«Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ»
статья

Кудряшова Светлана Павловна

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем
является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое
главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное
физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в
основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей
необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих
себя, так и своего ребенка. Современные мамы и папы должны выступать не в
качестве пассивных “зрителей” образовательного процесса детей в вопросах
сохранения и укрепления здоровья, а в качестве активных соучастников.
Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка,
индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в
содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
-медико-профuлактические;
-физкультурно-оздоровительные;
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного
образования;
-валеологического просвещения родителей.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии,
обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством
медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и
нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие
технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка
рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль
питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития
дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в
детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований
СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –
технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья
ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление
физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика,
массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной
осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах,
воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о
здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется
специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях
специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы
этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в
разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и
прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе
педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии,
обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника.
Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и
позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со
сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-
эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий
занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми,
а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем
педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести
технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения
развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного
образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья
педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья,
развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это
прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры
здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного
отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье
и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение
валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и
эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,
задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической
самопомощи и помощи.
Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии,
направленные на обеспечение валеологической образованности родителей
воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности.
Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный
процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня:
Утренняя гимнастика:
- дыхательная гимнастика; - пальчиковая гимнастика; - общеразвивающие
упражнения; - танцевальные упражнения; - использование элементов
упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг и др.
Перед занятиями:
- точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.
Физкультминутки на занятиях:
- дыхательные упражнения; - пальчиковая гимнастика.
Утренняя прогулка:
- дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения; -
оздоровительная ходьба, бег.
Перед сном:
- релаксация, саморегуляция.
После сна:
- гимнастика пробуждения; - дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика; - ходьба с использованием нестандартного
физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление
(профилактика) осанки, сколиоза).
Перед ужином:
- массаж на профилактику простудных заболеваний; - физкультурные занятия –
2 раза в неделю; - ритмическая гимнастика – 1 раз в неделю.
Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный
тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с
носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть
использовано и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.
- «Найди и покажи носик»; - «Помоги носику собраться на прогулку»
(очищение носа салфеткой или носовым платком). - «Носик гуляет» - вдох и
выдох через нос. - «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением. -
«Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую
ноздрю поочередно. - «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать
указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу». -
«Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.
Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив
крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и
физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного
мозга, тонизирует весь организм.
Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически
активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно
почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для
улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных
заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется
проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
- «Найдем и покажем ушки»; - «Похлопает ушками»; - «Потянем ушки» -
оттягивание мочек ушей; - «Потрем ушки».
Закаливающий массаж подошв. Такой вид массажа рекомендуется для детей
среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции
активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается
ежедневно.
От того, насколько здоровы наши дети, зависит будущее современного
общества. Именно в детстве закладывается и фундамент здоровья ребенка,
происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения,
осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые
физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Доказано, что система профилактических мероприятий по формированию
здоровья подрастающего поколения может быть эффективной только в том
случае, если она охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и
реализуется последовательно в течение всего периода детства. Поэтому
актуальной становится проблема формирования культуры здоровья
дошкольников в системе интегрированного подхода: включении работы по
охране, укреплению и формированию культуры здоровья во все
образовательные области, с привлечением к данной теме и родителей.
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что
здоровьесберегающая технология – это целостная система
воспитательно-оздоровительных, коррекционных и
профилактических мероприятий, направленных на воспитание
личностных качеств, способствующих формированию осознанного
и ценностного отношения к своему здоровью, его сохранению и
укреплению, эффективность которых зависит от продуктивного
взаимодействия ребенка, его родителей, педагога и медицинских
работников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем
является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое
главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное
физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в
основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей
необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих
себя, так и своего ребенка. Современные мамы и папы должны выступать не в
качестве пассивных “зрителей” образовательного процесса детей в вопросах
сохранения и укрепления здоровья, а в качестве активных соучастников.
Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка,
индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в
содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
-медико-профuлактические;
-физкультурно-оздоровительные;
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного
образования;
-валеологического просвещения родителей.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии,
обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством
медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и
нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие
технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка
рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль
питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития
дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в
детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований
СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –
технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья
ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление
физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика,
массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной
осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах,
воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о
здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется
специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях
специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы
этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в
разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и
прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе
педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии,
обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника.
Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и
позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со
сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-
эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий
занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми,
а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем
педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести
технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения
развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного
образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья
педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья,
развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это
прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры
здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного
отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье
и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение
валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и
эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,
задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической
самопомощи и помощи.
Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии,
направленные на обеспечение валеологической образованности родителей
воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности.
Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный
процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня:
Утренняя гимнастика:
- дыхательная гимнастика; - пальчиковая гимнастика; - общеразвивающие
упражнения; - танцевальные упражнения; - использование элементов
упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг и др.
Перед занятиями:
- точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.
Физкультминутки на занятиях:
- дыхательные упражнения; - пальчиковая гимнастика.
Утренняя прогулка:
- дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения; -
оздоровительная ходьба, бег.
Перед сном:
- релаксация, саморегуляция.
После сна:
- гимнастика пробуждения; - дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика; - ходьба с использованием нестандартного
физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление
(профилактика) осанки, сколиоза).
Перед ужином:
- массаж на профилактику простудных заболеваний; - физкультурные занятия –
2 раза в неделю; - ритмическая гимнастика – 1 раз в неделю.
Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный
тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с
носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть
использовано и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.
- «Найди и покажи носик»; - «Помоги носику собраться на прогулку»
(очищение носа салфеткой или носовым платком). - «Носик гуляет» - вдох и
выдох через нос. - «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением. -
«Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую
ноздрю поочередно. - «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать
указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу». -
«Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.
Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив
крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и
физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного
мозга, тонизирует весь организм.
Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически
активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно
почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для
улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных
заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется
проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
- «Найдем и покажем ушки»; - «Похлопает ушками»; - «Потянем ушки» -
оттягивание мочек ушей; - «Потрем ушки».
Закаливающий массаж подошв. Такой вид массажа рекомендуется для детей
среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции
активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается
ежедневно.
От того, насколько здоровы наши дети, зависит будущее современного
общества. Именно в детстве закладывается и фундамент здоровья ребенка,
происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения,
осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые
физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Доказано, что система профилактических мероприятий по формированию
здоровья подрастающего поколения может быть эффективной только в том
случае, если она охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и
реализуется последовательно в течение всего периода детства. Поэтому
актуальной становится проблема формирования культуры здоровья
дошкольников в системе интегрированного подхода: включении работы по
охране, укреплению и формированию культуры здоровья во все
образовательные области, с привлечением к данной теме и родителей.
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что
здоровьесберегающая технология – это целостная система
воспитательно-оздоровительных, коррекционных и
профилактических мероприятий, направленных на воспитание
личностных качеств, способствующих формированию осознанного
и ценностного отношения к своему здоровью, его сохранению и
укреплению, эффективность которых зависит от продуктивного
взаимодействия ребенка, его родителей, педагога и медицинских
работников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ»

Статья посвящена вопросам здоровья детей дошкольного возраста. Автор, в статье раскрывает понятия и виды здоровьесберегающих технологий, которые используются в педагогическом процессе ДОУ....

Консультация для родителей «Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. По...

«Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ» ( Консультация для родителей)

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.     Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и оп...

«Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ»

   Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка....

Педагогический совет "Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ"

Презентация к педагогическому совету "Использование здоровьесберегающих технологий  в работе с детьми младшего дошкольного возраста"...