Картотека пальчиковой гимнастики
картотека (младшая группа)

Шилова Евгения Михайловна
Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков Эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx96.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 « Сибирячок» г. Канск

Картотека пальчиковой гимнастики.

C:\Documents and Settings\гоша\Рабочий стол\fd069e6d66d9a36d311a85ef0ba70bee.png

Составитель: Шилова Е. М

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков 

Эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

«У оленя дом большой»

У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)

Он глядит в свое окно. (показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку)

Заяц по лесу бежит. (изображаем бег на месте)

В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь)

Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)

Дверь открой! (открываем дверь)

Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)

Охотник злой! (изображаем руками ружье)

Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)

Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)

 «Помощники»

  Раз, два, три, четыре,

  Мы посуду перемыли:

  Чайник, чашку, ковшик, ложку

  И большую поварешку.

  Мы посуду перемыли:

  Только чашку мы разбили,

  Ковшик тоже развалился,

  Нос у чайника отбился.

  Ложку мы чуть-чуть сломали,

  Так мы маме помогали.

«Осенний букет»

  Пошли пальчики гулять

  Стали листья собирать:

  Красный листик, желтый  листик…

  А потом давай считать:

  Один, два, три, четыре, пять!

  Сколько листиков собрали? Пять!

  С листьями осенними

  Будем мы играть.

«Здравствуй, детский сад!»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз).)

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать.

(Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков.)

Раз, два, три, четыре, пять

(Разъединяют пальчики.)

Мы закончили считать

(Руки вниз, встряхивают кистями.)

«Путешествие в страну дорожных знаков и правил»

Дорожных правил очень много!

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Раз — внимание дорога!

Два — сигналы светофора.

Три — смотри, дорожный знак,

А четыре — переход.

(Последовательно соединяют пальчики с большим на обеих руках.)

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.

(Разжимают и сжимают кулачки.)

«Осень. Признаки осени.»

Если листья пожелтели,

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Дождь холодный моросит,

(Делают легкие колебательные движения вытянутыми пальчиками.)

Птицы к югу полетели,

(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики переплетены – «птичка», остальные пальчики совершают движения вверх – вниз.)

Значит, осень к нам спешит.

(Хлопок, кулачок.)

«Лес»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(Плавные, волнообразные движения ладошками.)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Ветер бросил на тропинку.

(Поднимают руки вверх, а затем плавно опускают ладошки на стол или колени.)

«Лес. Дикие животные»

Дикие животные водятся в лесу.

(Последовательно соединяют одноименные пальчики правой руки с левой, начиная с больших.)

Здесь увидеть можешь ты

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх.)

Волка и лису,

Зайца и медведя,

Белку и ежа,

Оленя и лося.

(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)

Прячет всех надежно

(Зажимают пальчики в кулачок.)

Лесная тишина.

(Подносят указательный пальчик к губам.)

«Семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

(Поднимают руки ладошкой к себе и прижимают к груди.)

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

(В соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальчики: сначала безымянный, затем мизинец, указательный пальчик, средний и большой.)

И у нас разлада нет.

(Вытягивают вперед руки ладошками ввер

«Паучок»

Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил, паучков на землю смыл.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Солнце стало пригревать, паучок ползёт опять.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,

пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит).

А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке.

Действия аналогичны первоначальным.

«Поросята»

Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,

Мизинцы

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.

Безымянные пальцы

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,

Средние пальцы

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.

Указательные пальцы

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,

Большие пальцы

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

«Жираф»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

«Турист»

И. п. : на ладони левой руки стоят «ножки» — указательный и средний пальцы правой руки, остальные сжаты («рюкзак за плечами»).

Я шагаю по ладошке,

Поднимаю пальцы-ножки,

(по очереди поднимать пальцы - «турист шагает»).

Раз-два-три-четыре-пять –

(«шагает» по пальцам по порядку, начиная с мизинца)

Хорошо мне так шагать!

(«идти» дальше поруке вверх, «в гору»)

Хорошо мне так шагать,

Можно шейку почесать!

(дойти до шеи, сзади остановиться)

«Загибалочка»

Раз-два-три-четыре-пять - (5 хлопков в ладоши)

Будем пальцы загибать: (4 хлопка в ладоши)

Вот большой, вот указательный,

(одновременно на обеих руках загибаем последовательно большие пальцы, затем указательные)

Будьте вы теперь внимательны!

Средний мы сейчас загнем, (загнуть средние пальцы)

Безымянный позовем. (То же - безымянные)

И мизинчик-молодец (загнуть мизинцы)

Опустился, наконец.

Получились кулачки - (вращение кулачков)

Застучали молотки: (стучать кулачком о кулачок)

Тук-тук-тук-тук!

Вы послушайте свой стук.

(Повторить последние 2 строчки просебя, простучать ритм возле уха)

«Копытца»

И. п. : пальцы рук «в замке». Ритмичные хлопки («щелчки») основаниями ладоней у запястья, не разъединяя пальцев.

Еду, еду на лошадке.

(по 4 «щелчка» запястьями на сильную долю)

Еду, еду - путь не гладкий. (То же)

Скок, («щелчок», руки перед собой)

Скок, («щелчок» - руки вверху)

Пере- («щелчок» внизу)

скок! («щелчок» вверху)

Через речку на мосток.

(удары запястьями на каждый слог, постепенно вытягивая руки вперёд)

«Чайка»

Чайка над волной летала,

(сцеплены большие пальцы рук, остальные пальцы изображают крылья)

Чайка крыльями махала.

Рыбка хвостиком плеснула -

(вращательные движения «хвостика»)

Чайка в воду вмиг нырнула.

(сложить ладони вместе и опустить вниз)

«Осьминожки»

И. п. - пальцы сжаты в кулак.

Плыли, плыли осьминожки,

(резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулачка)

Опустились на дорожку,

(поставить пальцы на подушечки на колени)

Быстро-быстро побежали

(пальцы «бегают» по коленям)

И три ножки потеряли.

Но зато осталось пять -

(на слово «пять» - показать раскрытые ладони)

Можно все пересчитать!

(поочерёдно загнуть снова все пальцы, в кулак)

«Кормушка для птиц»

Прилетайте, птички!

(«зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке.

(4 раза - «режущие» движения одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(пальцы щепоткой - «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга)

Хлебушка немножко.

Эти крошки - голубям,

(вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки - воробьям.

(то же - левой рукой)

Галки да вороны,

Ешьте макароны!

(тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)

«Ёжик»

Добрый ёжик жил под елкой,

(пальцы сцеплены в замок, сложены)

Проверял свои иголки,

(поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинцев)

Чистил и точил, как ножик:

Защищаться должен ёжик!

(пошевелить сцепленными пальцами)

«Волна»

На морях бывают штормы,

(волнообразные движения сцепленных рук перед собой)

Там большие ходят волны,

Выше дома, выше крыш,

(увеличить амплитуду «волн»)

Пароход им - как малыш!

(максимальные «волны» сцепленными руками)

«Трик-трак»

Трик-трак, трик-трак!

(Движения сцепленных рук изображают перекатывание большого деревянного колеса)

Под мостом жил старый рак.

(Ребенок подводит правую руку под левую, шевелит пальцами)

Рыжий кот пришел на мост,

(Пробегает вторым и третьим пальцами правой руки по вытянутой вперед левой от плеча до запястья.)

Рак схватил кота за хвост!

(Пробегает вторым и третьим пальцами по правой руке и в конце фразы правый мизинец прячет в левый кулачок.)

«Мяу-мяу! Помогите!

(Держит в кулачке спрятанный мизинец; второй, третий, четвертый пальцы, соединенные вместе, соединяет и разъединяет с первым - изображает мяукающий рот кота)

С хвоста рака отцепите!»

(Чередуя руки, выдергивает мизинец из кулачка.)

Все бегут, и ты беги –

(Ставит руки одну под другую и быстро шевелит пальцами.)

Коту Ваське помоги!

(Хлопки в ритме текста, в конце фразы - шлепок по коленям.)

«Вышли пальцы танцевать»

Раз, два, три, четыре, пять

(выбрасывать пальчики из кулачка,

Вышли пальцы танцевать

(свободное движение ладошками).

Большой пустился в пляс

(круговые движения больших пальцев вокруг друг друга,

Указательный - в припляс

(подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста,

Средний пальчик - поклонился

(средние пальцы сгибаются и выпрямляются,

Безымянный – притаился

(можно заменить эту композицию, спрятав четвертый палец одной руки в кулачок другой).

А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец!

(Можно проверить, как крепко соединились мизинцы.)

Как же дальше танцевать?

(Тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы)

Надо цепь нам разорвать.

«Смехота»

Подберите инструменты для шумового аккомпанемента.

1-й куплет.

Смехо-та! Смехо-та!

(Развести руки в стороны, шлепнуть по коленям.)

Бьет барашек в ворота.

(В ритме песенки ребенок ударяет кулачками по коленям)

И ногами, и рогами бьет барашек в ворота.

(Удары кулачками по коленям)

2-й куплет.

Смехота! Смехота! Бьет барашек в ворота.

(См. описание выше.)

Ворота не проломил

(с усилием надавливает кулачками на колени,

Зря головку утомил.

(Упираясь кулачками в колени, недоуменно пожимает плечами.)

3-й куплет.

Смехота! Смехота! Бьет барашек в ворота!

(См. описание выше.)

Кто бы этому барашку

(произносит назидательно, грозит указательным пальцем)

Мог бы сделать а-та-та.

«Цапля»

Цапля сильно щиплет щуку,

(каждый палец одной руки цепляет тот же палец другой руки с поворотом)

Чисто блещет чешуя,

(тереть ногти пальцев, перемещая кисти рук)

В камышах - лягушка с мухой,

(щелчки разными пальцами обеих рук одновременно)

И шуршит, шипит змея: «ш-ш-ш.»

(потереть кулаки друг о друга)

«Сорока»

Тут сорока прилетала,

(левая ладонь - «раскрытый клюв»)

Угощать всех кашей стала:

(правая - пальцы в кулачке)

Кушай, Крошка,

(отгибать и массировать пальцы, начиная с мизинца)

И Алешка,

И Антошка,

И Сережка,

И для старшего немножко!

Кашу пальчики поели,

(4 хлопка «тарелочками», вращение кистями)

Заплясали и запели.

«Мячик и яблоко»

Я на левую ладошку (показать ладонь)

Круглый мячик положу,

(кулак правой руки положить на левую ладонь)

Покатаю, поваляю, (поводить кулаком по ладони)

Под грибочком посижу, (прикрыть кулак левой ладонью)

Ну, а в правую ладошку (показать ладонь)

Красно яблочко возьму, (кулак левой руки положить на правую ладонь)

Покусаю, пощипаю, (щипать и мять кулак)

Поваляю и умну! (крутим кулак правой руки, «съедаем» все)

Примечание: для развития как праворуких, так и леворуких детей, можно сменять ладони, в которые берут мячик и яблоко. Дети любят играть в эту игру парами, сидя лицом друг к другу (замечу, что это довольно сложно, так как даже свою правую и левую руки они часто путают). Иногда они приносят мяч или яблоко, тогда игра становится забавнее.

«В гости».

В гости к пальчику большому

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук).

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно)

Безымянный и последний –

Сам мизинчик-малышок

(пальцы сжаты в кулак, вверх выставлены только мизинцы)

Постучался на порог.

(кулаки стучат друг о друга).

Вместе пальчики-друзья,

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки).

Друг без друга им нельзя.

Затем можно провести упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук, сжатых в кулаки.

«Домик».

Раз, два, три, четыре, пять

(разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять.

(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).

Раз, два, три, четыре, пять,

(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинцев)

В домик спрятались опять.

(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

«Апельсин»

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура!

(встряхиваем обе кисти)

«Тише, тише не шумите»

Этот пальчик хочет спать

(Загибают большие пальчики на обеих руках.)

Этот пальчик лег в кровать

(Загибают указательные пальчики.)

Этот пальчик чуть вздремнул

(Загибают средние пальчики.)

Этот пальчик уж уснул

(Загибают безымянные пальчики.)

Этот крепко-крепко спит

(Загибают мизинчики.)

Тише, тише, не шумите…

(Подносят указательный пальчик к губам.)

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

(Поднимают руки и делают «солнышко».)

Будут птицы щебетать,

(Машут сложенными накрест ладонями.)

Будут пальчики вставать!

(Сжимают и разжимают кулачки.)

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Весело зимой! Не хочется домой!

(Хлопают в ладоши.)

Но ветер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Вьюга начинается.

(Покачивают над головой руками из стороны в сторону.)

Крепчает мороз-

(Сжимают с усилием кулачки.)

Щиплет щеки, щиплет нос

(Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос.)

Руки стали замерзать-

(Трут ладони.)

Надо их согревать.

(Дышат на ладони.)

Вечер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Темнота сгущается.

(Закрывают руками глаза.)

Нам домой идти пора.

(Пальчики «шагают».)

-До свидания! До утра!

(Машут рукой на прощание.)

«Зимующие птицы»

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

(«Зовущие» движения пальчиков.)

Приготовлю крошки-

Хлебушка немножко.

(4 раза-«режущие» движения одной ладошкой по другой.)

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

(Пальцы щепоткой – «крошат хлеб».)

Галки да вороны, Ешьте макароны!

(Одна ладошка скользит по другой по кругу - «катая из хлеба макароны», вытягивают вперёд руки с раскрытой ладонью.)

«Новогодний праздник»

Приходили к ёлке

(Пальчики рук переплетены, из больших пальчиков–верхушка «ёлочки».)

Зайцы,

(«Ушки» из указательного и среднего пальчика.)

Белки,

(Указательный и средний пальчики чуть согнуть.)

Волки,

(Большие пальчики подняты вверх, указательные согнуты, остальные пальчики прижаты и вытянуты вперед.)

Новый год встречали

(Попеременно хлопают ладошками и сжимают кулачки.)

И подарков ждали.

(Вытягивают вперед руки ладошками вверх.)

«Мой дом. Мебель. Электрические приборы»

Мебель я начну считать:

(Показывают ладошки обеих рук.)

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(Поочередно загибают пальчики в кулачок, начиная с мизинца.)

Много мебели назвали,

(Разжимают кулачки и показывают ладошки.)

Десять пальчиков зажали.

(Сжимают кулачки и поднимают их вверх.)

«Посуда»

Раз, два, три, четыре,

(Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладошка скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Мы посуду перемыли,

(Одна ладошка скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Поварешку потеряли.

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Так мы маме помогали.

(Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)

«Профессии»

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтер, кондитер и строитель …

(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)

Сразу всех не называю,

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

«День Защитников Отечества»

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

(Сжимают пальчики в кулак, потом растопыривают пальцы на обеих руках.)

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

(Приподнимают два больших пальчика, другие крепко сжать в кулак.)

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

(Приподнимают указательные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два танкиста-удальца!

(Приподнимают средние пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

(Приподнимают безымянные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два мизинца – коротышки –

Очень славные мальчишки!

(Приподнимают мизинцы. Хлопают в ладоши.)

«Весенние перемены в природе»

Весёлые льдинки

Под самым карнизом,

Над самым оконцем

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Забралось в сосульки

(Стучат пальчиками по столу.)

Весеннее солнце.

(Поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут

По сосулькам слезинки…

(Сжимают и разжимают кулачки.)

И тают сосульки –

Весёлые льдинки.

(Стучат пальчиками по столу.)

«С днем 8 марта! С праздником весенним!»

Огромный букет

Нарисую я маме.

(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

И с праздником женским

Поздравлю ее.

(Обе ладошки соединяют «бутончиком» и раскрывают «цветком».)

Пусть мамочку солнце

Согреет лучами,

(Складывают обе ладошки вместе, пальчики врозь – «солнце».)

И радостно птицы

Поют для нее.

(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальчиками совершают колебательные движения.)

 «Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

(Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам,

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Будем там тихонько спать.

(Кладут ладошки на стол.)

Раз, два, три, четыре, пять –

(Последовательно соединяют пальчики одной руки с пальчиками другой руки.)

Будем вещи мы стирать:

(Кулачки имитируют стирку.)

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки,

Сарафанчик и халат,

Шарф и шапку не забудем –

(Поочередно загибают пальчики на обеих руках в кулачки.)

Их стирать мы тоже будем.

(Кулачки имитируют стирку.)

«Транспорт»

Есть игрушки у меня:

(Хлопок, кулачок)

Паровоз и два трамвая,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран-

Настоящий великан.

(Поочередно загибают соответствующее количество пальчиков.)

Сколько вместе, как узнать?

Помогите сосчитать!

(Сжимают и разжимают пальчики.)

«Животные жарких стран»

Если в жаркую страну

Я случайно попаду,

(Сжимают и разжимают пальчики.)

То увижу там

(Соединяют все пальчики с большим на обеих рук, образуя «бинокль», подводят к глазам.)

шакала, бегемота, носорога,

Кенгуру, гиппопотама,

Обезьяну, тигра, льва,

Крокодила и слона.

(Разгибают по очереди пальчики на правой и левой руках, начиная с большого.)

Хорошо живется им –

(Хлопают в ладоши, разводят руки в стороны.)

Не бывает снежных зим.

(Указательным пальчиком двигают влево-вправо.)

«Если очень захотеть, можно в космос полететь»

Раз, два, три, четыре, пять -

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков.)

В космос полетел отряд.

(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

(Пальчики обеих рук соединяют с большими, образуя «бинокль».)

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну.

(Разгибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

«Домашние животные»

Я в деревне отдыхаю,

(Руки на столе ладошками вниз. Разводят и соединяют пальцы правой руки.)

Всех зверей домашних знаю:

(Разводят и соединяют пальчики левой руки.)

Кролик, лошадь,

Кот, корова и свинья,

(Называя животное, поднимают и удерживают на весу каждый пальчик левой руки, начиная с большого.)

И коза с козлом,

А еще баран с овцой,

Да верный пес –

(Поднимают и удерживают на весу каждый пальчик правой руки, начиная с большого.)

Помощник мой.

(Большой пальчик правой руки поднимают вверх, указательный сгибают, остальные вытягивают вперед и прижимают друг к другу – «собака», левая рука лежит на столе ладошкой вниз.)

«На птичьем дворе»

Во дворе стоит забор,

За забором птичий двор.

(Руки на столе: правая – ладошка вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняют положение рук.)

Тут галдеж и суета

Начинается с утра:

(Ударяют правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняют положение.)

Кукарекают, гогочут,

Громко крякают, болбочут

(Последовательно соединяют пальчики обеих рук с большими.)

Гуси, утки, индюки,

Курицы и петухи.

(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

 

 «На лугу»

Вырос высокий цветок на поляне,

(Соединяют запястья, разводят ладошки в стороны, пальчики немного округляют.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Раскрывают пальцы рук, будто раскрывается бутон.)

Всем лепесткам красоту и питание

(Ритмично двигают пальчиками вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Опускают ладошки вниз, тыльной стороной прижимают друг к дружке, пальчики разводят.)

«День Победы»

Что такое день победы?

(Рисуют вопрос пальчиками в воздухе.)

Это праздник!

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Ордена и награды боевые.

(Кулачки прижимают к груди.)

И салюты золотые,

(Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках.)

И тюльпанчики цветные,

(Показывают руками бутон.)

И чистая земля.

(Рисуют большой круг в воздухе).

«Скоро в школу»

В школу осенью пойду.

(«Шагают» пальчиками по столу. )

Там друзей себе найду.

(Соединяют пальчики рук в замок.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

(Загибают большие пальчики, затем загибают по два пальчика одновременно на обеих руках.)

Я таким учёным буду!

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Но свой садик не забуду.

(Двигают указательным пальчиком влево-вправо.)

«Мой город»

Я по городу хожу, Ходьба на месте

Я про город расскажу.

Поликлинники, аптеки, (Сгибают пальцы на обеих руках)

Магазины, заводы и библиотеки.

Много здесь жилых домов (Разжимать по очереди пальцы)

И деревьев, и цветов.

ЦУП, ракета и музей, (Стучать пальчиком о пальчик)

Город нужен для людей. (Хлопки)

«Лето»

Вот и лето наступает,

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Всех на отдых приглашает.

(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших. )

Будем плавать, загорать

(Делают круговые движения кистями; складывают ладошки вместе, пальчики врозь – «солнышко».)

И на даче отдыхать.

(Показывают «домик».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...