Пособие "Игровые здоровьесберегающие технологии"
методическая разработка

Гришина Елена Владимировна

В числе главных задач современного дошкольного образования в соответствии с положениями ФГОС дошкольного образования в отношении применения технологии здоровьесбережения - укрепление и охрана психического и физического здоровья дошкольников, предполагающие выполнение упражнений в игровой форме в детском саду и дома. В пособии представлены игровые упражнения в стихотворной форме, помогающие детям снять психоэмоциональное и мышечное напряжение, расширяющие игровые и двигательные навыки, развивающие речь, память и внимание. Адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций; рекомендовано родителям для совместной с ребёнком оздоровительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobie_igrovye_zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc340 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Ягодка» пгт. Джубга муниципального образования Туапсинский район

Игровые здоровьесберегающие технологии

       

Джубга, 2021

Автор - составитель:

Гришина Е.В. -  воспитатель

МБДОУ детский сад №7 «Ягодка» пгт. Джубга

Рецензент:

А. Н. Сотниченко - заведующий МБДОУ ДС №7 «Ягодка» пгт. Джубга

Игровые здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, пальчиковые игры, физкультминутки.

Пособие игровые здоровьесберегающие технологии: Е.В. Гришина -  пгт. Джубга: МБДОУ детский сад №7 «Ягодка» МО Туапсинский район, 2021. - 26 с.

В числе главных задач современного дошкольного образования в соответствии с положениями ФГОС дошкольного образования в отношении применения технологии здоровьесбережения - укрепление и охрана психического и физического здоровья дошкольников, предполагающие выполнение упражнений в игровой форме в детском саду и дома.
В пособии представлены игровые упражнения в стихотворной форме, помогающие детям снять психоэмоциональное и мышечное напряжение, расширяющие игровые и двигательные навыки, развивающие речь, память и внимание.
Адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций; рекомендовано родителям для совместной с ребёнком оздоровительной деятельности.

МБДОУ детский сад №7 «Ягодка»  пгт. Джубга

МО Туапсинский район 

Оглавление

Введение         4

Психогимнастика         6

Физкультминутки         14

Пальчиковые игры         20

Библиографический список        26

ВВЕДЕНИЕ

ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. Известно, что в дошкольном возрасте идёт интенсивное развитие органов и становление всех функциональных систем организма.

В последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребёнка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.

Разнообразие дидактического материала данного пособия даёт возможность находить различные приёмы для использования технологий здоровьесбережения. Весь материал представлен в стихотворной форме, что позволяет развивать речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи, память, внимание, мышление детей дошкольного возраста.

Гимнастические упражнения в стихах, особенно в последнее время, очень востребованы и популярны, так как речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребёнка. Стихотворная форма имеет свой соответствующий ритм, что дает возможность детям координировать речь и движение. Выполняя упражнения и одновременно проговаривая стихотворения, дошкольники быстро осваивают основные движения и связывают их с текстом, что можно сравнить с мнемоническим приёмом, часто применяемым педагогами в их деятельности.

Благодаря систематическому использованию технологий здоровьесбережения развиваются такие физические качества, как координация, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение  подвижными играми с правилами, становление ценностей здорового образа жизни.

Материалы пособия помогут педагогам создать условия для позитивной социализации детей, их личностного развития.

Пособие состоит из трёх разделов: психогимнастика, пальчиковые игры, физкульминутки.

Психогимнастика. Известно, что нравственное развитие ребёнка необходимо начинать с формирования эмоциональной сферы, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками

Пальчиковые игры. Психологи считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка.

Физкультминутки. Повышенная утомляемость детей диктует необходимость проведения динамических пауз. Таким образом, целенаправленный систематический курс двигательных упражнений, игр в сочетании с сопровождающим стихотворным текстом даёт возможность снять мышечное напряжение и предотвратить физическое утомление.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Есть

У зайчихи есть зайчата,                         Показываем ушки и прыгаем.

У лисицы есть лисята,                                   Виляем «хвостиками».

У ежихи есть ежата,                                 Пыхтим.

У курицы цыплята есть,                         Пищим и машем «крылышками».

Всех детёнышей не счесть.

Ещё запомните, ребята,

У овечек есть ягнята,                                 Блеем, как овечки.

У коровы есть телята,                                   Делаем рожки и мычим, как

телята.

А у лошади ребёнок –

Это жеребёнок.                                         Цокаем язычком и скачем.

Если

Воспитатель читает текст, дети заканчивают предложения и мимикой показывают состояние, о котором говорится в стихотворении.

Если вдруг твой старший брат          Если вдруг ты в комнате

Скушал всё печенье,                                 Увидел привидение,

Будет на твоём лице,                                То, конечно, на лице

Конечно… (огорченье).                                   Будет… (удивление).

Если ты в своём шкафу                            Если другу вдруг коробку

Слона увидел вдруг,                                Вдруг пустую подарил,

На лице твоём тот час                                Это означает точно,

Появится… (испуг).                                Что ты попросту… (схитрил).

Если тебе всё равно,                                Если друг к тебе пришёл,

Всё вокруг обычно,                                Время для тебя нашёл,

Это значит, на лице                                 Про тебя он не забыл,

Будет… (безразличье).                               Большую (радость) … подарил.

Страшно стало нам с тобой

Страшно стало нам с тобой,         Показываем испуг.

Скажем вместе: «Ой, ой, ой!»

А теперь нам весело,                                 Смеёмся.

Посмеёмся вместе мы!

А теперь мы загрустили,                         Грустим.

Глазки наши опустили.

А теперь мы разозлились,                           Злимся.

Топаем ногами сильно!

Обрадовались, засмеялись,                          Улыбаемся.

И с соседом мы обнялись.

Тучка - солнце

Тучка хмурая плывёт –                         

Дождь холодный нам несёт!

Тучка сильно хмурится,                          Хмуримся.

И темно на улице!

Но сейчас стало светло –                 

Солнце яркое взошло!

Светит нам, старается,                                 Улыбаемся.

И каждый улыбается!

Семеро козлят

Воспитатель изображает маму Козу, а дети – козлят (делают рожки) и их настроение.

В избе живут мои козлята,

Очень славные ребята!

Настроение у козлят моих

Сегодня разное.

Давайте мы изобразим,

О чём они рассказывают!

Я сегодня очень злой,                                          Изображаем злость.

Посмотрите, вот какой!                                         

Я сегодня очень грустный,                                 Изображаем грусть.

Не досталось мне капусты!

А я обиженный козлёнок,                                Изображаем плач.

Плачу, будто бы ребёнок!                                 

Я хитрый очень, посмотрите,                                 Изображаем хитрость.

Скорей за мною повторите!                         

А я всему на свете

Очень удивляюсь,                                                Изображаем удивление        .                  

Смотрите, как умело  

Я преображаюсь!  

А мне не грустно и не весело,                        Изображаем безразличие.

Это всё неинтересно мне.                                 

А я весёлым быть стараюсь,                                Изображаем радость.

И я всегда всем улыбаюсь!                                 

Цветочки

Воспитатель показывает цветы (ромашки в виде смайликов с изображением эмоций) в соответствии с текстом.

Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки! 

Мамы называют вас

Дочками, сыночками,

Но сейчас мы станем

Волшебными цветочками!

Давайте вместе улыбнёмся,

Разозлимся, рассмеёмся,

Удивимся, испугаемся,

И снова все заулыбаемся!

Светофор

Ребёнок или воспитатель изображают светофор и показывают круги красного, жёлтого и зелёного цвета. На каждом круге - соответствующая эмоция.

Здравствуйте, мои друзья!

Друг ваш «Светофорчик» я!

Помогаю вам, ребята,

Я дорожку перейти,

Не на всякий свет, запомним,

Можно вам вперёд идти!

Если красный свет горит,

«Остановись!» – он говорит!

Сердитый очень красный глаз

Останавливает вас.

Если жёлтый вдруг зажёгся,

Говорит он: «Приготовься!»

Свет жёлтый очень симпатичный,

И помощник он отличный.

Если знак зелёный светит,

Значит, проходите, дети!

Радостный зелёный свет

Говорит: «Преграды нет!»

Животные

Воспитатель рассказывает стихотворение, дети изображают животных, о которых говорится.

Как у наших у ворот

Петя-петушок поёт,

Ходят курочки-хохлатки,

За уткой бегают утятки,

Ходят важно индюки,

Рогатые стоят быки,

За стеной баран с овечкой,

Сидит кошка на крылечке,

Собака с кошкою лежит,

Кролик за листом дрожит.

Посмотрите, вот они,

Домашние животные!

Дети замирают, изображая любое из перечисленных домашних животных.

Стал в лесу громко реветь

Грозный и большой медведь.

Заяц хвостик свой поджал,

Серый волк за ним бежал.

За кустом сидит лисица,

Волка серого боится.

Посмотрите, вот они,

Дикие животные!

Дети замирают, изображая любое из перечисленных диких животных.

Осенний лист

Предварительная работа: на жёлтой бумаге формата А4 нарисовать и вырезать 5 осенних листьев одинаковой формы.
На каждом листе маркером нарисовать эмоции, выражающие безразличие, злость, радость, испуг, печаль, счастье. Поочерёдно, в соответствии с текстом, воспитатель показывает детям «настроение» осеннего листа, дети изображают увиденное эмоциональное состояние.

Воспитатель.

Осенью дождливой листья опадают.

Как птицы разноцветные по ветру летают.

Воспитатель меняет голос, показывает лист.

К вам в группу прилетел,

С вами поиграть хотел!

Когда дождь идёт, я хмурюсь,

Солнцу улыбаюсь,

Если тучку я увижу,

То её пугаюсь!

В лужу грязную упал –

Плакать я хочу,

Ветер вверх меня поднял –

Сразу хохочу!

Держа последний лист в руках, воспитатель в соответствии с текстом направляет лист влево, вправо, вниз, вверх и т. д. Дети наблюдают за листом глазами, держа головы прямо.

Полетел я в сторону,                                              Лист направить вправо.

В другую полетел,                                            Лист направить влево.

Поднять на самый верх меня                                       Лист направить вверх.

Ветер захотел!

Так летал я и летал,                                             Влево и вправо 5 раз.

Пока на травку не упал!                                     Лист направить вниз.

Глаза зажмурим посильней.                                     Зажмурить глаза.

Куда же лист наш улетел?                                      Воспитатель прячет лист,

                                      дети открывают глаза.

Откусил

Воспитатель читает стихотворение, меняя выражение лица, дети повторяют. Постепенно текст запоминается, дети всё проговаривают и изображают самостоятельно.

Откусил сейчас лимон,                         А варенье из малины

Очень-очень кислый он!                        Съел я банки половину!

Скушал шоколадку я,                                 Всё водичкою запил,

Она такая сладкая!                                Вкус совсем не ощутил.

Перец горький откусил,                        Это даже грустно,

Жжёт он так, что нету сил!                        Что у воды нет вкуса!

Смайлик

Подготовительная работа: из картона формата А4 вырезаются круги, на которых маркером рисуются эмоции. В соответствии с текстом воспитатель показывает «смайлик», дети изображают мимикой настроение «смайлика».

Я весёлый, умный Смайлик,

Пришёл я подружиться с вами.

Настроенье я меняю,

С собой играть вас приглашаю!

Вот я очень грозный стал,

Вот я удивился,

Вот я сильно испугался,

А вот я загордился!

Теперь я плачу горько-горько,

Теперь я хохочу,

С вами завтра поиграть

Я ещё хочу»

Театр

Педагог и дети закрывают лицо руками и изображают героев сказки «Репка». Так же можно изображать и героев других сказок.

- Предлагаю поиграть в замечательный театр!

Кулисы будут открываться,

А мы в кого-то превращаться.

Кулисы медленно открылись,                  Ладони развести в стороны.

И мы в старушек превратились.                  Мимика «бабушки».

Кулисы медленно открылись,                 Закрыть и открыть лицо.

И в дедушек все превратились.                 Мимика «дедушки».

Кулисы  медленно открылись,                 Закрыть и открыть лицо.

И мы во внучек превратились.               Мимика «девочки».

Кулисы медленно открылись,                 Закрыть и открыть лицо.

Мы дружно в Жучек превратились.               Изобразить собачку.

Кулисы медленно открылись,

И мы все в кошек превратились.                Изобразить кошку.

Кулисы медленно открылись,

И мы все в мышек превратились.               Изобразить мышку.

Давайте это закрепим,

Ещё раз всё мы повторим!

Настроение

За мной скорее повторяйте,

Настроение меняйте!

Испугались,                                                  Изображают испуг.

Удивились,                                                            Изображают удивление.

Заплакали                                                         Изображают грусть.

И оживились,                                                 Изображают радость.

Рассмеялись,                                                   Смеются.

Разозлились,                                                   Изображают злость.

Нам всё равно,                                                  Изображают безразличие.

Мы загордились.                                                 Изображают гордость.

Опять в себя мы превратились.

Козлята

Воспитатель читает текст, дети мимикой показывают настроение каждого козлёнка. Текст читается несколько раз, сначала медленно, потом быстрее.

Воспитатель ходит по группе, ищет деток-козлят.

Мамочка-коза пришла,                         Третий очень веселится,

Козлят дома не нашла.                         Четвёртый грустный,

Они за лавкою сидят                        Пятый счастливый,

И на мамочку глядят.                        Шестой ужасно боязливый,

Первый злой,                                Седьмой же удивляется.

Второй боится,                                Вот как получается!

Волшебное превращение

С вами будем мы стараться

В кого-то быстро превращаться.

Идёт старик через дорогу,

Хромает он на одну ногу.         Изображаем старика.

Идёт себе старик, и вот –

Он не старик, а важный кот.                                      Изображаем кота.

Ходит он, ласкается,                                          Выполняем движения.

Лапкой умывается.                                           Выполняем движения.

Вдруг из кота в ребёнка                                         Изображаем ребёнка.

Мы быстро превратились,

Заплакали, на ручки

К маме попросились,

Стали мы лошадками,                                        Прыгаем.

Скачем по полям,

Теперь мы волки серые,                               Изображаем волка.

Что рыщут по кустам.

Теперь мы все зайчата,                                      Изображаем зайчика.

Прыгаем и скачем,

Нас теперь обидели,

Мы громко-громко плачем!                            Изображаем плач.

Теперь мы испугались                                   Изображаем испуг.

И громко рассмеялись.                                   Смеёмся.

Если вдруг

Если нас обидел друг -

Становится нам грустно вдруг.                          Изображаем грусть.

Если с другом помирились,

Сразу же развеселились.                                 Изображаем радость.

Если видим мы опасность,

То становится нам страшно!                                  Изображаем испуг.

Клоуна мы повстречали

И над ним захохотали!                                       Изображаем счастье.

ФИЗКУЛЬМИНУТКИ

Если хочешь строить мост, (Дети идут по кругу.)

Наблюдать движение звезд, (Останавливаются и поднимают руки вверх.)

Управлять машиной в поле (Берут в руки воображаемый руль, бегут по группе.)

Иль вести машину ввысь - (Расставив руки в стороны, «летают» по группе.)

Хорошо работай в школе, (Руки складывают, как школьники за партой.)

Добросовестно учись! (Дети расставляют руки и ноги в стороны.)

***

Листья осенние тихо кружатся, (Дети плавно кружатся на месте.)

Прямо нам под ноги листья ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят (Водят руками по полу.)

Будто опять закружиться хотят (Дети плавно кружатся на месте.)

***

Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют наклон.)

Разноцветный мостик! (Широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу.)

Здравствуй, радуга-дуга! (Вновь выполняют наклон.)

Принимай нас в гости. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы по радуге бегом (Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.)

Пробежимся босиком.

Через радугу-дугу (Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.)

Перепрыгнем на бегу (Делают еще четыре прыжка на носках.)

И опять бегом, бегом (Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.)

Пробежимся босиком.

Я - чайник, (Дети стоят, одна рука изогнута, как носик чайника, другую - на поясе.)

Ворчун, хлопотун, сумасброд, (Вращают туловищем по круговой оси.) 

Я вам напоказ выставляю живот. (Надувают живот.)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Топают обеими ногами.)

«Эй, люди, я с вами тоже чай пить хочу» (Делают призывные движения правой рукой.)

***

Руки в стороны - в полет (Дети поднимают прямые руки в стороны.)

Полетит наш самолет. (Наклоняют туловище вперед, руки разведены в стороны.) 

Сделал правый поворот (Поворачиваются вокруг себя вправо, подняв правую руку.)

Сделал левый поворот, (Поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку.)

Крыльями покачал, (Покачивают разведенными в стороны руками.)

Загудел и задрожал. (Поднимаются на носки и опускаются на всю ступню и гудят.)

Начинается полет, (Наклоняют туловище вперед, руки разведены в стороны.) 

Полетел наш самолет, (Бегут по кругу, расставив руки в стороны.)

Вот закончился полет, (Замедляют бег.)

Приземлился самолет. (Дети опускаются на одно колено.)

***

Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем. (Дети идут по кругу.)
Вот выходим мы на луг. Тысяча цветов вокруг!
 (Разводят руки широко в стороны.)
Вот ромашка, василек, медуница, кашка, клевер (Поочередно выставляют руки.)
Расстилается ковер
 (Наклоняют туловище вперед, руки разведены в стороны.)
И направо и налево (Касаются левой ступни правой рукой, потом наоборот.)
К небу ручки протянули, (Поднимают руки вверх.)
Позвоночник растянули. (Потягиваются.)
Отдохнуть мы все успели и на место снова сели (Дети садятся.)

***

Тик-так, тик-так, в доме кто умеет так? (Руки разведены в стороны, плечи подняты.)
Это маятник в часах отбивает каждый такт
(Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка, у нее своя избушка.
(Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время, (Приседают.)
Снова спрячется за дверью,
(Закрывают лицо руками.)
Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга.
(Вращают туловищем вправо.)
Повернемся мы с тобой против стрелки часовой.
(Вращают туловищем влево.)
А часы идут, идут,
(Ходят на месте.)
Иногда вдруг отстают.
(Ходят в замедленном темпе.)
А бывает, что спешат, словно убежать хотят!
(Бегут на месте.)
Если их не заведут, то они совсем встают.
(Дети останавливаются.)

***

Самолеты загудели (Дети вращают перед грудью согнутыми в локтях руками.)

Самолеты полетели (Разводят руки в стороны, наклоняются влево и вправо.

На полянку тихо сели (Приседают, руки к коленям.)
Да и снова полетели. (Дети бегут с разведенными в стороны руками.)

***

Девочки и мальчики (Хлоп, хлоп, хлоп  - дети хлопают в ладоши.)
Прыгают, как мячики (Прыг-скок, прыг-скок – прыгают на месте.)
Ножками топчут (Топ, топ, топ – топают ногами.)
Весело хохочут (Ха, ха, ха – хохочут.)
Глазками моргают (Ритмичное зажмуривание глаз.)
После отдыхают. (Приседают, руки свободные.)

***

Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Дети прыгают на месте.)
Наклонился правый бок.
(Наклоны туловища вправо.) 
Наклонился левый бок.
(Наклоны туловища влево) 
А сейчас поднимем ручки и дотянемся до тучки.
(Поднимают руки вверх.)
Сядем на дорожку, разомнем мы ножки.
(Садятся и гладят колени.)
Согнем правую ножку, согнем левую ножку
(Поочередно сгибают ноги в колене.)
Ноги высоко подняли
(Поднимают ноги вверх)
И немного подержали.
(Удерживают ноги на весу.)
Головою покачали
(Качают головой.)
И все дружно вместе встали.
(Дети встают.)

***

Мы на плечи руки ставим, (Дети приставляют руки к плечам.)
Начинаем их вращать. (
Вращают плечи вперед и назад.)
Так осанку мы исправим, раз-два-три-четыре-пять!
(Выпрямляются.)
Руки ставим перед грудью, 
(Сгибают руки в локтях перед грудью.)
В стороны разводим. 
(Рывки руками в стороны.)
Мы разминку делать будем при любой погоде.
(Поворачиваются вправо и влево.)
Руку правую поднимем, 
(Правая рука поднимается вверх.)
А другую вниз опустим. 
(Левая рука опускается вниз.)
Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.
(Меняют положение рук.)
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.
 (Дети шагают на месте.)

***

Голова чтоб не болела, ей вращаем вправо-влево. (Дети вращают головой.) 
А теперь руками крутим - 
и для них разминка будет.
(Вращают прямые руки вперед и назад.)
Тянем наши руки к небу, 
(Поднимают руки вверх, потягиваются.)
В стороны разводим.
(Разводят прямые руки в стороны.)
Повороты вправо-влево плавно производим.
(Поворачиваются вправо и влево.)
Наклоняемся легко, 
(Наклоняются вперед.)
Достаем руками пол.
(Касаются пальцами пола.)
Потянули плечи, спинки, а теперь конец разминке.
(Дети садятся на места.)

***

Рыжий, рыжий, рыжий лес                  плавные движения кистей рук

Осыпает листья.                                    сверху вниз (падающие листья)

Он диковинки свои  держит на виду!

Осень по лесу идет

Вкрадчиво, по-лисьи                            «лисий» шаг

А за нею по пятам                                 осторожные шаги на носочках

Тихо я иду.                                              в ритме стихотворения.

***

Мы присели под кусток,
Чтобы отыскать грибок.
Встали. Потянули спинку.
Вновь шагаем по тропинке.
(Приседания.)
А теперь вращаем ручки,
Словно разгоняем тучки.
Гоним их вперёд-назад,
По двенадцать раз подряд.
(Вращение прямых рук назад и вперёд.)
Приседаем ниже, глубже,
Как лягушка в теплой луже.
Прыг - и нет комара!
Вот весёлая игра.
(Из глубокого приседа прыжок вверх.)
Отдохнули, порезвились,
И на стулья опустились.
(Дети садятся.)

***

Дети стоят, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях, перед грудью; кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки. Кончики пальцев детей соединяются - они «срывают» ягодки.

Утром по лесной дорожке -

Топ-топ-топ – топчут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках старый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка или дочки.


***

Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Зайка прыгнул на пенек.
(Прыжки на месте на двух ногах.)
В барабан он громко бьет,
(Шагаем на месте.)
В чехарду играть зовет.
(Хлопаем в ладоши.)
Зайцу холодно сидеть,
(Присели.)
Нужно лапочки погреть.
(Хлопаем в ладоши.)
Лапки вверх, лапки вниз,
(Руки вверх-вниз.)
На носочки подтянись.
(Потянулись, подняли руки вверх.)
Лапки ставим на бочок,
(Руки на пояс.)
На носочках скок-скок-скок.
(Прыжки на месте на двух ногах.)
А затем вприсядку,
(Приседаем.)
Чтоб не мерзли лапки.
(Топаем ногами.)

***

На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Потягивания - руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
(Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(Наклоны.)
А потом опять встают.
И по-прежнему цветут.

***

На поляне дуб зелёный,
Потянулся к небу кроной.
(Потягивания — руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил.
(Потягивания — руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!   Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!
(Наклоны вперёд.)
Вот лягушка поскакала,  здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе.
(Прыжки на месте.)
Ну, а мы пройдём немного.
Поднимаем выше ногу! (
Ходьба на месте.)
Походили, порезвились,  и на травку опустились
!

***

Солнце спит, и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)
Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.)
Рано утром солнце встало,
(Подняли руки вверх, потянулись.)
Все лучи свои послало
. (Качаем поднятыми вверх руками.)
Вдруг повеял ветерок,
(Качаем раскрытыми в сороны руками.)
Небо тучей заволок,
(Закрыли лицо руками.)
И деревья раскачал.
(Качание туловища влево-вправо.)
Дождь по крышам застучал,
(Прыжки на месте.)
Барабанит дождь по крышам,
(Хлопаем в ладоши.)
Солнце клонится все ниже.
(Наклоны вперед.)
Вот и спряталось за тучи,
(Приседаем.)
Ни один не виден лучик.
(Встали, спрятали руки за спину.)

***

Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки.
(Потягивания - руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы, пошире разведём.
(Потягивания -  руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Осенняя прогулка

Если мы идем гулять, («шагают» пальчиками по столу)

Зонт с собою нужно брать. («зонтик»-пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки)

Осенью от дождика (стучат пальчиком правой руки по левой ладони)

Спрячемся под зонтиком. («зонтик»)

 Зонтик для мышонка

По листьям дождик застучал. (стучат пальчиком право руки по левой ладони)

Мышонок быстро гриб сорвал

И спрятался под ним у пня.(на вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой.)

- Хороший зонтик у меня! («зонтик»-пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки).

Осень

Осень, осень, непогода, (сжимать и разжимать кулачки)

Листья по ветру летят, (круговые движения кистями)

Лужи прямо у порога, (поднять руки ладошками к себе, соединив средние пальцы – «ворота»)

Мокнут ножки у ребят. (стряхнуть «воду» с рук).

                                             

Вышел дождик погулять

Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу, начиная с мизинца)

Вышел дождик погулять. (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить? («шагают» средним и указательным пальцами по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!» (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

«Ох!» (один хлопок)

И ушел. (ритмичные хлопки по столу)

Газон засох.

***

Я по улице гуляла («шагают» пальчиками по столу)

И листочки собирала. (загибают поочередно пальцы)

Все в букетик собрала (двумя руками «держат» букет)

И ребятам принесла. (показывают ладони)

Ветер по лесу летал

Ветер по лесу летал, (плавные движения ладонями)

Ветер листики считал: (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол)

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, (загибают по одному пальцу, начиная с большого)

Листья рябины,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают пальцы)

Осинка

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру, (раздвинув пальцы на руках, трясут руками)

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару…(сжимают и разжимают пальцы рук)

Дайте осинке

Пальто и ботинки:

Надо согреться

Бедной осинке. (соединяют пальцы рук вместе и дуют на них)

                                                       

Ветер северный подул:

«С-с-с», все листья

С липы сдул… (пошевелить пальцами, подуть на них)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (стучат пальцами по столу)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (стучат кулачками по столу)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук )

Одеялом их накрыл. (ладони крепко прижать к столу)

Зимние забавы

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы на обеих руках)

Выпал снег, идем гулять. (волнообразные движения руками сверху вниз)

Ты нас, мама, не ищи, (поочередное касание одинаковых пальцев, начиная с больших)

Горку строить будем мы. (концы пальцев соединить под прямым углом)

Горку не простую, (соединить ладони вместе)

Горку ледяную, (соединить пальцы под углом)

Будем очень мы стараться, (сжать пальцы в кулаки, большие пальцы поднять вверх)

Чтоб потом на ней кататься. (правой рукой погладить тыльную сторону левой руки)

Снежок

Раз, два, три, четыре, (загибают пальцы, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе)

И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальцем)

Раз – подбросим, два – поймаем. (подбрасывают и ловят воображаемый снежок)

Три – уроним  (роняют воображаемый снежок)

И…сломаем. (топают)

Во дворе

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы по одному)

Мы во двор пришли гулять. («идут» по столу указательным и средним пальцами)

Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, («сыплют крошки»)

С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой)

А еще в снегу валялись. (кладут ладони на стол то одной

Курочка

Вышла курочка гулять, (соединить кончики указательного и большого пальца)

Свежей травки пощипать, (сжимают и разжимают кулачки)

А за ней ребятки – ( постукивают пальцами по столу)

Желтые цыплятки.

Гусаки

Идут леском (поставить руку на локоть, соединить все пальцы в щепоть – «гусь»)

Гусак за гусаком.

Смотрит свысока (попеременно то опускают, то поднимают руки)

Гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока (поворачивают «гусей» друг к другу, сжимая и разжимая пальцы)

Гусак у гусака!

Уточка

Шла уточка бережочком, («идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь)

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою: 

И малого, и большого, (загибают безымянный, большой пальцы)

И среднего, и меньшого, (загибают средний и мизинец)

И самого любимого. (загибают указательный палец)

Строители

Пусть не сердятся родители, (грозят указательным пальцем)

Что измажутся строители, (отряхивают воображаемую пыль)

Потому что тот, кто строит, (ударяют кулачком о кулачок)

Тот чего-нибудь да стоит! (выбрасывают руки вперед с поднятыми большими пальцами)

 Такие разные дела

Раз, два, три, четыре! Дети, (сгибают пальцы по одному в кулачок) 

Много дел на белом свете. (разжимают пальцы по одному)

Вот военные идут – («шагают» пальцами по столу)

Они границу берегут.

А швея иглу берет (имитируют шитье иглой)

И одежду людям шьет.

Дворник улицу метет, (плавные движения ладоней)

Звонко песенку поет.

Птичница во двор пришла, («кормят птиц» – щепотка)

Курам зёрна принесла.

 Каменщик

Чтоб построить новый дом, (поочередно сгибают пальцы на правой руке, с мизинца)

Каменщика позовем. (сгибают пальцы на левой руке)

Кирпичи кладет он в ряд, (выпрямляют пальцы по очереди из правой руки)

Стены ровные стоят. (выпрямляют пальцы из левой руки)

Транспорт

Автобус, троллейбус, (загибают пальцы по одному)

Машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай. (сжимают и разжимают пальцы)

В морях – корабли, ледоколы, суда, (загибают по одному пальцу)

Они очень редко заходят сюда. (сжимают и разжимают пальцы)

Шуршат по дорогам (гладят руками по столу)

Веселые шины, (хлопают в ладоши)

Спешат по дорогам (крутят воображаемый руль)

Машины, машины…

А в кузове важные, (сжимают и разжимают пальцы)

Срочные грузы –

Цемент и железо, (загибают по одному пальцу)

Изюм и арбузы.

Кто нам хлеб испек

Булка колосом росла, (покачивают руками вправо-влево)

Зерном под жерновом была, (движения щепоткой)

А в печи ее испек (хлопают одной округленной ладошкой по другой)

Добрый мастер – хлебопек! (поднимают большие пальцы рук вверх)

Мой город

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке)

В город выйду погулять. (загибают пальцы на левой руке)

Вдоль по улице иду, (разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке)

Во все стороны смотрю. (разгибают пальцы на правой руке)

Как красиво все кругом, (загибают пальцы на левой руке)

В моем городе родном! (загибают пальцы на правой руке)

«Я рисую лето»

Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской – солнце, (рисуют в воздухе солнце)

На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо (рисуют в воздухе облака)

И ручей певучей. (на столе рисуют «ручей»)

Карандаш

Все нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш»)

Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу)

Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы рук)

Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу)

В школу

В школу осенью пойду. («шагают» пальцами по столу)

Там друзей себе найду, (загибают пальцы по одному)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду, (сжимают и разжимают кулачки)

Но свой садик не забуду!

Цветы

Утром алые цветки (округлить ладони, раздвинуть пальцы)

Раскрывают лепестки.

Ветерок подует – (двигают ладони вправо-влево)

Цветики волнует.

А под вечер все цветки (постепенно смыкают пальцы)

Закрывают лепестки,

Головой качают, (покачивают «бутонами»)

Тихо засыпают. (подкладывают сложенные руки под щеку)

Только солнышко взойдет, (сжимают и разжимают пальцы)

Мак на грядке расцветет.

Бабочка-капустница (соединяют большие пальцы, остальными машут)

На цветок опустится.

Поглядишь – а у цветка (сжимают и разжимают пальцы)

Больше на два лепестка.

Колокольчики

В прятки пальчики играют (сжимают и разжимают пальцы)

И головки убирают, (открывают и закрывают ладонями лицо) 

Словно синие цветки (сводят и разводят пальцы веером)

Распускают лепестки.

Наверху качаются, (наклоны кистей вправо-влево)

Низко накланяются.

Колокольчик голубой (круговые движения кистями)

Поклонился нам с тобой. (наклоны кистей вниз, вверх)

Колокольчики-цветы (повороты кистями)

Очень вежливы, а ты?

Библиографический список

  1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в соответствии с ФГОС ДО:  Материалы всероссийского вебинара - Волгоград: ООО «Издательство «Учитель», 2018.
  2. Поспелова Е.А. Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду⌠Электронный ресурс⌡. URL: https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tie-21.html (дата обращения: 28.05.2019).
  3. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А.М. Сивцова -  Методист, 2007.
  4. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / Н.В. Сократов - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования -  М.: УЦ Перспектива, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...