Выступление на методическом совете "За здоровый образ жизни"
методическая разработка

Лелека Гульсем Умяровна

Выступление на методическом совете "За здоровый образ жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyj_obraz_zhizni.pptx506.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Лелека Г.У. Воспитатель ГБУЗ «ДС № 29 ДЗМ»

Слайд 2

Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Слайд 3

Что влияет на наше здоровье?

Слайд 4

Факторы Положительные Отрицательные Цели в жизни Ясные, позитивные Отсутствуют или неясные Оценка своих достижений, места в жизни (самооценка) Удовлетворенность, ощущение благополучия Неудовлетворенность, синдром неудачника Настрой на долгую здоровую жизнь Сформирован Отсутствует Доминирующее настроение (эмоциональное состояние) Эмоциональная гармония Отрицательные эмоции, фиксация на стрессовых состояниях Уровень культуры — общей, духовной, нравственной, физической Высокий Низкий Факторы, которые в нашем повседневном поведении помогают и которые вредят здоровью.

Слайд 5

Фактор Положительный Отрицательный Менталитет здоровья Сформирован Отсутствует Уровень культуры здоровья, в том числе: Высокий Низкий или отсутствует Осознанность отношения к здоровью Сформирована Отсутствует Место здоровья в иерархии ценностей и потребностей Приоритетное Иные приоритеты (вещизм, карьера) в ущерб здоровью Уровень знаний о сохранении и укреплении здоровья ( валеологическое образование) Высокий, стремление к повышению валеологической образованности Низкий, отсутствие стремления к освоению валеологических знаний Стиль жизни, в том числе: Здоровый Нездоровый Социально полезная активная деятельность Любимая работа (учеба), профессионализм Неудовлетворенность работой (учебой) Оздоровительная, в том числе физическая активность Оптимальная Отсутствует или недостаточна Самоконтроль Использование интегрального метода оценки своего состояния Отсутствие, игнорирование последствий вредных привычек Профилактика заболеваемости Постоянная, эффективная Неэффективная, необоснованное самолечение Отношение к нормам ЗОЖ в повседневной жизни Соблюдение, здоровые привычки Вредные привычки, нездоровое поведение Режим дня, труда и отдыха Четкий, рациональный Беспорядочный Отношение к здоровью

Слайд 6

Фактор Положительный Отрицательный Вес Нормальный Избыточный или недостаточный Профилактические медицинские осмотры Регулярные Несвоевременные Оценка по показателям оптимального и нормального здоровья Соответствует Не соответствует Адаптационные возможности организма Достаточные Недостаточные Наследственность Неотягощенная Отягощенная Заболевания Отсутствуют Есть Состояние здоровья

Слайд 7

Фактор Положительный Отрицательный Социально-политические Благоприятные Неблагоприятные Экономические (материальные) Достаточные Недостаточные Экологические Благоприятные Неблагоприятные Бытовые, в томчисле влияниеокружающих Благоприятные неблагоприятные Стрессовые нагрузки на работе (в учебе) и в быту Умеренные Чрезмерные Отношения в семье Здоровые Проблемные Воспитание детей С установкой на здоровье Вопреки нормам ЗОЖ Влияние на детейповедения родителей, педагогов,медработников Положительное — примерами соблюдениянорм ЗОЖ Отрицательное — пренебрежение требованиями ЗОЖ Круг общения(компания) Приятный,здоровый Нездоровый илинедостаток общения, одиночество Условия жизни

Слайд 8

Принципы организации и содержания здорового образа жизни

Слайд 9

Принцип ответственности за свое здоровье Только разумное отношение к здоровью позволяет человеку на долгие годы сохранить бодрость, высокую работоспособность, социальную активность и достичь долголетия. И, разумеется, каждый человек должен понимать, что его здоровье — это спокойствие близких ему людей, жизнеспособность его будущих детей и сила страны. У больных людей рождаются больные дети. Страна хилых и больных людей — это страна без будущего. Больной человек — в той или иной степени обуза для родных и окружающих. А это означает, что здоровье человека отражает его степень ответственности перед своими родителями, детьми и перед Отечеством. Обеспечение здорового образа жизни возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым. Для обеспечения здоровья необходимо, чтобы человек в своем поведении постоянно помнил: крепкое и надежное здоровье является главным условием воплощения в жизнь богатейших физических, психических, умственных возможностей, которые заложила в нас от рождения природа, а продолжительность жизни человека может достигать 120-150 лет! Чтобы быть здоровым или вернуть здоровье, требуются значительные собственные усилия, которые нельзя ничем заменить (например, таблетками). Человек столь совершенен, что вернуть к здоровью его можно практически из любого состояния; но с прогрессированием болезни и с возрастом это потребует все больших усилий. Как правило, человек прибегает к этим усилиям, если у него есть жизненно важная цель, мотивация, которые у каждого человека свои. Впрочем, набор таких жизненно важных целей не так уж и велик: социальный успех, любовь, семья, страх смерти и некоторые др. Для их достижения человек должен уметь подчинять свои прихоти обеспечению самого дорогого природного дара — здоровья — и помнить, что упущенное сейчас потом уже полностью наверстать не удастся. Только изо дня в день, поддерживая и укрепляя свое здоровье, отказываясь от вредящих здоровью соблазнов, человек может сохранить до глубокой старости ощущение счастья и высокую работоспособность.

Слайд 10

Принцип комплексности Нельзя сохранять здоровье по частям. Здоровье означает согласованное действие всех систем организма и личности, так что изменение в любом из них обязательно скажется на здоровье в целом. Поэтому не стоит пренебрегать ни одной из «частей» единого здоровья. Чтобы обеспечить их гармоничное взаимодействие, необходимо уделять внимание всему комплексу обстоятельств, формирующих образ жизни данного человека. При этом тренироваться должны практически все функциональные системы: сердечно-сосудистая, иммунитет, пищеварительная, опорно-двигательная, дыхательная и т.п. Воздействуя на любую из них, мы через так называемый «перекрестный эффект» добиваемся положительного (или отрицательного) воздействия на все остальные.

Слайд 11

Учет генотипических факторов предполагает внесение в программу здорового образа жизни корректив, связанных с типом телосложения, особенностями обмена веществ, преобладающим характером вегетативной регуляции, биоритмологическими показателями и т.п. Следовательно, построение здорового образа жизни должно соответствовать указанным обстоятельствам таким образом, чтобы соответствовать генетической специфике данного человека, а не противоречить ей. Учет психологических факторов ориентирован на такие критерии, как тип темперамента, экстра- или интравертивность и пр. В таком случае уже в программе здорового образа жизни должны быть предусмотрены соответствующие особенности чередования бодрствования и сна, выбора профессии, друзей и будущего супруга (супруги), самопсихорегуляции и вообще всего того, что но- может этому человеку использовать свои сильные стороны и тренировать слабые. Учет социальных факторов предполагает, что этот человек, являясь членом общества, принадлежит к данной социальной группе, которая предъявляет ему определенные требования, но, с другой стороны, и сам человек имеет определенные социальные притязания. В таком случае в программе здорового образа жизни должны найти место меры, оптимизирующие взаимоотношения человека с окружающими, помогающие предупредить нездоровые конфликты и вооружить его приемами выхода из конфликтов и пр. Учет семейно-бытового статуса человека определяется тем обстоятельством, что данный человек имеет в своей семье определенные права и обязанности, обусловленные сложившимися здесь взаимными отношениями, традициями и обычаями, включающими режим дня и питания, воспитание детей, распределение обязанностей и т.д. Поэтому задачей рациональной жизнедеятельности должны быть, с одной стороны, максимально полное обеспечение функций человека в семье как ребенка, супруга и родителя, а с другой — создание в самой семье условий, позволяющих человеку поддерживать высокий уровень здоровья. Учет уровня культуры человека предполагает, что организация его жизнедеятельности должна определяться его жизненными приоритетами, среди которых одно из основных — отношение к здоровью. В связи с этим особое значение приобретает воспитание культуры здоровья, здоровых потребностей и привитие навыков здорового образа жизни. Принцип индивидуализации

Слайд 12

Означает, что для тренировки функциональных систем должны использоваться умеренные нагрузки. Под «умеренными» имеются в виду такие, которые вызывают среднюю степень утомления, последствия которого при правильной организации образа жизни не должны продолжаться более 24 — 36 часов. Меньшие нагрузки (психические, интеллектуальные, физические), как правило, не способствуют росту резервов организма, а более значительные могут привести к переутомлению. При этом следует учитывать, что нагрузка любой системы в той или иной степени вызывает соответствующие сдвиги и в других, поэтому плохой сон, посещение бани, плохое самочувствие и пр. уже должны учитываться в организации, например, физических нагрузок. Следовательно, об умеренности нагрузок следует говорить с точки зрения организма в целом, а не только наиболее нагружаемой системы. Принцип умеренности

Слайд 13

В живом мире жизнь поддерживается за счет согласования периодов активности и покоя. В полной мере это относится практически ко всем системам организма и к организму в целом. Периодическая смена этих состояний свойственна бодрствованию и сну, приему пищи, выполнению профессиональных обязанностей, отдыху и т.п. При этом важно таким образом строить образ жизни, чтобы последующий отдых в полной мере соответствовал характеру выполненной перед этим работы. Поэтому, например, после большого объема выполненной интеллектуальной работы должен следовать специально организованный физический труд (по эффекту «активного отдыха» он стимулирует более активное восстановление интеллектуального потенциала) или сон, после сытного обеда — физический покой. Такое разумное чередование позволяет организму рационально не только расходовать, но и восстанавливать свой потенциал. Забвение же этого принципа постепенно приводит к накоплению в организме последствий недовосстановления с развитием переутомления. У человека чаще всего оно проявляется в различных формах нарушений психической деятельности (неврозах). Принцип рационального чередования нагрузки и отдыха

Слайд 14

Так как принцип рационального чередования нагрузки и отдыха требует осознанного отношения человека к организации своего труда и отдыха, то, следовательно, надо научиться правильно работать и правильно отдыхать. Если же исходить из того, что под работой понимается любая приходящаяся на организм нагрузка, то отсюда следует, что каждый ее вид необходимо не только учитывать, но и планировать, тогда человек сможет в оптимальные для себя сроки и с соответствующей интенсивностью нагрузки выполнить все необходимые дела согласно их действительным приоритетам. Принцип рациональной организации жизнедеятельности .

Слайд 15

Здоровье не дается человеку впрок, оно требует постоянных и упорных усилий. Примеры многих спортсменов показывают, что значительная часть из них после окончания активных занятий спортом, давших им высокий уровень функциональных резервов, довольно быстро становятся «обычными людьми», подверженными, как и все остальные, различным недугам. Известно, что достигнутые годами результаты в закаливании практически полностью исчезают уже через несколько месяцев после прекращения закаливающих процедур. Принцип «сегодня и всю жизнь» .

Слайд 16

Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Осуществляя сознательную и целенаправленную здравотворческую деятельность, создавая среду обитания и деятельности, влияя на внешние условия, человек приобретает большую свободу и власть над собственной жизнью и обстоятельствами жизни, делая саму жизнь более плодотворной, здоровой и долголетней. Чтобы достичь этого, человек должен прежде всего стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета. Принцип валеологического самообразования .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Здоровый образ жизни!"

«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, по...

Методическая разработка "Здоровый образ жизни"

В данном материале изложены цели и задачи по тематической неделе, чем мы будем заниматься на этой неделе....

Выступление волонтёрского отряда "За здоровый образ жизни"

Материал будет полезен педагогам ДОУ, для выступления волонтёрского отряда по ЗОЖ....

Выступление на педсовете. Формирование здорового образа жизни.

Формировать любовь к здоровому образу жизни,полезным привычкам; сохранение и укрепление здоровья....