Здоровьесбережение с использованием игр, как средства физического и общего развития детей дошкольного возраста.
консультация (средняя группа)

Тагильцева Марина Сергеевна

   Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из стратегических задач современного общества. В дошкольном образовательном учреждении эта задача значительна, приоритетна, так как она связана с неблагоприятной тенденцией снижения показателей здоровья детей за последнее десятилетие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №12» г. Пласта

Тема консультации на МО

«Здоровьесбережение с использованием игр, как средства физического и общего развития детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель д/с №12

                                                                                      Тагильцева М.С.

Здоровьесбережение с использованием игр, как средства

физического и общего развития детей дошкольного возраста.

   Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из стратегических задач современного общества. В дошкольном образовательном учреждении эта задача значительна, приоритетна, так как она связана с неблагоприятной тенденцией снижения показателей здоровья детей за последнее десятилетие.

   Под здоровьем на сегодняшний день принято понимать состояние человека, соответствующее принятым социокультурным нормативам (эталонам) в отношении психофизиологической (физической и психической) и личностный (социальной) подсистем его жизнедеятельности. Это позволяет говорить о таких новых аспектах здоровья, как, например, духовное здоровье, здоровьесбережение, здоровый образ жизни и прочее.

   Традиционно составляющими здорового образа жизни дошкольников считались личная гигиена, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим, а также правильно и грамотно составленная совместная образовательная деятельность воспитателя и ребенка.

    Работа педагогического коллектива, направленная на формирование и развитие у детей– дошкольников потребности в здоровом образе жизни и воспитание у них отношения к здоровью как к ценности, стала важной составляющей воспитательного процесса. В основе этой работы лежит положение о том, что воспитание и образование должны строиться на активности самого ребенка.

    В современном дошкольном образовании разработаны и активно используются в практике разнообразные формы занятий, в основе которых лежат игры и игровые ситуации, легко и естественно мобилизующие скрытые физические и интеллектуальные ресурсы ребенка. Исследования отечественных психологов (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) показывают значимую роль игровой деятельности в развитии здоровьесберегающего поведения у младших дошкольников, так как в игре не под давлением, а по желанию самих воспитанников происходит многократное повторение образовательного материала в различных его сочетаниях.

   Таким образом, развитие здоровьесберегающего поведения в игре позволяет взрослому включить в формирование здоровьесберегающего поведения самого ребенка. Кроме того, в игре можно определить круг знаний и умений ребенка, направленных на формирование здорового образа жизни.  

   Здоровье – это одна из сущностных характеристик человека (наряду с духовностью, интеллектуальностью), определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные требования.

   Согласно данным С.В. Попова и Ю.П. Лисицына, здоровье человека, зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% – от внешних условий (экология), на 10% – от деятельности системы здравоохранения на 50% определяется образом жизни, который он ведет, культурой здоровья.

   В настоящее время развитие здоровьесберегающего поведения в младшем дошкольном возрасте считается актуальной проблемой современной дошкольной педагогики. Причиной этого является тот факт, что оценка физического состояния современных детей свидетельствует о снижении в последние годы числа гармонично развитых детей и увеличении числа детей с дисгармоничным развитием. Так при поступлении в детский сад значительное число детей (от 20 до 50%) имеет низкие и очень низкие возрастно–половые показатели развития основных двигательных качеств, что делает проблему здоровья дошкольников (его сохранения и укрепления) чрезвычайно острой и требующей серьезного педагогического осмысления и решения.

  Здоровьесберегающая педагогика – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья. Анализ работы показывает, что эта система должна предлагать:

– мониторинг здоровья детей, а также проводимый медицинскими работниками, а также собственные наблюдения воспитателя и использование этих данных в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;

– учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы;

– создание благоприятного эмоционально–психологического климата в процессе реализации технологии;

 – использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности, игры и игровые ситуации, направленные на сохранение и повышение здоровья и работоспособности детей.

  Здоровьесберегающее поведение –это целенаправленная последовательность выполняемых действий, осуществляющий практический контакт любого живого организма с окружающим миром, от которого зависит сохранение и укрепления здоровья человека.

Цель здоровьесберегающей технологии в детском саду – обеспечение дошкольников высоким уровнем реального здоровья, вооружение их необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитание у них культуры здоровья. Внедряя различные методы и приемы для создания среды здоровьесберегающего педагогического процесса, педагогический коллектив должен учитывать, что они должны быть, прежде всего, доступными и интересными детям. Поэтому базовым условием организации здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении должна быть организация деятельности в игровых формах.  Кратко остановимся на основных теоретических позициях, касающихся детской игры. Рассматривая детские игры, К.Д. Ушинский пришел к выводу, что они являются для детей действительностью, причем гораздо более интересной по сравнению с той реальностью, которая их окружает.

 С.Л. Рубинштейн отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.

По мнению Д. Б. Эльконина, в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения.

По определению А.Н. Леонтьева, игра является ведущей деятельностью ребенка–дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

 Игры – это исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. Во время игр у детей улучшается настроение, обогащается их чувственный опыт, развивается образное мышление, речь и воображение. Обладая хорошим психотерапевтическим эффектом, игра даёт ребёнку возможность избавиться от негативных переживаний.

   В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора:

 – с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать;

 – с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды.

Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Таким образом, игра – это одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих. На основании этого можно сделать вывод о том, что игры могут рассматриваться как важнейшее средство развития здоровьесберегающего поведения в  дошкольном возрасте, поскольку они стимулируют активность дошкольников и способствуют их наиболее эффективному физическому развитию.

   Так с целью формирования здоровьесберегающего поведения у младших дошкольников используются следующие виды игр:

1. Подвижные игры и спортивные игры с правилами направлены на развитие основных видов движений (бег, прыжки, равновесие, ходьба, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, метание). Под воздействием движений улучшается функция сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно–двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы, при активных движениях дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование подвижных игр дифференцировано в режиме дня, доступно детям и соответствует их возрастным особенностям, повышает умственную и физическую работоспособность воспитанников.

2. Дидактические игры (с предметами, настольно–печатные, словесные) способствуют накоплению знаний детей о здоровье, обретению умений, навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.

 3. Сюжетно–ролевые игры наиболее часто применяются для закрепления ранее полученных знаний. В процессе творческих сюжетно–ролевых игр с валеологической тематикой дети накапливают опыт бережного отношения к своему и чужому здоровью.

4. Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

5. Игры–имитации имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики, а также психогимнастики.

6. Игровые ситуации применяются для выработки у детей первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление собственного здоровья.

  Рассмотрим, как обычно используются представленные выше игры и игровые упражнения в рамках формирования здоровьесберегающего поведения у дошкольников.  

  Физкультурно–оздоровительная работа осуществляется посредством подвижных игр, которые характеризуются разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. В них развиваются и совершенствуются разнообразные движения, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.

   Не менее важна и игровая гимнастика, основной целью которой является поднятие настроения и мышечного тонуса детей, а также обеспечение профилактики нарушений осанки. Воспитание культуры здоровья дошкольников осуществляется параллельно с физическим развитием посредством включения в занятия дидактических и сюжетно–ролевых игр, а также игр–имитаций и игровых ситуаций. Игровой материал валеологической направленности органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности и т.д.

  Особое внимание в ДОУ уделяется «Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников», поскольку их здоровье в значительной степени зависит от наличия фактора безопасного существования.

Развитие психологического здоровья осуществляется посредством применения таких игровых приемов, как:

– пальчиковые упражнения;

– игровая психогимнастика;

– игровые психотерапевтические техники;

– сказкотерапия;

 – коммуникативные игры (игры разной степени подвижности, логоритмика, артикуляционная и пальчиковая гимнастика и т.д.);

– дыхательная гимнастика в игровой форме.

 Как мы видим из представленного выше, в педагогическую работу, направленную на формирование и развитие здоровьесберегающего поведения малышей, принято включать:

1) дидактические игры, сюжетные игры и игровые ситуации;

2) подвижные игры с музыкальным сопровождением (логоритмика);

3) игры с элементами спортивных игр (эстафеты, игры на прогулках и т.д.); 4) игровую гимнастику и психогимнастику;

5) игровые психотерапевтические техники. Все эти игры используются комплексно, в течение всего дня. Часто помимо воспитателей в работе по здоровьесбережению дошкольников принимают участие логопед, психолог и музыкальный руководитель. В современном мире особое внимание уделяется проблеме сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Актуальность затронутой проблемы связана с неблагоприятной тенденцией снижение показателей здоровья дошкольников за последние десятилетия. Деркунской В.А. отмечается, что «в дошкольном возрасте закладываются основы элементарной культуры здоровья, происходит становление здоровьесберегающей компетентности». Поэтому потребность в здоровом образе жизни и ценностное отношение к здоровью необходимо формировать уже на этапе дошкольного возраста. Основополагающей теорией для проведения этой работы является положение о том, что воспитание и образование должно строиться на активности самого ребенка, так как он участвует в своем становлении.

   Традиционно составляющими здорового образа жизни дошкольников являются личная гигиена, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим и правильно и грамотно составлена совместно образовательная деятельность воспитателя и ребенка. Кроме того, большое внимание следует уделять задаче формирования у детей дошкольного возраста представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни, воспитание здоровьесберегающего поведения.

   Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что игра – это важная составляющая работы, направленной на формирование и развитие здоровьесберегающего поведения, поскольку именно в игре физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным. Особенно если система использования игр будет систематически внедряться на специально организованных занятиях и в повседневной жизни детсадовцев.

Посредством подвижных игр у дошкольников формируются основные виды движений, улучшается функция сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно–двигательный аппарат и регулируется деятельность нервной системы.

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику дошкольников и способствуют улучшению у них мыслительной деятельности.

Дидактические и сюжетно–ролевые игры, а также игровые ситуации и упражнения позволяют сформировать и закрепить представления детей о здоровом образе жизни и развить у них потребность в выполнении здоровьесберегающих правил. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему   пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».К.Д.Ушинский...

Презентация "Использование экологической игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста"

Проект ,который отражает направления работы в рамках методической темы. Содержит предполагаемые результаты педагогической деятельности....

Влияние игры на общее развитие детей дошкольного возраста

Влияние игры на общее развитие детей дошкольного возраста...

Влияние игры на общее развитие детей дошкольного возраста

Статья о том какую роль играет игровая деятельность  в развитии детей дошкольного возраста....

Влияние музыкального воспитания в семье на общее развитие детей дошкольного возраста

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музык...

Роль театрализованной игры в общем развитии детей дошкольного возраста с применением продуктивной деятельности.

О необходимости использования педагогами театрализованных игр, как действенного средства всестороннего развития личности....