Картотека пальчиковых игр
картотека

Тараненко Валерия Николаевна

Картотека пальчиковых игр для детей ранненго, младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка»

    

Картотека пальчиковых игр

для детей раннего возраста

C:\Users\KL\Desktop\ребенок.png

Выполнила:

В.Н. Тараненко

воспитатель


Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли в садик погулять.

Ходим-ходим мы по лугу,

Там цветы растут по кругу.

Лепесточков ровно пять,

Можно взять и посчитать.

1–2 строчки — пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки.

3–4 строчки — указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой.

5–6 строчки — считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их.

Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.

* * *

Поиграли — отдохните,

Ваши пальчики встряхните.

Сгибайте ваши пальчики,

Совсем как ушки зайчики.

1–2 строчки — расслабляем руки и встряхиваем их.

3–4 строчки — обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.

Стихотворение и все движения можно повторить.

* * *

Волк раскроет свою пасть,

Хочет зайчика украсть:

Щелк да щелк, и снова щелк!

Не поймает зайца волк.

Пастью щелкает напрасно —

Заяц бегает прекрасно!

1–4 строчки — указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимаем к сомкнутым четырем пальцам, то отпускаем, изображая волчью пасть. Щелкаем «пастью» на обеих руках.

5–6 строчки — расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу, прикасаясь к его поверхности подушечками.

* * *

В домике сидит волчок,

Он глядит на вас в глазок,

Может дверку приоткрыть

И за пальчик укусить.

Если больно, то немножко

Разотри свои ладошки!

1–2 строчки — из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или «бинокль» и приставляем к глазам.

3–4 строчки — из одной ладони делаем «волчью пасть», как в предыдущей игре, а пальцы другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками.

5–6 строчки — легкими движениями растираем ладони одна о другую.

* * *

Избушка на лужочке,

Двери на замочке.

Ключик быстро подберем

И избушку отопрем.

Отряхнем ладошки,

Отдохнем немножко.

1 строчка — делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.

2 строчка — соединяем пальцы в замок.

3–4 строчки — выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка.

5–6 строчки — размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.

* * *

Крылья нашей мельницы

У ветерка как пленницы —

Как ветер переменится,

Так повернется мельница.

1–4 строчки — прижимаем друг к другу ладони и выполняем растирающие вращательные движения. Пальцы при этом не соприкасаются.

* * *

Всех помощников опять

Надо быстро сосчитать:

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Чисто-чисто подметал.

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

1–2 строчки — хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.

3–8 строчки — в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки.

* * *

Нарядили ребятки

Свои пальчики в перчатки.

Раз, два, три, четыре, пять —

Надо всех пересчитать.

Десять пальцев — как отряд,

И костюму каждый рад.

Стать сильными стараются,

Спортом занимаются.

1–2 строчки — растопыриваем пальцы обеих рук (ладонями наружу).

3–4 строчки — повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы.

5–6 строчки — сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действия выполняем обеими руками одновременно.

* * *

После завтрака мы с вами

В лес поедем за дровами.

Пилим-пилим, пилим-пилим!

Быстро мы бревно осилим!

Рубим-рубим, рубим-рубим!

Топором работать будем.

Привезем домой дрова,

Сложим посреди двора.

1–2 строчки — сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно проводим по внутренней стороне предплечий.

3–4 строчки — ставим на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед-назад.

5–6 строчки — кулаком или ребром ладони «рубим», постукивая по столу.

7–8 строчки — выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол, поглаживая его ладонями.

* * *

Скачет на коне Егорка

То на горку, то под горку.

Раз, два, три, четыре, пять —

Весело ему скакать!

Выезжает в чисто поле —

Есть где разгуляться вволю!

1–4 строчки — одну руку сжимаем в кулак, пальцами другой «переступаем» по косточкам и ямкам между ними.

5–6 строчки — разжимаем руку и пальцами другой руки круговыми движениями поглаживаем ладонь.

* * *

Повторяем все для другой руки.

Пляшут в кухне на стене

Солнечные зайчики,

А у Маши расшалились

Маленькие пальчики.

Быстро бегают они

По Машиной ладошке.

Успокойтесь, шалуны,

Отдохнем немножко!

1–2 строчки — подушечками пальцев обеих рук «бегаем» по столу или стене.

3–4 строчки — пальцами одной руки «бегаем» по ладони другой.

5–6 строчки — пальцами одной руки поглаживаем ладонь другой.

Повторяем все действия для второй руки.

* * *

Две ладошки — два домишки.

Там живут бродяги-мишки.

Вот поспят они немножко

И помчатся по дорожкам.

А дорожки — две руки.

Ну-ка, мишкам помоги:

Их на санки посади,

По дорожкам прокати!

1–4 строчки — сжимаем и разжимаем кулаки.

5–8 строчки — сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой.

Игру можно повторить несколько раз.

* * *

Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки.

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают.

Дайте мне горошинку!

Я такой хорошенький!

1–2 строчки — подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.

3–4 строчки — пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.

5 строчка — складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.

6 строчка — обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.

* * *

В море лодочка плыла,

В ней лиса веслом гребла.

Притомилася лиса,

Распустила паруса.

Теперь на лавочке сидит,

На море в бинокль глядит.

1 строчка — складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.

2 строчка — разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях.

3–4 строчки — поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы.

5–6 строчки — сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль.

* * *

Девочки и мальчики!

Расправьте свои пальчики!

Пополам согните,

В кулачок сожмите!

Раскройте ладошки,

Встряхните немножко!

Чтобы правильно писать,

Надо ручкам отдыхать!

Выполняем все движения согласно тексту стихотворения. Для занятий в детском саду можно менять текст 7 строки: «Чтоб красиво рисовать» или «Чтоб красиво вырезать».

* * *

Ежик Николка под елку свалился,

Ежик Николка по травке катился.

Брюшко решил он на солнце погреть,

Ну и конечно, слегка загореть.

Солнышко скрылось, ежик замерз,

Успел загореть только маленький нос.

1–2 строчки — сжимаем руки в кулаки и суставами пястных костей и фаланг пальцев совершаем перекатывающие движения по столу.

3–4 строчки — разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую.

5–6 строчки — пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.

* * *

Пошла гулять Маринка

По узенькой тропинке.

У леса на лужочке

Рвала она цветочки.

Пока домой бежала,

Цветочки растеряла.

1–2 строчки — указательными и средними пальцами обеих рук «ходим» по столу.

3–4 строчки — соединяем подушечки пальцев на обеих руках и «рвем цветы», то раскрывая, то закрывая щепоть.

5–6 строчки — раскрываем обе ладони и, прикасаясь подушечками пальцев к поверхности стола, «бежим» домой.

* * *

Я маленькая хрюшка,

На солнце грею брюшко.

И розовые ушки

Стали на макушке.

Глазки я закрыла,

Про пятачок забыла:

На солнце загорел

И сильно покраснел.

1–2 строчки — поглаживаем ладони обеих рук.

3–4 строчки — прикладываем ладони с сомкнутыми пальцами к голове и сгибаем-разгибаем пальцы.

5–6 строчки — кончиками пальцев круговыми движениями гладим закрытые глаза.

7–8 строчки — пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.

* * *

В каждой из избушек

Живут по пять подружек:

Маня, Настя и Полина,

Катерина и Марина,

Соня, Вера, Зинаида,

Василиса, Степанида.

Вместе песенки поют,

Дружно, весело живут.

1–2 строчки — делаем «домик», соединяя руки кончиками пальцев и основаниями ладоней.

3–6 строчки — называем имена и поглаживаем каждый палец, совершая движения от основания к кончику.

7–8 строчки — поглаживаем и потираем ладони одна о другую.

* * *

Мастер шкафчик мастерил,

Ровно досочки пилил,

Молотком по ним стучал,

Точно гвозди забивал.

Дверки сделал и замок,

Ключик сделать он не смог.

1–2 строчки — ставим ладони ребром и «пилим» по поверхности стола, совершая движения вперед-назад.

3–4 строчки — сжимаем руки в кулаки и стучим по столу, «забивая гвозди».

5 строчка — соединяем боковые поверхности больших пальцев, раскрываем и закрываем «дверки».

6 строчка — соединяем пальцы обеих рук в замок.

Игру можно повторить несколько раз.

* * *

Маленький Тимошка

Гладил ладошки.

И у каждой руки

Сосчитал бугорки:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем на другой считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять.

1–4 строчки — указательным пальцем одной руки круговыми движениями поглаживаем ладонь другой руки.

5–6 строчки — обводим бугорки у основания каждого пальца.

7–8 строчки — делаем то же самое для другой руки.

* * *

Солнышко яркое в небе сияло,

Лучами своими нас согревало.

Тучки по небу быстро бежали,

Лучики в тучках надолго застряли.

Но появился ветер могучий

И разогнал все мрачные тучи.

Солнышко снова на небе сияет,

Жаркие лучики нас согревают.

1–2 строчки — поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук.

3–4 строчки — соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения.

5–6 строчки — поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо-влево.

7–8 строчки — снова поднимаем руки вверх и расправляем пальцы-«лучи».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка»

    

Картотека пальчиковых игр

для детей младшего дошкольного возраста

C:\Users\KL\Desktop\ребенок.png

Выполнила:

В.Н. Тараненко

воспитатель

 

Сентябрь

 

Комплекс пальчиковой гимнастики

 

I половина сентября

 «Пальчики здороваются».

Кончик большого пальца правой руки поочередно

касается кончиков указательного, среднего,

безымянного и мизинца.

Повстречал ежонка ёж:

« Здравствуй, братец! Как живешь?»

 

 «Большое колечко»

Кончик округлённого указательного пальца встаёт на кончик большого пальца ( на правой и левой руке).

 «Соединяем одинаковые пальчики рук».
Дружат добрые зверята,

(пальцы рук соединяются в замок)

Дружат малые зайчата,

(ритмичное касание мизинцев обеих рук)

Дружат в озере бобры,

(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук)

Дружат в небе комары,

(ритмичное   касание средних пальцев обеих рук)

Дружат милые ежата,

(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук)

Дружат даже медвежата,

(ритмичное касание больших пальцев обеих рук)

Вот как разыгрались

По лесу разбежались!

(Руки опустить, потрясти кистями)

 

 

II половина сентября

 

 «Грибы.

 Мы идём дорожками, мы идём тропинками.

Мы идём с лукошками, мы идём с корзинками

(хлопок, кулачок)

Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы,

И пенёк с опёнками под рябиной тонкою,

Крепкий подберёзовик вырос под берёзою,

Крепкий подосиновик вырос под осиною.

(поочерёдно загибать пальчики).

 

«Цветок».

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок - пион

( Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть;

ладошки немного округлые, получается «бутон»).

 

«Вилка».

Вилкой мы едим сосиску,

Макароны и редиску.

(указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты

врозь   и напряжены; большой палец прижимает мизинец к ладони).

«Лодочка»

Маленькая лодочка по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.

(Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком»)

 

 

Октябрь

Комплекс  пальчиковой  гимнастики

I половина октября

  «Гусь».     

Гусь гогочет и гогочет, Ущипнуть тебя он хочет.

(Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть вперёд и прижать друг к другу. Указательный палец согнут, и упирается на большой палец).

 

« Курочка».

Зёрнышко за зёрнышком

Курочка клюёт.

В клюве своим деткам

Зёрнышко несёт

(ладонь немного согнуть; указательный палец упирается в большой.

Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом

положении.)

 

«Лошадь».

Конь ретивый

С длинной гривой.

Скачет, скачет по полям Тут и там! Тут и там!

Большой палец правой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту

ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.

 

«Потешка»

Кто в деревне живет?

Лежебока -рыжий кот,

Маленький телёнок,

Жёлтенький цыплёнок,

Белая овечка,

Мышка под крылечком.

Раз, два, три, четыре, пять,

Их не трудно сосчитать.

 

II половина октября

 

«Три богатыря».

На поляне у ручья

Стоят три богатыря.

(указательный средний и безымянный пальцы вытянуты вверх и прижаты друг к другу. Большой палец прижимает мизинец к ладони).

 

«Дружные пальчики».

 Пальцы очень крепко дружат
Мне помощниками служат.

(пальцы одной руки выпрямить, и удерживать напряженные пальцы до

счета 10).

Выполнить сначала    каждой рукой по очереди, затем двумя руками

одновременно.

После упражнения - встряхнуть кисти рук).

 

     «Деревья».

Поднять обе руки, ладонями к себе, широко расставив пальцы.

    

«Потешка «Домик».
Раз, два, три, четыре, пять

(разжимаем пальцы из кулака, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять

(ритмично разжимаем все пальцы вместе)

Раз, два, три, четыре, пять

(сжимаем поочередно широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

 

Ноябрь

Комплекс  пальчиковой  гимнастики

I половина ноября

 

« Птички».
Птички прилетали
Крыльями махали.
Сели, посидели,
Дальше полетели.

(пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз).

 

     «Гнездо».

 (Соединить обе руки в виде чашки, пальцы плотно сжаты).

 

 «Потешка ».

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

 Этот пальчик - прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

 Ну, а этот долго юпал,

А потом будить всех стал,

 Встали пальчики! Ура!

(выпрямить все пальцы)

Нам гулять идти пора!

(ритмично сжимать и разжимать пальцы).

 

 

II половина ноября

     «Цветок».

Солнце поднимается -

Цветочек распускается

Солнышко садится -

Цветочек спать ложится.

(Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу)  (Цветочек распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе).

 

«Месим тесто».

 (Руками имитируем процесс вымешивания теста).

Тесто мнём, мнём, мнём!

Тесто жмём, жмём, жмём

Пироги мы испечём!

(сжимаем и разжимаем руки в кулачки, руками совершаем движения, как будто лепим снежки).

 

«Заготавливаем капусту»

Мы капусту рубим! (2р.)

(прямыми, напряженными ладонями имитируем движения топора: вверх - вниз).

Мы капусту режем! (2р.)

(энергичные движения прямыми ладонями вперёд - назад).

Мы капусту жмём! (2р.)

(Энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно).

Мы морковку трём! (2р.)

(пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх - вниз по ладони другой руки).

 

Декабрь

Комплекс  пальчиковой  гимнастики

I половина декабря

«Колечко».

На узорное крылечко

Кто-то уронил колечко.

И оно с крыльца скатилось,

За ступеньку закатилось.

Дети смотрят там и тут,

Но колечка не найдут.

(соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко,

остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу).

 

«Очки».

Вот колечки - посмотри!

Превращаются в очки!

(сделать двумя руками колечки, поднести к глазам, имитируя очки).

 

«Ёжик».

Маленький колючий ёж.

До чего же он хорош!

(поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной

руки между пальцами другой; шевелить прямыми пальчиками).

 « Потешка».

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

( поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого,  а со слов « А вот и вся моя семья»,  второй рукой охватывать весь кулачок.)

 

 

И половина декабря

 

 «Солнечные лучи».

(скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)

 

«Пассажиры в автобусе».

(скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

 

«Замок».

( на счет раз - ладони вместе, на счет два - пальцы соединяются в замок).

 

Потешка «Прятки»
В прятки пальчики играли.И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

 

 

Январь

Комплекс  пальчиковой  гимнастики

I половина января

 

«Лиса».

(ладони прижаты друг к другу, согнуть вовнутрь мизинцы и указательные пальцы, Большие поднять вверх).

 

«Зайчик».

(указательный и средний пальцы подняты вверх и развести в стороны, остальные прижаты к ладони, шевелить « ушками»).

 

  «Человечки»

 Побежали вдоль реки
Дети наперегонки.

(движение указательного и среднего пальцев по поверхности).

 

II половина января

 

« Двое разговаривают».

(сжать обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуты вверх,   приблизить их друг к другу).

 

«Улитка с усиками».

(положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).

 

«Ёжик».

(ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).

 

«Дружба».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

(пальцы  обеих  рук  несколько  раз  ритмично  соединяются  в  замок,  ритмично касаясь друг друга, начиная с мизинца)

 

 

Февраль

Комплекс  пальчиковой  гимнастики

I половина февраля

 

 Сжимание и разжимание кистей на счёт «Раз-два»

 

«Лыжник».

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду- весь лес обошли,

Дружно на лыжах домой мы пришли.

(указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола,имитируя движения ног).

 

«Бинокль».

 Большой палец каждой руки   вместе с остальными образует кольцо.

 

Потешка «Волк».

 Мы делили апельсин. Апельсин всего один. Эта долька для кота, Эта долька для ежа, Эта долька для улитки, Эта долька для чижа, А для волка кожура.

(соединить большой , средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).

 

«Ловкие пальцы».

 (перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги;

разгладить листок, чтобы он не топорщился и ни один его край не осталсязагнутым).

 

 

IIполовина февраля

        

Эти пальцы – все бойцы

Удалые молодцы

(растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)

 Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

(приподнять 2 больших пальца, другие прижать)

 Два гвардейца – храбреца

(приподнять 2 указательных пальца)

 Два сметливых молодца

(приподнять 2 средних пальца)

 Два героя безымянных

Но в работе очень славных

(приподнять 2 безымянных пальца)

 Два мизинца - коротышки

Очень славные мальчишки.

(приподнять 2 мизинца)

«Ладонь - ребро - кулак».

(на счёт «раз, два, три»).

«Три богатыря».

 (указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх и прижаты друг к другу, большой палец    прижимает мизинец к ладони).

 

«Пальчики здороваются».

(соприкосновение подушечек пальцев одной руки с другой).

 

«Потешка».

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама,

Этот пальчик - я,

Это вся моя семья.

(дети сгибают пальцы по одному, в кулачок).

 

 

Март

Комплекс  пальчиковой  гимнастики

I половина марта

 

 «Тюльпан».

 (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).

 

«Большой братец».

Покажи уменье другу,
Покружись-ка ты по кругу.
(
Четыре пальца правой руки

сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения).

 

«Ушки - рожки».

У улитки - крошки,
Маленькие рожки.
У зайчишки - ушки,
Ушки на макушке.

(вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца; то же упражнение выполняется пальцами левой руки) 

II половина марта

 

«Вилка».

Вилкой мы едим сосиску,

Макароны и редиску.

(указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены

врозь и напряжены; большой палец прижимает мизинец к ладони).

 

«Потешка».

Дружат добрые зверята,

(пальцы рук соединяются в "замок")

 Дружат малые зайчата,

(ритмичное касание мизинцев обеих рук).

 Дружат в озере бобры,

(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук),

 Дружат в небе комары,

(ритмичное касание средних пальцев рук).

 Дружат милые ежата

(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук;

 Дружат даже медвежата,

( ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

 Вот как разыгрались,

По лесу разбежались!

(Руки опустить, потрясти кистями).

 

«Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,

(руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их).

 Утром весенним раскрыл лепестки,

Всем лепесткам красоту и питанье

(ритмичное движение пальцами вместе - врозь),       

 Дружно дают под землёй корешки.

(ладонь опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

 

Апрель

Комплекс  пальчиковой  гимнастики

I половина апреля

 

 Сжимание и разжимание   кистей рук на счёт: раз, два.

 

«Ёжик».

 (ладони соединить, прямые пальцы выставить ввех).

 

«Коза»

 Вижу у козочки острые рожки.

Я убегу от неё по дорожке.

(указательный палец и мизинец выпрямить; средний и безымянный -

прижать большим пальцем к ладони).

 

«Дождик».

Дождик - дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить!

(подушечки   правой,   или   левой   руки   прижаты   к   столу;   попеременно постукивать ими по поверхности стола «игра на пианино»).

 

Потешка  «Скакалка».

Я скачу, я верчу

Новую скакалку.

Захочу, обскачу,

Галю и Наталку.

Ну-караз, ну-ка два,

Посреди дорожки,

Да бегом, с ветерком,

Да на правой ножке.

(обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх; делаем круговые движения   большим пальцем «крутим скакалку сначала в одну сторону, потом в другую)

  

II половина апреля

 

«Колокольчики»

В прятки пальчики играют

(сжимают и разжимают пальчики)

И головки убирают,

(открывают и закрывают лицо ладонями)

Словно синие цветки

Распускают лепестки

(сводят и разводят пальцы веером)

Наверху качаются,

Низко наклоняются

(делают наклоны кистей вправо – влево)

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой

(делают наклоны кистей вверх - вниз)

Колокольчики цветы

Очень вежливы. А ты?

(делают повороты вправо – влево)

 

«Солнце».

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

(ладошки скрестить; пальцы хорошо раздвинуть, образуя «солнышко случами»)

 

«Бабочка».

Бабочка — коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

(скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к

другу; пальцы прямые « бабочка сидит»).

 

«Алые цветки».

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головками качают.

(ладони соединены в форме тюльпана; пальцы медленно раскрываются,плавно покачиваются, затем медленно закрываются, кисти рук, покачиваются)

 

 

Май

Комплекс  пальчиковой  гимнастики

I половина мая

 

«Пчела»

  Прилетела к нам вчера

  Полосатая пчела.

  (Машут ладошками). 

  А за нею шмель-шмелек

  И веселый мотылек,

  Два жука и стрекоза,

  (На каждое название насекомого загибают пальчик).

  Как фонарики глаза.

  (Делают кружочки из пальчиков, подносят к глазам).

  Пожужжали, полетали,

  От усталости упали.

  (Роняют ладони на стол).    

 

«Здравствуй»

Здравствуй, Солнце золотое!      

 Здравствуй, небо голубое!

 Здравствуй, вольный ветерок!

 Здравствуй, маленький дубок!

 Мы живем в одном краю –

 Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с

пальцами левой руки, похлопывая друг друга

кончиками. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

 

   «Жук».

Я весёлый Майский жук,

Знаю все

Сады вокруг,

Над лужайками

Кружу,

А зовут меня

Жу — жу....

(сжать кулачок; указательный палец и мизинец развести в стороны "усы")

 

II половина мая

 «Комарик».

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

(сжать кулачок; указательный палец выдвинуть вперёд "хоботок " мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз "лапки").

                                                 

 «Оса».

Оса села на цветок,

Пьёт она душистый сок.

(вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое пальцем левой руки).

 

« Улитка с усиками».

 (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).

 

« Ромашка».

(соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).

 

«Потешка».

Кто в лесочке живёт?

Под корягой старый крот,

За горой лисёнок,

В ельнике - лосёнок.

Под кустом — лисичка,

На сосне - лисичка!

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальцы загибать!

(поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого ).

 




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка»

    

Картотека пальчиковых игр

для детей среднего дошкольного возраста

C:\Users\KL\Desktop\ребенок.png

Выполнила:

В.Н. Тараненко

воспитатель

 

1. «Дружные пальчики»

Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик)

2. «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я!

3. «Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая

Да весёлая.

(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,

(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,

(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются.

(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.

(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.

(загнуть мизинцы)

4. «Пальчики засыпают»

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

5. «Наша группа»

В нашей группе все друзья.

(ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

6. «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

(поочерёдно загибают пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдно разгибают пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

7. «Осенние листья»

Раз, два, три,

Четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)

8. «Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Настоящий великан.

(загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать!

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

9. «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

Ох!

(один хлопок)

И ушёл. Газон засох.

(ритмичные хлопки по столу)

10.«Осень»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(спокойно укладывают ладони на стол)

11. «Овощи»

У Лариски – А у Вовки –

Две редиски. Две морковки.

У Алёшки – Да ещё у Петьки –

Две картошки. Две хвостатых

У Серёжки сорванца – редьки.

Два зелёных огурца.

12. «Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот!

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»)

13.«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идём мы погулять.

(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

(загибают пальчики, начиная с большого)

14. «Грибы»

Топ-топ – пять шагов,

(дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный –

Гриб опасный.

(сгибают и разгибают кулачки)

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

(на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого)

15. «Наша квартира»

В нашей комнате-столовой –

Есть отличный СТОЛ дубовый,

СТУЛЬЯ – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

Две широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате

И берёзовый КОМОД,

Мама там бельё берёт.

А в гостинной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ – центр музыкальный.

(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)

16. «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире

(сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

(загибают пальчики на каждое название мебели)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

17. «Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик5 тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)

18. «Обувь»

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

19. «Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоём

Неразлучные идём.

(средний и указательный пальчики «шагают» по столу)

Мы гуляем по лугам,

По зелёным берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

(загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Будем там тихонько спать.

(укладывают ладони на стол)

20. «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идут» по столу указательными и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.

(движения воображаемой ложкой; руки под

щёку)

21. «Ёлочка»

Перед нами ёлочка

(пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)

Шишечки, иголочки.

(кулачки; указательные пальчики выставлены)

Шарики, фонарики,

(«шарики» из пальцев вверх, вниз)

Зайчики и свечки,

(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звёзды, человечки.

(ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)

22. «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы тебя хотим поймать.

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка)

Крошку хлебную взяла.

(делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(снова «плывут»)

23. «Каша»

Каша в поле росла,

(дети подняли руки, шевелят пальчиками)

К нам в тарелку пришла.

(«идут пальчиками по столу)

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

(в правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки)

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Всем дадим по ложке!

(разжимают кулачки)

24. «Апельсин»

Мы делили апельсин.

(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)

Много нас,

(показывают 10 пальцев)

А он один.

(показывают 1 палец)

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

(загибают по одному пальчику на каждую строчку)

А для волка – кожура.

(бросательные движения правой рукой)

Он сердит на нас – беда!!!

(сжимают кулаки и прижимают их к груди)

Разбегайтесь – кто куда!!!

(«бегут» пальцами по столу)

25. «Сорока – белобока»

Сорока-белобока Сорока-белобока

Кашку варила, Кашку варила,

Детишек кормила. Детишек кормила

Этому дала, Этому не дала:

Этому дала, Ты воды не носил,

Этому дала, Дров не рубил,

Этому дала, Каши не варил -

Этому дала. Тебе ничего нет!

26. «Что принёс нам почтальон?»

Что принёс нам почтальон?

(сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.

(«шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли – две кассеты

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали.

(на каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого)

27. «Весна»

Иди, весна, иди, красна,

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

(загибают по одному пальчику с мизинца)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...