Если хочешь быть здоров.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Елена Викторовна Кожевникова

Формирование у детей дошкольного возраста потребности к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Если хочешь быть здоров.28.68 КБ

Предварительный просмотр:

 «Если хочешь быть здоров»

с детьми

подготовительной к школе группы

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста потребности к здоровому образу жизни.
Задачи:

  1. Продолжать формировать представления о том, какая пища полезна.
  2. Расширять представления детей о рациональном питании (объём пищи, разнообразие в питании)
  3. Формировать представления детей о фруктах и овощах, богатыми витаминами А, В, С.
  4. Уточнить условия правильного питания.
  5. Обеспечить  соблюдение детьми правил питания.
  6. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни;


Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»— становление ценностей здорового образа жизни.

«Познавательное развитие» – решение простых арифметических задач, развитие обоняния.

«Речевое развитие»– понимание на слух стихов, развитие грамматически правильной речи.

«Художественно-эстетическое развитие» – развитие эмоциональных чувств при восприятии художественного слова.
  «Физическое развитие» - овладение нормами и правилами здорового образа жизни.

Предшествующая работа: беседы, рассматривание иллюстраций продуктов здоровой пищи, дидактические игры.

Ход занятия:

Воспитатель:  Здравствуйте — это не только слово, а пожелание здоровья!
Я тоже рада видеть вас и желаю вам всем здоровья!
А что такое здоровье? Что значит быть здоровым? (ответы детей)
(не болеть, быть всегда в хорошем настроении). Кто из вас хочет быть здоровым?  Мы с вами, ребята,  уже нашли  некоторые секреты здоровья.  Вы вспомните их, если отгадаете загадки:

           Этот распорядок  дня
           Был написан для меня.
          Никуда не опоздаю,
          Ведь его я соблюдаю.
                                          (Режим дня)

Чтобы быть здоровым с детства

И уж взрослым не хворать.

Нужно каждым утром ранним

упражнения прописать.

Нужно встать, присесть, нагнуться,

Вновь нагнуться, подтянуться.

Пробежаться вокруг дома.

Это всем для вас знакомо?

Будет всё у вас в порядке,

Если помнить о ...!

                                       (Зарядке)

Чтобы носом не сопеть,
И не кашлять сильно,
Обливайся каждый день,
Лей весьма обильно.

                                       (Вода)

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ..

                                  .( Солнце)

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим

                                     (Воздух)

Болеть мне некогда друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И я собою очень горд,
Что дарит мне здоровье…

                                    (Спорт)

Воспитатель:   Сегодняшняя тема нашего разговора для вас   не новая, но очень интересная. Послушайте стихотворение.

Самолет стоит на заправке    

Он просит скорее добавки.

Без керосина не взлетит.

Заправился — маршрут открыт!       

На все газы жмет грузовик —        

Стоять без дела не привык.

Слегка повизгивают шины,

В нем полный бак бензина.            

 

И поезда и электрички                

Заправляют по привычке.

С проводов берут питание.                

«Мы готовы, до свидания!»

 

Ну, а как же человек,                             

Без заправки целый век?

Чем человека заправляют,

Как на работу отправляют?                  

 

Чтобы делом заниматься,

Должны мы правильно питаться.

Прошу у всех внимания —

Говорим мы о питании!                    

Как вы думаете, зачем человеку пища? (Пища нужна человеку для поддержания здоровья и работоспособности). У каждого из вас есть любимые блюда. Назовите их. Почему вы их любите (Дети: потому, что они вкусные).  Вся ли еда - здоровая еда? Что значит здоровая еда? (та еда, которая приносит пользу).

В продуктах питания содержатся много белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ.  Культура еды, правила еды закладываются ещё в детстве.  И о здоровье взрослого человека можно судить по тому, как он питался в детстве.

Послушайте стихотворение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»: 

Раз бабулю Люсю посетила внучка,

Крохотная девочка, милая Варюшка.

Бабушка от радости накупила сладостей,

Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.

– Кушай, Варечка, скорей, будешь крепче, здоровей,

Вырастешь такая – умная, большая,

Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.

– Скушай суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.

– Не хочу, бабулечка, выпью только сок.

Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:

– Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.

Морщит Валя носик - есть она не хочет.

– Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,

Но компот, конфеты, мороженое – это главная еда,

Остальные все продукты - ерунда!

Расскажите, дети Варе, что же с ней произойдёт,

Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот?

– Чему учит нас автор стихотворения? Чтобы правильно питаться, необходимо выполнять некоторые условия.

Посмотрите на картинку, здесь изображены два человека: один полный, ест одни сладости, другой худой)

Как вы думаете, какой человек употребляет здоровую пищу? Почему? Значит, можно сделать вывод: питание человека должно быть разнообразным.

Какое условие не соблюдает человек во время приёма пищи? (умеренность). Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переварить. И не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание-условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.

Поиграем в игру?

Я вам буду сейчас называть правила, и если вы согласны со мной, то хлопаете в ладоши. Если не согласны - топаете ногами.

Д/игра «Да, нет»

Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.

Есть нужно в любое время, даже ночью.

Надо есть продукты, которые полезны для здоровья.

Ложку надо держать двумя руками.

Во время еды нельзя разговаривать.

Пищу нужно глотать не жуя.

За день можно съесть гору конфет.

Во время еды нужно торопиться.

Мы с вами повторили правила питания. Для чего они нужны? (чтобы пища хорошо усваивалась и приносила пользу).

Д/игра «Полезные и вредные продукты»

Воспитатель. Представьте, что мама послала вас в магазин за  продуктами. Сможете ли вы помочь маме по хозяйству?

Молоко - кока-кола.

Конфеты – ягоды.

Чипсы – фрукты.

Овощи – сухарики.

Мясо-колбаса.

Динамическая пауза (под музыку)

Чтоб получше нам размяться,
Будем глубже наклоняться.
Наклоняемся вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вперёд и назад.)
Вот ещё одно заданье —
Выполняем приседанья.
Не ленитесь приседать!
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Мы шагаем дружно, бодро,
Нынче быть здоровым модно. (Ходьба на месте.)

И попрыгаем легко. (Прыжки)

И подышим глубоко (Вдох через нос, выдох через рот)

Воспитатель: Какие продукты питания особенно богаты  витаминами? (фрукты, овощи) Слово «витамин» придумал американский учёный биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество «амин», находящееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово «вита» (жизнь) с «амин», получилось слово «витамин». Витаминов много — но самые главные для нашего организма — это АВС.

Назовите продукты, которые содержат витамин А (капуста, морковь, помидор, красный перец, красный лук, абрикосы). Благодаря этому витамину мы хорошо видим, имеем крепкие зубы, хорошо растём.

Продукты, в которых содержится  витамин  В.  Назовите  их (свекла, яблоки, редис, чёрный хлеб). Для чего нам нужен  этот витамин? (чтобы быть сильным, не огорчаться по пустякам, ничего не бояться и чтобы сердце было крепкое, здоровое).

Для чего нам нужен витамин С? (чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни.)  В каких продуктах есть этот витамин? (чёрная и красная смородина, апельсин, лимон, лук, киви)

Воспитатель: Здесь у нас лежат продукты, их нужно поделить на полезные и вредные.

Ребята вам нужно разложить продукты на два стола. Вредные продукты кладем на стол, где нарисован красный круг, а полезные продукты кладем на стол, где нарисован синий квадрат.

(дети распределяют продукты).

Полезные продукты: яблоко, апельсин, огурец, капуста, банан, лук, чеснок.

Вредные продукты: кока-кола, чипсы, сухарики, жвачка, газировка.

Воспитатель: ребята, давайте посмотрим на стол, где вы отложили полезные продукты. Почему именно сюда вы их положили? (ответы детей). Приходим к выводу, что выращенные на огороде овощи и фрукты полезные.

Ребята, а когда мы едим вкусные и полезные продукты у нас какое настроение?

Д/игра «Посчиталочки»

 Ребята, в день нужно съедать 1 апельсин. Бананов можно съесть столько, сколько апельсинов. Сколько можно съесть бананов в день? А теперь посчитайте, сколько нужно съесть слив, если это число на один больше, чем 1. Кукурузы можно съесть 3 полных столовых ложки, а горошка на один меньше, чем 4. Сколько можно съедать горошка в день?  

Психогимнастика

Представьте, что вы пробуете на вкус кислый лимон, сладкий виноград, очень горячее запеченное яблоко.

Воспитатель: Ребята, если бы из всех  продуктов питания выстроить пирамиду по степени пользы для здоровья, то какие бы продукты вы поставили на самую нижнюю ступень, а какие на верхнюю? Давайте проверим

 День нужно с каши начинать!

Пшено и рис, овсянка, гречка

И каша манная, конечно –

Вот что нам может сил придать!        

 

Охотно мы едим картофель,

Тушеный или отварной.

Пюре из отварной картошки

Уплетаем мы с душой.

И макароны не забудем:

Ракушки, вермишель, лапша,

И самый главный — хлеб —

Всем продуктам голова!              

Овощей нам нужно много:

Свекла, редька, кабачок,

Огурцы, и помидоры,

И капуста, и лучок!                        

 

Как говорили мы, ребята,

Фрукты витаминами богаты!

Мандарины и лимоны,

Персик, слива и хурма,

Много фруктов для здоровья

Нам природа создала!                      

Мясо, рыбу, птицу,

И горох, и чечевицу

Будем кушать день за днем,

Чтобы вырасти скорее,

Русским стать богатырем.                      

 

Чтобы кости сильными были,

О молоке мы не забыли.

Чтоб зубки, как жемчуг, блестели,

Мы творог свежий с ребятами ели.        

Сладости все обожают,

Но скажу я вам, друзья,

Что конфет и шоколадок,

Печенья, мармеладок,

Пастилы, халвы, зефира

Много есть никак нельзя!                      

Какие продукты находятся внизу, на самом верху?

Д/и «Составляем меню»

Воспитатель: Вот мы и подошли к самому главному-составлению меню здорового человека. Ребята, у вас на столе лежат карточки с изображением продуктов. Я предлагаю вам составить меню на завтрак, обед и ужин. Вам нужно выбрать блюда и обвести их фломастером.

 Д/и «Готовим на завтрак кашу»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит в тарелочках (крупы). Все эти каши вы едите на завтрак. Я предлагаю вам с закрытыми глазами, на ощупь определить крупу в тарелочке и назвать её, а затем назвать кашу, которая варится из этой крупы. Например, это-гречка, каша называется гречневая.

Воспитатель: ребята, а теперь посмотрим на стол, где вы отложили вредные продукты. Что бы доказать Маше, что эти продукты вредные и много их есть нельзя, давайте экспериментально это докажем.

Но чтобы отправится в лабораторию, и исследовать вредные вещества сначала нужно повторить правила по технике безопасности.

1. Ничего не пробовать на вкус

2. Ничего не перемешивать без разрешения воспитателя.

3. Нюхать вещества осторожно, направляя воздух ладошкой к носу.

4. Перемешивать вещества, в пробирке аккуратно, слегка покачивая.

5. Ничего не брать без разрешения.

Молодцы, а теперь наденем специальные халаты и сядем за столы.

Ребята, сейчас в продукты добавляют пищевые добавки.

Пищевые добавки – это природные или искусственные (синтетические) вещества, которые увеличивают сроки хранения продуктов или придают им нужные свойства. Наличие пищевых добавок принято обозначать буквой Е.

Если внимательно посмотреть на упаковку, можно увидеть букву Е, а рядом цифру.

Воспитатель: Ребята, а давайте докажем, что чипсы действительно содержат жиры.

Большой чипс положите на бумагу и согните ее пополам, раздавив испытуемый образец. Теперь откройте бумагу и посмотрите, на бумаге видны жирные пятна.

Чем больше жира содержит продукт, тем больше и ярче жирное пятно. И это от одного ломтика, а представьте, сколько жира попадет в наш организм из целой пачки?

Воспитатель: а сейчас я подожгу чипсы и посмотрим, что вы почувствуйте (неприятный запах).

При поджигании ломтика чипсов появляется едкий запах пластмассы. Это говорит о присутствии опасного канцерогена – акриламида, поражающий, главным образом, нервную систему, печень и почки. В чипсах он завуалирован с помощью ароматизаторов.

Вывод: В чипсах содержатся жиры и опасный канцероген – акриламид.

Воспитатель: А теперь ребята мы с вами докажем, что газированные напитки содержат синтетические красители.

Вам предложено несколько напитков:

1. Вишневый компот.

2. Газированная вода «Тархун».

3. Сок добрый «Апельсиновый».

Сейчас вам нужно внести по одной чайной ложке соды в стакан с напитком. Если цвет напитка изменится, значит в нем натуральные и безопасные для нашего организма красители.

А вот если цвет напитка останется без изменения, значит, там содержатся синтетические красители вредные для нашего организма.

Полученные результаты внесите в таблицу.

+ цвет изменился.

- цвет не изменился

Название напитка Изменение цвета

1. Вишневый компот.

2. Газированная вода «Тархун».

3. Сок добрый «Апельсиновый».

(дети выполняют задание, и результаты вносят в таблицу)

Делаем вывод, что полезнее всего пить свежий компот, сваренный дома из ягод.

Воспитатель: Ребята некоторые эксперименты мы с вами поставили заранее и теперь проверим, что получилось.

В пробирку с кокаколой мы опустили куриную косточку, она пролежала там 3 дня. Достанем и посмотрим на нее. Косточка стала мягкой.

Вывод: кокакола размягчает кости и содержит ядовитые вещества, которые оказывают вредное воздействие на организм человека

Воспитатель:А теперь возьмем жевательные резинки.

В качестве примера рассмотрим жевательную резинку «Дирол».

Возникает вопрос: стоит ли вообще это употреблять?

Воспитатель: ребята, а может произойти так, что жвачку мы проглотим? (конечно). Что же тогда будет?

Мы с вами заранее поставили эксперимент: налили в емкость раствор соляной кислоты (ведь для переваривания пищи в желудке любого человека присутствует соляная кислота) и поместили туда пережеванную резинку. Прошло три дня, давайте проверим что получилось.

Объем жевательной резинки увеличился практически вдвое, она стала рыхлой, но не растворилась полностью.

Вывод: Таким образом, стало ясно, что проглоченная человеком «жвачка» не переваривается и может нанести реальный вред организму.

Итак ребята, мы с вами экспериментально доказали, что если употреблять в больших количествах вредные продукты, можно погубить свое здоровье.

Ребята, а когда мы будем употреблять вредные продукты у нас будет веселое или грустное настроение? (ответы детей).

Какие продукты можно употреблять в пищу, а какие не желательно.

Правила при покупке продуктов в магазине:

1. Внимательно изучать этикетки товаров и выбирать продукты, содержащие минимальное количество Е, т. е пищевых добавок.

2. Нельзя рисковать и брать незнакомые продукты, особенно если в этикетке указано много разных Е.

3. Меньше употреблять мучного, сладкого, чипсов, газированных напитков.

4. Есть продукты, которые не содержат пищевые добавки. Это свежие и натуральные фрукты, овощи, зелень, свежевыжатые соки, свежее мясо и рыба, мёд, домашнее варенье.

Воспитатель: так что дети нужно есть продукты натуральные, выращенные в огороде. А вредные продукты старайтесь не есть.

Давайте ребята мы с вами приготовим фруктовый шашлычок. Детям раздаются влажные салфетки, шпажки. Все подходят к столу, где нарезаны фрукты и овощи и нанизывают на шпажки.

На этом наше занятие закончено. Возьмите фруктовый шашлычок с собой и угостите своих друзей и обязательно расскажите, какие полезные продукты нужно есть.

И помните: «Здоровое питание – залог здоровья!» До свидания.

Итог. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если хочешь быть здоров...

На празднике участвуют сказочные герои. Они учать быть здоровым......

"Если хочешь быть здоров". Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла.

Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла (средняя, старшая, подготовительная группы)...

Педагогический проект "Если хочешь быть здоров!" Подготовительная к школе группа

Педагогический проект  разработан на 1 год. В нем представлено система работы и задачи по формированию у воспитанников интереса к компонентам здорового образа жизни, приобретению детьми знаний и ...

конспект занятия « Если хочешь быть здоров!»

Цель:   применение здоровьесберегающиих  технологий и игровых приёмов в воспитательно – образовательном процессе. Задачи: •    Приобщить дошкольников к здоровому обра...

Проект "Если хочешь быть здоров!"

Богатство нации – это, прежде всего, здоровье подрастающего поколения. К сожалению, показатели здоровья российских детей и подростков нас н...

Конспект занятия по валеологии "Если хочешь быть здоров"

Конспект занятия по валеологиина тему «Если хочешь быть здоров»Подготовительная к школе группаЦель: Сформировать у детей мотивы самосохранения. Вызвать желание забот...

Если хочешь быть здоров...

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Одной из первостепенных зада...