Публикация по теме «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья (младшая группа)

Марина Валерьевна хрычева

Важность и необходимость изучения здоровья обусловлена тем, что для эффективного и планомерного развития общества государству нужна достоверная информация о закономерностях развития народонаселения, особенностях демографических процессов в стране, заболеваемости населения в целом и отдельных групп, факторной обусловленности здоровья и способах его улучшения. Информация о состоянии здоровья населения позволяет планировать деятельность системы здравоохранения, оценивать эффективность её функционирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_po_teme.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация по теме

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О

ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

1.1. Понятие о здоровье и факторы его определяющие.

Важность и необходимость изучения здоровья обусловлена тем, что для эффективного и планомерного развития общества государству нужна достоверная информация о закономерностях развития народонаселения, особенностях демографических процессов в стране, заболеваемости населения в целом и отдельных групп, факторной обусловленности здоровья и способах его улучшения. Информация о состоянии здоровья населения позволяет планировать деятельность системы здравоохранения, оценивать эффективность её функционирования.

Г.И. Царегородцев определяет «здоровье как состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции».

В широком понимании здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта. Здоровье позволяет человеку вести полноценную, не стеснённую в своей свободе жизнь, в полном объёме выполнять свойственные человеку функции, в том числе трудовые, испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Именно так, с широких медико-социальных позиций определяет здоровье ВОЗ, в преамбуле Устава которой здоровье трактуется как «состояние полного физического, духовного (психологического) и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов».

Состояние здоровья в целом зависит от: биологических, психологических (наследственность, конституция, тип высшей нервной деятельности и др.) свойств человека; природных (климат, погода, ландшафт местности, флора, фауна и др.) воздействий; состояния окружающей среды (загрязнение химическими, физическими, биологическими агентами и др.); социально-экономических, политических и прочих факторов, обычно действующих через условия труда и быта; состояния служб здравоохранения, кадров, уровня медицинской науки; многих других воздействий окружающей человека среды, отношений между людьми и др.

Одна из важнейших особенностей растущего организма – наличие критических периодов развития, когда диапазон адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность к экзогенным воздействиям повышается. В настоящее время ни законодательство, ни претерпевающая изменения система здравоохранения в этом плане не могут обеспечить надежную защиту ребёнку. У детей всё чаще наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной, кровеносной, нервной систем. Ко всем перечисленным внешним факторам, отрицательно влияющим на здоровье ребенка, приходится добавить и негативное влияние культуры взрослых. Современное общество стало дето центристским. [9]

В отличие от непосредственных факторов (причин) возникновения и развития заболеваний, которые вызывают патологические изменения в организме, факторы риска создают неблагоприятный фон, т.е. способствуют возникновению и развитию заболевания. Таким образом, при наличии факторов риска требуется еще и конкретная причина или их комбинация (известных или еще не изученных причин). Число факторов риска огромно и с каждым годом возрастает. Так, генетических факторов (предрасполагающих к заболеваниям) в 60-х годах было идентифицировано не более 1000, а сегодня называют более 3000. Полагают, что только из окружающей среды на человека воздействует более 6 миллионов различных вредностей (физических, биологических, химических и др.), их число ежегодно возрастает на 5000-6000.

Расчеты по данным о заболеваемости населения показывают, что первое место среди факторов риска занимает образ жизни, более того, от него здоровье непосредственно зависит. Доля факторов образа жизни превышает половину всех воздействий. Примерно по 15-20% занимают наследственные факторы и загрязнение окружающей среды и примерно 10-15% приходится на работу органов и учреждений (служб) здравоохранения. Такое соотношение факторов относится к здоровью и нездоровью. При болезни эти факторы выступают как факторы риска здоровью.

Факторы риска здоровью.

К факторам здоровья относится: отсутствие вредных привычек, рациональное питание, адекватная физическая нагрузка, здоровый психологический климат на работе и в семье, внимательное отношение к своему здоровью, отсутствие вредных факторов производства, хорошие материально-бытовые условия, оседлый образ жизни, хорошая экология, благоприятные климатические и природные условия, здоровая наследственность, отсутствие возрастно-половых особенностей, способствующих развитию заболеваний, высокий уровень медицинской помощи.

Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации является сохранение и повышение уровня здоровья детей и подростков. В настоящее время в Российской Федерации проживает от 23,2 миллионов детей в возрасте от 0 до 15 лет. За последние 15 лет численность подростков этой возрастной группы уменьшилась на 8,5 миллионов человек. В этой ситуации сохранение здоровья детей и подростков приобретает для государства стратегическое значение.

Здоровье детей в России особенно важно, учитывая значительное сокращение населения страны. Можно выделить две проблемы в этой области. Первая заключается в том, что подавляющее большинство детей не здоровы с самого рождения (в настоящее время рождаются больными или заболевают 40% новорожденных, в то время как в 1990г. этот показатель был равен 15%, что обусловлено тенденцией ухудшения здоровья женщин). Ростом патологии беременности и родов, а также отчасти связано, с успехами медицины, обеспечивающими увеличение выживаемости недоношенных, «маловесных» и детей с тяжелой перинатальной патологией. Вторая проблема связана с тем, что на протяжении всего жизненного цикла ребенка происходит интенсивное падение потенциала его здоровья.

Проблемами здоровья занимается валеология. Валеология (valeologia – здравствовать, быть здоровым) – наука о здоровье. Впервые термин, предложенный профессор И.И. Брехманом в 1980 году, оказался довольно актуальным, емким и в настоящее время оформляется в науку – науку фундаментальную и необходимую, в первую очередь, своей нужностью для людей, которые хотят посвятить себя обучению, воспитанию, профилактической работе, лечению и психофизической реабилитации подрастающего поколения.

Валеология рассматривает здоровье человека в качестве самостоятельной социально-медицинской категории. При этом здоровье считается более общей категорией в сравнении с болезнью. Таким образом, анализируя различные подходы к определению здоровья, можно сделать вывод, что здоровье — это состояние человека, которое характеризуется рядом признаков:

1. Нормальной реакцией организма на всех уровнях его организации;

2. Динамическим равновесием организма в целом и его функций с факторами внешней среды;

3. Способностью к полноценному выполнению основных социальных функций, к участию в общественно полезном труде;

4. Способностью организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования (адаптация);

5. Отсутствием болезни, т.е. оптимальным функционированием организма при отсутствии признаков заболевания или какого-либо нарушения;

6. Полным духовным, физическим, умственным и социальным благополучием, гармоничностью развития физических и духовных сил организма, саморегулирования и гармонического взаимодействия всех органов.

В структуре понятия «здоровье» выделяют три основных компонента: физический (соматический), психический и социальный.

Физическое (соматическое) здоровье — важнейший компонент в структуре здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. К основным показателям физического здоровья относятся: уровень физического развития; уровень физической подготовленности; уровень функционального состояния основных систем организма; уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Психическое (духовное) здоровье характеризуется сохранностью психических функций организма человека и предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и преодолевать их, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Уровень социального здоровья определяет меру трудоспособности и социальной активности индивида, деятельное отношение к миру. Социальная составляющая здоровья обусловлена влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п. Социальное здоровье отражает социальную политику государства, социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений об «образе» семьи у дошкольников

Формирование "образа" семьи у дошкольников - эта тема моей курсовой и дипломной работы во время обучения в педагогическом институте. В дальнейшем тоже буду изучать формы работы...

Формирование представлений об «образе» семьи у дошкольников

Формирование "образа" семьи у дошкольников - эта тема моей курсовой и дипломной работы во время обучения в педагогическом институте. В дальнейшем тоже буду изучать формы работы...

Формирование представлений об «образе» семьи у дошкольников

Формирование "образа" семьи у дошкольников - эта тема моей курсовой и дипломной работы во время обучения в педагогическом институте.Эта тема важна тем, как грамотно развить знания детей о своих родных...

Праздник по формированию представлений здорового образа жизни

Уточнить и расширеть представление детей о правельном питании.Формировать осознанную потребность в ведении здорового образа жизни....

«Формирование представлений здорового образа жизни у детей средней группы посредством внедрения дидактических игр».

Ключевые слова: Здоровый образ жизни, организм Проблема  становления ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошко...

Теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ...

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего возраста посредством дидактических игр

Проблема  здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно бо...