Профилактическая дыхательная гимнастика для дошкольников
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кострюкова Инна Алексеевна

Профилактическая дыхательная гимнастика для дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilakticheskaya_dyhatelnaya_gimnastika.docx153.14 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 78 комбинированного вида»

Профилактическая дыхательная гимнастика для дошкольников

 

Кострюкова И.А.

                                            учитель-логопед

г. Саранск


От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано с анатомо-физиологическими особенностями и со своеобразием реактивности организма ребенка. Физиологические приспособительные механизмы дыхательной системы дошкольников нестойки, а резервы — недостаточны.
      Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата. Дыхательные упражнения относятся к специальным упражнениям, укрепляющим дыхательную мускулатуру. При систематической работе над развитием дыхательного аппарата увеличиваются резервные возможности дыхания: жизненная ёмкость легких, максимальная вентиляция бронхов и лёгких. Упражнения способствуют изменению общей реактивности организма ребенка, снятию повышенной возбудимости, уменьшению застойных явлений в дыхательных путях.
       Дыхательную гимнастику можно рассматривать как основу профилактики здоровья дошкольников. Она
поможет как в закаливании и оздоровлении детей, так и в процессе формирования правильного речевого дыхания, правильного звукопроизношения.   Дыхательные упражнения также способствуют профилактике заикания у детей.

   При заболеваниях органов дыхания чаще всего нарушается выдох. В связи с этим дыхательные упражнения необходимо выполнять в медленном темпе, с удлинением выдоха.
Дополнительное сопротивление (вдох через суженные губы, через трубку, надувание воздушных шаров) уменьшает частоту дыхания, увеличивает его глубину и активизирует работу дыхательных мышц.  

Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста, предполагает решение следующих задач:
улучшить функцию внешнего (носового) дыхания;
вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох;
развивать озвученный выдох;
развивать речевое дыхание.
      В занятиях с детьми я применяю подражание знакомым образам птиц, зверей, неживых предметов, подвижные игры, дыхательные упражнения с произнесением на выдохе «песенки» ряда гласных, дрожащих, шипящих и свистящих звуков (игры «Лесенка», «Далеко - близко», «Воздушный шарик»). Ребёнок должен уметь на одном выдохе произносить столько слов, сколько ему лет.
      Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме, в сопровождении стихов, под музыку вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Пение – также является формой дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. У регулярно поющих детей наблюдается увеличение жизненной емкости легких, резервных объемов вдоха и выдоха, одновременное уменьшение частоты и минутного объема дыхания.
       Элементы дыхательной гимнастики педагоги могут включать в различные виды деятельности:

  • дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна;
  • звукодыхательные игры, как фрагмент занятия;
  • звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия на прогулке;
  • звукоречевые игры как фрагмент занятия;
  • голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях и репетициях.
          Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения:  дутье на комочек ваты, салфетку, бумажные игрушки, карандаш, лежащий на столе, игра на детских духовых инструментах.

         В процессе дутья ребенок может проводить пальцем ведущей руки по изображенным дорожкам, волнам, горкам, спирали.  

         Нельзя заниматься с ребенком сразу после приема пищи и при наличии у него заболевания органов дыхания в острой стадии. Следует помнить, что дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать у детей головокружение вплоть до потери сознания, поэтому выполнять их нужно строго дозированно — каждое упражнение не более 3-5 раз.


При разработке комплексов дыхательной гимнастики учитываются доступность упражнений для детей разного возраста;

Вот несколько любимых детьми дыхательных упражнений:

«Летящая бабочка»

Сделать глубокий вдох носом и выдохнуть ртом на бабочку, прикрепленную к трубочке. Чем длительнее выдох, тем дольше летит бабочка.

«Веселый футбол»

 Сделайте ворота из кубиков и маленький мяч из ваты. Задача детей – дуть на мяч, чтобы он закатился в ворота. Затем можно предложить детям подуть на мяч носом. 

«Фокус»

Положить на самый кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

«Ладошки» (по Стрельниковой)

Встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.

Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

Литература:

Раскова Г. В., Власова Т. А., Анохина О. В. Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 125-127.

     

          Комплекс дыхательной гимнастики №1

1. «ЧАСИКИ»

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить, Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз.

B96E97CA

2. «ТРУБАЧ»

Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4 – 5 раз.

B96E97CA

3. «ПЕТУХ»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

B96E97CA

4. «КАША КИПИТ».

Сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

B96E97CA

5. «ПАРОВОЗИК»

Ходить по комнате, делая движения вперед-назад согнутыми в локтях руками и ритмично произносить «чух-чух-чух-чух». Повторить 5 – 6 раз.

B96E97CA

                Комплекс дыхательной гимнастики №2

 1. «Поиграй животиком» (формирование диафрагмального дыхания): выполняется лежа на спине или стоя, не более 5 раз подряд. Ребенок кладет руки на живот, глубокий вдох — животик надувается, выдох — животик втягивается. Чтобы было интереснее, можно положить на живот небольшую игрушку. На вдохе игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе опустится вниз — как будто она качается на качелях.

2. «Вдох — выдох» (дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот).

Вдох носом — выдох носом,

вдох носом — выдох ртом,

вдох ртом — выдох ртом,

вдох ртом — выдох носом.

3. «Ветерок» (выработка ротового выдоха): губы в полуулыбке, струя воздуха выдувается через маленькое овальное окошечко. Ребенок забирает воздух ртом и медленно его выпускает, дуя на различные игрушки из бумаги: бабочки, листочки, или на ватный шарик. Игрушка должна находиться на уровне губ ребенка на расстоянии 10— 15 см, а щеки ни в коем случае не должны надуваться.

4.  «Ладошки»

Встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.

Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дыхательная гимнастика для дошкольников

дыхательная гимнастика для дошкольников...

Дыхательная гимнастика для дошкольников

Дыхательная гимнастика для дошкольников...

"Дыхательная гимнастика для дошкольников"

Чтобы дети  не болели, надо научить их правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые реком...

дыхательная гимнастика для дошкольников

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯДыхательная гимнастика укрепляет органы дыхания, улучшает кровообращение и деятельность сердечно-сосудистой системы, а также повышает сопротивляемость к простудным заболеван...

Дыхательная гимнастика для дошкольников

Дыхательная гимнастика для дошкольников - это комплекс упражнений, направленных на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания....

Дыхательная гимнастика для дошкольников "Упражнения на развитие дыхательной системы"

Дыхание  - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе стем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным, редким и т.д. Дыхательные упражнени...