Методическая разработка технологии комплекса подвижных игр с финансовым содержанием
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Пупышев Александр Дмитриевич

Концепция комплекса подвижных игр 

Концепция Комплекса подвижных игр на тему финансовой грамотности адресована не только учителям предмета «финансовая грамотность». Разработка рассчитана на использование и воспитателями, методистами, родителями, – всеми взрослыми, которые заинтересованы в развитии финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста. В основе концепции лежат принципы универсальности и адаптивности, Комплекс направлен на проигрывание типичных, базовых ситуаций, с которыми сталкивается человек в течение жизни.

Тематически Комплекс посвящен финансовой грамотности на том уровне, который сегодня дает российская школа. В содержательной части разработка опирается на опубликованные материалы Проекта.

Ориентация на компетентностный подход в современном образовании породила массу интересных форм и заданий в рамках урока в классе: мини-исследования, проектная деятельность, обсуждения, ролевые игры, кроссворды, викторины, кейсы и так далее. Как сохранить тот же подход не в рамках классного урока, а в формате двигательной активности, не обесценивая при этом содержательную составляющую? Поиск ответа на этот вопрос лег в основу игрового комплекса. Разработка базируется на известных дворовых играх, в которые играли и играют дети разных стран. Наверняка многие из них знакомы родителям нынешних школьников, и даже бабушкам и дедушкам.

Игровые названия и присказки, используемые в Комплексе игр, могут варьироваться, но суть остаётся одинаковой и быстро узнаваемой. Содержательная часть наложена на популярные игры «Резиночка», «Рыбак и рыбки», «Горячая картошка», «Пионербол», «Вышибалы», «Цепи кованые», «Бабушка, распутай нас» («Путаница»), «Море волнуется», «Съедобное-несъедобное», а также на игры с элементами баскетбола и перетягивания каната. Таким образом, учителю и учащимся не потребуется много времени, чтобы вникнуть в механику. Уровень сложности – простой, ориентированный на физическое развитие ребенка младшего школьного возраста, включает привычные действия: прыжки в высоту, прыжки в длину, бег и ходьбу. В некоторые игры включены соревновательные элементы – это эстафеты и эстафеты с предметами, требующие от учащегося хорошей двигательной реакции и координации. Все игры в целом способствуют воспитанию силы воли и развитию таких физических качеств, как выносливость, ловкость, гибкость и скорость.

Комплекс рассчитан на участие в играх 20–40 человек – обычного класса российской школы. Также предусмотрена возможность проведения игр для малого количества школьников, которые могут испытать свои силы в индивидуальных играх. Практически все игры проводятся с участием ведущего, функции которого может выполнять учитель, воспитатель или методист. Можно также выбрать ведущего из числа школьников – в этом случае учитель может занять роль наблюдателя и сосредоточиться на анализе процесса и контроле содержательной части игры.

Компоненты каждой игры: тема; понятия, которые можно повторить перед игрой; педагогическая задача; этап занятия, на котором возможно использование игры; рекомендуемый возраст; продолжительность; описание игры. Некоторые игры предваряются вступительными легендами для большего эмоционального погружения детей в тему. Тематика игр охватывает школьную программу 2–7 классов и затрагивает следующие темы из области финансовой грамотности: «что такое деньги», «доходы и расходы», «семейный бюджет», «личные сбережения», «кредитование», «страхование», «риски и финансовая безопасность», «банковская карта». Каждая тема раскрывается 3–4 играми, которые затрагивают разные её аспекты.

Суммарно игры Комплекса отрабатывают более пятидесяти понятий, в том числе: монеты, купюры, цена товара, номинал, валюта, валютный курс, валютная биржа, банкнота, типы расходов, разница между обязательными и необязательными расходами, зарплата, работа, карьера, доход, семейный доход, безработица, финансовое планирование, бюджет, как формируется семейный бюджет, личные сбережения, банковский вклад, финансовая цель, финансовый план, финансовая подушка безопасности, кредит, кредитная история, поручитель, виды кредитов, заём, страхование, страховой случай, страховой полис, виды страхования, ПИН-код, банковская карта, банкомат и другие.

Проведение некоторых игр требует дополнительных материалов, поэтому они сопровождаются pdf-файлами, готовыми к распечатке на обычном принтере. К примеру, к эстафете «Все на выпуск банковской карты!» – шаблон с основными полями данных стандартной карты. Все материалы остается только распечатать и вырезать.

Одной из отличительных сторон разработанного Комплекса стала его вариативность: учитель, по своему усмотрению, с учетом уровня подготовки конкретного класса может менять вопросы, корректировать задания, придумывать новые усложнения. Такие возможности предусмотрены в каждой игре. Вместе с тем каждая игра, где это необходимо, содержит опорный список вариантов ответов и вопросов, который учитель может использовать напрямую или в качестве ориентира.

Комплекс помогает эффективному формированию компетенций у учащихся младших классов, таким образом, решая актуальные задачи российского образования. Игры дают простор для формирования ценностно-смысловой компетенции, погружая ребенка в условия выбора, принятия решений и ответственности за них перед командой. На развитие коммуникативной компетенции работают условия тех игр, где необходимо в сжатый отрезок времени узнать данные товарища по команде и создать определенный заданный порядок. Есть задания, требующие умения договориться найти общий язык со своей командой – от названия до, например, определения общей цели накопления игровых денег; в некоторых случаях важно точно транслировать задание команде. Тема финансовой грамотности дает возможность для формирования социальных компетенций: в ситуациях, где школьники по условиям игры должны создавать семейный бюджет, планировать общие расходы и определять цели своих накоплений. Разнообразие жизненных ситуаций, которые моделируют игры, позволяют ребенку почувствовать себя в роли семьянина, работника, потребителя или покупателя.

В ходе игры школьники расширяют свои представления и знания о жизни семьи и общества, а также об экономических процессах – например, о влиянии кризисов на рынок труда.

Все игры Комплекса создавались для проведения их в школьном пространстве (спортивный зал, рекреация, площадка перед школой), но они легко адаптируются к полевым условиям. Независимо от места проведения игры учитель по своему усмотрению может выделить время для погружения учащихся в тему предстоящей игры. Форма вступления может быть разная – беседа, в ходе которой учитель и учащиеся совместными усилиями формируют понимание темы; или «вопрос-ответ», когда учитель при помощи вопросов наводит учащихся на правильное видение проблемы; или традиционная лекционная форма, когда тема излагается учителем. Таким образом, двигательная компонента не отменяет развития когнитивной, и даже помогает развитию учебно-познавательной компетенции. В этом смысле Комплекс подвижных игр на тему финансовой грамотности позволяет проводить комбинированное воздействие на физическое, когнитивное и психическое развитие ребенка. 

Представленные в Комплексе подвижные игры являются универсальным средством, позволяющим объединить в образовательном процессе потребности ребёнка в игре, в активных двигательных действиях, и необходимость формирования у обучающихся основ финансовой грамотности как совокупности знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. В каждой представленной игре есть два начала: одно несёт развлекательность, другое требует серьезности и мобилизации усилий. Это определяет содержательную значимость подвижных игр как средства формирования финансовой грамотности: обучающиеся с удовольствием и интересом включаются в игровую деятельность, в соревнование, в состязание, при этом, благодаря заложенным в содержание игр ситуациям, происходит ознакомление с финансовыми понятиями или же расширение, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных на занятиях по финансовой грамотности. Образовательный потенциал подвижных игр по финансовой грамотности заключается в широкой возможности комплексного воздействия на формирование интеллектуальной сферы ребенка, его способности к анализу и синтезу ситуационных игровых проявлений, сообразительности, наблюдательности. Игры предъявляют обучающимся множество требований, а значит, и развивают способность к сопоставлению, обобщению воспринятого извне, в конечном счете, — в принятии решений, оценки результата действия, его корректировки, способности делать выводы о результате деятельности. При этом данные игры имеют ярко выраженный обучающий компонент, поскольку игры ставят и решают различные дидактические задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_pi_s_fin_soderzhaniem.docx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: Подвижные игры, как элемент игровой технологии

Методическая разработка по теме: Подвижные игры, как элемент игровой технологии. Выступление на городском семинаре для воспитателей МБДОУ.Автор-разработчик: Т.П. Масленцева, воспитатель первой младшей...

Методическая разработка: "Картотека физкульминуток и пальчиковой гимнастики экологического содержания"

В картотеке представлены упражнения для развития мелкой моторики рук, речевого интонационно-ритмического слуха, способствующие развитию ребенка....

Методическая разработка "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"

Методическая разработка "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"...

Методическая разработка "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"

Методическая разработка "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Методическая разработка: «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»

Методическая разработка:«Организация и проведение экспериментовс дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»...

Методическая разработка «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»

Методическая разработка «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками.Содержание уголков экспериментальной деятельности»...