Проект "Оберег"
методическая разработка (старшая группа)

Елена Баум
Большое значение в развитии и воспитании детей имеет игрушка, без которой игра не бывает полноценной. Современные дети играют яркими разнообразными игрушками, порой не задумываясь об их происхождении, истории развития, а это ведёт к потере культурно – исторических ценностей своего народа. Народная кукла считается одной из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и проносить счастье в дом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект оберег33.05 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРДЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Д/с №56»

__________________________И.В.Овчинникова

Краткосрочный проект ко дню матери

«Оберег»

Воспитатели: Кулагина Н.М.

                                                                                                     Баум Е.Н.

                   

Ачинск 2021г

Актуальность: Большое значение в развитии и воспитании детей имеет игрушка, без которой игра не бывает полноценной. Современные дети играют яркими разнообразными игрушками, порой не задумываясь об их происхождении, истории развития, а это ведёт к потере культурно – исторических ценностей своего народа. Народная кукла считается одной из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и проносить счастье в дом.

Цель: Привлечь внимание к истокам народной культуры, познакомить с народными куклами и оберегами.

Задачи:

  • Учить изготавливать Домовенка самостоятельно и с помощью взрослого
  • Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах
  • Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа

Участники проекта: педагоги, дети средней группы, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации: ноябрь, декабрь.

Вид проекта: творческий.

1этап Организационный

2 этап Практический

3 этап Итоговый

Ожидаемый результат: Дети познакомятся с народными куклами, оберегами и историей их возникновения. А также овладеют технологией изготовления тряпичных кукол-оберегов для мам. Родители станут активными помощниками в жизни своих детей

Календарно-тематический план работы проекта

Этапы

Виды деятельности

Участники

Сроки реализации

1

Беседа: «Кукла оберег. История возникновения.»

Воспитатели

Дети

ноябрь

1

Сбор информации (методическая литература, интернет – ресурсы).

Воспитатели

ноябрь

2

Консультация для родителей:       « Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»

Родители

Воспитатели

ноябрь

2

Чтение художественной литературы

И. Рюмина «Куклы наших бабушек»

Воспитатели

Дети

ноябрь

2

Проведение народных игр: «Ручеек», «Карусель», «Гори, гори, ясно».

Воспитатели

Дети

декабрь

2

Подготовка материалов к изготовлению кукол

Воспитатели

Дети

Родители

декабрь

2

Изготовление кукол

Воспитатели

Дети

Родители

декабрь

3

Подарок для мамы ко дню Матери-Домовёнок

Воспитатели

Дети

Родители

декабрь

Беседа: «Кукла оберег. История возникновения.»

ЗАДАЧИ:

- познакомить с историей и традициями русского народа;

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.

 Русский народ всегда умел хорошо работать, славился усердием и трудолюбием.

После трудового дня на Руси любили устраивать вечерние посиделки. Дом чисто убирался,одевались чистые одежды и каждый находил себе занятия: кто вышивал, кто лепил, а кто мастерил игрушки, заняты были все от мала до велика. Всё проходило в уютной доброй атмосфере под пение русских народных песен.

- Когда появилась первая кукла никто не знает, известно только, что она была сделана из золы. В печи брали золу, смешивали с водой, скатывали шарик и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба- женское божество. Эта кукла была оберегом женщины. Она передавалась по наследству от матери к дочери в день свадьбы.

- Как вы понимаете: была оберегом? (оберегала, защищала)

- Да, куклы обереги охраняли, спасали, помогали в трудную минуту. Таких кукол любили и берегли.

- Когда девочке исполнялось 5 лет, она должна была мастерить кукол сама. Лицо кукле не рисовали, считали что в неё может вселиться злой дух.

Первая кукла появлялась с рождением малыша и называлась «пеленашка». Её клали в колыбельную, она охраняла малыша от всего плохого.

Кубышка-травница наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного. Ребёнок играл с такой куклой и излечивался от болезней.

Кукла "Колокольчик" считается оберегом хорошего настроения. Если в доме был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.

Многорукую куклу "Десятиручку" помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.

Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.

Куклы- столбушки делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты,на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил для определенного ритуала. (Масленица, Коляда, Лихоманка, Кострома).Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.

Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.

Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу, предсказывали, каким будет весь год.

Веснянка – такую куклу подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.

Подвижная игра «Карусель».

Цель игры. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Ход игры. знакомство детей с правилами игры,предварительно разложив веревку в виде кольца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель.Все вместе будем произносить такие слова:

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом —

Все бегом, бегом, бегом.

Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону,произнося такие слова:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два —

Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (опускаете ленту, бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на «карусель» (взять ленту в руки)

-А ну-ка всю правду скажите не утаите, что интересного вы узнали?

А что вам понравилось больше всего?

- А что такое оберег?

-О каких куклах вы сегодня узнали?

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика. 2007
  2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы
  3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с
  4. Итта Рюмина. «Куклы наших бабушек» Художник Г. Дмитриева Изд. «Малыш», Москва, 1989г.

Консультация для родителей.

« Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и выпущенных большими тиражами кукол, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, своё мастерство и свои мечты и желания. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ.

Кукла — самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям  произведение искусства. Кукла - детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы  имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнёром ребенка. Он действует с ней так, ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Цель. Способствовать единению семьи, приобщая к народной культуре через совместное творчество.

Задачи. Привлекать внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства; развивать фантазию, вкус, творческое воображение.знакомить с элементарными приёмами рукоделия.

План.

 1. Ознакомление с типологией кукол.

2. Описание современной куклы.

3. Сравнение традиционной куклы с игрушками массового производства.

4. Практические рекомендации для родителей.

Типы традиционные кукол

Тряпичные куклы — это куклы, при изготовлении которых используют старинные техники и технологии. По назначению делятся на три группы: куклы-обереги, куклы игровые и обрядовые.

Куклы-обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете.

Безликая кукла исполняла роль оберега. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. Оберег — как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием:

оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор тоже не был случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки — знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей символы плодородия, волнообразные линии — знак воды, горизонтальные линии знак земли, ромбики с точками внутри символ засеянного поля, вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета, это развивало зрение младенца. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка.

Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготавливались так: туловище кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Так же делали руки, а небольшой шарик-голову с помощью нитки прикрепляли к туловищу.

 Обрядовые куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если  в доме есть сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток и хороший урожай.

 Масленицу делали из соломы или лила, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии, например, Масленица изготовлялась в человеческий рост, из лыка или соломы.

Ее закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами.

На руки ее ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесемки, завязывая которые люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Современная кукла

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки,

с игрушкой массового производства

Как у традиционной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки. Традиционная тряпичная русская кукла была безликой, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и каков ее характер. Преимуществами такой куклы были ее быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что ее нельзя было помыть, причесать и одеть в новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду. Кукла может менять профессию: врач, космонавт, пожарный и т.д. Она изготавливается и продается вместе с соответствующими аксессуарами; например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби повар».  У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток — они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют у детей вкус и фантазию и не приучают их к труду и рукоделию.

Повторим, куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт.дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить для нее новую одежду. Все эти действия — уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты.

Одевание старой куклы в новую одежду — это уроки хорошего вкуса и художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность

Народные подвижные игры.

«Карусель» (русская народная игра)

Задачи:

Образовательные:

- Приобретение знаний о русских народных играх.

Развивающие:

- Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции.

Воспитательные:

- Воспитывать культуру общения со сверстниками и сотрудничества в условиях игровой деятельности.

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели, а потом кругом,

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

«Ручеек» (русская народная игра)

Задачи:

Образовательные:

- Приобретение знаний о русских народных играх.

Развивающие:

- Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции.

Воспитательные:

- Воспитывать культуру общения со сверстниками и сотрудничества в условиях игровой деятельности.

Описание. Дети строятся в колонну и имитируют ручеек и произносят слова:

Ручеек течет, журча,

Камни огибает

Так водичка ключа

В речку попадает.

«Гори-гори ясно» (русская народная игра)

Задачи:

Образовательные: обогащать знания детей о русских народных играх.

Развивающие: развивать ловкость, быстроту, выносливость, умение действовать по сигналу.

Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным играм, на протяжении игры создавать положительный эмоциональный настрой.

  (Включается аудиозапись, дети собираются в круг).

Раз, два, три, четыре, пять!

Нужно в круг нам с вами встать!

Дети стоят в кругу. Выбирается водящий.

Все поют песню «Гори, гори ясно!» и движутся по кругу, а водящий с платком в другую сторону внутри круга. После слов «Колокольчики звенят!» водящей с платком встает между двух детей, и выбранная пара встает к друг другу спинками. После того как все дети в кругу скажут: «Раз, два не воронь, А беги как огонь!»  Пара выбранных детей, бегут в разные стороны по кругу. Кто первый добежит до платка и коснётся его тот будет следующим водящим.

Ещё, важно не забывать про безопасность во время игры. Как нужно играть чтобы не получить травму?

-Нельзя толкаться! Нужно бегать аккуратно.

- И главное нужно начинать бег вокруг круга одновременно, после слов «как огонь».

 -Вот мы вспомнили все правила! Сейчас по считалочке выберет водящего.

Считалка:

Тары-бары, растабары,

У Варвары куры стары!  

Воспитатель: Саша, водящий. Мы можем начинать.

 Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят!

(Водящий останавливается, дети поворачиваются спинками друг к другу)

Раз, два не воронь,

А беги как огонь!» 

(Игра продолжается 3-4 раз со следующими водящими.)

Заключение

Вместе с детьми мы выяснили, что тряпичные куклы, как один из древнейших видов декоративно - прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. Все они несли в себе магическое действие. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Сегодня русские народные тряпичные куклы-обереги переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству. Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В результате работы над проектом реализовались поставленные задачи: родители с огромным желанием приняли участие в проекте. Дети познакомились с разнообразием и ролью тряпичных кукол в крестьянском быту с ее предназначением, освоили технологии изготовления.