети рассказывают стихи.
Мышка плохо лапки плохо мыла, лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась - и на лапках грязь осталась.
Полотенце в чёрных пятнах, как же это неприятно!
Попадут микробы в рот, может заболеть живот.
Так, что дети постарайтесь, чаще с мылом умывайтесь!
Надо тёплою водой руки мыть перед едой.
Идём спокойным шагом мыть руки, а затем завтракать.
Дети моют руки присаживаются завтракать, воспитатель желает приятного аппетита, обращает внимание как дети сидят за столом, что сегодня на завтрак.
Рефлексия:
-Как нужно вести себя за столом?
-Что нужно делать перед едой?
-Как нужно сидеть за столом?

Молодцы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Картотека подвижных игр по плаванию для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

подвижные игры в бассейне для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Сценарий беседы с применением ИКТ для детей среднего и старшего дошкольного возраста по тематической неделе «Безопасности» «Азбука безопасности».

Данный материал можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста при проведении тематической неделе "Безопасности"....

Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста).

Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста). Дидактические игры для детей  среднего возраста:1. Тема: «Птицы»Д/и ...

Картотека дидактических игр и упражнений направленных на ФЭМП у детей среднего и старшего дошкольного возраста

В предложенной картотеке собраны разнообразные игры по ФЭМП, которые сгруппированы по разделам. Всего 5 разделов: ориентировка в пространстве, цвет и геометрические фигуры, развитие логического мышлен...

Картотека игр, направленных на формирование правильного звукопроизношения для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

1. «Пускание корабликов»Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспит...