картотека пальчиковых игр
картотека

Виноградова Татьяна Григорьевна

пальчиковые игры для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr_i_uprazhneniy.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр и упражнений с голосом

«Паучок»

Паучок ползет по ветке

Пальцы правой руки  перебираются по левой снизу к верху

А за ним ползут и детки .

Пальцы левой руки перебираются по правой руке снизу к верху

Дождик сильный вдруг полил,

Резко разжимаются и сжимаются пальцы рук

Паучков на землю смыл.

Левая рука стряхивает с правой «паучков»

Солнце стало припекать

Кисти рук соединить изобразить солнце

Паучок ползет опять

Пальцы правой руки  перебираются по левой снизу к верху

А за ним ползут и детки

Пальцы левой руки перебираются по правой руке снизу к верху

Чтобы посидеть на ветке.

Легко похлопать пальцами  обеих рук  по голове.

«Апельсин»

Мы делили апельсин

Руки сжаты в кулак, пальцы в сторону

Много нас , а он один.

Две руки сжаты в один кулак.

Эта долька для чижа,

Отгибаем по очереди один пальчик

Эта долька для ежа,

Второй пальчик

Эта долька для утят,

Третий пальчик

Эта долька для цыплят,

Четвертый пальчик

Эта долька для бобра .

Пятый пальчик.

Ну а волку кожура.

Резко разжимаются и сжимаются пальцы рук

Он сердит на нас ! Беда!

Два кулака «бодаются» друг о друга

Разбегайтесь кто куда.

Пальчики рук «побежали в разные стороны»

«Гулять во двор».

1,2,3,4,5

Загибаем по счёту каждый пальчик.

Мы во двор пошли гулять

Пальчики левой руки идут по правой руке

Бабу снежную лепили

Имитируем лепку снежков

Птичек крошками кормили,

Имитируем движение кормления птиц

С горки мы потом катались

Пальцы правой руки «сьезжают» по левой руке и наоборот

А еще в снегу валялись

Кисти рук вращаются влево вправо

Все в снегу домой пришли

Имитируем отряхивание снега с рук

Съели суп и спать легли.

Имитируем движение ложкой и две руки под щеку.

«Снежки» .

1,2,3,4

Загибаем по счёту каждый пальчик.

Мы с тобой снежки лепили

Имитируем лепку снежков

Круглый, крепкий

Имитируем снежок

Очень гладкий

Гладим руки

И совсем-совсем не сладкий!

Грозим указательным пальчиком

Подкиним , поймаем !

Изображаем движения

А потом его сломаем.

Хлопок в ладоши.

«Дом».

Есть в лесу из бревен дом.

Руки подняты над головой в виде домика

Есть окошки в доме том

Пальцами двух рук изобразить окошко

Посмотрите в то окно,

Смотрим в окошко одним глазом

Там и тихо и темно.

Потом вторым глазом.

Мы тихонько кулачком

Одна рука приподнята и сжаты пальцы, второй ,сжатой в кулачок стичим.

Постучимся в этот дом.

 Большой палец правой руки поднят ,по 2 пальца  отодвинуты вверх и вниз.

Выскочил какой-то зверь:

Имитируем собаку

-Гав! – сказал и запер дверь

Опять рука имитирует дверь

Чуть погромче кулачком

Имитируем стук в дверь

Постучимся в этот дом.

Выглянул какой-то зверь.

Имитируем рога козы

-Мее ! – сказал и запер дверь.

Опять рука имитирует дверь

Громко – громко кулачком

Постучимся в этот дом.

Выглянул какой-то зверь:

Имитируем рога коровы

-Муу!- сказал и запер дверь.

 Опять рука имитирует дверь

Киска на окне сидит

Гладим усики

-Мяу-мяу ! – говорит –

Грозим пальчиком

-Хватит в домик к нам стучать,

Дайте хоть чуть-чуть поспать

Руки под щеку.

«Секрет»

Хлопы – хлопы

Хлопки прямыми руками

Туки –туки.

Стучим кулачками .

Для чего ребенку руки?

Показываем ,вращая, вниз вверх

Для чего, для чего?

Для секрета одного!

Палец к губам имитируя секрет

Хватит голову ломать

Две руки к голове

Чтобы Маму обнимать!

Обнимаем сами себя, имитируя объятия мамы!

 

«Шарик»

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

«Юла»

Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу.

«Сливы»

Кисти сжаты в кулак.

Большой пальчик сливы трясёт.

 Разгибаем большой палец.

Второй их собирает.

Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец.

Четвёртый высыпает.

Разгибаем безымянный.

Самый маленький – «шалун»

Разгибаем мизинец.

Всё, всё съедает.

Капустка

Мы капустку рубим-рубим,

Движения прямыми ладонями вверх-вниз

Мы капустку солим-солим, 

поочерёдное поглаживание подушечек пальцев

Мы капустку трём-трём, 

потирать кулачок о кулачок

Мы капустку жмём-жмём. 

сжимать и разжимать кулачки

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой 

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка, Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри, 

Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки. 

Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели! 

Вращательные движения кистями рук.

За метелью, за метелью!

«Снежинки»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

 Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить

в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.

Полетел снежинок рой.

Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх,

вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

 Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

Может быть подружится.

 

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка. 

Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Шишечки, иголочки,

 Кулачки, «иголочки»-

раздвинуть пальцы.

Шарики, фонарики,

Ладошки держать «ковшиком».

Зайки и свечки,  

Соединить оба кулачка вместе, указательные пальцы вверх ("Уши зайчиков.

Звёзды, человечки.

Ладошка в виде звезды, «человечки» – походить пальчиками.

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок,

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши,

Показать все пальчики, «играя» ими.

Все красивы хороши!

«Петушок»

Наш красивый петушок 

Обе руки сжаты в кулачки.

Кверху поднял гребешок. 

Разжать ладони.

Крылышками машет. 

Кистями помахать в воздухе.

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт.

Указательными пальцами постучать по столу.

Пёстрых курочек зовёт.

 Кистями рук сделать манящие движения.

 

«Повстречались»

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка«Мяу – мяу».

Два щенка«Ав – ав».

Два жеребёнка«И-го-го»

Два телёнка,два быка:

«Му-у». Смотри, какие рога!

«Кот на печку пошёл»

Кот на печку пошёл, Пальчики «шагают».

Горшок каши нашёл.

 «Горшок из ладошек».

На печи калачи, 

Ладошки «лепят калачи»

Как огонь горячи.

 Подуть на ладошки.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

 Погрозить пальчиком.

«Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

 

«Есть у каждого свой дом»

Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

 Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.

Всем тепло уютно в нём.

«Белочка»

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

 

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка, 

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Моет вилку, чашку, ложку,

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять

имитирующие движения.

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

«Жаворонок»

Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.

Птичка, птичка, прилетай!

Весну-красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

«К нам весна пришла»

К нам весна пришла,

Цветы красивые принесла! 

Ручки протягивают вперёд «с букетом».

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели! 

Пальчики двигаются, будто плетут венок.

«Радуются взрослые и дети»

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

«Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке

 Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.. 

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается! 

Мимика, жесты.

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

«Семья»

С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

 

«Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло стол, диван, кровать

Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!

Поднимать зажатые кулачки вверх.

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

 Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

 Загибать пальчики, начиная с больших,

на каждое название мебели.

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире!

 Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать-

Сжимать и разжимать пальчики.

Будем транспорт называть:

Машина, вертолёт,

 Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Трамвай, автобус, самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали, 

Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Пять видов транспорта назвали.

«Пароходик»

Пароходик в море был.

 Ладони соединить в форме чаши.

Вот он к пристани приплыл.

 Сделать волнообразные движения в воздухе.

Загудел в свою трубу«У – у – у!» 

Одновременно пошевелить большими пальцами.

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Сжимать и разжимать кулачки.

Насекомых называем:

Бабочка, кузнечик, муха,

 Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит! 

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!

Спрятать руки за спину.

«Бабочка»

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

 

«Колокольчики»

В прятки пальчики играют 

Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,

 Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Распускают лепестки 

Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются, 

Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Низко наклоняются.

Колокольчик голубой 

Круговые движения кистями.

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Колокольчики-цветы 

Повороты кистями вправо-влево,

Очень вежливы, а ты?

 Ладони сверху опустить на стол.

«Что делать после дождика?»

Что делать после дождика? 

Соединяем по очереди все пальцы с большими.

По лужицам скакать!

 Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.

Что делать после дождика?

 Соединяем все пальцы рук с большими.

Кораблики пускать! 

Рисуем обеими руками восьмёрку.

Что делать после дождика? 

Соединяем все пальцы с большими.

На радуге кататься! 

Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.

Что делать после дождика? 

Соединяем все пальцы с большими.

Да просто улыбаться! Улыбаемся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...