Организация двигательной активности детей в ДОУ
статья

В современном мире дети все больше времени проводят без движения, в результате чего ухудшается их здоровье и показатели физического развития, поэтому важно приобщать дошкольников к двигательной деятельности, организовывать ее в различных формах, используя разнообразные методы и приемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_vystuplenie11.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  двигательной активности воспитанников в ДОУ

Зайцев С.В.,  инструктор по физической культуре

В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку  ежедневно приходилось пробегать и проходить десятки километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать.  Так выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из  которых имело свое значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье - для  преодоления препятствий, метание – для защиты и нападения. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования  человека – выживал тот,  кто лучше других владел ими. Долгие годы измерять движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих возможностей.

Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем  стало отрицательно сказываться на их здоровье. Появилась  необходимость  компенсировать «движение-существование» специально  придуманными  движениями - физическими упражнениями.

Ребёнок 21 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками  цивилизации: накапливанием  отрицательных  эмоций  без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией. Дети  в  большинстве  своем испытывают  «двигательный  дефицит»,  то  есть  количество  движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

Два последних обстоятельства (неправильное питание и гиподинамия), по мнению учёных, ведут к акселерации  - ускоренному развитию ребенка, и в первую очередь – увеличению роста и массы тела. Внутренние органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

Таким образом, двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому необходима организация двигательной деятельности, её разнообразие, а также выполнение основных задач и требований к её содержанию.

ФГОС ДО определены целевые ориентиры по физическому развитию на этапе завершения дошкольного образования: у ребёнка развита мелкая и общая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Целевые ориентиры являются ориентирами для  построения воспитательно – образовательной работы в ДОУ. Следовательно, задача педагогов ДОУ – создание всех необходимых условий для достижения ребенком дошкольного возраста целевых ориентиров.

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей, можно выделить несколько задач:

  1. Оптимизировать двигательную активность детей с учетом их возрастных особенностей, возможностей, потребностей и интересов;
  2. Создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта;
  3. Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
  4. Воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий;
  5. Систематизировать работу ДОУ и семьи;
  6. Обогащать предметно-развивающую среду.

Двигательный режим в ДОУ состоит из трех блоков:

1.      Специально организованное обучение.

2.      Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах.

3.      Свободная, самостоятельная деятельность детей

Система двигательной активности включает следующие формы:

  • Утренняя гимнастика;
  • Физкультурные занятия;
  • Физкультминутки;
  • Пальчиковая, зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях
  • Гимнастика пробуждения после дневного сна;
  • Физкультурные досуги;
  • Праздники;
  • Музыкальные занятия;
  • Двигательная активность на прогулке;
  • Самостоятельное выполнение движений в свободное время.

В зависимости от назначения все выше перечисленные виды занятий, их характер меняются и повторяются с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, составляя двигательный режим.

Организуя разные формы двигательной активности педагог обязан:

•      Наблюдать за состоянием детей

•      Регулировать нагрузку

•      Правильно подбирать место проведения

•      Подбирать оборудование

Продолжительность двигательной активности детей за период бодрствования должна составлять не менее 50-60% времени, при этом 90%- средней и малой интенсивности, 10-15% - большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по организации двигательной активности детей на открытом воздухе и в домашних условиях.

Предложенные игры не требуют  дорогостоящих спортивных комплексов и специального оборудования. Вы можете проводить игры на отдыхе, на природе и во время...

Важнейшим условием оздоровления в ДОУ - организация двигательной активности детей

Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.Двигательная активность способствует:·         повышению устойчиво...

Конспект консультации выступления на семинаре инструктора по физической культуре на тему: ": «Формы организации двигательной активности детей. Идеи организации уголка здоровья».".

Данная информация будет полезна, как инструкторам по физической культуре, так и воспитателям дошкольного учреждения для организации уголков активности в группе....