Статья "Пути к здоровьесбережению"
статья

Токарчук Янина Сергеевна

Какреализовать программу по сохранению и укреплению здоровья?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_puti_k_zdorovesberezheniyu.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пути к здоровьесбережению

 В соответствии с Федеральным Законом «Об Образовании в Российской Федерации» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Это связано с тем, что с каждым годом возрастает процент детей, имеющих хронические заболевания и другие отклонения в состоянии здоровья. Данные Росстаса и эпидемиологических исследований за 2018 год показывают, что процент детей в Российской Федерации, относящейся к I группе здоровья составляет всего 25, 8 %. При этом самые низкие показатели – в Санкт-Петербурге – 9%.  А в последующие годы эти цифры еще ниже.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируется осознание его ценности, значимости и стремление вести здоровый образ жизни. Поэтому очевидным является поиск путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, подготовки их к здоровьесбережению.

        Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения. Назначение таких технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.

        Педагогу необходимо выстроить свою деятельность таким образом, чтобы одновременно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Организация образовательного процесса с учетом здоровьесберегающих технологий предполагает развитие физических качеств, контроль двигательной активности, профилактическую работу с воспитанниками и их родителями, формирование положительного отношения к спорту и представлений о здоровом образе жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков.

Для внедрения всех видов здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении разрабатываются оздоровительные режимы для детей с разным уровнем физического развития и подготовки: щадящий, сезонный, гибкий, адаптационный. В режимные моменты используют тренировочные комплексы такие как «дорожки здоровья» для хождения босиком и профилактики плоскостопия, различные виды гимнастик (гимнастика для глаз, дыхательная, пальчиковая гимнастика) проводят занятия физкультурой с игровым спортивным инвентарем, оптимизируют двигательную активность (утренняя зарядка, бодрящая гимнастика, подвижные игры), а также внедряют инновационные технологии (занятия логоритмикой и ритмопластикой, массажеры, релаксационные паузы, сказкотерапия). Организация сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте поможет ребенку в игровой форме познакомиться с трудом врачей и медсестер, узнать об устройстве человеческого организма, вреде и пользе различных продуктов питания, витаминах и способах профилактики болезней. 

Процесс здоровьесбережения дошкольника напрямую зависит не только от педагогического сопровождения, но также и от работы педагога с родителями (законными представителями) ребенка. К технологиям валеологического просвещения родителей относят оформление тематических папок-передвижек, проведение родительских собраний, индивидуальных бесед, практических показов и обеспечение нетрадиционных форм взаимодействия. Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей — это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, можно с уверенностью сказать, что применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды детской деятельности, он жизнерадостен, открыт для общения со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».

Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...

статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"

В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...

Здоровьесбережение в детском саду. Семинар для заведующих ДОУ

современные формы работы в ДОУ по укреплению здоровья детей.Семинар для руководителей...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты вопроса о работе ДОУ с родителями воспитанников в решении общей задачи сохранения и укрепления детского здоровья....

Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет д...

Картотека методических разработок по здоровьесбережению.

Включает в себя психигимнастику, зрительную гимнастику, дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, пальчиковые игры и физминутки...

"Игровые технологии как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению"

Во всем мире за последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья населения: 1. Физически зрелыми рождаются не более 14% детей;  2. 25–35% детей, пришедших в первый кл...