Картотека гимнастики пробуждения подготовительная к школе группа
картотека (подготовительная группа)

Задачи и цели
1. Тонизировать организм, повышая основные процессы жизнедеятельности.
2. Устранить последствия сна: вялость, сонливость.
3. Осуществить переход организма от состояния покоя во время сна к повседневному рабочему состоянию через поднятие мышечного тонуса.
4. Мобилизовать внимание детей.
5. Повысить дисциплину, собранность детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_starshaya_gruppa.docx54.37 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека гимнастики пробуждения
подготовительная к школе группа

Задачи и цели
1. Тонизировать организм, повышая основные процессы жизнедеятельности.
2. Устранить последствия сна: вялость, сонливость.
3. Осуществить переход организма от состояния покоя во время сна к повседневному рабочему состоянию через поднятие мышечного тонуса.
4. Мобилизовать внимание детей.
5. Повысить дисциплину, собранность детей.

Комплекс № 1 «Лепим Буратино» (с элементами дыхательной гимнастики и точечного массажа)

Проводится в постели.
Звучит медленная спокойная музыка.
Воспитатель: Дети, у каждого из вас есть любимая игрушка. А мне из всех больше всего нравится Буратино. Давайте его сегодня слепим. Внимательно слушайте и выполняйте предложенные мной задания.(Все упражнения выполняются из и.п. лежа на спине.)
«Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам. Повторить четыре раза; темп умеренный.

 « Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям. Повторить три раза; каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.
«Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами. Повторить три раза ; темп умеренный.
«Лепим нос». Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа. Повторить четыре раза; темп быстрый. В конце упражнения показать длинный нос Буратино и слегка его подергать.
Дыхательное упражнение. Вдох через нос, задержать дыхание. Медленный выдох через рот. Повторить четыре раза.
«Лепим уши». Растирать уши снизу вверх и сверху вниз до покраснения и ощущения тепла (30 с). В конце упражнения слегка подергать за уши.
«Лепим руки». И.п. - лежа на спине. Похлопать правой рукой по левой снизу вверх и сверху вниз. Погладить правую руку. То же повторить левой рукой. Повторить еще раз; каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.
«Лепим пальчики на руках». Растирать пальцы рук до покраснения и ощущения тепла. Мальчики начинают выполнять задание с левой руки,  девочки – с правой. Каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.
«Лепим ноги». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Похлопать обеими руками сначала по правой ноге и погладить ее, затем по левой и также погладить ее. Повторить пять раз; темп умеренный.
«Веселый Буратино». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки и ноги вверх. Совершить ими хаотичные движения. Повторить пять раз.

 Дыхательное упражнение «Молодцы!» 1-вдох. 2-4 –выдох. На выдохе произнести слово «мо-лод-цы». Повторить три раза.


Комплекс №2 «Веселые ребята»   (с элементами дыхательной гимнастики)

 Проводится в постели.
«Проснулись».И.п. – лежа на спине. Потянуться в постели всем телом, руки над головой тянуться вверх, носочки -  вниз. Потянуться – вдох, расслабиться – выдох. Повторить пять раз; темп медленный.
 «Красные ушки». И.п. – лежа на спине. Растирать уши до покраснения, ощущения тепла (30-60 с). Каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.
 «Смешной живот». И.п. – лежа на спине, руки на животе. Вдох – напрячь брюшную стенку, выпятить живот. Выдох – втянуть живот. Вернуться в исходное положение. Повторить пять – семь раз; темп медленный. Указание: вдох через нос, выдох через рот.
 «Растягиваем позвоночник». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Колени подтянуть к животу, обхватить их руками. Лбом тянуться к коленям на счет  до десяти. Вернуться в и.п.. Повторить пять раз; темп умеренный.
«Ох уж эти пальчики». Растирать пальцы рук до покраснения и ощущения тепла. Мальчики начинают выполнять задание с левой руки, девочки – с правой.
«Давай подышим». И.п. – лежа на спине, руки на грудной клетке. Вдох носом – грудная клетка расширяется. Выдох – шумно,  через нос. Повторить пять – семь раз; темп умеренный.
«Прогнулись». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Прогнуть тело – вдох. Вернуться в и.п. – выдох. Повторить пять раз; темп умеренный.
«Играем». И.п. – сидя на кровати. Взять в руки правую стопу. Кулачком левой руки растереть стопу до покраснения и ощущения тепла. Вернуться в и.п. То же проделать с левой стопой. Каждый ребенок выполняет упражнение в индивидуальном темпе.

 «Морзянка». Вдох и выдох происходит через нос с произнесением звука(м). При выдохе пальцами  рук  поочередно постукивать по крыльям носа.
(Дети встают с кроватей и выполняют закаливающие процедуры).


 Комплекс № 3 «Забавные художники»   (С элементами самомассажа)                              
Проводится в постели.
Воспитатель: Дети, я знаю, что вы все очень любите рисовать, и на бумаге, и на асфальте. Сегодня мы тоже будем рисовать. Мы нарисуем воздушные шары. Но только в воздухе. Рисовать мы будем различными частями нашего тела.
«Готовимся рисовать». И.п. – лежа на спине. Зажмуриться, затем открыть глаза и посмотреть на потолок. Повторить пять раз.
«Рисуем головой». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение головой в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз. Каждый ребенок работает в в индивидуальном темпе. Указание: не делать резких движений головой.
«Рисуем глазами». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение глазами. Сначала в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз, каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.
«Рисуем руками». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговые движения правой рукой, затем левой.  Повторить по пять раз каждой рукой. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.

 «Устали руки». И.п. – лежа на спине, руки прямые перед грудью. Опустить обе руки, встряхнуть тмим. Вернуться в и.п. Повторить четыре раза; темп умеренный.
«Рисуем локтями». И.п. – лежа на спине, руки к плечам. 1-4 круговые движения локтями вперед. 5-8-круговые движения локтями назад. Повторить по пять раз в каждую сторону; темп умеренный.
«Рисуем ногами». И.п. – лежа на спине, руки на поясе. Поднять правую ногу, согнуть в колене. Нарисовать пять воображаемых воздушных шаров. То же выполнить левой ногой. Темп медленный, затем умеренный.Указание: тянуть носочки.
«Художники отдыхают». И.п.- -лежа на спине, руки вдоль туловища. Поворот туловища налево. Вернуться в и.п. Повторить по три раза в каждую сторону; темп умеренный.
«Художники закончили свою работу».Несколько раз закрыть и открыть глаза. Потереть ладошки, приложить к глазам (четыре раза).
Воспитатель: Вот мы и закончили работу с красками. Мы хорошо потрудились, но испачкались. Нам необходимо вымыть руки и ноги.
(Дети встают с кроватей. Проводятся закаливающие процедуры.)

                                         

 Комплекс № 4 «Добрый день» (с элементами самомассажа и пальчиковой гимнастики)
Проводится в постели.
Воспитатель.
Ручки, ножки, щечки, ушки
Очень любят потягушки.
Мы погладим их легонько
И проснемся потихоньку.
Где же, где же наши глазки?
Отвечайте без подсказки.
Мы прикрыли их ладошкой                      Прикрывают глаза ладошкой, гладят их.
И погладили немножко.
Глазки вверх мы поднимали,                   Поднимают глаза вверх
Глазки вниз мы опускали                        Опускают глаза вниз.
И моргали, и моргали.
Глазки, глазки, добрый день!
Просыпаться нам не лень!
Ушко правое ладошкой,                           Гладят ладонью правое ухо.
Ушко левое ладошкой                              Гладят ладонью левое ухо.
Вы погладили,  ребятки,
И подергали немножко?                          Слегка дергают себя за уши.
Ушки, ушки, добрый день!
Просыпаться нам не лень!
Щечку правую ладошкой,                      Гладят ладонью правую щеку.
Щечку левую ладошкой                         Гладят ладонью левую щеку.
Вы погладили, ребятки,
И похлопали немножко?                        Слегка хлопают себя по щекам.
Щечки, щечки, добрый день!
Просыпаться нам не лень!
С ручкой правой поиграем,                  Соединяют пальцы обеих рук, начиная с
С ручкой левой поиграем -                   большого. Затем разъединяют, начиная с
Пальчики соединяем,                             большого.
А потом разъединяем.
Ручки, ручки, добрый день!
Бить в ладоши нам не лень!
Ножку правую  ладошкой,                     Гладят ладонью правую ногу.
Ножку левую ладошкой                         Гладят ладонью левую ногу. Топают ногами,
Все погладили, ребятки,                        согнутыми в коленях, по кровати.
И потопали немножко?
Ножки, ножки, добрый день!
Дружно топать нам не лень!
Значит, будем просыпаться,
умываться, одеваться!
(Дети встают с кроватей. Воспитатель предлагает поиграть в какую – либо игру по их желанию. Затем проводятся закаливающие процедуры.)
 

 Комплекс №5 «Мы проснулись» (с элементами пальчиковой гимнастики)
Проводится в постели.
Воспитатель:

Солнца теплый лучик
Всех зовет вставать.
Чтоб проснуться лучше,

Можно поиграть.
Гному сшили башмачки -                                 Соединяют пятки, разводят носки в          
Пятки вместе, врозь носки.                              стороны.
Гном не стал сидеть на месте -                        Соединяют носки, пятки разводят
Пятки врозь, носочки вместе.                          в стороны.
Гном друзей искал в дубраве -                          Повороты головы влево, вправо.
Посмотрели влево, вправо.
В Жмурки гном играл с ежом -
Закрыли глазки, отдохнем.                               Закрывают глаза.
Гном собрал для птичек крошки -
Громко хлопаем в ладошки.                             Хлопают.
Мышку спрятал гном от кошки -
Тихо полежим немножко.                                Тихо лежат.
Гном вернул коту очки -                                  Пальцы рук сжимают в кулаки.
Сжали пальцы в кулачки.
Гном привел бельчонка к маме -
Кулачки теперь разжали.                               Разжимают кулачки.
Гном жуку принес калощи -                          Тянут пальцы на ногах вперед.
Тянем пальчики на ножках.
Прыгал гном по тучкам ватным -
Топаем в своих кроватках.                             Топают ногами.
Встретил гном сороконожку -
Побежали понарошку.                                     Имитируют бег.
Гном уселся в мягкий мох -
Сделали глубокий вдох.                                  Делают глубокий вдох.
Вышел гном с губной гармошкой -
Задержать дыханье сможем?                         Задерживают дыхание.
Ухал ночью гном с совой -
Выдыхаем всей гурьбой.                                Продолжительный выдох.
В гости гном собрал друзей -
Просыпаемся скорей.
Гном готовил чашки, ложки -
Тянем ручки, тянем ножки.                        Потягиваются.

                 (Дети встают с кроватей. Выполняют водные процедуры.)
                                     


Комплекс № 6 «Спаси птенца»  (с использованием метода снятия психоэмоционального напряжения, элементов пальчиковой гимнастики и дыхательной гимнастики)

Проводится в постели сначала, затем в групповой комнате.
Звучит спокойная музыка. Воспитатель подходит к каждому ребенку, гладит по голове. Дети ложатся поверх одеял.

 Воспитатель. Дети, представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец, который выпал из гнезда. Согрейте свои руки (дети трут свои ладошки друг о друга). А сейчас вытяните руки ладонями вверх. Пусть птенец сядет вам на руки. Согрейте его – медленно, по одному пальчику сложите пальчики в кулачки, начиная с мизинчика, спрячьте в них маленького птенца. Подышите на него, согревая  своим ровным, спокойным дыханием (вдох – продолжительный выдох). Приложите кулачки к своей груди к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и теплоту дыхания. А теперь раскройте ладони (дети медленно разжимают кулачки, начиная с большого пальца), и вы увидите, что птенец взлетел радостно. Улыбнитесь ему, и он еще прилетит к вам.
Дыхательное упражнение «Молодцы!» (Лепим Буратино).
(Звучит спокойная музыка. Дети встают, выполняют задание на массажных ковриках. Для этого необходимо выложить две разные дорожки. По первой дорожке проходят те, у кого радостное настроение, по второй те, у кого грустное настроение. Дети играют в игру по желанию. Затем вновь идут по массажным коврикам.)

Дыхательное упражнение «Молодцы!»


    Комплекс № 7 «Готовимся к рисованию»  (с использованием самомассажа рук)

Проводится в постели.
Воспитатель:
Все проснулись малыши?
Все открыли глазки?
Кисти ждут, карандаши,
Альбомы и раскраски.
Чтоб красиво рисовать,
Надо пальчики размять.

«С пробужденьем, ручки».

Ручки мы к груди поднимем,                     Поднять руки перед грудью и потрясти в
Ну-ка, поиграем с ними.                                воздухе кистями рук.
Потрясем получше -
С пробужденьем, ручки!

«Моем руки».

Детки любят мыть ладошки                 Дети имитируют мытье кистей рук.
И без мыла, понарошку.
Если вместе их сложить,
Ручка ручку будет мыть.

«Вытираем насухо»

Ручкам надо умываться,                           Активно трут ладошки друг о друга
Полотенцем вытираться.                       до ощущения сильного тепла и
Им лениться не даем -                              покраснения.
Сильно друг о дружку трем.

«Просыпайтесь пальчики».

Сделаем подсолнухи,                                  Правой рукой вытягивать каждый
Из ладошек солнышки.                             пальчик на руках.
Каждый пальчик тянем,
Пусть светлее станет!

«Сильные пальчики». Соединить ладони вместе на уровне груди и, нажимая на кончики пальцев, отводить их то вправо, то влево. (2раза).

«Неутомимые пальчики». Положение рук то же. Пальцы прижаты друг к другу. Основание ладоней разводить в стороны. (5 раз). Пальцы не отрывать.

«Посмотрите на нас». Положение рук то же. Попеременно отводить пальцы. Вначале все пять, потом четыре и т.д.

«Играем с ноготками». Фалангами  пальцев одной руки тереть  по ногтям другой. То же на другой руке.

«Моем всю руку». Ладошкой правой руки выполнить круговые движения на левой руке от кистей рук до плеча. От плеча вниз – поглаживание. То же на правой руке.

«Устали руки». Потрясти перед грудью расслабленными кистями рук, постепенно поднимая их и отводя в стороны, затем вперед и опуская вниз. (4 раза).

«Руки отдыхают». Дети лежат на спине, руки вдоль туловища, расслаблены. Играет спокойная музыка. Дети отдыхают некоторое время.

(Дети встают с кроватей и выполняют закаливающие процедуры).

 Комплекс № 8 «Времена года» (с элементами корригирующей гимнастики).

Проводится в постели.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель. Доброго дня, ребята! Совсем недавно мы говорили с вами  о временах года. Загадка.

                                   Ежегодно приходят к нам в гости:
                                  Один седой, другой молодой,
                                  Третий скачет, а четвертый плачет.
(Ответы детей).
Мы сегодня с вами сможем показать времена года в наших упражнениях. Лягте поверх одеял и послушайте загадку.
                                   Всех наградила, все погубила.
Дети. Это осень.
Воспитатель. Правильно, выполним упражнения.

«Осенняя туча». И.П. - лежа на спине. Дети нахмуриваются, как осенняя туча, при этом мышцы лица напрягаются, затем расслабляются. (5 раз).

«Листья падают». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки перед грудью, отвести их в стороны, опустить. Поднять, соединить перед грудью, опустить вдоль туловища. (6 раз).
Воспитатель. О каком времени года загадка?

                                    Снег на полях,
                                   Лед на водах,
                                    Вьюга гуляет.
                                    Когда это бывает?
Дети. Зимой.
Воспитатель. Это зима. Теперь выполним упражнения.

«Тепло – холодно». И.п. – лежа на спине, руки в стороны. На слово «холодно» дети поднимают ноги согнутые в коленях, и обхватывают их обеими руками. На слово «тепло» возвращаются в и.п. (6 раз).

«Замерзли». И.п. – лежа на правом боку, правая рука поднята вверх, левая вдоль туловища. Поднять одновременно левую ногу и левую руку. Вернуться в и.п. То же выполнить правой ногой и рукой. (5раз).
Воспитатель.
                                         Зазвенели ручьи,
                                         Прилетели грачи.
                                         В дом свой – улей – пчела
                                         Первый мед принесла.
                                         Кто скажет, кто знает,
                                         Когда это бывает?

Дети. Весной.
За зимой следует весна.

«Весеннее солнышко». И.п. – сидя на кровати, ноги согнуты в коленях. Улыбнуться как солнышко. (5раз).

«Проснулись». И.п. – сидя на кровати, ноги врозь, руки на поясе. 1-3 – пружинящие наклоны вперед. 4 – вернуться в и.п. (6раз).
Воспитатель. Лето следует за весной и предшествует осени. Это самая радостная пора.

                                             Солнце печет, липа цветет,
                                            Рожь колосится, золотится пшеница.
                                            Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Правильно, это бывает летом.

«Плывем». И.п. – лежа на животе, руки вперед, ноги вместе. 1-3-однвременно поднять ноги и руки и имитировать плавание. 4 – вернуться в и.п. (6раз).

«Радуемся лету». И.п.-лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки и ноги вверх. Совершать хаотичные движения. (6раз).
воспитатель. Игра на внимание. Если я скажу «зима», вы выполняете бег («бегут»  только ноги), «осень»-ходьбу, «весна», то хлопаете в ладоши, «лето»-отдыхаете. (4раза).
Дыхательное упражнение «Ах!» Вдох. Продолжительный выдох. При выдохе произнести слово «ах». (5раз).


Комплекс № 9 «Чтобы быть здоровыми» (с элементами корригирующей гимнастики).

Проводится в групповой комнате.
Воспитатель.
                        Кто, кто в этой спаленке живет?
                        Кто, кто вместе с солнышком встает?
                        Это Сони, Саши, Вани – все проснулись,
                        С боку на бок дружно повернулись,
                        Вдруг, откинув одеяла, улыбнулись
                        И сказали дружно-дружно:
                        «Мы проснулись!»

Задания выполняются на дорожке здоровья.

«Дорожка здоровья». Ходьба по ребристой поверхности, ходьба «змейкой» между кеглей; прыжки на двух ногах из обруча в обруч; ходьба по канату; подлезание под дуги; ходьба по коврикам с шипами; бег друг за другом по кругу.

Сидя на полу.

Массаж ступней. Основными приемами массажа ступней являются поглаживание, растирание, поколачивание. Начинать процедуру с трех поглаживаний. Затем можно перейти к растиранию внешней и внутренней частей  ступни по направлению от пятки к пальцам. После поглаживания и растирания – поколачивание ступней. Надо 8-10 раз слегка ударить по ступне тыльной поверхностью указательного пальца. Данный прием следует проводить по направлению от пятки к пальцам и обратно. Заканчивается массаж поглаживаниями каждой ступни.

                            Наши ножки сил полны, и теперь нам не страшны
                           Лесенки и горки.
                           Заниматься спортом очень любит детвора.
                           На прогулку нам пора.
                                                    Е. Виноградова

Дыхательное упражнение «Гудок парохода». Через нос дети с шумом набирают воздух, задерживая дыхание на 1-2с. С шумом выдыхают через губы, сложенные трубочкой, произнося (у). Выдох удлинен. Учить детей дышать в темпе 3-6с; короткий вдох, задержка дыхания, длинный выдох.

Воспитатель.

                                        Мы дышали и играли, много нового узнали.
                                       Ручки тянем высоко, вот как дышится легко!
                                                                                   Е.Виноградова

Комплекс № 10 «Мои игрушки»  (с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа)
Проводится в постели.
Воспитатель. Я знаю, что вы любите играть с игрушками. Сегодня мы покажем в наших упражнениях разные игрушки. Загадка.

                                  Я хорошая игрушка, буду девочкам подружка,
                                 Я могу сидеть в коляске, закрывать умею глазки.
Дети. Это кукла.

Упражнение «Кукла»  (см. «Любимые игрушки».)
Воспитатель.
                                  Вот упрямый человек! Не заставишь лечь вовек!
                                  Он совсем не хочет спать, положу – встает опять.
                                  И стоит – качается. Как он называется?
Ответы детей.
«Ванька-встанька» И.п. – лежа на спине. 1 – поворот направо всем туловищем. 2 – вернуться в и.п. 3 – поворот налево. 4 – вернуться в и.п. (4раза).
Воспитатель.
                                   Хлоп – и конфета стреляет как пушка.
                                   Каждому ясно – это…
                                                                        (хлопушка).

«Хлопушка». И.п. – лежа на спине. 1 – согнутую правую ногу поднять вверх, хлопок под коленом, 2 – в и.п.. То же проделать другой ногой (4раза).
Воспитатель.
                                   Совсем не нужен ей водитель, ключом ее вы заведите -
                                    Колесики начнут крутиться. Поставьте, и она помчится.

«Машина». И.п. – лежа на спине. 1 – вращательные движения перед грудью («завелся мотор»).  2-3- вращательные движения ногами.  4- вернуться в и.п.  (5раз).
Воспитатель.

                                     Сам пустой, голос густой,
                                     Дробь отбивает, шагать помогает.
                                                                         (Барабан).

«Барабан» И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. 1 – ударить кулачком правой руки по кровати. 2 – ударить кулачком левой руки по кровати. 3 – топнуть пяткой правой ноги по кровати. 4 – топнуть пяткой левой ноги по кровати. (5раз).
Воспитатель. Его держу за поводок,
                        Хотя он вовсе не щенок,
                        А он сорвался с поводка
                         И улетел за облака.
                                        ( Воздушный шар).

«Надуем воздушный шар». И.п. – сидя на кровати. Через нос с шумом набирают воздух, задерживая дыхание на 1-2с. С шумом выдыхают воздух через губы, произнося звук (у). Выдох удлинен. Учить дышать: вдох – 3с, выдох – 6с.
Воспитатель: Над простым моим вопросом
                        Не потратишь много сил:
                        Папа парня с длинным носом
                        Из полена смастерил.
                                              (Буратино).

«Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам.
«Рисуем брови». Указательными пальцами с нажимом провести по бровям от носа к вискам.
«Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Несколько раз закрыть и открыть глаза.
«Лепим нос». Указательными пальцами провести по крыльям носа.(4раза). В конце упражнения показать, какой длинный нос у Буратино, и слегка подергать себя за нос.
«Лепим уши». Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (30с.). В конце слегка подергать себя за уши.
«Веселый Буратино». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и руки вверх. Совершать хаотичные движения ими, вернуться в и.п. (5раз).
Дыхательное упражнение «Ах!» (Комплекс «Забавный Буратино»).

Воспитатель. А теперь вставайте, одевайтесь, умывайтесь.


  Комплекс №11 «Герои сказок» (с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики).

Проводится в постели.
Воспитатель. Доброго дня, ребята! Вы любите сказки?
                               Как здорово, что в сказках
                               Все сложно и все просто,
                               Конец у них счастливый,
                              Недолгая беда.
                             А то, что необычно,
                            И то, что невозможно
                            Обычным и возможным
                           Становится всегда.
                                       М.  Пляцковский.
Кто у вас любимый герой?
Воспитатель. Скачет баба на метле. Страшная и злая. Кто она такая?
«Баба Яга». Нахмурится, как Баба Яга. При этом напрягаются мышцы лица. Расслабиться. (3раза).

Воспитатель. Был поленом, стал мальчишкой,
                          Обзавелся умной книжкой.
Кто это?
«Буратино». И.п. – лежа на спине. 1 – одновременно поднять вверх ноги и руки перед собой. Пальцами правой руки дотронуться до пальцев левой ноги. Пальцами левой руки дотронуться до пальцев правой ноги. 2 – вернуться в и.п. (6р.)
Воспитатель. Была она артисткой,
                           Прекрасной как звезда.
                          От злого Карабаса
                          Сбежала навсегда.

«Мальвина».И.п. – сидя на кровати, руки опущены. 1-обе руки поднести ко рту. 2-руки в стороны, одновременно произнести  «ах!» 3-обе руки поднести корту. 4-руки опустить, одновременно произнести «ох!» (4р).
Воспитатель. Следующее упражнение называется «Стойкий оловянный солдатик».
«Стойкий оловянный солдатик». И.п.- стоя на коленях, руки опущены. 1-2-наклониться назад как можно ниже. 3-4- вернуться в и.п.(6р).
Воспитатель. Перед волком не дрожал,
                          От медведя убежал.
                         А лисице на зубок
                         Все ж попался …(Колобок).

 «Колобок». И.п.-лежа на спине. 1-согнуть ноги в коленях, прижать колени к груди и обхватить их руками. 2-3-покачаться на спине вперед-назад. 4-вернуться в и.п. (5р).

Воспитатель. Ростом только в три вершка,
                          На спине с двумя горбами,
                         Да с аршинными ушами.
                                                    (Конек – горбунок).

«Конек – горбунок» И.п.- лежа на животе, руки вдоль туловища. 1-3 – выгнуть спину. 4 – вернуться в и.п. (6р).

Воспитатель. Вместе с Карлсоном
                          Прыгал с крыш
                         Шалунишка наш … (Малыш).

«Малыш». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 –потянуть правую ногу пяточкой вперед, правую руку вытянуть вверх над головой. 2 – то же выполнить левой рукой и левой ногой. 3 – выполнить то же двумя руками и ногами. 4 – и.п. (6р)

«Скороговорка».Ходьба обычная.
                           Подходит выходной,
                           В выходной отдохнем.(3р).

Дыхательное упражнение «Дуем друг на друга». 1-2-вдох.1-4-выдох. (2р).

 Комплекс №12 «Добрые и вежливые слова» (С использованием методов снятия психоэмоционального напряжения, корригирующей гимнастики и точечного массажа).

Проводится в постели.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель. Просыпайтесь, ребята! Пока вы спали, к нашей кормушке прилетал птенец. Поклевал зерно и улетел. Представьте, что этот птенец прилетел к вам на ладошку. Согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему.

«Добрый». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – руки в стороны. 2-3 – свести руки перед собой, обхватить плечи. 4 – и.п.(6р).

Воспитатель. Следующее слово «вежливый». Какого человека называют «вежливым?»

«Вежливый». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 –наклонить голову вперед, одновременно подпять пальцы ног. 3-4 –и.п. (6р).
Воспитатель. Какого человека называют здоровым?

«Здоровый». И.п. – сидя, ноги вместе, руки опущены. Указательным и большим пальцем правой руки нажимать на ноготь каждого пальца левой руки. То же самое проделать с левой рукой.

Воспитатель. Какого человека называют выносливым?

«Выносливый». И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе. 1 – поднять прямые ноги вверх, руки в стороны. 2    -- развести ноги в стороны. 3 – ноги вверх. 4 –и.п.

Воспитатель. Какого человека называют аккуратным?
«Аккуратный». И.п. – стоя на коленях, руки на поясе. 1 – сесть на пятки, руки в стороны. 2 – вернуться и.п. (6р).
Воспитатель. Какого человека называют известным?
«Известный». И.п.- лежа на животе, руки вдоль туловища. 1 –поднять голову, плечи, грудь, через правое плечо посмотреть за спину. 2 – и.п. 3 - поднять голову, плечи, грудь, через левое  плечо посмотреть за спину. 4 – и.п. (6р).

 Воспитатель. Мне очень приятно видеть вас веселыми. Пусть улыбка у вас всегда будет на лице и хорошее настроение.
«Веселый». И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-3 – согнуть ноги в коленях, прижать к груди и обхватить их руками. Покачаться на спине. 4  - и.п.

Воспитатель. В заключении я хочу предложить вам поиграть в игру «Вежливые слова». Я начну предложение , а вы его закончите.

                             Мы хотим пораньше встать
                            И во двор идти гулять.
                            Головой кивнув кому-то,
                           Что мы скажем?...
                                                 (С добрым утром!)

                             А когда домой пора,
                            Подошла к концу игра,
                            Улыбнемся на прощанье…
                                                  (Доброй ночи!  До свиданья!)

                             В транспорте, запомнить надо:
                            Чтобы пассажирам рядом
                             Не испортить настроения,
                             Говорим….
                                                  (Прошу прощенья!)

                             Сложно в городе большом
                            Улицу найти и дом.
                            Но приветливый прохожий
                            Обязательно поможет.
                            - Извините, не могли бы
                            Нам дорогу показать?
                            Вам огромное спасибо!
                            Вежливым не трудно стать,
                           Больше слов хороших знать.
                                                     Е.Виноградова

«Вырастем большие». Подняться на носки, руки в стороны, затем вверх. Вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю стопу. Выдох. Выдыхая, произносить «ух-х-х». (3р).

Закаливающие процедуры.

 

Комплекс № 13 «Внешность человека»(с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа).
Проводится в постели.
Воспитатель, Мы сегодня поговорим о внешности человека. У каждого есть глаза, нос, рот. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать и показывать упражнения.
На одной горе много травы,
Да скот эту траву не ест.
                           (Волосы).
«Ухаживаем за волосами». И.П. – лежа на спине. Сильным нажатием пальцев и круговыми движениями имитировать мытье головы. Расчесывать волосы пальцами словно расческой (25с).
Два соболя лежат хвостами друг к другу.
                                                          (Брови).
«Густые брови». Указательными пальцами обеих рук с нажимом проводить по бровям. Пощипывать их от переносицы к вискам и обратно (25с).
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
                       (Глаза.)
«Глазки проснулись». Круговые движения глазами (30с).
Вот гора, у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит.
                                                                                   (Нос.)
«Слепим нос». Одновременно указательными пальцами каждой руки постукивать по крыльям носа, затем подергать за кончик носа (25с).
Кто все слышит, но не говорит?
                                              (Уши.)
«Поиграем с ушами». Пощипывать уши снизу верхи обратно до покраснения и ощущения тепла. В конце упражнения подергать себя за уши (25с).
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет;
То куда то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть – тоска ее боится.
                           (Улыбка.)
«Красивая улыбка». Сидя на кровати, несколько раз улыбнуться друг другу.
За белыми березами бездонная яма.
                                                  (Зубы.)
Когда едим – они работают.
Когда не едим – отдыхают.
                                   (Зубы.)
«Крепкие зубы». Предложить постучать зубами (20с).
Какие правила мы должны соблюдать, что бы наши зубы не болели?
Я им люблю,
Я с ним дружу.
Оно стучит,
Я с ним живу.
         (Сердце.)
Дыхательное упражнение «Молодцы!»
Закливающие процедуры.

 

Комплекс №14 «Идем в поход» (с элементами дыхательной и коррегирующей гимнастики).
Проводится в постели.
Воспитатель. Ребята, совсем скоро мы пойдем в поход в лес. Отгадайте загадки и покажите отгадки в упражнениях.
Снизу подковка,
Наверху веревка,
Куда шагают -
И сами не знают.
(Ботинки.)
«Надеваем обувь».И.п. – сидя, руки опущены. 1-наклон к правой ноге.2-вернуться в и.п. 3-наклон к левой ноге. 4-вернуться в и.п. (4р)
Он с тобою и со мной
Шел лесными стежками-
Друг походный за спиной
На ремнях с застежками.
(Рюкзак.)
«Собираем рюкзак». И.п.-сидя на кровати, ноги вместе, руки опущены. 1-поворот направо. 2-и.п. 3-поворот налево. 4-и.п. (4р).
На привале нам поможет:
Суп варить картошку печь.
Для похода он хорош,
Да с собой не унесешь.
(Костер.)
«Раздуваем костер». И.п.-сидя, руки опущены. Вдох, задержать дыхание, продолжительный выдох. (3р.)
Плывут туристы по реке
Или идут пешком,
У них всегда есть в рюкзаке
Складной красивый дом.(Палатка).
«Устанавливаем палатку». И.п.-сидя, ноги вместе, руки опущены.1-наклон вперед как можно ниже, выпрямить руки, ударить ладошками по кровати (5р).
Отбил ракеткой я волан,
Противника разрушил план.
(Бадминтон).
«Играем в бадминтон». И.п.-сидя, ноги слегка раздвинуты, руки опущены. 1-поднять правую руку вверх, отвести назад, замахнуться вперед. 2-и.п. 3-то же выполнить левой рукой. 4-и.п.
«Тренируем ноги». И.п.-лежа на спине, руки за головой.1-3-поднятьноги вертикально вверх, образуя прямой угол, передвигать ногами так, как будто едут на велосипеде. 4-вернуться в и.п. (6р.)
«Тушим костер». И.п.-сидя, руки опущены. Вдох, задержать дыхание , выдох. (3р.)                                      

           

Комплекс № 15  «Повторяем цифры»
Проводится в постели, затем в групповой комнате.
Воспитатель.
Раз, два, три, четыре, пять,
Просыпайтесь, хватит спать!
Цифры в гости к нам пришли:
Единицы и нули,
Двойки, тройки и пятерки,
Семь и восемь, девять…
Что мы будем делать?
«Добрый день» мы цифрам скажем,
Упражненья им покажем.
Е.Виноградова
Цифра вроде буквы «О» -
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
С.Маршак
«Круглый ноль». И.п. – лежа на спине, руки в стороны.1 – поднять руки перед грудью, соединить пальцы рук. 2 – и.п. (6р.)
Вот один, иль единицццца,
Очень тонкая как спица.
«Величавая единица». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – поднять руки над головой, хорошо потянуться. 2 – и.п. (6р.)
А вот эта цифра «два».
Полюбуйся,  какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
С.Маршак
«Великолепная двойка». Предложить детям самим изобразить двойку. (5р.)
Погляди на цифру «три» -
Точно ласточка, смотри.
Г.Виеру
«Подышим». И.п. – сидя, ноги вместе. Вдох через нос, продолжительный выдох через рот. (3р.)
Делал Егорка
С мамой уборку.
Опрокинул стул
В квартире,
Стал похож он
На четыре.
В.Бакалдин
«Смешная четверка» И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1- поднять согнутые ноги, одновременно поднять руки над головой. 2 – и.п. (5р.)
Налитая,
Симпатичная,
Цифра
Самая отличная.
Ф.Дагларджа
Правильно, это цифра «пять».
«Отличная пятерка». И.п – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – без помощи рук сесть, руки за голову. 2 – и.п. (5р.).
Проводятся закаливающие процедуры.

Комплекс №16 Повторяем цифры (2).
Воспитатель. Просыпайтесь, ребята, повторяйте за мной считалку:
                                    И раз, и два, и три -
                                    Не засыпай, смотри.
                                    Четыре, пять и шесть -
                                    Кто зевает здесь?
                                    Семь и восемь -
                                    Всех проснуться просим.
                                    Девять, десять  -
                                    Повторяем вместе.
«Забавная шестерка». И.п. – сидя, руки упор сзади. Спину  выгнуть,  голову опустить. 2 – и.п. (6р.)
Вот семерка – кочерга, У нее одна нога.
«Стройная семерка». И.п. – лежа на спине, руки вверх над головой. 1 – поворот направо. 2 – и.п. 3 – поворот налево. 4 – и.п. (3р.)
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
«Круглая восьмерка». И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – сесть, обхватить колени руками. 2-3 – покачаться вперед-назад. 4 – и.п. (5р.)
Вот какая цифра есть -
Перевернутая шесть.
«Пузатая девятка». Предложить изобразить цифру «девять». (5р.)
За девяткою идет десятка.
Подошла к концу зарядка.
Здорово все цифры знать, научились мы считать!
«Рычалки» И.п. – лежа на спине. Вдох через нос, продолжительный выдох через рот, постукивая по груди кулачками и произнеся звук (р).
Игра «Второй лишний.»
Дыхательное упражнение. Медленная ходьба в течение 1-2 минут. Поднять руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох.

Комплекс № 17 «Какие мы красивые»
Воспитатель.
Было тихо в спальне,
Но ребятки встали.
Глазки открывайте,
И играть давайте.
Раздвигаем шторы,
Вот и полдник скоро!
Сейчас каждый себе сделает массаж лица, для того что бы быть бодрыми
(Все упражнения повторить пять – семь раз.)
Поглаживать щеки, крылья носа, лоб от центра к висам.
Мягко постукивать кончиками пальцев по щекам, крыльям носа, лбу от центра к вискам, словно уплотняя кожу лица, что бы она была упругой.
Надавливать указательными пальцами обеих рук на переносицу.
Надавливать указательными пальцами обеих рук на середину бровей.
Выполнить вращательные движения по часовой стрелки указательным пальцем правой руки на переносице.
Выполнить вращательные движения по часовой стрелке затем против часовой указательным пальцем обеих рук на бровях.
С усилием надавливать на изгиб бровей от переносицы к вискам.
Пощипывать брови от переносицы к вискам и обратно.
Мягко и нежно погладить закрытые глаза, надавливая на их уголки.
Расчесывать реснички – пальцами обеих рук сверху вниз поглаживать по ресницам.
Надавливать на крылья носа, ведя указательные пальцы обеих рук от переносицы к носовым пазухам и обратно.
И.п. – сидя, руки за голову; попытаться запрокинуть голову, одновременно удерживая ее руками.
Воспитатель. Молодцы! Теперь соедините две ладони перед собой, представьте, что на них лежит зеркальце. Посмотритесь в него. Какие вы стали румяные и красивые. А сейчас хорошо потянитесь, улыбнитесь и выполните водные процедуры.

 Комплекс №18   «Имена друзей»
Проводится в постели.
Воспитатель.
Просыпается Андрюша,
Сладко тянется Катюша,
Вот и глазки трет Наташа.
Сны какие снились Саше?
вспоминаем поскорей,
Имена своих друзей.
У каждого из нас есть имя. Давайте сейчас каждый назовет свое имя. А теперь имя своего друга.
А чье имя я не услышу – значит, тот человек еще спит. Молодцы! А знаете ли вы, что каждое имя имеет свой перевод или что - то обозначает? Сегодня нашим упражнениям мы тоже дадим красивые названия по именам людей.
«Елена». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – руки дугами через стороны поднять вверх, правая нога вперед вверх. 2 – и.п. 3  – руки дугами через стороны поднять вверх, левая нога вперед вверх. 4 – и.п. (4р.)
«Валерий». И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1- правую руку на левое плечо, левую руку на правое плечо.  2-3 пружинящие наклоны вперед. 4- и.п.(6р.)
«Артем». И.п. – лежа на спине, руки на плечах. 1-поднять обе ноги вверх. 2 – развести их в стороны. 3 – ноги вместе. 4 – и.п. (5р.)
«Валерия». И.п. – лежа на спине, руки над головой. 1 – поворот на право. 2 – и.п. 3 – поворот на лево. 4 – и.п. (4р.)
«Григорий». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поднять руки и ноги вперед вверх и помахать ими на счет 1-9. 10 – и.п.
«Валентина». И.п. – лежа на животе, руки под подборотком. 1 – согнуть ноги в коленях. 2-7 – помахать ногами. 8 – и.п. (5р.)
«Лариса». Массаж рук и ног – постукивание по ногам и рукам пальцами рук (30сек.).
Юркнул сон под одеяло,
И светлее в спальне стало.
Одевайтесь-ка давайте,
Все заправлены кровати,
В группе ждут давно игрушки.
Поскучают пусть подушки,
Подождут до завтра нас -
Снова будет тихий час.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы утренней гимнастики. Подготовительная к школе группа

Комплекс утренней гимнастики группа детей 7-го года жизни(по Л.И. Пензулаевой)...

Комплекс утренней гимнастики (подготовительная к школе группа)

Комплекс утренней гимнастики подходит для детей 6-8 лет и предназначен для проведения зарядки в детском саду....

Комплекс дыхательной гимнастики подготовительная к школе группа

Комплекс дыхательной гимнастики подготовительная к школе группа...

Комплексы утренней гимнастики подготовительная к школе группа

Комплексы утренней гимнастики подготовительная к школе группа...

Комплексы оздоровительной гимнастики подготовительная к школе группа 6-7 лет

Старшие дошкольники имеют значительный двигательный опыт, приобретенный ими в предыдущих возрастных группах. Но в то же время задачи физического развития, совершенствования ходьбы, бега, гимнастически...

Дыхательная гимнастика подготовительная к школе группа

Значение дыхательных упражнений для дошкольников очень велико:Все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать. Ребёнок становится мене...