статья по здоровьесбережению в группе раннего возраста
статья (младшая группа)

Манзадей Евгения Владимировна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorovesberezhenie_2022.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Манзадей Евгения Владимировна,

воспитатель 1 квалификационной категории

«Детского сада №23 общеразвивающего вида»

г. Сыктывкара

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста.

        В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

        Эта проблема волновала выдающиеся умы не одно столетие. Еще в 18 веке французский писатель Ж. Руссо, говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении…

        Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. В настоящее время в детские сады приходит большое количество детей, с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими и хроническими заболеваниями.

        Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

        Почему я выбрала данную тему?    Актуальность опыта состоит в решении проблемы  сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании  осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

        Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей. Комплекс таких мероприятий получил название «здоровьесберегающие технологии».

        Ранний возраст — это в буквальном смысле — начало. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив. Моя задача — помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение — все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы.

        Цель моей работы: заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы.

        Поставив цель, я определила следующие задачи:

  • Подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возраста;
  • Организовать предметно - развивающую среду для проведения занятий с детьми;
  • Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения у малышей;
  • Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;
  • Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
  • Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок материалы для родителей.

        Свою работу строю в тесном взаимодействии с воспитателями, узкими специалистами нашего детского сада, социальными институтами и родителями. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике различные методы , приемы и технологии.

        Рассмотрим подробнее, что это за технологии и как я их применяю.

        Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

  • Закаливающие мероприятия – например «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка…», организую ходьбу босиком по ортопедическим массажным коврикам, ребристой доске после дневного сна, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.
  • Динамические паузы – применяю комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.
  • Подвижные и спортивные игры - подбираю в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения, например на прогулке «Воробышки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто быстрее», в группе «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Вышла курочка гулять» и т.д.
  • Пальчиковая гимнастика - темы упражнений самые разнообразные: «Веселая мышка», «Паучки», «У меня пропали руки», «Апельсин», и др.
  • Гимнастика для глаз – стараюсь проводить в стихах, например:

Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту.

А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто

Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!

  • Дыхательная гимнастика – очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, «Насос», «Волшебные бутылочки», «Горячий чай», «Чей шарик быстрее» и т.д.
  • Гимнастика пробуждения – стараюсь включать спокойную музыку и сначала делаю упражнения на кроватках «Мы проснулись», «Котята», «Веселая зарядка».

        Для профилактических целей родителями были изготовлены коврик - дорожка с пуговицами, с крышечками, губками, веревочками Дети с удовольствием ходят по ним после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

- Использованием массажного Шарика су-джок малыши с удовольствием повторяют движения, стараюсь проводить упражнения в стихах:

Я мячом круги катаю взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку, а потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.

Детям моей группы очень нравятся массажи с использованием нетрадиционного материала: шарики су-джок, кисточки, пёрышки, шишки, поролоновые палочки. Также игровой массаж способствует установлению эмоционального контакта, сплочению детского коллектива, если проводить его в парах или по кругу.

        - Арт-терапия - С помощью художественного творчества помогаю ребенку погасить отрицательные эмоции, отвлечь и успокоить ребенка. В течение дня включаю в работу «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование на большом листе бумаги», «Рисование пластилином».

        К технологии обучения здоровому образу жизни относятся:

  • Утренняя гимнастика - я разработала комплекс упражнений и подобрала к ним музыкальное сопровождение: «Курочка Ряба», «Погремушки», «Веселые Петрушки», «Самолетики» и др.
  • Физкультурные занятия - стараюсь проводить интегрированные занятия с элементами изобразительной деятельности, конструирования, с музыкальным сопровождением. Использую нетрадиционное оборудование, такое как «Сенсорные мешочки», «Волшебные прищепки», «Сенсорный цветок», «Сенсорное панно».

К коррекционным технологиям относятся:

  • Артикуляционная гимнастика – изготовила разрезную картотеку упражнений для губ, щек, языка.
  • Музыкотерапия — помогает снять напряжение, повысить эмоциональный настрой ребенка. И я Широко использую ее в течении дня , в зависимости от вида деятельности.
  • Сказкотерапию - Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в детский сад, нередко бывает сопряжено с тяжелыми эмоциональными переживаниями. И именно сказка облегчает ребенку вхождение в детский сад, а так же положительно влияет на его здоровье. Каждый день я сталкиваюсь с большими и маленькими проблемами. Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться, убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на помощь приходят стихи, сказки, песенки, потешки, одним словом – элементы сказкотерапии.

        Здоровьесберегающая деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями.Для родителей проводятся консультации и беседы: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Значение режима дня в жизни дошкольника», "Играем дома всей семьей" и др. А также использую папки – передвижки «Растим здорового малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Как одевать ребенка в зимнее время», «Не ленись, на зарядку становись», «Как обучать малыша культурно – гигиеническим навыкам» и т. д.

        Рекомендую родителям занимательно-игровые формы работы с интересными сказочными сюжетами, привлекающими внимание детей. Это комплексы:

  • психогимнастик «Веселые пчелки», «Путешествия котят», «Дождевые червячки» и др., цель которых дать возможность ребенку испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога, тренируя их в направлении и задержании внимания на своих ощущениях;
  • имитационные игры, игровые упражнения «Мы-волшебники», «Разноцветные карточки», «Волшебные крючочки» и др., способствующие развитию творческих способностей и навыков общения, снятию проблем, сопутствующих «кризису трех лет».

        Закончить  хочу словами Сухомлинского В.А.: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

        Список используемой литературы:

1. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Оздоровление детей в условиях детского сада / Под ред. Л.В. Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Алексеева А.С. Организация питания детей в дошкольных учреждениях: Пособие для воспитателя дет. сада / А.С. Алексеева, Л.В. Дружинина, К.С. Ладодо. – М.: Просвещение, 1990.

4. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.

5. Г.И. Кулик «Школа здорового человека», М.  Сфера 2010

6.И.М. Новикова  «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»  М. «Мозаика-Синтез» 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. «Профессиональная компетентность воспитателей групп раннего возраста».

Профессиональная деятельность и компетентность  воспитателя является важным звеном в воспитательной системе дошкольника. И обусловлена она современной задачей, которую ставят перед дошкольным учр...

Статья о проведении в группе раннего возраста выставки совместного творчества детей и родителей " Зимушка хрустальная".

В январе 2015 года в рамках проекта " Вместе весело играть" в группе раннего возраста была организована выставка совместного творчества детей и родителей на тему: "Зимушка хрустальная".Родители с удов...

"Здоровьесбережение в группе раннего возраста"

Причины повышения заболеваемости ребенка с началом посещения детского сада....

Проект по здоровьесбережению в группе раннего возраста "Будь здоров, малыш!"

Цель: оздоровление детей, формирование основ здорового образа жизни и культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста....

Формирование культуры здоровьесбережения в группе раннего возраста в период адаптации

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…В...

План по здоровьесбережению в группе раннего возраста

План по здоровьесбережению в группе раннего возраста ...

Педагогический проект по здоровьесбережению в группе раннего возраста «Малыши - крепыши»

Педагогический проект по здоровьесбережению в группе раннего возраста«Малыши -крепыши»...