Программа физкультурно–оздоровительного кружка «КУЗНЕЧИК»
рабочая программа

Повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_kuznechik.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

физкультурно–оздоровительного кружка «КУЗНЕЧИК»

В  МДОУ д/ с № 25

«Солнышко» села Покойного

Под  девизом:«Здоровые  дети – здоровье  нации»

Руководитель кружка          воспитатель  высшей  категории

                                        Чепракова  Надежда  Викторовна

Пояснительная записка

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым и дружить со спортом.

По определению Всемирной организации здравоохранения,

здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка.

Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни.

Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.

Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации, в том числе творческой.

Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.

  

Программа направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.

 

Особенности программы:

  • Рассматривается под оздоровительным аспектом.
  • Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.
  • Занятия построены с учетом возрастных критериев.
  • Использование малых форм народного фольклора.
  • Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

 

Цели и задачи программы:

Цель: повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей.

Задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • формирование привычки к здоровому образу жизни;
  • формирование двигательных навыков и умений;
  • развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);
  • развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
  • профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;
  • формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
  • развитие внимания, сосредоточенности, организованности,
  • воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.

 

Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры:

  • Корригирующая, ритмическая, гимнастики
  • Динамические и оздоровительные паузы
  • Релаксационные упражнения
  • Хороводы, различные виды подвижныз игр
  • Занимательные разминки
  • Различные виды массажа
  • Пальчиковая гимнастика
  • Дыхательная гимнастика
  • Терренкур

 

Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:

  • Традиционные
  • Круговые тренировки
  • Игровые
  • Занятия – путешествия
  • Обучающие
  • Познавательные

 

Принципы построения программы:

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

 

Принципы взаимодействия с детьми:

  • сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
  • постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
  • исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
  • сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
  • каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

 

Срок реализации программы – 4 года:

- 1раз в неделю

- время проведения – 30 минут

- в месяц – 4 занятия – 2 часа

- количество детей – 12-  возраст 3-8 лет

 

Методическое обеспечение программы:

  • Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
  • Проводятся под руководством педагога.

 

Формы и методы обучения:

  • Словесные – объяснение;
  • Наглядные – показ, книги, иллюстрации;
  • Поисковые – поиск новых идей, материалов;
  • Креативные – творческий подход.

 

Результативность программы:

- Развитие физических качеств дошкольников посредством спортивно-оздоровительной работы.

- Повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств).

- Разнообразные, увлекательные, совместные занятия вместе с детьми, обеспечивают двигательную активность детей, способствуют их эмоциональному подъему.

 

Реализация программы оздоровления в условиях ДОУ

Воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Современная социально-экономическая и экономическая ситуация привели к резкому ухудшению здоровья населения Росси, главным образом детского. Решить задачи физического воспитания и развития детей, снижения их заболеваемости можно только совместными уси лиями педагогов, медицинских работников и родителей. Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Все это указывает на разработку стратегии сохранения и укрепления здоровья детей в создании оптимальных психолого-физиологических условий, способствующих полноценному развитию, личностно-ориентированного подхода, здоровьесберегающей среды в ДОУ и семье, формировании мотивационных основ здорового образа жизни.
Целью реализации в создании здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье является выработка системы мер, направленных на:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- повышение их энергетического потенциала жизнедеятельности;
- улучшение адаптивных возможностей детей в процессе социализации за счет развития физических, психических и социально-нравственных качеств в сензитивные периоды и своевременной коррекции отклонении.
Задачи:
1. Создание здоровьесберегающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Выявление отклонений в развитии детей и деятельный подход г осуществлению коррекционной работы.
3. Обоснование и внедрение в деятельность ДОУ системы профилактике заболеваний детей.
4. Формирование мотивации здорового образа жизни у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

  • Решение этих задач идет по следующим направлениям:
    I.Организационное.
    1.Создание здоровьесберегаюшей среды.
    2.Нормативно-правовое обеспечение.
    3. Приобретение медицинской аппаратуры, спортивного оборудования.
    4.Оборудование комнаты психологической разгрузки.
    5. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей. 
    6. Разработка концептуальных подходов, диагностических и развивающих программ.
    7. Пересмотр ростовых показателей мебели, регулирование режима питания и двигательной активности детей. 
    8. Составление индивидуальных маршрутов (планов). 
    9. Систематическое повышенно квалификации педагогических  кадров через курсы, методические объединения, семинары, педсоветы, самообразование. 
    II. Диагностическое.
    1. Установление тесной взаимосвязи в работе с детской поликлиникой по исследованию здоровья детей, ведению профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий.
    2. Показатели физического развития, двигательной подготовленности детей
    3. Изучение социальных условий детей.
    4. Разработка паспорта здоровья ребенка.
    5. Комплексная оценка состояния здоровья детей с использованием скрининг – программ.
    III. Профилактическое.
    1. Обеспечение благоприятного течения адаптации.
    2. Выполнение санитарно-гигиенического режима.
    3. Проведение обследований по скрининг - программе.
    4. Проведение физкультурно-оздоровительной работы.
    5. Организация специальных закаливающих мероприятий.  
    6. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
    7. Оценка эффективности работы по здоровьесберегающему направлению 
    IV. Оздоровительное
    1. Оптимизация условий для развития детей.
    2. Обеспечение здорового ритма жизни.
    3. Двигательная активность.
    4. Гигиенические водные процедуры.
    5. Свето-воздушные ванны.
    6. Проведение малых форм оздоровительной физической активности, комплекс оздоровительного самомассажа.
    7. Использование методов рационального питания
    8. Система коррекционных мероприятий по зрению, по профилактике нарушений осанки, плоскостопия, речевых патологий.
    Совершенствовать систему физического развития мы решили по следующим параметрам:
    Во-первых, разнообразная физкультурно-оздоровительная работа, требующая совместных усилий воспитателей, музыкального руководителя, воспитателя по физическому воспитанию, старшего воспитателя, старшей медсестры, младших воспитателей, которые должны владеть основами психолого-педагогической направлен ности всех видов физического воспитания. Нами были изучены многие рекомендации и литература по вопросам оздоровления детей, которые мы ис пользовали с учетом местныхклимати ческих условий.

    Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада. Для повышения двигательной активности детского организма в ДОУ разработан режим двигательной активности детей, учитывающий особенности развития ребенка-дошкольника.

    Для обогащения физического развития детей и их оздоровления проводится работа по ОФП (общей физической подготовки) с целью удовлетворения потребности детей в движении через подвижные игры. В структуру занятий вплетены различные виды деятельности: ходьба, прыжки, оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию, подвижные игры, различные по двигательному содержанию.

    Уже не первый год в ДОУ работает физкультурно-оздоровительная секция  цель, которой - укрепление опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста через профилактику плоскостопия и нарушений осанки. 

    Оздоровительные мероприятия, проводимые педагогами в ДОУ, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, на формирование защитных способностей к неблагоприятным природно-климатическим факторам, т.е. создают
    условия для того, чтобы дети росли здоровыми. Это и разнообразные динамические разминки, подвижные игры, дозированная ходьба и оздоровительный бег, дыхательные гимнастики и упражнения, гимнастика босиком и гимнастика в постели, обширное умывание, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультурные минутки, игры-упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и сколиоза.

    Для осуществления поставленных целей и задач функционируют зоны различных видов физической активности: физкультурный зал и спортплощадка, игровой спортивный комплекс на территории, групповые физкультурные уголки, оборудование для традиционных форм закаливания. Имеются условия для выполнения комплекса санитарно-гигиенических мероприятий.

    Вопросы здоровья и физического развития зависят от организации режима дня и питания в детском саду. Режим дня в детском саду осуществляется полностью. В детском саду существуют определенные требования к детскому питанию: оно полноценное, хорошо приготовленное. Ведется контроль за качеством доставляемой продукции, соблюдением сроков реализации, правильностью хранения продуктов, технологией приготовления блюд. Разработано 10-дневное меню с подсчетом калорийности. Питание организуется, исходя из физиологической потребности возраста детей, осуществляется в соответствии с установленными нормами. Анализ накопительной ведомости позволяет сделать вывод, что калорийность пищи, содержание белков и жиров повышается, но пока остаётся всё-таки ниже нормы. Наши родители считают важным питание детей, его качество и калорийность. Ежедневно знакомятся с меню. Большая часть родителей удовлетворена организацией питания в детском саду.

    Создание модели развивающей педагогики оздоровления стало бы невозможно без поддержки этого начинания не только всем педагогическим коллективом ДОУ, но и родителями воспитанников. Следовательно, сотрудничество с семьей является еще и одним из важнейших условий физкультурно-оздоровительной работы.

    Основные направления в этой работе:
  • изучение запросов родителей (анкетирование, собеседование);
    оказание методической и практической помощи (все формы индивидуальной и коллективной работы с родителями);
  • привлечение к созданию развивающей среды;
  • регулярное обеспечение родителей точной и полной информацией о состоянии здоровья ребенка, об уровне его физической подготовленности и в соответствии с этим конкретные рекомендации по укреплению здоровья и физическому совершенствованию.
  • целенаправленная санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима иполноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.
  • ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

    Для реализации этих направлений необходимо использовать:
    -информацию в родительских уголках, в папках-передвижках;
    -консультации;
    -устные журналы с участием психолога, медиков, специалистов по физвоспитанию;
    -«открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале;
    -совместные физкультурные досуги и праздники и т.д.;

    И хотя впереди еще много работы,  результаты убеждают, что объединение семьи, дошкольного учреждения и школы помогает нам на практике создать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, сохранив при этом его здоровье, позволяет создать в нашем ДОУ свою модель педагогики оздоровления, основанную на принципах здоровьесберегающих технологий. Все это позволит говорить не об охране или поддержании, а именно о развитии здоровья наших детей. Поэтому здоровьеформирующим образование может стать только при создании благоприятной образовательной среды для поддержания личностного развития и совершенствования сущностных сил ребенка, с условным выделением медицинского, психологического и педагогического направлений и только их единство во времени и образовательном пространстве позволяет говорить о формировании у ребенка здоровья как целостного медико-психолого-педагогического явления.

Перспективное планирование  

Кружок  «КУЗНЕЧИК»  МДОУ д/с № 25 «Солнышко»

Руководитель  Чепракова Н.В.

 

месяц

 

Программные задачи

 

 

Октябрь

 

 

 

 

Формировать у детей умения объективно оценивать свои физические возможности, чтобы грамотно действовать в необычных ситуациях с точки зрения опасности или безопасности совершения определенных действий.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 

Дать преставление о том, что возможности и желания не всегда совпадают

 

Формировать представление о границах физических возможностей, умение оценивать ситуацию по принципу «опасно – безопасно»

 

Продолжать формировать представление о границах своих возможностей (в прыжках в длину, высоту), умение оценивать ситуацию

 

Формировать способность прогнозировать результаты действия других людей и оценивать их возможности

 

Ноябрь

 

 

- Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;

- Формировать правильную осанку;

- Развивать внимание, координацию движений.

 

Закрепление навыков правильной осанки

 

Профилактика сколиоза

 

Исправление осанки

 

Декабрь

 

 

 

- Формировать у детей правильную походку и осанку

- Научить выполнять упражнения для укрепления мышц, участвующих в формировании свода стопы.

 

Общеразвивающие упражнения при плоскостопии

 

Укрепление мышц, участвующих в оформлении стопы

 

«Веселые ножки» полезные упражнения для стопы

 

«Укрепи мышцы ног для длинных и трудных дорог»

 

Январь

 

Укреплять опорно-двигательный аппарат детей с использованием коррекционных упражнений.

 

Улучшение функций вестибулярного аппарата

 

Укрепление мышечного корсета позвоночника

 

Координация движений верхних и нижних конечностей

 

Укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей

 

Февраль

 

- Развивать и корректировать познавательную и эмоционально- личностную сферу психики ребенка с использованием элементов психогимнастики;

- Развивать память, внимание, волю, воображение, развивать творческие способности.

 

Путешествие на сказочную планету

 

На морском берегу

 

Лесная тропинка

 

Мы веселые зверята

 

Март

 

Школа мяча

Овладеть техникой игры с мячом.

 

Подбрасывать мяч вверх и ловить его, отбивать мяч одной рукой

 

Отбивать мяч правой и левой рукой на месте; вести мяч при ходьбе

 

Упражнения с использованием фитболов

 

Апрель

 

- Повысить двигательную активность детей, используя тренажеры и нестандартное оборудование;

- Совершенствовать связочно-суставный аппарат.

 

Использование веревочного каната

 

Босохождение по мешочкам с камушками

 

Занятия в сухом бассейне

 

Занятия на тренажерах

 

Май

 

Самостоятельная деятельность детей.

- Учить детей использовать полученные знания и сформированные умения;

- Уметь самостоятельно заниматься физическими упражнениями, по назначению использовать спортивный инвентарь.

 

Литература:

1. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7лет. М., «ТЦ Сфера», 2006

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2007.

3. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

4. Орел В.И., Агаджанова С.Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.

5. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Методическое пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.

6. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

7. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Учебное пособие, М., «Гном и Д.», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация \'\'Кузнечик\'\'

Презентация \'\'Кузнечик\'\'...

Музыкально-дидактическая игра "Кузнечик"

Игра создана для развития звуковысотного слуха старших дошкольников....

Лепка: кузнечик (Лыкова И.А., "Цветные ладошки")

В презентации представлен поэтапный план выполнения "Кузнечик". Работа создана по материалам И.А. Лыковой ("Цветные ладошки"), расчитана на детей 5-8 лет. Презентация может быть использована в подгото...

Конспект занятия по теории и методике экологического воспитания в старшей группе (поход на луг) на тему: «Стрекотание кузнечика»

Конспект занятия по теории и методике экологического воспитания в старшей группе (поход на луг) на тему: «Стрекотание кузнечика»...

Рабочая программа кружка по развитию речи «Веселый язычок» во 2 младшей группе № 7 «Кузнечики»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №52 "Аленький цветочек"        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Болтливый язычок.» в средней группе №7 «Кузнечики»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 52 «Аленький цветочек»  ПРИНЯТО...